Особенности развития лоббизма в России
Цивилизованное лоббирование есть процесс отстаивания своих интересов политическими и корпоративными структурами в государственных кругах, основанный на взаимном уважении и признании интересов сторон. Следовательно, лоббирование есть одна из форм общественного диалога между обществом и государством, формы и методы которого зависят от типа государства и уровня организации общества.
Современный российский лоббизм не возник на пустом месте. Определенные его черты берут свое начало из предшествующей советской системы. Обращаясь к вопросу об этапах развития лоббизма в России в период трансформации общества и власти, можно согласиться с позицией С. Перегудова. По его мнению, эволюция групповой политики шла по линии трансформации: посттоталитарный бюрократический корпоративизм — индивидуально-групповая форма лоббизма в годы перестройки, когда рассыпались старые стабильные системы — анархический (или дикий) лоббизм в постсоветский период — корпоративистско-плюралистический лоббизм к концу 1990-х гг.
Специфика советского лоббизма была обусловлена, прежде всего, отсутствием сильных рынков при наличии сильного государства с развитой бюрократической системой управления, обеспечивающего управление представительства интересов различных социальных групп в системах исполнительных и законодательных органов власти. Слабые, во многом диспропорциональные рынки вели к дефициту и нехватке ресурсов, что способствовало параллельному воспроизводству, наряду с формальными отношениями, сетей неформальных связей между государственными институтами и отдельными группами интересов.
В результате слома советской политической системы была разрушена и присущая ей бюрократически-корпоративная система представительства интересов. На время возникла институциональная неопределенность во взаимоотношениях государства и бизнеса. Часть прежних бюрократических немаркетинговых каналов представительства интересов была разрушена или стала неэффективной в условиях становящейся рыночной экономики. Другие, наоборот, укрепились, по мере того как предприятия, банки, иные экономические акторы и органы управления осваивали стратегии адаптации к новым институциональным условиям. Наконец, родились новые сети взаимодействия бизнеса и власти.
В результате образования новой институциональной среды государство стало испытывать на себе давление множества неупорядоченных индивидуально-групповых интересов, что закономерно привело к осознанию необходимости внести во взаимоотношения власти и бизнеса определенный порядок. В результате в России возникла корпоративистско-плюралистическая форма лоббизма.
В России проблема лоббизма как проблема практическая стоит достаточно давно. Теоретическое «открытие» лоббизма юристами состоялось в начале 1990-х гг. В Иркутской области Малый совет Иркутского областного совета народных депутатов своим решением от 15 декабря 1992 г. № 14/6 принял нормативный правовой акт «О правотворчестве и нормативных правовых актах Иркутской области», седьмая глава которого была прямо посвящена регулированию лоббизма в правотворчестве области.
Работа над законопроектом о лоббизме на федеральном уровне началась также в 1992 г. в рамках нескольких комитетов Верховного Совета РФ. Руководителем рабочей группы был Н.Г.Зяблюк. Согласно концепции разработчиков, закон должен был распространяться только на парламент и законодательную власть. Предполагалось также, что лоббистом может быть как юридическое, так и физическое лицо, но уже в Государственной Думе первого созыва было принято решение распространить этот законопроект на все ветви государственной власти и считать лоббистом только физическое лицо. В марте 1994 г. законопроект «О регулировании лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти» был внесен в Государственную Думу. Авторами законопроекта являлись В.А. Лепехин и А.С. Автономов.
Новый законопроект предполагал не только регистрацию, но и аккредитацию лоббистов, выдачу им «лицензий» на право заниматься лоббистской деятельностью, анализ их деятельности Министерством юстиции РФ, их отчетность перед Администрацией Президента и Правительством РФ. В проекте закона содержалось правовое регулирование порядка создания лоббистских структур; порядок их регистрации, отчетность перед органами власти; ответственность лоббистов; проблемы иностранного лоббизм. В случае принятия данного закона российский законодатель получал бы возможность контролировать зарубежных лоббистов. Вместе с тем закон является базовым, рамочным. Он распространяется только на тех лоббистов, которые зарегистрировались в качестве таковых, намерены вступить во взаимоотношения с государством в правовом варианте.
Предлагаемый законопроект, по мысли его разработчиков, должен был способствовать легализации и регламентации лоббизма, который в настоящее время существует как «теневой» и неофициальный институт. В течение нескольких лет по данному вопросу велись активные консультации.
По мнению большинства экспертов и представителей деловых кругов, правовое регулирование лоббизма позволит существенно снизить уровень криминализации процесса взаимодействия представителей различных групп интересов с представителями власти, обеспечить гласность и открытость принятия важнейших государственных решений.
Таким образом, широкая общественность признала необходимость принятия закона о лоббизме. Однако реальных шагов в этом направлении в последующие годы не было сделано.
Представители левой оппозиции в Государственной Думе по-прежнему считают, что в России не решены социальные проблемы, лоббистская деятельность преследует узкие, частные интересы крупных капиталов, а сам законопроект игнорирует интересы общественных организаций и объединений. К сожалению, лоббизм в России по-прежнему рассматривается многими как чисто негативное явление, наряду с подкупом, коррупцией, шантажом.
Да и в Совете Федерации тоже нет единства мнений по этому вопросу. Так, например, председатель Совета Федерации С. Миронов в 2003 г. заявлял, что не считает своевременной постановку вопроса о разработке российского закона о лоббистской деятельности. «У России много других проблем, более важных, чем эта очень узкая, специальная парламентская проблема — узаконивание и регламентация лоббизма». Правда, он попутно заметил, что, на его взгляд, «в самом лоббизме ничего страшного нет».
Еще одна проблема законодательного регулирования лоббистской деятельности — определение допустимых ее пределов как в плане арсенала средств и методов воздействия на органы государственной власти, так и того круга органов государственной власти, в отношении которых лоббистская деятельность не может быть признана правомерной. В частности, недопустима легализация лоббистской деятельности в судебных органах власти, так как представительство интересов здесь осуществляется лицами с четко очерченными процессуальными правами и обязанностями. Также предосудительной представляется легализация лоббистской деятельности в системе избирательных комиссий, потому что это не только привело бы к смешению двух систем политического представительства (партийно-территориального и функционального), но и всерьез дискредитировало бы принцип представительной демократии и контроля за законностью избирательного процесса.
Значительно более проблематичным является вопрос о легализации лоббизма в структурах исполнительной власти. Законодательная практика зарубежных государств по-разному отвечает на этот вопрос. В Великобритании лоббистская деятельность признается допустимой только в отношении членов палаты общин, а также министров короны (так как последние также являются депутатами парламента). В США и Канаде лоббизм признается в органах как законодательной, так и исполнительной власти.
Оборотная сторона этой проблемы состоит в трудностях законодательного определения круга субъектов, имеющих право лоббировать в органах государственной власти. Функция реализации групповых интересов, в том числе и посредством взаимодействия с органами государственной власти, присуща широкому кругу объединений с различным правовым статусом. Речь идет о профессиональных союзах, корпоративных общественных объединениях, ассоциациях (союзах) предприятий, межрегиональных ассоциациях социально-экономического сотрудничества и т. д. Согласно действующему законодательству, эти объединения не рассматриваются как лоббистские фирмы, потому что их уставная деятельность носит публичный характер и основывается на добровольном участии граждан и юридических лиц. Введение же в российскую правовую систему института лоббистских фирм с особым порядком регистрации и лицензирования деятельности не вписывается в существующую нормативную базу и вызовет коллизии с действующими законами «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», «Об общественных объединениях», «О некоммерческих организациях». В любом случае какие-либо строгие попытки принятия закона будут противоречить интересам институционализированных групп давления, которые уже успели освоиться в нынешней системе функционального представительства интересов, крайне несовершенной с точки зрения общественного блага, но достаточно удобной с точки зрения руководства такого рода объединений.
Сегодня основной вопрос в том, какая модель лоббизма утвердится в России на ближайший период. Олигархический лоббизм, в основном сформировавшийся к середине 90-х гг. XX в., продиктованный эгоистическим стремлением узкого круга групп интересов подмять под себя всё, включая государственные институты, или егоцивилизованная модель, когда при условии эффективного государственного регулирования будут созданы относительно равные условия для представительства в органах власти отраслевых и разнообразных общественных интересов?
Переход к цивилизованной легальной модели лоббизма предполагает последовательное развитие демократии, институтов гражданского общества, повышение уровня доверия между всеми участниками социальных взаимодействий, установление в стране диктатуры закона, т. е. создание сильного правового государства, способного как противостоять давлению ограниченных групп интересов, так и выполнить взятые на себя обязательства. Но при нынешней политической и экономической системе в России это вряд ли возможно. До тех пор, пока политика не будет введена в правовые рамки, пока не будет проведена институциональная реформа государственной системы управления, лоббизм будет существовать в той форме, в какой мы его сегодня наблюдаем на федеральном и региональном уровнях.
Несмотря на то, что интерес к лоббизму в российском обществе постоянно повышается, серьезных социологических исследований этого феномена по-прежнему мало. Слишком сложна и деликатна эта сфера социальных отношений. Хотя очевидно, что без них сложно в полном объеме представить всю картину происходящих изменений в сфере взаимоотношений бизнеса и государства. Поэтому ограничимся ссылками на отдельные исследования из числа проведенных в последние годы. Они в целом подтверждают вышеизложенные мнения и позиции относительно главных тенденций и проблем развития лоббизма в России.
В 2002 году профессор университета штата Огайо Т. Фрай опубликовал исследование лоббистской деятельности в России.
Автор разделил государственную власть на три типа: федеральный уровень, региональный и муниципальный. Соответственно при вопросах об успешности лоббирования учитывались все три уровня. Так, выяснилось, что 12 % фирм так или иначе могут влиять на принятие решений федеральной власти, 15 % влияют на региональном уровне и 19 % на муниципальном. 38 % опрошенных фирм в Москве и Екатеринбурге всегда или иногда оказывают влияние на власть, в Смоленске таких фирм только 13 %. В остальных городах процент такого рода фирм колеблется от 25 до 33.
В результате вероятностного анализа автор определил, что форма собственности фирмы не играет серьезной роли при лоббировании на федеральном уровне. При этом фирмы с большим количеством работников и фирмы, входящие в бизнес-организации и ассоциации, более успешны в лоббировании на федеральном уровне.
На региональном уровне по-прежнему успешны крупные фирмы и члены бизнес-организаций. Но принципиальное значение приобретает форма собственности фирмы. Государственные предприятия значительно успешнее лоббируют свои интересы, чем другие фирмы. В то же время частные фирмы сильно проигрывают в лоббистской деятельности приватизированным фирмам.
На муниципальном уровне форма собственности фирмы снова теряет свое значение, в то время как размер фирмы (количество работников) и членство в ассоциации по-прежнему играет роль.
Автор приводит пример вероятностного анализа для «средней» фирмы из Нижнего Новгорода. Коэффициент вероятности успешного лоббирования для приватизированного предприятия равен 0,11. Если фирма вступает в бизнес-организацию, то коэффициент возрастает до 0,31. Если переходит в государственную собственность, то вероятность равна 0,20. Таким образом, автор предсказывает, что наиболее успешными лоббистами на региональном уровне выступают крупные приватизированные фирмы, входящие в бизнес-организации.
Одним из вопросов исследования был вопрос о методах лоббирования. Менеджерам был предложен список методов. 52 % успешных лоббистов используют прямые контакты и связи с государственными чиновниками. Но столь же популярен метод обращения в бизнес-организации, которые лоббируют интересы фирмы (также 50 %). 33 % успешных лоббистов также используют масс-медиа для отстаивания своих интересов. И 23 % фирм иногда обращаются к профессиональным лоббистам. Большинство менеджеров характеризовало профессиональных лоббистов как людей, имеющих связи с государственными чиновниками, ответственными за принятие решений.
На Западе существуют две основные гипотезы о том, как осуществляется взаимодействие бизнеса и власти.
Первая гипотеза строится на утверждении, что бизнес «захватывает» власть и практически не несет никаких финансовых издержек. Многочисленные работы, посвященные российским олигархам и ФПГ, подтверждают данную гипотезу.
Вторая гипотеза утверждает, что существует «обмен между элитами», в ходе которого бизнес, получая определенные льготы от государства, несет расходы в социальной и иных сферах.
И в том, и в другом случае бизнес-структуры лоббируют свои интересы перед государством. Принципиальное различие состоит в том, какую цену бизнес платит за благосклонность государства. В одном случае это расходы на избирательную кампанию «своего» кандидата или финансовая помощь (взятка) конкретному государственному чиновнику, а в другом случае это производственные расходы, связанные с созданием рабочих мест, содержанием социальной сферы налоговыми отчислениями. Вторая модель считается более цивилизованной и широко распространена на Западе. В своем исследовании Т. Фрай попытался определить, какая модель отношений более соответствует современной России.
Во-первых, успешность лоббирования в России зависит от уровня власти и формы собственности фирмы.
Во-вторых, вопреки распространенному мнению, что только личные связи руководства фирмы являются залогом успеха при лоббировании, автор показывает, что столь же успешным методом является присоединение к бизнес-организациям и ассоциациям. Также растет роль нанятых профессиональных лоббистов.
В-третьих, в России развивается модель «элитного обмена» при установлении отношений бизнеса и власти. Модель «захвата» власти бизнесом остается в прошлом или является характерной для олигархических структур или крупных финансово-промышленных группировок.
Т. Фрай разделил всех респондентов на две группы: в первую вошли фирмы, утверждавшие, что они успешные лоббисты, а во вторую — все остальные.
По мнению автора, в России преобладает модель «элитного обмена».
В 2004 г. Ассоциацией менеджеров было проведено исследование на тему «Развитие цивилизованного лоббирования в России». Основные результаты этого исследования следующие.
1. Для 70 % респондентов лоббирование в современной России означает, прежде всего, диалог бизнеса с властью в целях отстаивания своих интересов. Несмотря на сформировавшийся негативный оттенок слова «лоббирование», всего 10% представителей делового сообщества считает лоббирование источником коррупции. В то же время всего лишь 15 % опрошенных руководителей предприятий понимают под лоббированием систему специализированных агентств, оказывающих влияние на государственную власть в интересах бизнеса, а также информационное и общественное сопровождение принимаемых решений в государственных органах. Столь низкая оценка институциональной составляющей лоббирования объясняется прежде всего неразвитостью цивилизованных механизмов лоббирования в России, отсутствием законодательного закрепления лоббистской деятельности.
2. Более половины компаний - 55 % - указали на наличие специализированной единицы или ответственного лица в своей структуре, ответственных за взаимодействие с органами государственной власти. При этом в 30 % компаний этим занимается специализированная служба (отдел, департамент) по связям с органами государственной власти.
3. При оценке восприимчивости ветвей власти к интересам бизнеса 50 % опрошенных отдали свои предпочтения исполнительной власти, 30 % — законодательной.
4. Следующий вопрос был посвящен определению уровней власти, на котором она наиболее открыта к диалогу с бизнесом. Респондентам было предложено отметить один или сразу несколько уровней власти. Первое место с 50 % ответов получила региональная власть, второе место поделили федеральный и муниципальный уровни с 30 % ответов. 15 % указало, что власть не открыта к диалогу с бизнесом ни на одном из перечисленных уровней.
5. Респонденты высоко оценили перспективы участия делового сообщества в процессе выработки государственных решений в России. По мнению 95 % из них, это позитивно отразится на качестве принимаемых государственных решений, в то время как лишь для 5 % из них это означает легализацию коррупции.
Вывод, к которому пришли авторы проведенного исследования, показывает, что, во-первых, деловое сообщество в целом готово к диалогу с государством и считает, что его участие должно эффективно сказаться на качестве деятельности правительственных органов. Более чем половина крупных и средних российских компаний имеют в своих структурах персонал, профессионально занимающийся взаимодействием с органами государственной власти, т. е. кадры, способные представлять интересы бизнеса перед лицом государства. И, во-вторых, низкий уровень диалога бизнеса и государства на данный момент можно объяснить, прежде всего, отсутствием эффективных механизмов такого взаимодействия и недостаточностью каналов мобилизации делового сообщества в продвижении своих интересов.
Подводя итог всему сказанному, можно констатировать следующее. По сути дела, уже около 20 лет вопрос институционализации и легализации лоббизма как института взаимодействия бизнеса и государства поднимается и обсуждается на самом высоком уровне, но серьезного продвижения в его решении пока не произошло. Очевидно, тому есть несколько различных причин. По нашему мнению, суть проблемы заключается в следующем.
Во-первых, сложившаяся нормативная практика лоббирования в целом устраивает часть основных ее участников, которые получают от ее существования свою выгоду.
Во-вторых, отклонение от сложившихся норм лоббирования может быть невыгодно самим агентам вследствие увеличения их трансакционных издержек. Существует так называемый эффект координации, согласно которому, чем большее число агентов следует некоторой норме или правилу поведения, тем меньше связанные с ней трансакционные издержки и тем большие трансформационные издержки несет каждый отдельный агент, решившийся ее нарушить.
В-третьих, нельзя не учитывать культурную инерцию, возникающую как следствие нежелания агентов менять стереотипы поведения, доказавшие в прошлом свою эффективность.
Поэтому сегодня в обществе и государстве, в принципе, осознается потребность в создании новых норм и правил лоббирования, адекватных сложившимся экономическим, политическим и социальным условиям современного российского общества, но не хватает ресурсов для перехода к ним. Никто - ни бизнес, ни власть - не хочет нести дополнительные трансформационные издержки по переходу от сложившейся во многом теневой практики лоббирования к новой открытой цивилизованной системе. Отдельные попытки институционализировать лоббизм в России предпринимаются давно, но достичь поставленной цели пока не удается. Поэтому малоэффективная, но устойчивая к внешним воздействиям система лоббирования продолжает свое функционирование. И она будет существовать до тех пор, пока бизнес и власть, государство и общество не смогут договориться о справедливом распределении трансакционных издержек, связанных с переходом к новой, более цивилизованной модели осуществления представительства интересов, несмотря на все отдельные попытки изменить сложившуюся практику.
Можно выделить несколько периодов развития политического лоббизма в Российской Федерации.
1. 1991-1995 гг. — стихийный этап, расцвет «криминального лобби», «коридорный» лоббизм.
2. 1995-2004 гг. — постепенное развитие и институционализация лоббизма, образование ассоциаций бизнеса, формирование крупных федеральных и региональных холдингов и рост их заинтересованности в процессе принятия решений в государственных органах власти, продвижение преимущественно корпоративной модели лоббирования.
3. С 2004 г. — совершенствование правовой среды, попытки выстраивания «цивилизованных» отношений между властью и обществом, консолидация мелкого и среднего бизнеса, включение бизнеса в лоббистские коммуникации, стремление создать плюралистические модели представительства интересов различных групп интересов в государственных институтах.
В 1990-е гг. в России была создана и начала функционировать Национальная ассоциация лоббирования. Термин «лоббист» этой Ассоциацией применяется к тому человеку или структуре, кто проводит отдельно оплачиваемую лоббистскую работу по внешнему заказу.
Российское Агентство экономических новостей с участием «Независимой газеты» в течение нескольких лет регулярно проводит исследование «цивилизованного» лоббирования в России. Свыше 60 экспертов по 5-балльной системе определяют эффективность лоббирования около 240 претендентов — предпринимателей, политических деятелей, чиновников — по продвижению проектов определенных групп интересов. В состав экспертов входят главные редакторы, руководители и экономические обозреватели ряда СМИ, руководители и представители государственных, научных, общественных и других организаций, сами лоббисты.
В результате исследований «цивилизованного» лоббирования в России были определены три «весовые» категории лоббистов.
Первая — это «первые лица» коммерческих, государственных и политических структур, в большей или меньшей мере занимающиеся лоббированием, но с разной эффективностью.
Вторая группа лоббистов — это региональные влиятельные представители. Большая часть их работы связана с выстраиванием взаимоотношений с Центром, от которых во многом зависит эффективность продвижения различных проектов регионального характера. Это особенно касается финансовых вопросов, от которых зависят бюджеты регионов, возможности выплаты зарплат, социальных пособий и т.п.
Третью группу лоббистов составляют профессионалы. В нее входят известные представители бизнеса и политические деятели, депутаты органов законодательной власти, которые, обладая большими связями, умело используют их для лоббирования интересов близких к ним структур. Разделение лоббистов на группы в некоторых случаях носит условный характер. Тем не менее общность критериев оценки эффективности лоббирования позволяет сравнивать полученные данные для разных групп лоббистов. Они публикуются в «Независимой газете» и представлены на ее сайте в Интернете.
Говоря об эволюции лоббизма в России за последние 20 лет, эксперты отмечают, что все большее распространение получает «цивилизованный» лоббизм. Например, развивается практика взаимных консультаций, совместной разработки бизнесом и властью программ развития как на федеральном, так и региональном уровне.
Площадок, форм общения бизнеса и власти не так много. Одной из них является Общественная палата России, где обсуждаются важные законопроекты до рассмотрения и принятия их Государственной Думой и утверждения Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. В частности, там велось обсуждение нового закона «Об образовании», в который было внесено множество поправок.
В высших органах законодательной власти России в рамках различных комитетов было введено так называемое нулевое чтение законопроектов с приглашением на него различных представителей заинтересованных структур. Практически во всех комитетах Государственной Думы и Совета Федерации функционируют специальные экспертные советы, в которые входят представители различных заинтересованных структур бизнеса и общественности. Они также участвуют в обсуждении готовящихся законодательных инициатив, предлагают разработку новых законопроектов в той или иной сфере государственного регулирования. Полезную роль для продвижения интересов бизнеса играют консультирование, экспертизы, осуществляемые Торгово-промышленной палатой России, а также Российским союзом промышленников и предпринимателей. Все это является законным и цивилизованным способом диалога между заинтересованными группами и структурами и государственными органами.
Здесь также следует отметить широкое распространение косвенных методов воздействия — проведение PR-акций, формирование общественного мнения, а также имиджа различных компаний. Важным направлением лоббирования внешних интересов является формирование положительного имиджа страны и отдельных регионов на международной арене.
Таким образом, в 2000-х гг. в России с некоторым запозданием и преодолением определенных препятствий идет формирование механизма влияния частных и общественных организаций на процесс принятия решений органами государственной власти по вопросам внутренней и внешней политики. Уже разработано и представлено в Государственную Думу четыре законопроекта о лоббизме, но им не был дан ход. Возможно, еще не созрели социально-психологические условия для принятия такого закона. В общественном сознании политический лоббизм связывается с коррупцией. Поэтому принятие закона о лоббизме оценивается многими негативно. Для превращения политического лоббизма в специфический институт политической системы в Российской Федерации еще не пришло время и не созрели условия.
Литература
Джанда К., Берри Д.М., Годман Д., Хула К.В. Трудным путем демократии: процесс государственного управления в США / Пер. с англ. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2006. С.287-318.
Елисеев С.М. Политическая социология: учебное пособие. СПб.: Издательство «Нестор-История», 2007. С.176-195.
Перегудов С.П. Политическая система России в мировом контексте: институты и механизмы взаимодействия. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2011. 431 с.
Политическая социология: учебник / под ред. Ж.Т.Тощенко. М.: Издательство Юрайт, 2012. С.239-260.
GR-связи с государством: теория, практика и механизмы взаимодействия бизнеса и гражданского общества с государством. Учебное пособие. / Под ред. Л.В.Сморгунова и Л.Н.Тимофеевой. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2012. 407 с.
[1] Это — любое лицо, «которое непосредственно либо через своих представителей, служащих или иных лиц собирает или получает денежные средства или иные ценности с целью использования главным образом для достижения одной из нижеследующих задач: а) принятия или отклонения Конгрессом Соединенных Штатов какого-либо законодательного акта; б) воздействия прямо или косвенно на принятие или отклонение Конгрессом Соединенных Штатов какого-либо законодательного акта».
[2] Согласно закону, лоббист представляет под присягой в письменном виде заявление, в котором приводятся: имя и адрес учреждения регистрируемого лица; имя и адрес лица, которое его нанимает и в чьих интересах оно выступает; сроки найма, сумма вознаграждения; сумма и цели выделенных на расходы средств; подробные отчеты, в которых приводятся все средства, полученные и израсходованные на указанные цели в предшествующем квартале; лица, которым были выплачены какие-либо суммы, а также цели произведенных выплат; наименования каких-либо документов, периодических изданий, журналов и иных публикаций, в которых по инициативе лица были помещены статьи или материалы по законопроектам, которым оно, согласно договору о найме, должно препятствовать либо оказывать поддержку.
[3] Нарушителям могут быть установлены: штраф до 5000 долл., либо тюремное заключение на срок не более 12 мес., или то и другое наказание одновременно; в качестве дополнительной меры — лишение права заниматься в течение трех лет лоббистской деятельностью.
[4] Действие закона не распространяется на следующих лиц: членов законодательных или исполнительных органов власти провинций; членов дипломатических миссий, представляющих в Канаде интересы иностранных государств; членов представительства ООН, а также других международных организаций, для которых законодательно предусмотрены иммунитет и привилегии.
Лоббизмом, согласно этому закону, не считается: устное или письменное обращения к парламенту, совершенные в ходе процедур, письменные стенограммы которых доступны общественности; обращение к госслужащему со стороны физического лица с целью применения или интерпретации любого акта парламента в интересах этого физического лица или компании, которую он представляет; обращение к госслужащему, совершенное в ответ на письменный запрос со стороны госслужащего с просьбой дать совет или комментарий касательно разработки законов, заключения контракта для удовлетворения потребностей государства.
[5] Лоббисты-консультанты и корпоративные юристы должны отправить в регистрирующий орган следующую информацию: свое имя и место работы; имя и юридический адрес работодателя; организационно-правовую форму компании-работодателя, а также любой аффилированной компании, заинтересованной в действиях лоббиста; вид деятельности компании-работодателя; вопросы, по которым лоббист обращался к государственным служащим; государственные органы, в которых работают госслужащие, с которыми общался лоббист; методы коммуникации между лоббистом и госслужащим.
[6] Компания-работодатель должна отправить в регистрирующий орган информацию обо всех своих сотрудников, занятых в лоббистской деятельности (даже тех сотрудников, чье индивидуальное время занятости лоббистской деятельностью меньше 20%).
[7] Член парламента не должен получать материальное вознаграждение от заинтересованных лиц за свою работу в парламенте — голосование, парламентский запрос, снятие предложения с обсуждения, внесение законопроекта, внесение или снятие с обсуждения поправок к законодательному предложению, а также за попытки убедить своих коллег или министров совершить любое из вышеперечисленных действий. Член парламента должен раскрывать информацию о полученных денежных вознаграждениях за другие услуги, связанные с парламентской работой, а также предоставлять контракты об оказании этих услуг.
Член парламента должен сообщать о своих интересах, внося их в ежегодно публикуемый реестр. При возникновении конфликта между своими личными и общественными интересами член парламента должен ориентироваться на общественный интерес. Он не может выносить на обсуждение проблемы, затрагивающие декларированный им интерес.
[8] Государственные служащие должны документировать свои контакты со сторонними организациями и лицами, не должны разглашать конфиденциальную информацию, не должны принимать подарки, денежные переводы и т.п. При возникновении конфликта между своими личными и общественными интересами государственный служащий должен ориентироваться на общественный интерес.
[9] Господдержка оказывается только тем партиям, от которых по крайней мере два кандидата были избраны на предыдущих всеобщих выборах или избран один кандидат, если за него проголосовали как минимум 150 тыс. избирателей. Каждое полученное место в парламенте оценивается в 3743 ф. стерлингов плюс 7,48 ф. стерлингов на каждые 200 поданных голосов.
[10] Ежедневно выходит официальный отчет о дебатах в парламенте, в котором содержатся протоколы заседаний, речи членов парламента, а также ответы на парламентские запросы. Палата общин издает также еженедельный информационный бюллетень, в котором излагаются подробности парламентской деятельности. Еженедельный информационный бюллетень, а также отчеты специальных парламентских комитетов и судебные решения Палаты лордов можно найти на сайте парламента Великобритании по адресу: www.parliament.uk