Тема 3. Политическая жизнь и властные отношения.

Тема 3. Политическая жизнь и властные отношения.

Учебные вопросы.

1. Политическая жизнь как сфера общества и объект политологии.

2. Происхождение политики и развитие взглядов на ее содержание. Структура, содержание и уровни политики. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики.

3. Властные отношения. Власть в системе политических отношений. Многообразие определений политической власти. Субъект и объект власти. Природа подчинения. Понятие ресурсов политической власти. Процесс властвования. Виды власти, особенности государственной власти.

4. Легитимность политической власти, ее типы.

Происхождение политики и развитие взглядов на ее содержание

В современной политической науке нет однозначного определения термина «политика», что объясняется сложностью политики, богатством ее содержания, многообразием свойств. В русском языке эта ситуация усложняется и тем, что слово «политика» является эквивалентом многих аспектов и граней мира политического, тогда как, например, в английском языке существуют как минимум три термина, нарушающих эту монополию: во-первых, это собственно политическая сфера (politics), во-вторых, политический строй (polity), что очень близко к понятию политической системы, ее институционального устройства, и, наконец, в-третьих, это «policy», обозначающее политический курс, своего рода сознательно выработанную политическую линию или стратегию. Лексический аппарат русского языка нередко выходит из положения, вводя в оборот такие весьма различные предикаты, как «экономическая или социальная политика», «женская или молодежная политика», «государственная или партийная политика», что порой даст возможность для анализа самых разных реальных и семантических аспектов политики, ее субъектов и объектов. В то же время, может быть, самым важным для понимания сложности политической жизни является и тот момент, что за тысячелетия исторически меняется и сам мир политического, и границы политической сферы, так же как эволюционируют и представления о политике, и, кроме того, со временем расширяется теоретическое поле концепций и подходов, содержащих ее интерпретацию.

Политика как деятельность государства

Представления Платона и Аристотеля о природе политического и границах сферы политики открывают как бы первый этап, условно говоря, «государствоцентристский», в длительной эволюции воззрений на политику. Аристотель достаточно четко проводит идею о том, что политики это, прежде всего, государство, а сфера политического есть сфера государственных отношений («государственного общения», общения между «политическими людьми» по поводу ведения общественных дел) и государственного управления. Взгляды политических мыслителей Древней Греции во многом были связаны с неразвитостью самой политической сферы, в которой, естественно, отсутствовала еще сложность и разветвленность современной политической системы, включающей и систему разделения властей, и сложную партийную и избирательную системы, наднациональные структуры (Европарламент и др.), профсоюзы и социальные движения и т. д.

Синкретичное представление о политике (а это довольно сложная смесь мифологических, теологических, экономических, этических и политических идей) как государственной жизни или жизни посредством государственного общения между людьми (становящимися «людьми политическими» в силу этого) становится доминирующим на протяжении практически двух тысячелетий, начиная от «Государства» Платона и «Политики» Аристотеля вплоть до «Государя» Н. Макиавелли и «Левиафана» Т. Гоббса. Несмотря на то, что в этот период темы происхождения и природы государства и государственной жизни, характера государственного управления и государственного общения (внутригосударственных отношений) постоянно соприкасаются с социальными проблемами, относящимися к отдельным людям, общественным стратам и группам, мир политики это прежде всего область государственного управления гражданами или подданными.

Содержание мира политики.

Политика - многомерна и выступает в единстве 3 взаимосвязанных аспектов:

1. Как сфера общественной жизни

2. Как один из видов активности социальных субъектов

3. Как определенный тип социальных отношений.

В 1 аспекте политика выступает как определенный элемент, за ней закрепляются функции согласования общественных и частных интересов, осуществление господства, поддержка порядка, реализация целей, управление общественными делами и регулирование людьми.

Во 2 аспекте политика рассматривает связи и объясняет и способы их осуществления, как совокупности индивидуальной активности субъектов.

В 3 аспекте политика определяется как высший вид человеческого общения, как отношение классов по поводу государственной власти, как тип конфликтных отношений и социальных взаимодействий.

В современной политике условно можно выделить следующие структурные элементы:

Тема 3. Политическая жизнь и властные отношения. - student2.ru

Политический интерес рассматривает внутренний осознанный источник поведения субъекта политики в предлагаемых политических ситуациях.

Политическая организация отражает роль институтов публичной власти как центров управления и регулирования общественными процессами.

Политическая деятельность выступает как разновидность социальной активности субъектов, для реализации своих интересов.

Политическое сознание характеризует зависимость политической жизни от осознанного отношения к ней людей.

Политика – особо сложное социальное явление. Поскольку непосредственными субъектами общественных отношений выступают человек и тем или иным способом организованные самостоятельные группы людей, то жизненно важным становится искусство посредничества между ними. Это и есть политика уже с близкой по времени к нам точки зрения.

В богатый и многообразный мир политики входит: Наука в такой мере, в какой политика слита со знаниями, идеями; установки, интересы, цели различных социальных групп и политических институтов; Практическая деятельность по реализации желаемых моделей будущего, программ, курсов; Участие в делах государства, влияние на власть различных сил, групп давления; регулирование и согласование интересов групп, классов - обеспечивающее целостность общества; отношение социальных субъектов по поводу государственной власти, само взаимодействие субъектов и объектов политики.

Схема 2.

Абстрактно-логическая модель публичной власти как механизма социального общения ("политологический ромб")

Тема 3. Политическая жизнь и властные отношения. - student2.ru

  «A(s)» Агент в роли коллективного властвующего (управляющего) «субъекта» (государство).
«A(o)» Агент в роли совокупного подвластного (управляемого) «объекта» (гражданское общество).
«K(S,0)» Ценности и традиции доминирующей культуры.
«R(0)» Ресурсы общества.
«I(S)» Институциональные формы поддержания порядка и инструментальные способы взаимодействия агентов.
A(s) >«3f I(s) Принятие управленческого решения (выражение и аккумуляция «всеобщей публичной воли»)
I(s) >«3f A(o) Осуществление управленческого воздействия (применения «силовых» методов и инструментов государственного руководства).
A(o) >«3f I(s) Гражданское давление (использование средств и форм политического участия).
I(s) >«3f A(s) Гражданское волеизъявление и представительство интересов в выработке и корректировке публичных решений.
A(s) >«3f R(o) Организованный контроль «сверху» (способность регулирования).
R(o) >«3f A(o) A(o) >«3f R(o) Централизованное распределение, социальное влияние (способность мобилизации) и борьба за перераспределение.
R(o) >«3f A(s) Социальная поддержка и контроль над властью «снизу».
A(s) >«3fA(o) Легитимное господство (порядок установлений и отдача приказов).
A(o) >«3f A(s) Легитимное подчинение (признание и выполнение приказов).
A(o) >«3fK(s,o) >«3f A(s) Нормы и правила игры.
I(s) >«3f K(s,o) >«3f R(o) Критерии оценки.

Как уже отмечалось, ресурсы общества ограничены и распределены неравномерно - это приводит к постоянной борьбе индивидов и групп за их перераспределение, а также к взаимному соперничеству и противоборству в этой сфере власти управляющих и влияния управляемых. Управляющие обладают организованным контролем над общегосударственными ресурсами и административным аппаратом, а управляемые располагают лишь своими частными ресурсами потенциалом мобилизации граждан со стороны партий и движений, которые постоянно ведут борьбу за выгодное им перераспределение общественных ресурсов и усиление над ними социального контроля.

Уровни легитимности власти

Политическая власть – способность социальной единицы (социальной группы, класса, большинства общества) и представляющих её организаций и индивидов проводить свою волю по отношению к другим социальным единицам; осуществлять общие интересы данной социальной единицы насильственными или ненасильственными средствами.

Базовым элементом существования и функционирования власти, а также закрепления её в обществе, является легитимность.Понятие легитимности означает признание власти обществом, обоснованность и необходимость данной власти и её носителей. В узком смысле понятие легитимности характеризует законность власти.

Исторически сформировались 3 уровня легитимности:

  1. Идеологический
  2. Структурный
  3. Персональный

Идеологический уровень легитимности – подразумевает признание власти в силу внутренней убежденности или веры в правильность тех идеологических ценностей, которые провозглашены властью;

Основа - идеологические ценности;

Структурный уровень - правомочность власти вытекает из убеждения в законности и ценности установленных структур и норм, регулирующих политические отношения;

Основа – специфические политические структуры;

Персональный уровень легитимности – признание власти основано на вере масс в особые способности политического лидера, вождя;

Основа – личный авторитет правителя;

Источник легитимности Режим Авторитеты
Идеология Внутренняя убежденность в законности режима Внутренняя убежденность в законности авторитета
Структура Беспристрастная вера в законность структуры и норм Перенесение веры в структуру на авторитеты
Персональные качества Перенесение веры в авторитеты на структуру и нормы самого режима Беспристрастная вера в законность авторитетов на основе личных качеств

Описанные уровни легитимности власти, как правило, в реальности существуют совместно, взаимно дополняя друг друга.

Проблема легитимности – это в значительной мере проблема участия общества в управлении государством. Неспособность системы обеспечить такое участие подрывает её легитимность. Крайней точкой падения легитимности власти являются революция, государственные перевороты – открытые формы недовольства режимом.

  Легальное господство Традиционное господство Харизматическое господство
Нормы и правила, лежащие в основе Рационально разработанные правила Патриархальные или сословные нормы --------
Глава системы (тип господина) Избранное должностное лицо или орган Монарх или религиозный советник Пророк Военачальник Демагог Лидер
Источник авторитета Делигирован на основе принципа большинства Традиция или передача по наследству Эмоциональное доверие свиты к лидеру
Форма легитимности системы Целе-рациональная вера предписанной системе норм Вера в порядок вещей Вера в качества и харизму политического лидера
Доминирующий тип социального поведения Инструментальное или иное социальное поведение Традиционное социальное поведение Эмоциональное социальное поведение

Тема 3. Политическая жизнь и властные отношения.

Учебные вопросы.

1. Политическая жизнь как сфера общества и объект политологии.

2. Происхождение политики и развитие взглядов на ее содержание. Структура, содержание и уровни политики. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики.

3. Властные отношения. Власть в системе политических отношений. Многообразие определений политической власти. Субъект и объект власти. Природа подчинения. Понятие ресурсов политической власти. Процесс властвования. Виды власти, особенности государственной власти.

4. Легитимность политической власти, ее типы.

Происхождение политики и развитие взглядов на ее содержание

В современной политической науке нет однозначного определения термина «политика», что объясняется сложностью политики, богатством ее содержания, многообразием свойств. В русском языке эта ситуация усложняется и тем, что слово «политика» является эквивалентом многих аспектов и граней мира политического, тогда как, например, в английском языке существуют как минимум три термина, нарушающих эту монополию: во-первых, это собственно политическая сфера (politics), во-вторых, политический строй (polity), что очень близко к понятию политической системы, ее институционального устройства, и, наконец, в-третьих, это «policy», обозначающее политический курс, своего рода сознательно выработанную политическую линию или стратегию. Лексический аппарат русского языка нередко выходит из положения, вводя в оборот такие весьма различные предикаты, как «экономическая или социальная политика», «женская или молодежная политика», «государственная или партийная политика», что порой даст возможность для анализа самых разных реальных и семантических аспектов политики, ее субъектов и объектов. В то же время, может быть, самым важным для понимания сложности политической жизни является и тот момент, что за тысячелетия исторически меняется и сам мир политического, и границы политической сферы, так же как эволюционируют и представления о политике, и, кроме того, со временем расширяется теоретическое поле концепций и подходов, содержащих ее интерпретацию.

Наши рекомендации