Особенности политической системы в России

С Октябрьской революции 1917 г. в России была установлена политическая система со­ветского типа, характеризующаяся рядом отличительных признаков:

1) Закрытость от внешнего мира и, пережде всего, строго враждебно настроенных против страны Советов;

2) Функционирование на основе классового принципа: декларировалось, что политическая систе­ма отражает интересы трудящихся и, в первую очередь, пролета­риата. Все, что не соответствовало интересам рабочего класса, признавалось враждебным;

3) Преобладание методов революционного насилия в управлении государством, что объяснялось неблагоприят­ными внешними и внутренними условиями формирования поли­тической системы (интервенция западных стран против России, Гражданская война), низким уровнем общей и политической культуры трудящихся и др. Это выразилось в создании разветвленной карательной системы;

4) Концентрация всей власти в руках правящей коммунистической партии, неприятия политического плюрализма и запрета деятельности оппозиции. Предполагалось, что политическими средствами возможно создать экономические, куль­турные и иные предпосылки для построения социализма;

5) Номенклатурный принцип формирования и функционирования власти, позволяющий сохранять закрытой политическую системой, попасть в которую было не просто, но очень престижно. Номенклатура обла­дала абсолютной экономической, политической и идеологиче­ской властью.

Современную политическую систему в России во многом характеризуют переходные черты[344]. В ней сохранились неко­торые элементы системы советского типа, хотя появились и на­чали функционировать новые политические институты. Пока рано го­ворить о завершении процесса формирования демократической политической системы в России.

В первую очередь следует отметить, что еще в 1989 г. М.С. Горбачев провозгласил отказ от номенклатурного принципа формирования институтов власти. Однако формальный отказ не означал реализации на практике демократических принципов их формирования. По-прежнему в государственных структурах со­храняется значительный удельный вес работников, прошедших школу номенклатурного отбора и оказавшихся в сферах власти благодаря личным связям, а не профессиональным качествам. Особенно это ощущается в провинции.

Политическая система в современном российском обществе имеет ряд отличительных особенностей. Прежде всего в ее ин­ституциональной подсистеме заметны акцент в перераспределе­нии властных полномочий в пользу исполнительных органов и существенное ограничение функций законодательных институтов власти, которые практически лишены возможности осуществлять контроль за деятельностью исполнительных органов (правитель­ства, премьер-министра и т.д.), наблюдать за ходом реализации принимаемых ими законов.

Кроме того, с точки зрения характера распределения власти и взаимоотношения политической системы и общества в России существует скорее авторитарная плюралистическая система, для которой характерно сосредоточе­ние власти в едином центре, каковым является Президент РФ и его Администрация. Поле деятельности представительных органов власти ограничено. Плюрализм же обнаруживается в разделении властей в государстве, многопартийности, передаче ряда законо­дательных и исполнительных полномочий от центра субъектам Федерации[345].

Одной из примечательных особенностей российской полити­ческой системы является низкий удельный вес политических партий, их слабое влияние на власть, общество. Эти особенности свидетельствуют о противоречии между политической структурой и ее культурным основанием. Дело в том, что замена политиче­ских институтов прежней системы (в частности, КПСС, Советов всех уровней) новыми, куда вошли Президент РФ, двухпалатный парламент (Федеральное Собрание), осуществлялась быстрее, чем происходили изменения в политической культуре общества.

Новые институты часто не находят поддержки в обществе, поскольку в нем еще господствуют старые политические нормы и ценности, стандарты политического поведения. Отбрасывание коммунистических ценностей (равенства, справедливости, кол­лективизма) автоматически не привело к утверждению в общест­ве либеральных ценностей (индивидуализма, собственности, сво­боды и т.д.) Это особенно хорошо прослеживается в понимании населением такой ценности, как свобода, которая воспринима­лась как российское понятие "выйти на волю", т. е. делать что пожелаешь, а не понималась как свобода выбора, связанная с уважением прав и свобод других людей, ответственностью за принятое решение, поступок. Поскольку наша политическая система еще не сформировала свое культурное основание в виде признанных в обществе демократических идеалов, ценностей, норм, ее возможности интегрировать общество, обеспечить един­ство и стабильность довольно ограничены. Поэтому политиче­ская система в России еще какое-то время будет балансировать между целостностью общества и его дезинтеграцией, распадом.

Слабая интегрированность в российскую политическую сис­тему разнородных групп, партий, движений проявляется в том, что политические силы имеют ограниченный доступ к процессу принятия решений. Посттоталитарную систему как механизм власти пока точнее было бы назвать закрытой, чем открытой. Ей свойственны черты олигархичности. Это касается, прежде всего, процесса принятия решений, которые до последнего времени осуществляла узкая группа лиц: Президент РФ - глава Администра­ции Президента РФ - премьер-министр.

Недостатком политической системы России является и ее слабая реактивная способность. В частности, она не всегда свое­временно и адекватно реагирует на существующие и вновь воз­никающие интересы и потребности населения, нередко запазды­вает при разрешении социальных конфликтов (например, можно назвать манифестации протеста обманутых вкладчиков, работни­ков бюджетной сферы, не получающих зарплату).

Однако следует признать, что реформирование политической системы - процесс всегда сложный и длительный, сопряженный с временными неудачами и просчетами.

Наши рекомендации