Гражданское общество в современной России: концептуальная модель и реальность. Социальные, культурные и политические характеристики гражданского общества в стране

Понятие «гражданское» общество подразумевает индивидуализированную форму существования социальности в её противопоставлении политическому, фиксирует определенный уровень развития и степень зрелости общества в целом, специфическую историческую его форму, состояние. Оно означает относительный результат исторического, культурного и политического развития социальности, раскрывая возможности понимания и освоения личностью и группами всей гаммы общественных отношений и являясь системой удовлетворения человеком непосредственных жизненных потребностей и интересов.

!!! Не только наличие гражданского общества, но и сама возможность его появления в современной России всё чаще ставится под вопрос не только сторонними наблюдателями, но и теми, кто пытается это самое общество создать.

Одной из особенностей экономических и политических преобразований в России последних десятилетий явилось то, что население не рассматривалось руководством страны как базовый ресурс для достижения политической и экономической стабилизации и как активный участник перемен. В значительной степени, как считает О.П. Алексеева, это и стало причиной неудачи реформ. Большинству россиян утраченную уверенность в завтрашнем дне, потерю социального статуса и сбережений вдруг обретенные свободы не компенсировали. Не умея воспользоваться ими, подавляющая часть граждан, привыкших к тотальной государственной опеке, ощутила «социальную заброшенность» и потребность в поддержке со стороны государства. Однако активное меньшинство граждан все же сумело проявить себя в новых условиях. Наиболее предприимчивые обратились к бизнесу, политике, пополнив корпус лидеров бизнеса и государственных чиновников. Кроме того, выявились деятельные граждане с задатками лидеров и «социальных реформаторов», проявляющие инициативы некоммерческие, во благо общества.

В течение последних двух десятилетий России, в принципе, удалось существенно продвинуться по пути строительства гражданского общества. За сравнительно короткий по историческим меркам промежуток времени в стране возникли и достаточно громко заявили о себе большинство институтов (ассоциаций), входящих в структуру современного гражданского общества. Сам факт их появления свидетельствует о значительном (хотя и далеко еще не полностью востребованном) потенциале гражданственности, накопленном в ходе многовековой эволюции российского социума и который ему удалось сохранить даже в крайне неблагоприятных политических обстоятельствах. Однако сложившееся в России гражданское общество имеет переходный характер, обусловленный взаимоналожением различных этапов исторической эволюции его самой развитой, современной формы.

В сущности, России приходится сегодня параллельно решать сразу три группы задач:

Ø создавать адекватный гражданскому обществу экономический фундамент;

Ø строить демократическое правовое государство;

Ø формировать инфраструктуру «новой социальности»

Гражданское общество в России отличается противоречивым сочетанием политизированности и аполитичности, что является закономерным следствием его переходного характера:

v политизированность обусловлена стремлением гражданского общества демократизировать сферу властных отношений, заставить власть жить по закону. Политизированность гражданского общества усиливают неотлаженность механизмов согласования групповых интересов, имущественная дифференциация, отсутствие массового среднего класса и интегрирующей общество «национальной идеи» (даже в т.н. «плане Путина» обнаружить национальную идею весьма затруднительно);

v вместе с тем, многие структуры современного российского гражданского общества занимают либо подчеркнуто лояльную позицию по отношению к действующему политическому режиму, либо вовсе дистанцируются от политики

Успешный процесс формирования ГО в нашей стране зависит от человеческого фактора и от выполнения следующих задач по:

¾ созданию института частных собственников;

¾ установлению разнообразных форм собственности, развитию экономической конкуренции, самостоятельности хозяйствующих субъектов;

¾ ликвидации основ монополии любой политической власти, децентрализации и перераспределению властных полномочий;

¾ раскрепощению сознания личности, укреплению чувства собственного достоинства, активизации способности и готовности самостоятельно ставить и решать политические проблемы;

¾ согласованию национальных интересов;

¾ включенности в мировую цивилизацию

Наши рекомендации