Доклад эксперта Экономического и Социального Совета ООН
«Миграционный кризис»
На современном этапе международная миграция стала неотъемлемой составляющей социально-экономического и политического становления как развитых, так и развивающихся стран.
Существующий на данный момент миграционный кризис Еврокомиссия уже признала крупнейшим со времен Второй мировой войны. Одной из его отличительных черт стало слияние нескольких миграционных потоков – легальной, нелегальной экономической миграции и беженцев – в один мощный поток. По утверждению высокого представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерики Могерини, миграционный кризис охватывает в целом около 12 млн. человек.
Вооруженный конфликт в Сирии был и остается основной причиной, вынуждающей людей искать убежище в других государствах. Но нельзя отрицать, что продолжающееся насилие в Ираке и Афганистане, бедность в Центральной Африке и Юго-Восточной Азии также являются мощными катализаторами миграционных процессов.
Серьезным фактором, осложняющим проблемы миграции, стал рост числа «экологических беженцев», т. е. лиц, пострадавших от природных катастроф. Прогнозы в этой области весьма неутешительны. Так, потепление климата может привести к 2050 г. к взрывному увеличению численности мигрирующих переселенцев, среда обитания которых окажется разрушенной.
При этом важно указать на различия между понятиями «мигрант» и «беженец».
Мигрант - это лицо, которое по причинам, отличающимся от содержащихся в определении беженца, добровольно покидает страну, чтобы поселиться в другом месте.[1]
Беженец - это лицо, которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений;[2]
Любой кризис порождает целый ряд негативных последствий.
Проблема неконтролируемой массовой миграции создает угрозу территориальной целостности государств, принимающих мигрантов. Практика показала, что распространению терроризма[3], увеличению наркотрафика, распространению эпидемий[4] и заболеваний в большей степени подвержены районы, населенные мигрантами. Прогрессирующая нелегальная миграция способствует формированию криминальных сетей, занимающихся контрабандной транспортировкой людей и работорговлей. Перечисленные факты осложняют как внутреннюю ситуацию во многих странах, так и межгосударственные отношения.
Кроме того, любой вид незаконной миграции, исключая особые обстоятельства въезда беженцев и лиц, ищущих убежище, опасен как для самого индивида, так и для государства, чьи границы незаконно пересекают мигранты.
По последним данным Международной организации по миграции (МОМ), число мигрантов и беженцев, прибывших в страны Европы по Средиземному морю с начала текущего года, превысило 317 тыс. При этом более 3,6 тыс. человек погибли или пропали без вести в пути. Наиболее опасным стал маршрут миграции из Северной Африки в Италию, который унес с начала года 3156 жизней. На пути из Турции в Грецию погибли 414 человек.
Даже при беспрепятственном возвращении незаконных мигрантов в государство гражданства последствия этого правонарушения выражаются в административном запрете на повторный въезд. С точки зрения международного права этот запрет – проявление суверенитета государства в контексте его национальной безопасности. Таким образом, мы обязаны указать на двойственный характер проблемы незаконной миграции: с одной стороны, вопрос защиты и реализации прав мигрантов, с другой – реализация суверенитета принимающего мигрантов государства.
Преобладающим направлением миграционной политики государств по-прежнему остается усиление контрольных механизмов: ужесточение пограничного и визового режимов, ограничение доступа к процедурам получения убежища и т. п. Между странами ЕС и государствами-источниками миграции сегодня действует около 100 двусторонних соглашений о реадмиссии, не соответствующих международным стандартам в области защиты прав мигрантов и беженцев. В качестве средств борьбы с неконтролируемой миграцией используются аресты, урезание социальных благ, ограничение доступа к трудовой деятельности и т. п.
Примером тому может служить Директива Европейского Парламента и Совета ЕС «Об общих стандартах и процедурах, подлежащих применению в государствах-членах для возврата незаконно пребывающих граждан третьих стран», которая направлена на заключение ЕС общих соглашений о реадмиссии, а также на инициирование подобных двусторонних договоров государств-членов с третьими странами[5].
Однако эксперты Международной организации по миграции (далее – МОМ) отмечают общие недостатки международно-правового регулирования реадмиссии: сложности идентификации лиц, подлежащих реадмиссии; неэффективность положений, предусмотренные такими договорами в сравнении с ранее заложенными принципами взаимодействия заинтересованных государств.
На сегодняшний день по прежнему острыми остаются вопросы:
- соотношения международных стандартов в области прав человека и реализация их в соответствии с интересами и взглядами государства, принимающего мигрантов;
- выработки эффективных способов регулирования миграционных потоков;
- предоставления таких режимов мигрантам, которые одновременно способствовали и реализации их прав, и не ущемляли бы права граждан принимающего государства;
- искоренения ксенофобии;
- поддержания безопасности.
Здесь отражен далеко не полный перечень вопросов, которые предстоит разрешить мировому сообществу. Не вызывает сомнений, что общей целью международно-правового регулирования является придание цивилизованности любому виду миграции и определение её законных оснований и условий для блага самих же иностранных граждан.
Подавляющее большинство вопросов, которые возникают в современном мире, невозможно разрешить без надежной правовой базы. Относительно проблемы международной миграции, международному праву известен целый ряд документов. Как эксперт Экономического и Социального Совета ООН рекомендую обратить внимание делегатов на следующие источники международного права, регламентирующие миграционный процесс:
· Устав ООН 1945г.;
· Всеобщая декларация прав человека 1948 г.;
· Женевская Конвенция о защите гражданского населения во время войны 1949 г.;
· Устав Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев 1950 г.;
· Конвенцию о статусе беженцев 1951 г.;
· Венскую конвенцию о консульских сношениях 1963 г.;
· Конвенцию ООН о сокращении безгражданства 1961 г.;
· Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965г.;
· Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.;
· Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966г.;
· Конвенцию МОТ о злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения 1975 г.;
· Международную конвенцию о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 г.;
· Резолюции ГА ООН и Резолюции СБ ООН.
В последние несколько лет процессы миграции значительно активизировались. В этой связи мировому сообществу необходимо приложить максимальные усилия для урегулирования ситуации.
На плечи делегатов Экономического и Социального Совета Ростовской Модели ООН 2016 возложен поиск путей разрешения миграционного кризиса. Это непростая задача, которая может быть решена не иначе, как совместными усилиями. Принимая во внимание тот факт, что международная миграция будет продолжать существовать, страны-участники должны способствовать созданию эффективного миграционного режима – как на национальном и региональном, так и на глобальном уровнях.
Рекомендуемые ссылки:
1. Сайт Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев http://unhcr.ru/;
2. Сайт ООН
http://www.un.org/ru/index.html;
3. Сайт Совета по правам человека ООН
http://www.ohchr.org/ru/HRBodies/HRC/Pages/HRCIndex.aspx;
4. Сайт ОБСЕ
http://www.osce.org
[1] Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев
[2] п.2 ст.1 Конвенции о статусе беженцев 1951г.
[3] Немецкая внутренняя разведывательная служба BfV уже подтвердила официально худшие страхи аналитиков, сообщив, что все большее число бывших боевиков ИГИЛ прибывают в Европу под видом беженцев. http://politus.ru/v-mire/2342-ogon-islamskogo-terrorizma-rasprostranyaetsya-po-vsey-centralnoy-i-sredney-azii.html (дата обращения: 21.10.2016)
[4] По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в Йемене в медицинской помощи нуждается множество людей, более 300 тыс. из которых стали беженцами. Там же, согласно заявлению представителя ВОЗ К. Линдмайера, "число заразившихся лихорадкой Денге за последнее время увеличилось более чем в 3 раза. http://politinform.su/politika/42588-nekontroliruemaya-massovaya-migraciya-ugroza-evropeyskoy-bezopasnosti-2015.html (дата обращения: 21.10.2016)
[5] П. 7 Директива Европейского Парламента и Совета ЕС 2008/115/ЕС от 16 декабря 2008 г. «Об общих стандартах и процедурах, подлежащих применению в государствах-членах для возврата незаконно пребывающих граждан третьих стран http://web.archive.org/web/20090313045910/http://new.eulaw.ru/translation/ru/repatriation (Дата обращения : 22.10.2016)