Воцарение династии Романовых.

В январе 1613 г. Земский собор в Москве принял решение избрать на престол 16-летнего сына митрополита Филарета Михаила Романова.

Русская культура в XIV - XVI веках.Монголо-татарское иго нанесло тяжелый урон русской культуре, т.к. погибло много памятников письменности, архитектуры, постра­дало ремесло, с трудом восстанавливалось сельское хозяйство. О борьбе с монголо-татарами рассказывают многие памятники письмен­ности: "Повесть о разорении Батыем Рязани'', "Сказание о Мамаевом побоище", поэма "Задонщина". "Слово о жизни Дмитрия Донского". Все эти произведения объединяет одна идея: призыв к единству рус­ских земель.

В 1442 г. Пахомий Логофет составил Хронограф — обзор всемир­ной истории.

Тверской купец Афанасий Никитин в середине XV в. написал "Хо­ждение за три моря" — о путешествии в Индию.

В XIV-XV веках шел процесс складывания общерусской культуры с центром в Москве, которая объединяла земли; укреплялась великок­няжеская власть в Москве.

Большое внимание уделялось строительству Москвы. При Дми­трии Донском в XIV в. был построен белокаменный Кремль. К концу XV в. он обветшал и при Иване Ш был перестроен заново.

В строительстве участвовали русские мастера и итальянские зод­чие: Алевиз строил Архангельский собор, Фиораванти — Успенский собор, Солярио и Руффо построили Грановитую палату для приема иностранных гостей. Заслуга итальянских зодчих в том, что они при­несли в Россию точные математические расчеты и инженерные зна­ния. Они изучили древнерусскую архитектуру и на ее основе строили соборы Кремля.

Шло строительство монастырей. Появились Троице-Сергиев, Кирилло- Белозерский и другие монастыри.

В XIV-XV веках сложилась русская школа иконописи. Феофан Грек продолжал традиции византийской школы иконописи. Он ис­пользовал темные приглушенные краски. Его привлекали трагиче­ские сюжеты Библии (сошествие в ад, распятие и т.д.). Самая извест­ная работа — изображение Иисуса Христа (Спас Ярое Око) находится в церкви Спаса на -Ильине в Новгороде. Его ученик Андрей Рублев отказался от использования темных красок. Он совершил переворот в иконописи, так как стал использовать чистые, просветленные краски.

А.Рублев был глубоким философом, мыслителем. В "Троице", наиболее известной своей работе, он воплотил идею единства, изобра­жая беседу трех путников-ангелов. Они полны согласия: их головы наклонены в одну сторону, их объединяет одна общая чаша. А.Рублев по-иному трактует образ Спаса (Иисуса Христа). Его изображение ближе к типу новгородского человека.

В культуре XVI века отразились важнейшие события: внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного. Возникли песни о грозном царе Иване Васильевиче, о его походах на Казань и Астрахань, о походах Ермака в Сибирь.

Самодержавие для укрепления своей власти использовало особые теории. Известна теория старца Филофея — " Москва — третий Рим", которая доказывала, что центр христианства из Рима перешел в Кон­стантинополь, а затем в Москву. Распространилось "Сказание о кня­зьях Владимирских'', в котором доказывалась божественность проис­хождения царской власти, ее преемственность от Римского императо­ра Августа.

В XVI в. были написаны Лицевой летописный свод в 10-ти томах, Степенная книга (собрание биографий князей и церковных деятелей). Протопоп Сильвестр написал «Домострой» — кодекс житейских пра­вил.

Развивалась публицистика. Идеологом боярства был князь Ан­дрей Курбский, который написал "Историю о великом князе Москов­ском", несколько писем Ивану Грозному, в которых требовал компро­мисса с боярами. Идеологом дворянства был Иван Пересветов, напи­савший несколько прошений, в которых он критиковал местничество, систему кормлений, предлагал увеличить стрелецкое войско, высту­пал за предоставление льгот дворянам. Некоторые его предложения легли в основу реформ Ивана Грозного, т.к. они отвечали закономер­ным потребностям развития государства.

Идеи протеста против феодального гнета выразились в пропове­дях монаха Феодосия Косого, который выступал против обогащения церкви, против войн, говорил о равенстве всех людей.

Главное достижение культуры XVI b.— это начало книгопечата­ния. Типография появилась в Вильно (в Вильнюсе), ее создал Ф.Скорина, а в Москве — Иван Федоров и Мстиславец открыли пе­чатный двор. В 1564 г. ими была опубликована книга "Апостол". Всего было опубликовано около 20 книг, в том числе букварь Ивана Федорова.

В архитектуре утвердился шатровый стиль. Типичный пример — это церковь Вознесения в Коломенском. На Красной площади по­строили Покровский собор (в честь взятия Казани). Его зодчие — Постник и Барма - уделили главное внимание внешнему украшению собора.

В живописи новым было появление Строгановской школы. Созда­вали миниатюрные иконы, с четким, ювелирным рисунком.

Материальная культура характеризовалась развитием ремесла, строительного дела. Развивалась металлообработка. Возникло пушечно-литейное производство. Мастер Андрей Чохов в XVI в. от­лил Царь-пушку — самую крупную в мире.

Наши рекомендации