Личный режим царя Бориса III

Очередной правительственный кризис был вызван распоря­жением министра внутренних дел кабинета П. Златева об интер­нировании А. Цанкова и К. Георгиева. Намереваясь по-прежнему играть ключевую роль в упраа1ении страной, Военный союз пред­ложил предоставить пост премьер-министра члену политическо­го союза «Звено» Д. Казасову. Но вопреки его ожиданиям, царь Борис, заявлявший о приверженности «идеям 19 мая», назначил главой правительства своего кандидата — А. Тошева.

Военный союз оказался отодвинутым на второстепенные по­зиции. Однако он продолжал представлять для монарха угрозу. В октябре 1935 г. лидеры Военного союза, обвиненные в организа­ции заговора против официальных властей, были осуждены. В ре­зультате союз временно был устранен с политической арены Бол­гарии. Вслед за Военным союзом пал «истощенный» борьбой с ним сам кабинет А. Тошева. Управление страной фактически пе­решло к царю Борису.

Новым премьер-министром стал искусный дипломат Г. Кьо-сеиванов. В ноябре 1935 г. он сформировал свой первый кабинет «специалистов». Декларация правительства Г. Кьосеиванова о его намерениях была достаточно расплывчатой. Какие-либо твердые обязательства, связанные с принятием новой конституции, под­готовленной кабинетом Л. Тошева, проведением парламентских выборов и т.п., в ней отсутствовали. Они были заменены общими фразами о стремлении правительства нормализовать положение, добившись «объединения всех здоровых национальных сил».

В стране продолжал действовать указ от 14 июня 1934 г. о за­прете политических партий и организаций, измененный и допол­ненный в июне 1935 г. Однако это не помешало политическим силам завершить в целом к середине 1936 г. свою перегруппировку.

Крайнее правое поле по-прежнему занимали Народное со­циальное движение, «Годна защита» и др. Они находили поддерж­ку главным образом среди офицеров запаса, государственных слу­жащих, отдельных групп молодежи.

Крайнее левое поле представляли БКП (т. с.) и Рабочая партия, силы которых были значительно ослаблены. К концу 1936 г. Рабочая партия, допускавшая систему двойного членства, насчитывала приблизительно 7 тыс. членов, из которых около 4 тыс. входили в БКП (т. с). В соответствии с решениями VII конг­ресса Коминтерна БКП (т. с.) внесла коррективы в свою тактику. На состоявшемся в феврале 1936 г. VI пленуме ЦК БКП (т. с), классифицировавшем правительство Г. Кьосеиванова как «пра­вительство фашистской диктатуры, опирающееся на близкие царю части офицерства», было заявлено о готовности партии к сотруд­ничеству со всеми «антифашистскими силами». Утвержденные плс-нумом резолюции составили основу платформы Народного фрон­та, в которую были включены требования восстановления Тыр-новской конституции, проведения парламентских выборов, отмены изданных после 19 мая 1934 г. указов, роспуска организа­ций, причастных к отмене конституции или препятствовавших се восстаноатению. Пленум выразил готовность к сотрудничеству с различными фракциями БЗНС, БРСДП (о). Радикальной и Демократической партиями.

Личный режим царя Бориса III - student2.ru Личный режим царя Бориса III - student2.ru Личный режим царя Бориса III - student2.ru В мае 1936 г. БЗНС—«Врабча-1» во главе с Д. Гичевым, крыло БРСДП (о), возглавлявшееся К. Пастуховым, Национал-либе­ральная партия Б. Смилова, Радикальная партия Г. П. Генова, Демократический сговор А. Ляпчева образовали центристскую коалицию, названную «пятеркой».

В июне 1936 г. «пятерка» подала адрес царю Борису с требо­ванием восстановления конституционно-парламентского режи­ма. Это привело к реорганизации правительства Г. Кьосеиванова, проведенной в июле 1936 г. В него было введено двое членов партии А. Цанкова.

Второй кабинет Г. Кьосеиванова обязался разработать новый избирательный закон и провести парламентские выборы яо ок­тября 1936 г. Он обеспечил необходимые условия для реализации на практике отдельных свобод: слова, печати, собраний. За актив­ностью рахтичных политических сап наблюдало министерство внут­ренних дел. Исходя из згою, правительство придало ему функции своеобразного социологического центра. Министерству было по­ручено изучить и представить анализ состояния общественных на­строений в стране. Вывод министерства оказался следующим: на­селение аполитично, его в большей степени волнуют проблемы, решение которых находится в компетенции общинных советов. В итоге царь Борис решил не проводить парламентских выборов, а ограничиться очередной реорганизацией правительства Г. Кьосеи­ванова, вернувшего себе в октябре 1936 г. «беспартийный» облик.

Основываясь, в частности, на заключениях министерства внут­ренних дел, третий кабинет Г. Кьосеиванова начал свою деятель­ность с подготовки общинных выборов. Им был разработан но­вый избирательный закон, оглашенный 18 января 1937 г. Согласно последнему, не допускалось выдвижение кандидатов на должности общинных советников партиями или иными политическими орга­низациями. Разрешалось только самовыдвижение мужчинам стар­ше 30, отвечавшим определенному образовательному цензу, а так­же не разделявшим «коммунистических и анархических идей».

Проведение выборов правительство наметило на март 1937 г. В рамках подготовки к ним «пятерка» договорилась о единых действиях с частью БЗНС—«Пладне», а также Демократичес­кой и Рабочей партиями. Центральным в предложенной ею из­бирательной платформе являлось требование восстановления Тырновской конституции. На местах по инициативе оппози­ционных сил начали создаваться конституционные клубы. Они агитировали подавать на выборах недействительные бюллете­ни, призванные символизировать голос, поданный за восста­новление Тырновской конституции. Таким образом оппози­ция рассчитывала превратить выборы в своеобразный референ­дум по вопросу о конституции. Однако итоги выборов в общинные советы оказались весьма обескураживающими для

правительства. Только 20% принявших участие в голосовании из­бирателей подали недействительные бюллетени.

В мае 1937 г. кабинет претерпел четвертую реорганизацию Во многом она была вызвана разногласиями между 1руппировкамн премьер-министра и военного министра. Первая выступала за «бес­партийность», а вторая — за приачечение к управлению страной представителей правых партий. Преодолеть имевшие место про­тиворечия путем формирования нового кабинета не удалось. Ком­промиссом п данном случае стал новый закон о выборах в На­родное собрание, которым, в частности, предусматриваюсь со­кращение депутатских мест до 160, самовыдвижение кандидатов или выдвижение кандидатов специальными коллегиями, форми­ровавшимися избирателями числом от 20 до 40 тысяч, и т.п.

В январе 1938 г. состав правительства Г. Кьосеиванова был обноатен в пятый раз. После этого оно определило дату парла­ментских выборов. В условиях, когда «беспартийному» правитель­ству противостояла «партийная» оппозиция, кабинет Г. Кьосеи­ванова взял на себя ряд функций, присущих политическим парти­ям. В предвыборной программе правительства были изложены принципы пропагандировавшейся им «новой демократии», а именно: «дисциплинированной свободы, базирующейся на идее социальной солидарности», четкого разделения исполнительной и законодательной власти, ликвидации «партизанщины» и ут­верждения «беспартийности» в сфере государственного упраате-ния. Результаты состоявшихся в марте 1938 г. выборов оказались следующими: правительство пропело в Народное собрание 97 своих депутатов, оппозиция — 63.

С началом работы парламента не произошло возвращения к прежней политической системе, поскольку изменились функцио­нальные связи и отношения между ее элементами. Этому способ­ствовало и само Народное собрание, утвердив большинство из­данных после 19 мая 1934 г. указов. Монарху, которому были пре­доставлены прерогативы назначать правительства без одобрения парламента, распускать парламент в случае непринятия предла­гавшихся им законопроектов и т.п., в конечном итоге удалось сконцентрировать власть в своих руках.

Утверждение так называемого «беспартийною» режима спо­собствовало достижению определенной консолидации болгарс­кого общества, необходимой для решения внешнеполитических задач страны.

Наши рекомендации