Типы и функции политического лидера.

Функции лидера представляют собой главные направления его деятельности. К ним относятся:

1. Коммуникативная: она направлена на упрочение каналов политической связи с целью предотвращения отчуждения граждан от власти. С помощью пресс-служб, СМИ, в ходе встреч с избирателями, через политическую рекламу и другие мероприятия политические лидеры имеют возможность обеспечивать каналы связи с обществом и его институтами;

2. Инновационная: характеризуется возможностью и обязанностью лидера творчески подходить к возникающим перед ним проблемам, генерировать новые идеи и добиваться их претворения в жизнь;

3. Интегративная - заключается в согласовании и объединении различных групп интересов на основе общей системы ценностей. Лидер призван воплощать в себе национальное единство, сплачивать различные социальные группы вокруг общих идей и целей, подавать пример служению общему, а не частному, целому, а не единичному;

4. Ориентационная: связана с достижением целостности и гармонии социальных интересов, что осуществляется через выработку политического курса, определяющего основные направления социального развитии;

5. Инструменталистская. Она связана со стремлением лидера обеспечить выработку механизмов, методик, способов реализации политического курса посредством принятия решений и обеспечения их ресурсами и средствами.

6. Мобилизационная. Она заключается в необходимости обеспечения поддержки и исполнения своих решений широкими слоями населения и привлечении к их осуществлению;

7. Социальный арбитраж и патронаж. Данная функция связана с защитой прав и свобод граждан, обеспечением законности и порядка. Социальный патронаж реализуется не всегда, однако вера в покровителя слабых до сих пор широко распространена не только в массовом сознании государств, имеющих патриархальную политическую культуру, но и в странах с демократическими традициями;

8. Легитимация политического режима. Она характерна для тоталитарных и авторитарных политических систем, в которых обоснование правомерности политического режима непосредственно связано с личностью лидера. В этих случаях режим пытается найти свое оправдание в особых качествах харизматических лидеров.

Типологии политического лидерства очень разнообразны. Классическая типология лидерства предложена М. Вебером. В зависимости от источника легитимации власти он выделил три основных типа лидерства:

- традиционное лидерство основывается на традициях, обычаях, право на господство лидер получает по наследству.

- харизматическое лидерство основано на вере в исключительные, выдающиеся качества вождя.

- рационально-легальное лидерство характеризуется верой в правомерность порядка избрания лидера с посредством разработанных процедур и формальных правил, власть рационально-легального лидера основывается на праве.

45. Роль выборов в политической жизни общества.

Сегодня в мире трудно найти страну, где не проводились бы выборы. Выборы в органы политической власти в современном обществе представляют собой крупное социально-политическое мероприятие, основная цель которого – воспроизводство политической элиты, легитимное воссоздание общественного представительства в системе государственного руководства и управления.

Выборы – это способ формирования системы представительной власти, осуществляемый посредством голосования.

В современных странах выборы стали естественным процессом политической жизни демократического общества. Выборы, наряду с референдумом, являются высшей формой народовластия. Они обеспечивают непосредственное участие народа в формировании органов государственной власти и местного самоуправления.

Основные функции выборов:

· выражение интересов различных групп общества;

· институализация отношений представительства, создание функционирующей представительной системы;

· легитимация и стабилизация политической системы;

· легитимное воспроизводство политической элиты;

· контроль за политическими элитами;

· политическая социализация личности.

46. Виды избирательных систем.

Пропорциональная избирательная система — регулируемый правовыми нормами порядок формирования выборных органов государства, предусматривающий пропорциональное распределение депутатских мандатов между политическими партиями в соответствии с числом поданных за них голосов избирателей.

Особенности пропорциональной системы:

• выборы проводятся в многомандатных избирательных округах;

• избиратели голосуют не за конкретного кандидата, а за партийный список;

• каждая политическая партия получает в парламенте число мандатов, пропорциональное числу поданных за нее голосов избирателей (чем больше голосов получает она на выборах, тем больше ее представителей становятся депутатами);

Достоинства пропорциональной системы:

• стимулирует многопартийность;

• более адекватно, нежели мажоритарная система, отражает политическую волю избирателей и расстановку политических сил в стране.

Недостатки пропорциональной системы:

• система выгодна партийной верхушке, отчуждает от политики рядовых партийцев и партийный электорат;

• депутаты зависимы от своих партий, а не от избирателей;

• практически невозможно установить для каждого округа такое количество мандатов, которое обеспечивало бы действительную пропорциональность;

Мажоритарная избирательная система — такой правовой порядок, при котором победителем на выборах признается кандидат, получивший установленное (абсолютное или относительное) большинство голосов в избирательном округе.

Особенности мажоритарной системы:

• выборы проводятся по одномандатным округам; действует принцип «один мандат в одном округе»;

• избиратели голосуют за конкретного кандидата в депутаты, а не за партийный список;

• избранным считается кандидат, получивший абсолютное большинство (50 % + 1) голосов избирателей (если ни один из кандидатов в первом туре не набрал абсолютного большинства голосов избирателей, то во втором туре участвуют два кандидата и победителем признается набравший относительно большее число голосов избирателей);

Достоинства мажоритарной системы:

• универсальность: можно применять для избрания депутатов парламента и других лиц на государственные должности;

• позволяет избирателю оценить личные достоинства кандидата в депутаты; он голосует за конкретного кандидата, а не за партийный список;

• гарантирует устойчивость взаимосвязей депутатов с избирателями;

• обеспечивает большую стабильность парламента и правительства, нежели пропорциональная система.

Недостатки мажоритарной системы:

• значительная часть избирателей страны, проголосовавших против кандидатов (иногда до 50 % и более), остается не представленной в органах власти;

• сужает возможности небольших общественных объединений провести своих представителей в государственные органы;

• не исключает опасность манипулирования волей избирателей;

Смешанная избирательная система — сочетание элементов пропорциональной и мажоритарной систем с целью минимизации их недостатков.

Политическая культура.

Политическая культура является:

• качественной характеристикой политической сферы общества;

• критерием его демократической зрелости;

• необходимым условием и средством преобразования политической действительности.

Содержание понятия «политическая культура» отличается многозначностью и многогранностью. Свидетельство тому — около 50 определений этого понятия. Сам термин появился в XVIII в. — его впервые ввел в научный оборот немецкий философ-просветитель И. Гердер. Теория политической культуры сформировалась позже, в конце 50-х — начале 60-х гг. XX в. В разработку теории внесли личный вклад американские исследователи Г. Алмонд, Л. Пай, С. Верба, французские ученые М. Дюверже, Р. Ж. Шварценберг и другие.

Политическая культура — это исторический опыт, традиции и ценности политической жизни, духовные побуждения и ориентации, убеждения и представления, образцы и нормы поведения, проявляющиеся в деятельности субъектов политического процесса. Структура политической культуры

Политическая культура — органическая часть духовной культуры общества, совокупность ценностных ориентации субъектов политики относительно политической действительности, собственной политической деятельности, институтов политической системы. Она включает познавательные, эмоционально-чувственные, оценочные, поведенческие компоненты и воплощается в культуре политического сознания и поступков людей, функционирования политических институтов.

Культура политического сознания проявляется в мировоззрении индивидов, их политических знаниях, убеждениях и интересах, ценностных ориентациях, мотивах поступков.

Культура политического поведения «материализуется» в характере политической деятельности и ее социальной плодотворности, цивилизованности взаимосвязей индивидуальных и групповых субъектов политики.

Культура функционирования политических институтов отражается в степени демократичности их отношений с гражданами и обществом, содержании, средствах и методах, качестве и результатах управления социально-политическими процессами и конфликтами.

Функции политической культуры

Коммуникативная

• Усваивая политическую культуру, личность приобщается к политике, обретает качества сознательного и активного субъекта политического процесса.

• Предписывая обществу определенные стандарты, образцы и нормы политического бытия, политическая культура выступает эффективным регулятором социально-властных отношений и созидательных действий граждан.

• Политическая культура является незаменимым инструментом формирования социальной базы демократии, консолидации общества и его преобразования.

• Политическая культура обеспечивает цивилизованное взаимодействие субъектов политики, властных структур с гражданами.

Политическая социализация.

Политическая социализация — процесс усвоения личностью социально-политических аний, ценностей и традиций, образцов и норм поведения, обходимых для сознательного, добровольного и эффектив-ого участия в управлении обществом.

Понятие «социализация личности» было введено в научный оборот в конце XIX в. американским социологом Ф. Гид-дингсом и французским психологом Г. Тардом.

На политическое становление и развитие личности воздействует совокупность факторов:

• макросреда — уклад общественной жизни, национальные политические традиции, господствующая в обществе духовная культура и идеология, политический курс государства, культура взаимоотношений и деятельности субъектов политики, характер эпохи и политической системы общества, национальные и международные средства массовой информации и коммуникации;

• микросреда — трудовой коллектив, учебное заведение, семья, общественные объединения, группы общения;

• образование и воспитание человека;

• социально полезная деятельность (включая политическое участие);

• социальное положение личности, ее биогенетические особенности и природно-географические условия жизни.

В реальной общественной жизни указанные факторы политической социализации личности «переплетены» и оказывают многостороннее и противоречивое воздействие на политическое сознание и поведение человека.

Типы политической социализации:

• гармоничный — человек уважительно и конструктивно относится к государству и обществу, законам и институтам власти, добросовестно исполняет конституционные обязанности;

• гегемонистский — отличается негативным отношением гражданина к любым социальным и политическим системам, кроме «своей», национальной;

• плюралистический — гражданин уважает права и свободы всех субъектов политики, многообразие политических интересов, взглядов, позиций, концепций и программ общественного развития;

• конфликтный — гражданин ориентируется на политическое противостояние с властными структурами и оппонентами, поддерживает равноправные и уважительные отношения только в «своей» социальной группе или общественной организации.

49. Политическая коммуникация.

Политическая коммуникация— процесс передачи политической информации, благодаря которому она циркулирует от одной части политической системы к другой и между политической системой и социальной системой. Л. Пай также включает в политическую коммуникацию «весь диапазон неформальных коммуникационных процессов в обществе, которые оказывают самое различное влияние на политику»

В западной литературе выделяется три основных способа политической коммуникации:

· Коммуникация через средства массовой информации, включающая в себя печатные средства (пресса, книги, плакаты и т.д.), электронные средства (радио, телевидение и т.д.);

· Коммуникация через организации, когда политические партии или группы давления служат передаточным звеном между правителями и управляемыми;

· Коммуникация через неформальные каналы.

50. Политические конфликты и кризисы.

Политические конфликты дестабилизируют общество. Но они же и предваряют, стимулируют политические изменения, трансформацию властных структур и поведение участников политического процесса. Политические конфликты можно назвать важным источником обновления, преобразования социально-политической действительности.

Политика конфликтна по своей сути. И мудрость политиков заключается не в том, чтобы не допустить конфликтов (это сделать невозможно), а в умении управлять ими, не допустить разрушительных последствий для общества.

Политический конфликт — одна из форм конкурентного взаимодействия участников политического процесса, характеризуемая острыми противоречиями и противоборством между ними за распределение властных полномочий.

Признаки политического конфликта:

• наличие не менее двух противоборствующих субъектов;

• несовместимость интересов, ценностей и целей политических субъектов;

• непредсказуемое, агрессивное поведение конкурирующих субъектов.

Конфликты проявляются на межличностном, групповом уровне, на уровне подсистем общества, региональном и глобальном уровне.

Причины (источники) политических конфликтов:

• несовпадение статусов субъектов политики в обществе, их стремление к власти;

• противоречия между социальными группами, обусловленные неравенством в распределении материальных и духовных благ общества;

• несовместимость политических целей, интересов и ценностей;

• ошибки и некомпетентность правящей элиты.

Типы политических конфликтов:

• интересов (ущемление или неадекватное удовлетворение потребностей субъектов политики; ошибочное понимание собственных интересов и интересов соперников);

• ценностей (расхождения между субъектами политики относительно политических идеалов, стратегии и тактики общественного развития, устройства государства, преодоления кризисных процессов в стране);

• идентификации (неудовлетворенность ролевыми функциями в политической системе, характером взаимоотношений с государственной властью).

Политический кризис — это высшая точка социального "напряжения, всеобщего недовольства и возмущения деятель-ыо политико-властных структур.

Политологи различают несколько типов политических кризисов: правительственный, парламентский, конституционный, общенациональный, внешнеполитический.

Правительственный кризис отражает неспособность прави-ьства управлять обществом.

Парламентский кризис — кризис представительных органов власти. Проявился в Беларуси в 1994—1996 гг. После приня-15 марта 1994 г. Конституции страны Верховным Советом были назначены новые выборы в парламент. Парламент продолжал действовать как монополист власти, незаконно продлил свои полномочия на 2 года. Игнорировал политические решения Президента. Принял немало «сырых» законов и постановлений. Политическая конфронтация Парламента, Пре-u цента и Конституционного Суда негативно отражалась на стабильности общества. В центре конфликта был вопрос о форме правления в стране — президентской или парламентской.

Конституционный кризис отражает несовершенство конституционных норм государства. К примеру, в Беларуси в 1996 г. резко обострился конфликт между Верховным Советом и Президентом, что потребовало уточнения их полномочий, закрепленных в Основном Законе. Парламент отказался рассмотреть президентский проект изменений и дополнений действующей Конституции. В то же время конституционные полномочия Президента не отвечали степени его ответственности за положение в стране. Референдум 24 ноября 1996 г. разрешил конституционный кризис.

Общенациональный кризис знаменует массовое недовольство властью и стремление общества к радикальным переменам. Как правило, он разрешается «сменой» властвующей элиты. Однако не исключается и другой исход. Социально-политические противоречия могут быть смягчены или преодолены посредством реформ, изменения политического курса государства, корректировки поведения органов власти.

51. Пути урегулирования политических конфликтов.

Пути преодоления политических кризисов: • кризиса легитимности — корректировка политическим режимом стратегии и тактики реформ, повышение эффек#тивности управления для обеспечения поддержки орга#нов власти населением; кризиса участия — ускорение преобразований политичес#кой системы, способствующих вовлечению в управление государством возможно большего числа граждан, совер#шенствование системы представительства социальных интересов;

• кризиса идентичности — разработка политической эли#той и усвоение обществом новой государственной идео#логии, которая отвечает потребностям социальной модер#низации и способствует устранению предубежденности граждан в чужеродности политической системы;

• кризиса распределения благ — обеспечение социальной направленности реформ, активное внедрение новых мето#дов хозяйствования и принципов распределения матери#альных и духовных благ, адекватных условиям рыночных отношений;

• кризиса проникновения — реорганизация и повышение социальной эффективности центральных и местных орга#нов власти, перераспределение полномочий между ними и усиление ответственности.

52. Государственная политика и управление: структура, функции, критерии.

Государственная политика получает импульсы от разнообразных социальных сил общества, каждая из которых стремится достигнуть собственных целей, оказывая влияние на постановку целей и интересы других социальных групп, вовлекая государство в качестве посредника в урегулирование споров и конфликтов.

И потому государственную политику можно было бы определить как совокупность отношений, складывающихся в результате целенаправленного взаимодействия групп по поводу завоевания, удержания и использования государственной власти в целях реализации общественно значимых интересов. В этом смысле государственная политика понимается как результат столкновения разнонаправленных действий групп, соперничающих и друг с другом, и с правительством, которое тоже представляет собой особую группу и потому защищает не только общесоциальные, но и собственные интересы.

Государственная политика является целостной и качественно определенной областью социальной жизни. Ее структура такова: политическая система, политический процесс и политическое сознание.

Политическая система, сердцевиной которой является государство, характеризует роль и значение институтов публичной власти в политической жизни общества. Помимо государства, она включает в себя партийные организации, группы давления, разного рода общественные движения. Она позволяет аккумулировать политическую волю различных социальных слоев и воплощать их в определенных политических решениях и действиях.

Рассматривая специфику властных отношений, выделяют следующие основные качества власти, присущие любому ее типу. Власть – это:

1) форма управления, регулирования и контроля, вид направления энергии, возможностей и ресурсов, которыми располагает человеческое общество;

2) мощное средство упорядочения социальных отношений;

3) волевое отношение, имеющее целенаправленный (целенаправляющий) характер, это изменение поведения через изменение мотивов и целей людей.

Власть связана с:

1) культурой человеческих сообществ, с мерой, нормированием отношений людей, с принятием ими на себя определенных ограничений в поведении;

2) дифференциацией, структурированностью человеческих сообществ. Как управление в условиях социальной дифференциации, власть носит политический характер. Высокая оценка значения властных и государственных отношений для регуляции жизни человеческих сообществ не означает отказа от видения другой стороны медали – связи власти с жестокостью, подавлением, усилением межгрупповой и внутригрупповой дифференциации и эксплуатации. Существует очевидная опасность бесконтрольности власти, обостряющая значение ее регулирования.

53. Бюрократия в системе власти.

Негативная часть деятельности практически любого государственного образования – бюрократизм, смысл которого заключается не просто в наличии специальной группы людей, занятых осуществлением функций социального управления, а именно в образовании у этой социальной группы особых, отличных от задач государства и общества интересов и целей. Бюрократ подчиняет политическую деятельность, государственную службу обслуживанию только своих эгоистических интересов. Тенденция кбюрократизации власти в политике как социальный феномен, вырастающий из диалектики общих и частных интересов, есть всегда, и любое общество нуждается в выработке соответствующих правовых, культурных, политических гарантий, способных ограничивать или блокировать такую тенденцию.

Бюрократия как социальное явление обладает рядом технико-организационных и социальных характеристик. К ним относятся:

1)иерархическое построение властных отношений в бюрократической организации;

2)нацеленность этой организации на реализацию определенной задачи;

3)строгое разделение труда между членами бюрократической организации;

4)небольшое значение персональных характеристик для осуществления бюрократических функций;

5)подчинение деятельности бюрократа жестким правилам;

6)стремление к обеспечению тайны, закрытости политических процессов;

7)активное использование различных политических и социальных привилегий при строгом ранжировании их доступности, размера и качества для каждой категории лиц бюрократического труда;

8)представление государства как главного источника благополучия социального порядка;

9)подчинение законодательства исполнительной власти;

10)коррупция;

11)равнодушие к закону как главная черта массовой психологии граждан в бюрократическом обществе.

Бюрократизм характеризуется ярко выраженным консерватизмом, отношением к существующим формам руководства и управления как к неизменным структурам, что рано или поздно оборачивается политической слепотой, потерей способности видеть необходимость перемен (желаемое принимается за действительное). Возникают шаблоны мышления, серьезно упрощающие социальную реальность, а те политические акции, которые на них строятся, ведут не к разрешению социальных и экономических противоречий, а к их умножению. У такого рода упрощения политического мышления и политического действия вполне определенный социальный смысл: он заключается в подведении реальной картины социального, политического процесса под мерку собственного, частного интереса занятых управлением социальных групп.

Наши рекомендации