Международные научные связи

Одним из важных, практически значимых аспектов современного международного культурного обмена, безусловно, являются междуна­родные научные связи, международное научное сотрудничество. От уровня развития науки зависит как внутренняя жизнь страны (уровень экономического развития, уровень жизни граждан), так и авторитет на , международной арене. Не случайно развитие научного сотрудничества относится к приоритетным направлениям политики большинства современных государств. Не следует забывать, что высокий уровень развития национальной науки и интенсивность международных научных связей определяет позитивный образ страны и включен в сферу внешней куль­турной политики. Промышленно развитые общества все сильнее зависят от науки и новейших технологий. Проникновение науки и технологий во все области жизни порождает не только новые возможности, но и новые проблемы, которые необходимо учитывать как в масштабе одного госу­дарства, так и в международном масштабе. Прежде чем обратиться к сущности этого явления в его актуальном состоянии, необходимо рас­смотреть этапы его формирования, понять основные понятия и катего­рии, раскрывающие смысл международного научного обмена.

Наука имеет огромное значение для развития любой страны. Науч­ный потенциал государства обеспечивает его конкурентоспособность на международном уровне и внутри страны, обеспечивая качественный уровень жизни ее граждан. Немаловажную роль в этом отношении игра­ет международный обмен научным опытом, тем более, что сама научная мысль имеет интернациональное значение и невозможна в только в го­сударственных рамках.

Наука - систематизированный опыт и целенаправленное исследова­ние закономерностей природы и общества. Исходя из характера иссле­дуемых вопросов, наука бывает фундаментальная и прикладная. С точки зрения содержательной стороны, она подразделяется на гуманитарные, естественные, точные и другие науки.

Современное международное научное сотрудничество имеет целый ряд отличительных особенностей.

Особенности современного международного научного сотрудни­чества:

- Поддержка фундаментальной науки на государственном уровне, которая проводится практически всеми странами. Она может осуществляться и на межгосударственном уровне и регули­роваться межгосударственными соглашениями о научном сотрудничест­ве. Эта поддержка может быть оказана как в форме непосредственного субсидирования фундаментальной науки, так и непосредственно в форме государственного заказа на целевое научное исследования. С этой целью создаются различные фонды, оказывающие поддержку как индивидуальным исследователям, так и научным коллективам, а также научно- исследовательским организациям;

Сращивание науки и промышленности. В данном направлении во многих европейских странах и США при крупнейших вузах и научно- исследовательских центрах создаются специальные научно- исследовательские группы и институты, в которые входят представители фундаментальной науки и крупнейшие специалиста крупнейших про­мышленных фирм. Они могут основываться как на внутреннем научном потенциале страны, так и на опыте специалистов, привлекаемых из дру­гих стран, международных институтов, транснациональных корпораций;

- Осуществление мероприятий по включению научно-технических институтов и организаций в международные и региональные программы. Пример - Рамочные программы ЕС по научно-техническому сотрудни­честву;

- Создание международных структур научного образования. Такие структуры часто организуются международными культурными и научными центрами с целью разработки программ международного научного сотрудничества в приоритетных областях обучения и подготовки специалистов из разных стран мира. Такие центры обычно оказывают информационную и материально-техническую поддержку, предоставляя стипендии и гранты исследователям и научным коллективам:

- Включение научно-исследовательских центров в инновацион­ную коммерческую деятельность в международном масштабе, которая может сводиться как к международному составу участников исследова­тельских центров, так и к различным формам международного научного обмена.

Па современном этане международные научные связи развива­ются в следующих формах:

Создание международных бюро и центров совместных исследо­ваний и технологического сотрудничества, международных научных консорциумов и групп. Например, Международное бюро BIT в Авст­рии, созданное при участии различных научно-исследовательских ин­ститутов Германии, Франции и США и финансируемое целым рядом Министерств этих государств. Основные направления его деятельности сводятся к определению потенциальных партнеров в научно- технической сфере, создание базы данных, распространение информа­ции, консультативная деятельность, разработка совместных проектов, организация и проведение научных конференций и семинаров, монито­ринг европейских научных программ.

Кроме многосторонних проектов в научной сфере существует и це­лый ряд международных бюро и центров, организованных на дву­сторонней основе.

Пожалуй, самой распространенной и наиболее эффективной формой научных связей на современном этапе являются международные науч­ные программы, которые, в свою очередь, подразделяются на между­народные, региональные и межрегиональные, на двусторонние и много­сторонние.

Необходимо отметить, что число таких программ постоянно растет и затрагивает практически все сферы современной науки. Особого внима­ния заслуживают программы Европейского Союза, неизменным участ­ником которых в последнее время является Россия. Следует указать на большое количество таких программ.

В настоящее время особое значение приобрели Рамочные про­граммы научных исследований и технологического развитии Евро­пейского Сообщества. Эти рамочные программы нацелены на создание единого научного пространства, призванного объединить ученых, про­мышленников, бизнесменов и политиков стран ЕС, активно вовлекать в него страны мира, в том числе, СНГ, Россию, обладающих существен­ным интеллектуальным потенциалом.

Рамочные программы является основным инструментом, используе­мым ЕС для финансирования исследований в Европе. Европейская Ко­миссия готовит проект Рамочной программы, который принимается со­вместно с Советом министров и Европарламентом. Обычно рамочная программа охватывает 5-ти летний срок. Исключением стала 7-я Рамоч­ная программа, принятая сроком на 6 лет, последний год предыдущей программы и первый год следующей совпадают.

Первая Рамочная программа была принята в 1984 г. Она планирова­лась как основной инструмент Европейского Союза по финансированию научно-исследовательской деятельности. РП предлагается Европейской Комиссией и принимается Советом и Европейским Парламентом после процедуры согласования.

Цели Рамочной программы: способствовать созданию европейского научного пространства, стимулировать научные достижения, повышать конкурентоспособность европейской экономики путем укрепления со­трудничества и координации между участниками на всех уровнях. РП направлена на концентрацию и интеграцию исследований на европей­ском уровне, структурирование и укрепление основ европейского науч­ного пространства. В Рамочных программах не существует националь­ных квот. Вся ответственность за расходование средств возлагается на Европейскую Комиссию.

Основные принципы финансирования Рамочных программ:

- Финансируются только проекты с участием нескольких партне­ров из разных стран на основе конкурсных заявок.

- Финансируются только те проекты, тематика и задачи которых соответствуют приоритетам Рамочных программ,

- Качество и техническая значимость предлагаемых проектов оце­нивается независимыми экспертами.

Эта программа включала 15 подпрограмм по приоритетным науч­но-техническим направлениям, как, например, «Окружающая среда». «Информационные и телекоммуникационные технологии», «Неядерная энергетика» и др.

6-я Рамочная программа Европейского Сообщества по исследо­ваниям и технологическому развитию (6 РП) была рассчитана на 2003-2006 гг. и нацелена на исследования по семи приоритетным темам:

• геномика и биотехнологии для целей здравоохранения,

• технологии информационного общества.

• нанотехнология и нанонаука,

• космос и аэронавтика,

• качество и безопасность продовольствия (продуктов питания),

• устойчивое развитие и глобальные изменения,

• граждане и управление в обществе, основанном на знании.

Кроме того, в программе выделены следующие направления:

• Исследования и инновации,

• Кадровые ресурсы и мобильность,

• Научная инфраструктура,

• Наука и общество.

Общий бюджет 6-й Рамочной программы составил 17,5 млрд. евро. Это около 4% от общего бюджета ЕС на финансирование невоенных исследований в Европе. 7% от этой суммы запланировано на финансиро­вание ядерных исследований по программе ЕВРАТОМ. В качестве важ­нейших направлений в программу также включены конкретные меры в области международного сотрудничества, исследования по поддержке малых и средних предприятий, развитие человеческих ресурсов. Специ­альная часть программы посвящена и поддержке мобильности ученых, студентов и аспирантов (Программа Марии Кюри).

Поддержка мобильности ученых была одним из наиболее успешных направлений в прошлых программах. В 6 Рамочная программа это направление было усовершенствовано, в частности, были приняты меры, направленные на противодействие утечке мозгов, создание условий для возвращения европейских ученых в Европу. Также был решен ряд структурных проблем, связанных с мобильностью ученых.

Определенная часть программы призвана стимулировать карьеру ученых, повышать привлекательность труда исследователей, повышать прак­тическую ориентацию научных исследований, консолидировать исследова­телей из разных стран с целью создания международной исследовательской сети для решения наиболее актуальных научных проблем.

В составе этой программы выделяются две группы грантов: коллективные и индивидуальные. В отличие от предыдущих программ, в рамках 6-ти Рамочная про­грамма организации и ученые из России получили возможность полно­ценно участвовать во всех ее направлениях.

В настоящее время действует Седьмая рамочная программа (Seventh Framework Programme) ЕС по научным исследованиям и технологическому развитию. Процедура принятия 7 РП завершилась 18 декабря 2006 г. Программа нацелена на содействие ускорению экономиче­ского роста и повышение конкурентоспособности европейских экономик через инвестирование в знания, инновации и человеческий капитал.

Научные организации из стран, не являющихся членами ЕС, но заключивших с ЕС соглашения о сотрудничестве в научно-технической области имеют значительные возможности участия в проектах 7 РП. включая, во многих случаях рав­ноправное финансирование из бюджета программы.

Эта программа несколько отличается от предыдущих: в нее внесено предложение о том, чтобы Седьмая Рамочная Программа продолжалась семь лег. Программа вступила в силу 1 января 2007 года и будет завер­шена в 2013 году. Программа разработана на основе предшествующих достижений и направлена на создание Европейского Научного Про­странства (European Research Area), а также на развитие экономики и общества знаний в Европе.

Общий бюджет 7 РП увеличился по сравнению с предыдущими про­граммами. В предложениях Комиссии для Седьмой Рамочной Програм­мы (proposals for the Seventh Framework Programme), направленных Ев­ропейскому Парламенту и Совету 6 апреля 2005 года, было рекомендо­вано, чтобы максимальная доля финансового участия Сообщества в Седьмой Рамочной Программе ЕС составила 50,521 млрд. евро на пе­риод 2007-2013 гг. Основная часть выделяемых средств пойдет на фи­нансирование программы «Сотрудничество» - 32 413 млн. евро. На вы­полнение исследований и образовательную деятельность в сфере ядер­ной энергетики в соответствии с договором Евратом предусмотрено вы­деление 3092 млн. евро на период 2007-2013 гг.

Отличие 7 PII от предшествующих программ заключается в сле­дующем. Основываясь на предыдущих достижениях. Седьмая Рамочная Программа «просто еще одна Рамочной Программой». По своему содержанию, организации, методам внедрения и инструментам управления она разработана как ключевой компонент выполнения об­новленной Лиссабонской стратегии ЕС.

В отличие от предыдущих рамочных npoгpaмм, в 7 РП основной ак­цент сделан на исследовательские темы, а не на «инструменты» сотруд­ничества.

Новые элементы 7 РП включают:

• Существенное упрощение функционирования программы,

• Акцент на развитие исследований, отвечающих требованиям ев­ропейской промышленности посредством работы Технологических Платформ и новых Совместных Технологических Инициатив,

• Создание Европейского Совета по Исследовательской деятель­ности, финансирование лучшего, что есть в европейской науке,

• Развитие Регионов Знаний,

• Возможность разделения финансовых рисков, направленная на стимулирование частных инвестиций в исследовательскую деятельность.

Однако Рамочные программы не исчерпывают всего многообразия форм научных связей в современной мире. Кроме них, существуют мно­гие другие международные научные мероприятия, которые бывают различными по форме, срокам, периодичности проведения, составу уча­стников и решаемым задачам. Такие мероприятия ежегодно проводятся во всех странах мира; данные о них публикуются в специальных изданиях. например, о международных научных мероприятиях, проходящих в нашей стране. Информацию о них можно получить в еже­годнике «Сводные данные (планы) международных научно-технических мероприятий на текущий год».

Виды международных научных мероприятий весьма различны: съезд, конгресс, конференция, семинар, симпозиум, форум, коллоквиум, ассамблея, совещание, круглый стол и др. По итогам их работы из­даются сборники, материалы, груды, тезисы, отчеты, бюллетени и дру­гие научные издания. Международные научные издания выпускаются, в основном, на английском языке и знакомят с современными тенден­циями науки, международной научной мыслью.

Наиболее известными международными научными изданиями явля­ются Yearbook of International Congress, издающийся в Брюсселе с 1969 года, International Congress Calendar (1961), автором которого является международный коллектив ученых, исследователей из различных стран мира: Франции, Великобритании, Германии, США.

Безусловно, важную информационную функцию в наши дни выпол­няет Интернет. Практически все научные мероприятия как международ­ного, так и национального уровня анонсируются в Интернете, междуна­родные научные организации, фонды, программы имеют свои электрон­ные сайты, издаются специальные электронные научные Издания.

Важную роль в международном научном обмене выполняют Меж­дународные научные премии. Они являются еще одной формой международного научного обмена в настоящее время. Они бывают национальные и международные и служат своеобразным индикатором научно­го прогресса в мире. Они способствуют обмену информацией, делают научные открытия более известными, способствуют их продвижению в экономику и бизнес, помогают международному общению ученых.

Научные премии можно классифицировать следующим образом:

по содержанию:

- научные номинации в составе премии с широким спектром номинаций (например, премия фонда Вольфа. Израиль),

- собственно научные, которые могут присуждаться в одной науч­ной отрасли (например, медаль Филдса, математика) или в нескольких научных областях,

Также можно выделить именные премии (Нобелевская премия. Хольберговская премия и др.).

Самой престижной, одной из наиболее универсальных и известных международной премией в мире науки, безусловно, является Нобелев­ская премия, носящей имя выдающего шведского инженера - изобрета­теля Альфреда Нобеля (1833 - 1896). Кстати, наиболее важным критери­ем при составлении рейтингов вузов и исследовательских институтов за рубежом служит количество нобелевских лауреатов.

Нобелевская премия - уникальная система награждения выдаю­щихся деятелей науки, культуры, политики, одна из высших оценок че­ловеческой деятельности и наиболее престижная награда в области нау­ки. Нобелевская премия не единственная в мире науки и культуры, так. например, старейшая в мире Римская премия присваивается француз­ской Академией в области архитектуры и искусства. Гонкуровская пре­мия в области литературы, премия им. Макса Планка присваивается бер­линским университетом в области математики и физики, американская премия Альбатроса присваивается в области геологии и метеорологии. Однако по кругу охватываемых научных дисциплин, популярности сре­ди ученых, престижу в мировом общественном мнении именно Нобелев­ская премия по праву занимает ведущее место.

В своем знаменитом завещании, написанном в Париже 27 ноября 1895 года выдающийся шведский инженер химик, изобретатель Альфред Нобель сформулировал «все мое оставшееся состояние должно быть преобразовано в фонд, назначение которого - ежегодное награждение призами тех лиц. которые...сумели принести наибольшую пользу чело­вечеству своими научными открытиями». Сказанное относительно на­значения капитала предусматривало, что призовой фонд должен был делиться на пять равных частей, присуждаемых следующим образом: одна часть - лицу, которое совершит наиболее важное открытие или изобретение в области физики: вторая часть - лицу, которое добьется наиболее важного усовершенствования или совершит открытие в облас­ти химии; третья часть - лицу которое совершит наиболее важное от­крытие в области физиологии или медицины; четвертая часть - лицу, которое в области литературы создаст выдающееся произведение идеалистической направленности, и, наконец, пятая часть - лицу, которое внесет наибольший вклад в дело укрепления содружества наций, в лик­видацию или снижение напряженности противостояния вооруженных сил, а также в организацию или содействие проведению конгрессов ми­ролюбивых сил.

Награды в области физики и химии должны присуждаться Шведской королевской Академией наук: награды в области физиологии и медици­ны должны присуждаться Каролинским институтом в Стокгольме: на­грады в области литературы присуждаются Шведской Академией, а на­грады в области защиты мира присуждаются комитетом из пяти членов, выбираемым норвежским стортингом (парламентом). Присуждение на­град не должно увязываться с принадлежностью лауреата к той или иной нации, равно как сумма вознаграждения не должна определяться принадлежностью к тому или иному подданству.

После продолжительных организационных проблем указ об учреж­дении Нобелевского фонда был подписан шведским королем 29 июня 1900 года. Тогда же был принят и устав фонда, регламентирующий его деятельность и остающийся и сейчас основным нормативным докумен­том нобелевской организации. В результате был создан фонд, целью ко­торого стало награждение исследований, имеющих в первую очередь реальное, практическое значение и оказание помощи и поддержки ис­следованиям молодых ученых.

Согласно уставу с 1901 года ежегодно вручаются премии в области физи­ки. химии, физиологии и медицины, литературы, в деле защиты мира.

В 1968 году в честь 300-летия Шведского национального банка была учреждена еще одна премия в области экономики, которая стала прису­ждаться Нобелевским фондом с 1969 года.

Устав фонда регламентирует деятельность ряда организаций (нобе­левские комитеты), занимающихся вопросами присуждения премии, к ним относятся:

• Королевская шведская Академия наук Присуждает премии в об­ласти физики, химии, экономики (совместно со шведским банком);

• Королевский Каролинский медико-хирургический институт при­суждает премии в области физиологии и медицины;

• Шведская королевская академия литературы присуждает премии в области литературы;

• Нобелевский комитет из 5 человек при норвежском стортинге присуждает премию в области защиты мира.

Основная задача нобелевских комитетов заключается в отборе кандидатов на премии и экспертиза их работ. Каждый комитет состоит из пяти человек, которые избираются в Шведской Академии наук на 2-4 года. Из их же числа избирается и председатель нобелевского комитета.

Также в структуру Нобелевского фонда входит совет попечителей, осуществляющий проверку отчетности, а также нобелевские институты,

занимающиеся экспертизой научных исследовании, представленных на соискание премии. В здании Нобелевского фонда в старой части Сток­гольма располагается богатейшая нобелевская библиотека, музей, информационный центр и издательство.

Лауреатами Нобелевской премии неоднократно становились русские и советские ученые, литераторы и общественные деятели: самым первым российским лауреатом из России стал выдающийся русский ученый, физиолог И. II. Павлов, удостоенный премии в области физио­логии и медицины в 1904 году, а затем в 1908 г. И. Мечников, который в то время уже работал во Франции.

Целый ряд русских - советских ученых в разное время получили но­белевскую премию в области физики: П. Черенков, И. Франк. И. Тамм (все трое - 1958), Л. Ландау (1962), А. Прохоров. Н. Басов (1964), П. Ка­пица (1978), Ж. Алферов (2000). В. Гинзбург и А. Абрикосов (оба в 2003) (А. Абрикосов работает в США); в области химии - Н. Семенов (1956) и И. Пригожин (1977), который получил премию как гражданин Бельгии.

Многие выдающиеся русские-советские литераторы гак же были удостоены этой престижной награды: И. Бунин (1933), живший тогда во Франции, М. Шолохов (1965), Б.Пастернак (1958), А. Солженицын (1970), И. Бродский (1987), живший и работавший в США.

Нобелевская премия в области защиты мира была вручена трем оте­чественным общественным деятелям: А. Сахарову (1975), А. Чазову (1985), М. Горбачеву (1990), по экономике - В. Канторовичу (1975) и В. Леонтьеву (1973, работал в США).

Помимо Нобелевской премии, существует масса других междуна­родных премий в области науки, присуждаемых как общественными фондами, так и вузами, исследовательскими структурами. Например, Международный математический союз вручает три премии - Премия (медаль) Джона Филдса, премия Рольфа Неванлинны, премия Карла Фридриха Гаусса (с 2006). Также существует премия Ласкера (медици­на), и премия Лейбница (физика и математика). Существуют премии, присуждаемые в нескольких научных областях, а также в сфере культуры - премия Вульфа, Израиль (сельское хозяйство, медицина, физика, математика, химия), премия Больцана. Италия - Швейцария (физика, математика, естественные науки), премия принца Астурийского. Испа­ния (науки, культура, общественная деятельность) и др.

Также можно отметить Международную Хольберговскую премию за выдающиеся достижения в области гуманитарных, общественных, теологических и юридических наук, учрежденную Норвежским стортингом. Размер премии - около 520 000 евро. Правление Мемориального фонда Людвига.Хольберга расположено при Бергенском университете. Премия вручается ежегодно. Впервые вручение состоялось 3 декабря 2004 г. Цель премии - привлечение внимания общественности к ценно­сти исследований в вышеупомянутых науках, на их большое значение, поддержать талантливых ученых и повысить престиж культуры страны- учредителя. Другая цель - стимулировать интерес молодежи к данным наукам.

Премия носит имя датского и норвежского ученого Людвига Хольберга (р. в 1864). Он родился в Бергене, преподавал в Копенгагенском университете логику, историю и метафизику, принимал активное уча­стие в модернизации этих наук.

Премия вручается одному или нескольким ученым, внесшим выдающийся и заслуживающий международное признание вклад в разви­тие гуманитарных, юридических, теологических, общественных наук. В состав экспертного совета фонда входят ведущие ученые - специалисты в данных отраслях.

Премия имени Рене Декарта, позиционирующая себя в мире как аналог Нобелевской премии, была учреждена в 2000 г. Генеральным Директоратом Исследований Еврокомиссии в рамках 6-й Рамочной про­граммы для поддержания и поощрения удачного опыта работы между­народных научных консорциумов. Ежегодно вручается международным исследовательским коллективам за выдающиеся результаты, полученные при выполнении совместных проектов в любой научной сфере. На получение премии могут претендовать кандидаты - научные коллективы, включающие как минимум две организации из разных стран - членов ЕС или из страны ЕС и страны, не являющимся членом ЕС. Оглашение результатов проходит в Лондоне, в стенах Королевского общества. Сумма приза - 1 150 000 евро.

Существует также премия за международное научное сотрудниче­ство (США), которая присуждается ученому или небольшой группе ученых за вклад в развитие международного научного сотрудничества. Премия вручается американской Ассоциацией поддержки науки ежегод­но, размер премии - 5 000 долларов.

Демонстрируя широкий подход к тендерной проблеме в научной сфере, компания Л'Ореаль и ЮНЕСКО начали в 1998 году совместную программу поддержки научной деятельности женщин в области естест­венных наук во всемирном масштабе. Помимо пяти ежегодных денеж­ных премий регулярно распределяются также 15 международных гран­тов и национальные фанты «Л'Ореаль» молодым (до 35 лет) научным работникам-женщинам, которых рекомендуют комиссии ЮНЕСКО соответствующих стран.

Акторы международных научных связей очень многочисленны и разнообразны. Во-первых, это, безусловно, сами ученые, объединения и коллективы (национальные, международные). Во- вторых, это различные исследовательские организации, лаборатории, научные центры. Отдельно следует упомянуть университеты, ведущие научно-исследовательскую и педагогическую деятельность, и некоторые другие вузы. В-третьих, это различные общественные объединения, ор­ганизации ученых и других лиц, занятых в научном обмене. В- четвергых. Академии наук, отвечающие за научную жизнь в своей стра­не. В-пятых, представители бизнеса и промышленности. В-шестых, это различные госструктуры - министерства, агентства, ведомства, отве­чающие на государственном уровне за научное направление.

Классифицировать международные научные организации можно следующим образом:

Международные организации в области науки, которые объеди­няют ученых, специалистов в определенной научной отрасли. Они игра­ют огромную роль в развитии науки, международных научных связей, распространении научной информации, для обмена идеями, специали­стами, координации международной научной деятельности.

Структура международных научных организаций, как правило, единообразна. Обычно высшим органом является Генеральная Ассамблея, во главе организации стоит президент, значительную организационную работу ведет генеральный секретарь. Международные организации в области науки издают бюллетени, другие периодические издания, где размещают информацию, непосредственно отражающую основные на­правления деятельности данной организации.

Международные организации в области науки, как правило, занима­ются подготовкой международных научных конгрессов, конференций, симпозиумов. Активно проводят работу по распространению информа­ции. оказывают содействие в поддержании научных исследований, осу­ществляют представительские функции на международном уровне. Об­щую координационную деятельность и руководство данными организа­циями осуществляет Союз международных научных ассоциаций, а также Международный Совет научных союзов, который был основан в 1931 году и является одной из старейших международных научных организаций. Штаб-квартира этой организации находится в Париже. Це­лью Международного совета научных союзов является содействие раз­витию национальной науки, оказание помощи национальным научным организациям. Наиболее перспективными направлениями деятельности являются: агрокультура, океанография, арктические и космические исследования. Высшим органом Международного совета научных союзов является Генеральная ассамблея, которая собирается один раз в три года. В настоящее время членами этой организации являются научные объединения из 80 стран, 20 международных научных союзов. 26 ассоцииро­ванных членов.

Кроме организаций общего характера, занимающихся широкой на­учной проблематикой, координационной деятельностью, существует множество международных научных союзов но отдельным отраслям.

В основном, эти союзы объединяют представителей естественных и точных наук, а гуманитарные науки представлены Международным союзом психологических наук (1951, Бельгия, г. Левен) и международ­ным союзом истории и философии (1954, Швеция, г. Упсала). В качестве еще одного примера можно отметить недавно созданный (1988) Международный Математический институт им. Леонарда Эйлера в составе Санкт-Петербургского отделения Математического института им. В. А. Стеклова при РАН с целью организации международного научного сотрудничества и создания условий для совместных исследований рос­сийских и зарубежных математиков.

Важным актором международных научных связей являются между­народные научные фонды. Такие фонды представлены во многих стра­нах мира, но большинство из них сконцентрировано в США, где роль науки в обществе, степень ее поддержки на государственном и негосу­дарственном уровне необычайно высока. Такие фонды могут быть част­ными и государственными, коммерческими и некоммерческими. Одним из крупнейших негосударственных (частных) фондов, оказывающих поддержку международной науке, является фонд Джорджа Сороса. Институт «Открытое общество» (Фонд Сороса) - международная благотво­рительная организация, учрежденная финансистом и филантропом Дж. Соросом. Институт «Открытое общество» поддерживает программы в области образования, культуры, искусства, здравоохранения, граждан­ских инициатив, способствующие развитию идей и механизмов открыто­го общества. Представительства фонда работают более чем в 30 странах. Руководство расположено в Нью-Йорке и Будапеште.

На сегодняшний день это один из крупнейших международных неправительственных фондов, поддерживающий широкий спектр инициа­тив в области науки, культуры, общественной деятельности.

В 1970 году Дж. Сорос совместно с выпускником Иельского универ­ситета создал фонд Soros fond ménagement, состояние которого первона­чально составляло 20 млн. долларов, а к 1980 году 381 млн. долларов. Свое же состояние Сорос оценивал в 100 млн. долларов. В 1979 г. он основал Фонд Открытого общества (Ореп Society Fund), который стал началом сети благотворительных организаций и фондов.

Сначала Дж. Сорос отвергал благотворительность и считал, что основное дело каждого преследование собственных интересов. Однако вскоре он стал оказывать финансовую поддержку открытым обществам и способство­вать подрыву коммунистических режимов в Восточной Европе.

Благотворительные акции Дж. Сороса начались с Южной Африки. В 1979 году он учредил стипендию для чернокожих студентов в универси­тете Кейптауна. Затем у себя на Родине в Венгрии в 1983 году им был организован Соросовский фонд, который осуществлял финансирование библиотек, медицинских учреждений, выделял стипендии для студентов, организовывал для них заграничные стажировки.

Попытки учреждения подобного фонда в СССР были им предприня­ты в 1987 году и через год, при поддержке академика А. Д. Сахарова фонд был открыт в Москве. Вскоре филиалы фонда появились в Киеве, Свердловске, Ленинграде, Иркутске. В основном, в это время фонд Со­роса финансировал стажировки, закупку оборудования, издательскую деятельность. Сейчас деятельность фонда Дж. Сороса охваты­вает следующие направления:

- поддержка гражданского общества;

- образование;

- культура и искусство;

- независимые СМИ;

- экономика:

- правовая культура.

Кроме создания общественных организаций, фонд Сороса является инициатором различных программ, преимущественно в сфере общественных наук в области культуры и искусства. Например, по программе правовая культура были выделены значительные денежные ассигнова­ния общественной комиссией по гуманитарному сотрудничеству и пра­вам человека. Программа поддержки образования предоставляет стипен­дии лучшим российским студентам, преподавателям вузов и учителям.

Негосударственные фонды, такие как фонд Сороса и др., - явление в значительной степени уникальное, возрождающееся после длительного перерыва. Несмотря на множество споров и критики, высказанных в ад­рес фонда Сороса и его организатора, можно сказать, что в трудное вре­мя экономических реформ и преобразований в странах СНГ он оказал значительную поддержку российской науке, культуре и образованию.

Если говорить о подобных фондах европейского уровня, то, в пер­вую очередь, надо назвать Европейский научный фонд. Это ассоциа­ция, объединяющая 68 организаций, занимающихся научно- исследовательской деятельностью из 24 стран Европы. Фонд координи­рует общеевропейские научные проекты с целью поддержки исследова­ний высокого уровня. Задача фонда - содействовать развитию европей­ской науки, сотрудничеству ученых. Фонд проводит также экспертизу исследовательских проектов, осуществляет научное руководство, осуще­ствляет подбор научных партнеров для исследований из числа европей­ских исследовательских учреждений.

Европейский научный фонд поддерживает следующие виды дея­тельности: исследовательские семинары, где рассматривается некая про­блема совместно учеными из разных стран, научные сети, которые орга­низуются для обсуждения, планирования, внедрения, анализа исследова­ний, европейские научные конференции, на которых должны обсуждать­ся отдельные научные проблемы, научные программы, концентрирую­щиеся вокруг решения какой - либо задачи.

Еще одной формой деятельности фонда являются совместные Евро­пейские научные проекты (EUROCORES). Эти программы позволяют подключать национальные фонды к поддержке и участию в исследова­ниях. И, наконец, проект «Взгляд в будущее», который призван сформи­ровать новый взгляд на перспективы междисциплинарных научных ис­следований.

Также в научном обмене участвуют различные профессиональные объединения, общества, как, например. Национальное Географическое общество и Фонд Бенджамина Франклина в США, Королевское Гео­графическое общество в Великобритании.

Фонд Бенджамина Франклина (США). В 1992 г. благодаря прави­тельственной программе этот фонд стал предоставлять возможность по­лучить образование в США в сфере бизнеса. Он предоставляет 125 сти­пендий на 1-2 года для обучения в аспирантуре или профессиональной стажировки в США. а также 35 стипендий на 1 год тем, кто имеет 2-х летний стаж работы без присвоения ученой степени. Эта программа под­держивается Информационным Агентством США и входит в сферу пуб­личной дипломатии. К участию приглашаются и жители стран бывшего СССР. Основные направления исследований - экономика, право, управ­ление, государственными учреждениями, управление в сфере бизнеса.

Безусловно, национальные научные фонды действуют и в других странах. Например, одно из старейших в мире научных обществ - Коро­левское общество (The Royal Society) Великобритании. Цель общест­ва - поддерживать развитие науки и образования в Великобритании, ук­реплять связи науки и промышленности, а также способствовать уста­новлению научных контактов. Основная тема его деятельности очень широкая - наука в обществе. Оно имеет различные формы деятельности:

• Ежегодно в июне проводится международная выставка «Новые границы науки», где экспонируются новые достижения науки и технологии.

• Поддержка талантливых ученых в форме дополнения к жалова­нию или погашения расходов на исследования

• Поддержка ученых с мировым именем особенно в плане их меж­дународного сотрудничества

• Финансирование национальных (английских), международных или зарубежных исследовательских проектов, которое позволяет ученым работать над научными проектами в международных исследовательских центрах в Великобритании и за ее пределами.

Общество выделяет финансовую поддержку в нескольких видах - для краткосрочных посещений Великобритании (от 6 месяцев до 4 лег), для работы над международными исследовательскими проектами в Ве­ликобритании и за ее пределами (до 3 лег), для проведения научных конференций.

Одной из основных форм научного сотрудничества в рамках международных организаций является проведение исследований по крупным научно-исследовательским про­граммам и проектам. Эти исследования, ставшие прямым результатом процессов глобализации современного мира, позволяют их участникам осуществлять регулярный обмен научными данными о перспективных направлениях развития фундаментальной науки в различных странах и регионах мира, участвовать в научных экспериментах, проводимых на самых современных установках п приборах, имеющихся лишь в самых технологически развитых странах, знакомиться с самыми передовыми методами научного поиска.

Доступ к базам данных этих программ и проектов дает возможность использовать значительный, порой уникальный научный материал и бо­гатейший опыт участников, результаты новейших научных открытий и параллельно решать важные научные, а порой социально-экономические и политические задачи, стоящие перед странами-участницами, в том числе в области экологической и ядерной безопасности, энергетических и биологических ресурсов будущего и др.

Результаты деятельности глобальных программ и проектов стано­вятся предметом обсуждения всемирных научных форумов, созываемых в рамках ООН, ЮНЕСКО, ВМО, ВОЗ и других правительственных ор­ганизаций. К примеру, именно на базе материалов, полученных в резуль­тате глобальных международных исследований, были подготовлены до­кументы и материалы Конференции ООН по окружающей среде и разви­тию в Рио-де-Жанейро, определившие политику этой крупнейшей орга­низации в области мировой экологии на десятилетия вперед.

Такая проверенная временем форма международного общения уче­ных является очень эффективной и поддерживается всем мировым сообществом: правительствами большинства стран, международными пра­вительственными и неправительственными организациями, благотвори­тельными фондами, предоставляющими значительную финансовую под­держку на проведение подобных исследований.

О динамике роста такого сотрудничества свидетельствуют следую­щие данные: если в 1932-1933 гг. проводилась лишь одна международ­ная научно-исследовательская программа - «Международный полярный год», в 70-х годах - двенадцать, в 80-х - восемнадцать, то в настоящее время только крупных программ глобального уровня - более ста. К та­ким программам планетарного уровня, рассматриваемым ниже, можно отнести Международную геосферно-биосферную программу, Междуна­родную программу по исследованию климата. Международную про­грамму геологической корреляции. Международную программу по ли­тосфере и др.

Одним из наиболее масштабных проектов современности является Международная геосферно-биосферная программа (МГБП). которая проводится Международным советом по науке (МСНС) с 1986 г. В осуществлении МГБП принимают участие научные организации 77 стран. Цель программы состоит в изучении долговременного взаимодейст­вия между различными оболочками Земли (литосферой, биосферой, гид­росферой, атмосферой и окружающим космическим пространством). В этих целях используется глобальная взаимосвязанная система наземных и космических наблюдений за рядом физических, химических и биоло­гических параметров суши, океана, атмосферы и космоса. В ходе иссле­дований проводится моделирование возможных в будущем изменений глобальной среды обитания человека.

Международная геосферно-биосферная программа (МГБП) учреж­дена Международным Советом научных союзов в 1986 г. для координа­ции сотрудничества ученых в понимании и описании взаимодействия физических, химических и биологических процессов, протекающих в геосфере Земли, регулирующих изменения в этой системе и реагирую­щих на воздействия деятельности человека на Земле. Одной из перво­степенных задач Программы является моделирование отдельных оболо­чек геосферы в единую модель планеты. В настоящее время исследова­ния в рамках МГБП ведутся следующим ключевым проектам: «Глобаль­ная атмосферная химия (IGAC)», «Глобальные изменения и наземные экосистемы (GCTE). Землепользование и изменение наземного покрова (LUCC)», «Биосферные аспекты гидрологического цикла (ВАНС)», «Взаимодействие суша-океан в береговой зоне (LOICZ)», «Глобальные потоки вещества в океане (JGOFS)», «Динамика глобальных океаниче­ских систем (GLOBEC)» и «Глобальные изменения в прошлом (PAGES)».

В рамках проекта «Стратосферические процессы и их роль в изме­нении климата» получены новые данные, которые позволяют усовер­шенствовать систему долгосрочного прогнозирования погодных измене­ний. Одной из самых крупных и длительных по времени в международ­ной практике является Международная программа геологической корре­ляции (МПГК), осуществляемая с 1972 г. ЮНЕСКО совместно с Меж­дународным союзом геологических наук. В реализации программы при­нимают участие геологи из 60 стран мира.

С момента начала реализации программы страны-участницы прове­ли исследования по более чем 300-м проектам, 200 из которых уже за­вершены.

В ходе исследований был получен ряд интересных данных. В том числе выявлена история растительности и климата на Кольском полу­острове за последние 10000 лет. Проведена серия палеоклиматических пространственных реконструкций для Северной Евразии. Получены ко­личественные палеоклиматические реконструкции для основных этапов позднеледниковья и голоцена.

Подготовлены версии реконструкции оледенения для максимума последнего оледенения 18-20 тыс. лег назад. Исследованы особенности распространения оледенения в среднем плейстоцене. Обобщены иссле­ования изменений климата и ландшафтов за последние 65 миллионов лет. В области истории взаимодействия природной среды и первобытно­го человека проведены реконструкции условий обитания и адаптации человека к критическим условиям ландшафтно-климатических кризисов эпохи последнего ледникового максимума.

Проводятся работы но развитию информационной системы. Создана страница в сети Интернет, которая пополняется отчетами по ключевым проектам МПГК. Вышел из печати «Атлас снежно-ледовых ресурсов мира», представляющий собой комплексную информационную картину состояния природы нивально-гляциальных областей на 50- 70 гг. XX столетия. На его основе ведутся работы по созданию геоинформацион­ной системы для изучения изменений нивально-гляциальной среды на разных масштабных уровнях, ее реакции на глобальные изменения.

Все эти исследования по десяткам крупных программ, сотням проек­тов, тысячам тем, часть которых проводится в нашей стра­не, позволяют без значительных финансовых затрат использовать уни­кальное оборудование ведущих научных центров западных стран. Кроме того, это сотрудничество позволяет участвовать в экспедици­ях, финансируемых ЮНЕСКО, МСНС и другими международными ор­ганизациями. Все это дает возможность развивать науку и добиваться высоких результатов даже в условиях недостаточного или полностью отсутствующего финансирования.

Международные научные связи на современном этапе стали не толь­ко ведущим культурным, но и одним из решающих факторов экономи­ческого и политического развития и эффективным способом междуна­родного общения. Особенно важно это учитывать именно сейчас, когда обмен информацией, высококвалифицированными специалистами, но­вейшими научными технологиями и исследованиями становятся непре­менным условием не только научно-технического прогресса, но и поли­тического и экономического успеха многих стран мира в условиях. В условиях современного информационного общества роль интеллекту­ального, творческого общения народов возросла и стала одним из важ­нейших условий дальнейшего развития цивилизаций. Это обстоятельст­во позволяет рассматривать научные связи как один из важнейших век­торов современного развития.

Наши рекомендации