Тема 24. Послевоенный период в развитии СССР: 1945 – 1953 гг.

План

1. Международное положение. От антигитлеровской коалиции к политике «холодной войны».

2. Восстановление народного хозяйства СССР и выбор модели социально-экономического развития.

3. Ужесточение политического режима и идеологического контроля. Репрессии в политической и культурной сферах.

Рекомендации

1. Охарактеризуйте международное положение после Второй мировой войны. Определите, каково было соотношение сил между странами «капиталистического» и «социалистического» блоков на международной арене. Выделите государства, принявшие советскую модель экономического и политического развития. Раскройте суть «доктрины Трумэна», «плана Маршала» и отношение к нему советского руководства. Выясните значение термина «холодная» война», её причины. Как она отразилась на корейской войне 1950–1953 гг.? Обязательно отметьте первые испытания ядерного оружия США и СССР, а также имена их создателей – советских и американских ученых. Каковы были цели и направления внешней политики СССР после войны? Как складывались отношения СССР с другими странами на Западе и Востоке во второй половине 40-х – начале 50-х гг.?

2. Раскройте содержание планов восстановления народного хозяйства после Великой Отечественной войны. Сформулируйте основные задачи экономической политики в этот период. Какие успехи были достигнуты в развитии промышленности, за счёт чего? Выясните, как повлияла денежная реформа 1947 г. на уровень жизни советских людей. Что вам известно о голоде на Украине, в Молдавии в 1946 г.? В чём причины бедственного положения послевоенной деревни? Как вы оцениваете широкое использование труда заключенных ГУЛАГа в народном хозяйстве? Подводя итоги, назовите основные источники восстановления советской экономики в рекордные сроки. Дайте определение термину «репарации».

3. Обоснуйте причины ужесточения политического режима И.В. Сталина после Великой Отечественной войны. Что вы знаете о переменах в общественном сознании, в настроениях миллионов советских людей в этот период? Охарактеризуйте положение военнопленных и репатриированных граждан СССР после возвращения их на Родину. Как сказалась репрессивная политика в развитии отечественной культуры и науки (биологии, кибернетики, квантовой механики, литературы, гуманитарных наук)? Опишите «Ленинградское дело» и «Дело врачей». Назовите деятелей того времени, причастных к репрессиям. Выясните значение термина «космополитизм» и «антисемитизм». Обратите внимание на такую пассивную форму молодежного сопротивления режиму, как стиляги. Что вы знаете о смерти И.В. Сталина?

Основная литература

1. Зуев, М. Н. История России: уч. пособие / М. Н. Зуев. – М., 2011. – С. 404–407, 421–425, 438–444.

2. История России. IX–XX вв.: учебник / под ред. Г. А. Аммона, Н. П. Ионичева. – М., 2006.– С. 662–680, 695–696.

3. История России. XX век / под ред. А. Н. Боханова, М. М. Горинова, В. П. Дмитренко. – М., 2001. – С. 466–509.

  1. Кириллов, В. В. История России: уч. пособие / В. В. Кириллов. – М., 2011. – С. 546–562.

5. Мунчаев, Ш. М. История России: учебник / Ш. М. Мунчаев, В. М. Устинов. – М., 2009. – С. 387–392, 400–401.

6. Новейшая история России. 1914–2009: уч. пособие / под ред. М. В. Ходякова. – М. 2010. – С. 312–344.

7. Потатуров, В. А. История России / В. А. Потатуров, Г. В. Тугусова, М. Г. Гурина. – М., 2002. – С. 616–657.

8. Толмачёва, Р. П. Экономическая история: учебник / Р. П. Толмачёва. – М., 2002. – С. 554–555.

Дополнительная литература

1. Бокарев, Ю. П. Ещё раз об отношении СССР к плану Маршала / Ю. П. Бокарев // Отечественная история. – 2005. – №1. – С. 86–97.

2. Быстрова, И. В. Советский военный потенциал периода «холодной войны» в американских оценках / И. В. Быстрова // Отечественная история. – 2004. – №2. – С. 124–142.

3. Зима, В. Ф. Голод, медицина, власть: 1946–1947 гг. / В. Ф. Зима // Отечественная история. – 2008. – №1. – С. 117–126.

4. Иванова, Г. М. Международные организации против принудительного труда в СССР (конец 1940-х – начало 1950-х гг.) / Г. М. Иванова // Отечественная история. – 2006. – №3. – С. 133–138.

5. Кузьминых, А. Л. Труд военнопленных в развитии экономики СССР. 1939–1956 гг. / А. Л. Кузьминых // Вопросы истории. – 2010. – №8. – С. 129–141.

6. Левичева, И. Денежная реформа 1947 года: неизвестные подробности / И. Левичева, Ю. Петров, С. Татаринов // Родина. – 2011. – №1. – С. 50–54.

7. Мин, Г. Х. Происхождение Корейской войны 1950–1953 гг. В новейших исследованиях / Г. Х. Мин // Вопросы истории. – 2010. – №12. – С. 157–162.

8. «Нам запретили белый свет…»: Альманах дневников и воспоминаний военных и послевоенных лет / сост. П. Полян, Н. Поболь. – М., 2006.

9. Печатнов, В. Его империя. «Холодная война»: стратегия и результаты / В. Печатнов // Родина». – 2003. – №2. – C. 19–25.

10. Сафронов, В. П. СССР и вопрос о послевоенном обращении с Японией в период Второй мировой войны / В. П. Сафронов // Отечественная история. – 2008. – №1. – С. 59–78.

11. Экштут, С. А. После победы / С. А. Экштут // Родина. – 2006. – №5. – С. 18–21.

12. Экштут, С. А. Предвестие свободы, или 1000 дней после Победы / С. А. Экштут. – М., 2006.

Тема 25. «Оттепель» (одиннадцатилетние Н.С. Хрущёва): 1953–1964 гг.

План

1. XX съезд КПСС: критика «культа личности» Сталина. Смягчение политического режима.

2. Социально-экономические преобразования.

3. «Оттепель» как социокультурное явление.

4. Изменения в теории и практики советской внешней политики.

5. Отставка Н.С. Хрущева. Итоги его политической деятельности.

Рекомендации

1. Какие перемены в политическом руководстве страной произошли после смерти И.В. Сталина? Какова была судьба Л.П. Берии? Главное внимание уделите работе XX съезда КПСС. Проанализируйте основные идеи доклада Н.С. Хрущёва «О культе личности и его последствиях». Какие силы были заинтересованы в отказе от массовых репрессий после смерти Сталина? Приведите факты реабилитации политических репрессированных. Определите суть термина «десталинизация». Почему она оказалась непоследовательной и половинчатой? Аргументируйте свою точку зрения.

2. Проанализируйте содержание аграрных программ Н.С. Хрущёва. Какие последствия имело освоение целины? Раскройте причины незавёршенности преобразований в сельском хозяйстве. Приведите сведения о развитии научно-технического прогресса в конце 50-х – начале 60-х гг. и его результатах. Какие успехи были достигнуты в области космонавтики? Что вы знаете о Ю.А. Гагарине? Охарактеризуйте реформу управления промышленностью 1957 г. и её результаты. Обязательно опишите социальную политику государства: пенсионную программу, жилищную реформу 1957 г., сокращение рабочего дня, увеличение зарплат, выдачу паспортов колхозникам. Удалось ли Хрущёву, на ваш взгляд, повысить жизненный уровень населения страны?

3. Изучите основные процессы, начавшиеся в общественной жизни после смерти И.В. Сталина. Сформулируйте свою позицию о роли поэзии, кино и театрального искусства в период «оттепели». Как вы думаете, в чём причина необычайно быстрой и огромной популярности А.И. Солженицына, автора повести «Один день Ивана Денисовича»? Выясните отношение Н.С. Хрущёва к творческой интеллигенции. Что вы знаете о Б.Л. Пастернаке и о его Нобелевской премии? В чём вы видите основные противоречия в развитии культуры в конце 50-х – начале 60-х гг.? Имена каких деятелей культуры того времени вы знаете?

4. Дайте характеристику изменениям в теории и практике советской внешней политики конца 50-х – начала 60-х гг. Насколько они были существенны? Аргументируйте свой ответ на примере событий 1956 г. в Венгрии. Каковы были взаимоотношения СССР и США в конце 50-х – начале 60-х гг.? Раскройте суть Карибского кризиса 1962 г. Обоснуйте значение Московского договора 1963 г. в международных отношениях. Установите причины Берлинского кризиса и возведения стены вокруг Западного Берлина 13 августа 1963 г. Какая оценка этого события, по-вашему, более верная: это – акт агрессии или защита от посягательств капитализма?

5. Завершая тему, определите основные итоги политической деятельности Хрущёва. Какими методами, путями он проводил свои реформы? Как вы думаете, в каком направлении изменилось советское общество за это время? Кого в нашем обществе стали называть «шестидесятниками»? Обозначьте основные причины противоречивости хрущёвских преобразований. Поддержку каких социальных слоев утрачивает Н.С. Хрущёв в начале 60-х гг.? Каким становится отношение к нему в это время значительной части партийно-хозяйственного актива? Почему? Какие политические силы отстранили его от власти? Дайте свою оценку реакции советского общества на отставку главы советского государства.

Основная литература

1. Зуев, М. Н. История России: уч. пособие / М. Н. Зуев. – М., 2011. – С. 407–414, 425–431, 444–451.

2. История России. IX–XX вв.: учебник / под ред. Г. А. Аммона, Н. П. Ионичева. – М., 2006. – С. 680–693, 696–698.

3. История России. XX век / под ред. А. Н. Боханова, М. М. Горинова, В. П. Дмитренко. – М., 2001. – С. 510–551.

  1. Кириллов, В. В. История России: уч. пособие / В. В. Кириллов. – М., 2011. – С. 563–583.

5. Медведев, Р. Н. С. Хрущев на пенсии / Р. Медведев. Политические портреты. – М., 2008. – С. 179–204.

6. Моисеев, В. В. История государственного управления России: уч. пособие / В. В. Моисеев. – М., 2010. – С. 280–293.

7. Мунчаев, Ш. М. История России: учебник / Ш. М. Мунчаев, В. М. Устинов. – М., 2009. – С. 392–395, 401–405, 416–424.

8. Новейшая история России. 1914–2009: уч. пособие / под ред. М. В. Ходякова. – М. 2010. – С. 346–383.

9. Потатуров, В. А. История России / В. А. Потатуров, Г. В. Тугусова, М. Г. Гурина. – М., 2002. – С. 658–678.

10. Толмачёва, Р. П. Экономическая история: учебник / Р. П. Толмачёва. – М., 2002. – С. 555–559.

Дополнительная литература

1. Адлер, Н. Трудное возвращение. Судьбы советских политзаключенных в 1950–1990-е годы / Н. Адлер / пер. с англ. – М., 2005.

2. Аксютин, Ю. Хрущевская «оттепель» и общественные настроения в СССР в 1953–1964 гг. / Ю. Аксютин. – М., 2004.

3. Веттиг, Г. Н. С. Хрущёв и Берлинский кризис 1958–1963 годов: Политика угроз и возведение Берлинской стены / Г. Веттиг / пер. с нем. – М., 2007.

4. Журнал «Родина». «40 лет без Хрущёва». – 2004. – №3 (особенно см. статьи В. Зубка «Драчливый премьер. Внешняя политика Хрущёва», Л. Максименкова «Кто вы, мистер Хрущёв?», У. Таубмана ««То взлёт, то падение». Личность Н.С. Хрущёва и история», В. Эрлихмана «Этюд в чёрно-белых тонах. Что пишут о Хрущёве и его времени»).

5. Коэн, С. Долгое возвращение. Жертвы ГУЛАГа после Сталина / С. Коэн. – М., 2009.

6. Лебина, Н. Б. Обыватель и реформы. Картины повседневной жизни горожан в годы нэпа и хрущевского десятилетия / Н. Б. Лебина, А. Н. Чистиков. – СПб., 2003.

7. Попов, Г. Пять выборов Никиты Хрущёва / Г. Попов, Н. Аджубей. – М., 2008.

8. Томилин, В. Н. Кампания по освоению целинных и залежных земель в 1954–1959 гг. / В. Н. Томилин // Вопросы истории. – 2009. – №9. – С. 81–93.

9. Шестаков, В. А. Политика Н. С. Хрущёва в аграрной сфере: преемственность и новации / В. А. Шестаков // Отечественная история. – 2006. – №6. – С. 106–119.

10. Шестаков, В. А. Социально-экономическая политика советского государства в 50-е – середине 60-х годов / В. А. Шестаков. – М., 2006.

Наши рекомендации