ВАРНЫ, ОНИ ЖЕ – КАСТЫ, ОНИ ЖЕ – ПРЕДНАЗНАЧЕНИЯ

Эта информация нужна нам для дальнейшего разговора. Как некий язык, как некая схема, которая позволяет что-то прояснить и понять. Поэтому не стоит ожидать детального описания и глубокого анализа (ожидания, вообще, штука неблагодарная в принципе). Широкие мазки и эскизность, наброски на салфетке. Так сказать, для понимания «в общем и целом». И пусть вас не смущает тот факт, что вы, возможно, не сможете (на основании этого материала) уверенно отнести СЕБЯ к той или иной касте, у нас вами совсем другая задача.

Итак, в индийских Ведах, так же как и в индийском обществе (говорят, что до сих пор, несмотря на запрет) существует четыре касты или варны, которые мы условно будем называть так: «рабочие», «торговцы», «воины/руководители» и «ученые». Пятую как бы касту – «неприкасаемых» оставим за скобками, где ей, собственно, и место. По индийской традиции принадлежность к той или иной варне передается по праву рождения, что многие думающие люди (в том числе и авторы этой книги) считают серьезной ошибкой. Но так, уж, получилось. Родился в семье торговца, хочешь - не хочешь, а будешь продолжать дело семьи. Итак, несколько слов по поводу каждой из них.

«РАБОЧИЕ»: ОСНОВА ЭТОГО МИРА

В эту касту входит то самое БОЛЬШИНСТВО. Процентов 80 населения, если не больше. Это люди, которые (при удачном развитии событий) выполняют какую-либо работу и получают от этого удовольствие. Или не получают, если дело «не свое». И это не только те, кто каждый день «ходит на работу» и работает на «чужого дядю». Это могут быть представители соседнего квадрата Кийосаки, те, у кого есть «свое дело» (например, частные юристы, врачи, ремесленники, члены «семейного бизнеса»). В эту же категорию входят так же и представители искусства: актеры, художники, музыканты (хотя им, как правило, очень неприятно это признавать).

В этой варне много уровней, которые, в основном, определяют степень МАСТЕРСТВА. В ней соседствует, например, грузчик и мастер 6 разряда, пятая скрипка в оркестре и виртуоз, обычный учитель сельской школы и «Учитель года» из самой крутой гимназии города.

Проще всего, было бы сказать, что здесь все те, кто не входит в остальные три варны, но мы не ищем легких путей. Это исполнители. Это те, кто просто «делает свою работу». Это производители. Но производство может быть материальным, а может и нет (например, производство каких-либо услуг). Ответственность «рабочих» не распространяется дальше своей семьи. Это важный момент. Всё остальное – им по большому счету «не интересно» и «не важно». «Всё в дом, всё в семью» или «моя хата с краю, ничего не знаю» - это всё, скорее всего, из их творческого наследия.

Можно поделить их на две категории: те, кто просто зарабатывает деньги и те, кто любит свою работу. Или на тех, кто «подчиняется» кому-то и тех, кто более-менее самостоятелен. Можно еще долго «делить» и «систематизировать», но, как мы уже говорили чуть ранее, мы лишь обозначаем «реперные точки» (не запоминайте это словосочетание).

«ТОРГОВЦЫ»: КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА

Перейдем сразу к сути. Что бы там ни говорили, но основная ценность представителей этой категории – получение прибыли. И, что очень важно, чем больше, тем лучше. Очевидно ведь, что если ОБМАНЫВАТЬ покупателей или коллег, то прибыли будет больше. Можно так же недоговаривать, запутывать и отвлекать внимание.

Или другой вариант. Одно дело торговать специями там, где их у каждого «завались», и СОВСЕМ другое, отвезти эти специи туда, где их НЕТ и где они, по это самой причине (тотального дефицита), ценятся БУКВАЛЬНО «на вес золота».

Именно поэтому «торговцы» были очень важны для мировой социальной системы – они, так сказать, поддерживали энергетический баланс – перевозили то, что было в избытке в одном месте в другое, тем самым, ликвидируя дефицит, словно разглаживая и гармонизируя социальную энергию мира. Кроме того, согласно древним Ведам, основным качеством «правильного» торговца была «щедрость», потому что именно в их руках скапливались ресурсы, которые были необходимы для успешного социального и политического развития государства («меценаты», «спонсоры» и «благотворительность», но не стоит забывать и «налоги»).

Что их «роднит» с предыдущей кастой «рабочих» – так это мера ответственности, которая распространяется на себя и свою семью. Не дальше.

«РУКОВОДИТЕЛИ» ИЛИ «ВОИНЫ»: «ОБЩЕСТВЕННОЕ ВЫШЕ ЛИЧНОГО»

Функция «воинов» - поддержание порядка, защита своих подопечных за счет соблюдения установленных правил (которые могут быть как в форме функциональных обязанностей, так и в форме федеральных законов). Может быть поэтому, несуществующая «в природе» СПРАВЕДЛИВОСТЬ - у них в крови. Они тянутся к власти, им нравится командовать, принимать решения.

Они несут ответственность за вверенный им коллектив, размер которого может варьироваться от отдела или взвода до государства или армии. Эта ответственность выражается в частности, в заботе о «своих людях». «Правильный» руководитель - словно «отец родной». И это главное отличие от двух предыдущих варн. Не стремление к власти или способность руководить, а защита интересов группы людей, которые не являются твоими кровными родственниками. Это очень сложно понять и принять. «Воины» готовы отдать жизнь за свою Родину, и зачастую защищают интересы посторонних (порой даже неизвестных им лично) людей или вообще абстрактные образования типа «государства», «народа» или «нации» в ущерб своим личным или семейным интересам. «Общественное выше личного» - их девиз.

В качестве примера приведем Иосифа Виссарионовича Сталина, которому в ходе Великой Отечественной войны предложили поменять своего сына на попавшего в плен под Сталинградом фельдмаршала Паулса. Он отказался, ибо это не соответствовало интересам Советского Союза, и было формально НЕ равноценным обменом. Хотя, вряд ли бы кто-то осудил бы главнокомандующего, если бы он принял другое решение. Заметим важный факт – СЫН «великого и ужасного» Сталина СЛУЖИЛ в армии и воевал наравне с обычными советскими гражданами (можно такое представить в современном мире???). И если вы хотя бы немного интересовались семейной жизнью Иосифа Виссарионовича, то вы в курсе, что его жена покончила с собой. И Сталин очень переживал, виня себя в том, что уделял ей недостаточно внимания. Вообще в семейной жизни у НАСТОЯЩИХ крупных руководителей – дела обстоят, зачастую, из рук вон плохо (с точки зрения «рабочих» и «торговцев»). Но не всё так безнадежно. Руководитель империи и руководитель отдела – это все-таки разный масштаб (это для тех, кто уже собрался использовать это в качестве оправдания).

«Торговец», попавший на высокую должность (что в нашем мире не то чтобы не редкость, а почти что правило), использует эту возможность для выполнения своей функции, то есть для получения прибыли и продвижения интересов своей семьи. Это важно для понимания – критерий «руководителя» - это не должность и не власть. Это то, что он с ней делает, для чего использует. Если для реализации личных и семейных интересов – это НЕ «руководитель».

Борис Ельцин очень любил власть, но чьи интересы он защищал, став первым Президентом РФ? В первую очередь интересы «хозяев мира», позволяя им беспрепятственно грабить и разваливать страну. А во вторую очередь – интересы своей семьи, которая стала именем нарицательным - «близок к Семье», «вхож в Семью». Еще один пример из новейшей истории – это Янукович, сын которого, стоматолог, вдруг неожиданно стал миллионером после того, как папа стал Президентом Украины. Такое вот «совпадение» (которое давно уже никого не удивляет). Говорят, когда папу спросили – в чем причина столь чудесного обогащения сына, Янукович-старший ответил – «он просто много работает». Картина маслом. Ну и в противовес, давайте с этой точки зрения посмотрим на Путина. Что вы слышали вы про его семью? Правильно, только то, что развелся с женой (объяснение её, кстати, очень характерны), а две дочки учатся в РОССИИ (небывальщина какая). Помните еще, как обстоят дела с семейной жизнью у крупных и настоящих «руководителей»?

«УЧЕНЫЕ»: ГДЕ ЖЕ ВЫ, АУУУ…

Каста «брахманов» (или ученых), благодаря индийской специфике, прочно ассоциируется у нас с религией. Но настоящая миссия «ученых» - это познание мира и затем передача полученных знаний. Причем, БЕСКОРЫСТНАЯ передача. Как же так??? Как же тогда жить в этом мире??? Но и это еще не всё. Другое важное качество настоящего «ученого» - ЧЕСТНОСТЬ, безупречная и беспощадная. Тебя грозятся сжечь на костре, но ты не можешь соврать, даже для спасения своей жизни. Платон тебе друг, и ты можешь потерять эту дружбу, продолжая настаивать на правде, но истина важнее. Это прямое СЛЕДСТВИЕ того, что правильный «брахман» должен быть свободен от ЛЮБЫХ интересов – своих, семейных, чужих и даже государственных. Получается, что мера его ответственности распространяется на весь мир (или «на всю Вселенную», если вы романтик).

Как же выживать в таких «нечеловеческих» условиях? Как «ученому» зарабатывать себе на жизнь и при этом оставаться «ученым»? Как оставаться честным в мире, ПОСТРОЕННОМ на обмане? Твои способности использует либо торговец для получения с твоей помощью еще большей прибыли, либо государство для создания технологического преимущества перед конкурентами (в первую очередь, в военной сфере). Это вопросы, на которые нет ответов в современном мире. Есть «полумеры». Например, в Индии брахманы (принципиально) находятся на государственном обеспечении, чтобы они не зависели от подношений своих «прихожан». Существует так же принцип «донейшен» - когда ты передаешь свои знания и опыт бескорыстно, а затем люди «кладут в коробочку» столько, сколько считают нужным (или не кладут вообще). Ну, и нельзя обойти вниманием такой способ как «оправдание». «Я просто выполняю свою работу», а то, что случилось с сотнями тысяч людей, когда на них сбросили «мою работу», не моих рук дело. Или еще – «я создал водородную бомбу, чтобы сохранить мир на планете».

Отметим, что правильные «ученые» весьма неприхотливые создания, в прямом смысле этого слова (кстати, «руководители» тоже). Поэтому, «содержать» их не так уж и сложно. Им не интересны «яхты, золотые унитазы, автомобили ручной сборки», как бы удивительно это ни звучало. Различные проявления «богатства» и «излишеств» характерны для первых двух варн («рабочие» об этом мечтают, а «торговцы» по мере своих возможностей вкушают). Согласитесь, не очень впечатляющая картинка получается: честный, бескорыстный и неприхотливый. Кто захочет за такого замуж? Кто возьмет такого на работу? Правильно, никто…

Являются ли представители Церкви «учеными»? Определенно, нет. Это очень серьезный и неприкрытый бизнес (торговцы). А вот некоторые Святые очень даже может быть (но их очень мало среди тех, кого представители церкви причислили к этому званию). Если тебе хочется носить часы «Ролекс» за 40 тысяч долларов, это верный знак – ты не «ученый». Ответ на вопрос – относятся ли к категории «ученых» лепидоптерологи, диптерологи, мирмекологи, трихоптерологи - остается пока открытым (отметим на всякий пожарный, что, несмотря на страшные названия, это всё не связано с гинекологией).

И в конце, воспользуемся оказией, дабы слегка затронуть еще одну важную тему. Помните, какова основная миссия «ученого»? Познание мира и бескорыстная передача знаний людям. С каким-нибудь «Великим Мастером», который стремится сделать на своих семинарах миллион долларов всё понятно. А что вы скажете о том, кто с очень важным видом уходит далеко в горы и всю свою жизнь проводит в уединении в какой-нибудь пещере? Как бы горько ни было это признавать - это «неправильный ученый» (догадались почему?). Даже если в таких нечеловеческих условиях ему открываются великие тайны Бытия (что совсем, кстати, не обязательно). Смекаете?

И в конце, дабы оставить надежду и не выключать свет в конце туннеля, приведем отрывок из письма жены Ганди: «Как благодарна я тебе за то, что ты не принадлежишь к числу тех мужей, что копят богатство, эксплуатируя труд других людей. Как благодарна я за то, что мне достался муж, для которого страна и Бог дороже, чем я». Это кажется невероятным, но есть и ТАКИЕ женщины…

ДИВЕРГЕНТ

Как мы уже знаем, реальность активно конструируется через различные формы культуры и искусства. Возьмем для примера совсем свежий художественный фильм «Дивергент», который отражает один из возможных сценариев будущего человечества. А именно – возвращение к кастовой системе как гаранту стабильности и безопасности общества. Но с определенными интересными особенностями:

- Главные злодеи в фильме – фракция «эрудитов», то есть, вроде бы как, «ученые». На самом деле, каста «брахманов» разделена на две части – фракцию «искренности» и непосредственно «эрудитов», которые без качества «честности» (необходимой для настоящих «ученых») и становятся олицетворением зла.

- Древнеиндийская варна «кшатриев» (воинов) ТАКЖЕ разделена на две подструктуры – фракции «отречения» и «бесстрашия». Представители первой – руководители (очень точно подмечено), которые готовы отречься от своих личных интересов ради других, ради общества в целом. «Бесстрашные» - просто воины. И тем, и тем чего-то не хватает, не правда ли? Но в отличие от «ученых» это не так диссонирует. Нам, честно говоря, при изучении древнеиндийских каст тоже казалось, что воины и руководители – несколько разные вещи.

- Фракция «дружелюбия» полностью соответствует индийской варне «рабочих» и непонятно, почему так называется. Может быть, как пожелание на будущее?

- Но вот что ОЧЕНЬ интересно. Варна «торговцев» ОТСУТСТВУЕТ. Её вообще нет. В принципе. Вот это уже «звоночек». Вернее, «ЗВОНОЧЕК».

- Поднимается (пусть и вскользь, как бы, невзначай) и КЛЮЧЕВАЯ тема кастового устройства. Как правило, дети идут по стезе фракции своей семьи (по «крови»), но им дается свобода выбора. В любом случае. Не только вопреки воле родителей, но и вопреки результатам теста. И вопрос этот поднимается несколько раз в явной форме – «что для тебя важнее – интересы крови (род, семья) или интересы фракции (варны, касты, предназначения)».

- Сюжет крутится вокруг «дивергентов», людей, которые включают в себя качества ВСЕХ фракций. Они почему-то считаются крайне опасными и их убивают. В ведах такого типажа нет. Хотя по идее, можно было предположить, что именно «дивергенты», включающие все возможные качества (исключая качества «торговцев» и, может быть, «рабочих») и есть представители варны «брахманов».

В общем, есть о чем подумать, о чем покумекать, о чем поразмышлять. На досуге…

Наши рекомендации