Тема 1. Восточнославянский регион до середины IX в.

Н.М. Румянцева

История России. Период феодализма

Учебно-методическое пособие по курсу «История России»

Для студентов специальности и направления подготовки 030701/030700.62 «История»

Тольятти

ТГУ

УДК 94(47)

ББК 63.3(2)4

Р 865

История России. Период феодализма учебно-методическое пособие по курсу «История России (до XX века):» / Н.М. Румянцева. – Тольятти: ТГУ, 2011.

Учебно-методическое пособие предназначено студентам специальности «История» и призвано помочь в изучении сложного и длительного периода в истории России с древнейших времен до конца XVIII века. Пособие отражает авторский курс и будет полезно преподавателям, аспирантам, старшеклассникам, а также всем, кто хочет учиться эффективно, по-университетски. Пособие будет способствовать пониманию специфики проявления в истории России наиболее общих закономерностей и тенденций исторического развития.

Рекомендовано к изданию научно-методическим советом Тольяттинского государственного университета.

© Тольяттинский государственный университет, 2011

Введение

Дисциплина «История России» входит в государственный стандарт и относится к базовой части профессионального цикла.

Цель дисциплины: сформировать у студентов системное представление об историческом пути России, ее месте в мировой и европейской цивилизации, выработать навыки получения, анализа и обобщения исторической информации в профессиональной деятельности.

Задачи:

Получить знания о:

а) движущих силах и закономерностях исторического процесса.

б) экономическом, политическом, социальном и культурном развитии и становлении Российского государства от эпохи расселения восточных славян до конца XVIII столетия.

Приобрести умения:

а) сравнивать формы, темпы, содержание процессов, явлений, событий в России и в других странах в их динамике и взаимосвязи;

б) выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;

в) работать с различными типами исторических источников;

г) вести научные дискуссии

Выработать навыки:

а) анализа исторических источников;

б) методов ведения научной дискуссии;

в) преобразования информации в знания.

В результате обучения формируются следующие компетиции:

- владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

- способностью логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК – 2);

- способностью использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК – 5);

- стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способностью изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности, способностью к социальной адаптации (ОК 6);

- способностью критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК 7);

- осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК 8);

- готовностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этнонациональные, религиозные и культурные различия (ОК 11);

- способностью использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ОК 12);

- владением основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК 18);

- способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории (ПК 1);

- способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области археологии и этнологии (ПК 2);

- способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области источниковедения, специальных исторических дисциплин, историографии и методов исторического исследования (ПК 3);

- способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области теории и методологии исторической науки (ПК 4);

- способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ПК 5);

- способностью понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию (ПК 6);

- способностью к критическому восприятию концепций различных историографических школ (ПК 7);

- способностью к использованию специальных знаний, полученных в рамках профилизации или индивидуальной образовательной траектории (ПК 8);

- способностью к работе в архивах и музеях, библиотеках, владением навыками поиска необходимой информации в электронных каталогах и в сетевых ресурсах (ПК 9);

- способностью к составлению обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований (ПК 10);

- умением применять основы педагогической деятельности в преподавании курса истории в общеобразовательной школе (ПК 11);

- способностью к разработке информационного обеспечения историко-культурных и историко-краеведческих аспектов в тематике деятельности организаций и учреждений культуры (ПК 14);

- способностью к работе с информацией для обеспечения деятельности аналитических центров, общественных и государственных организаций, средств массовой информации (ПК 15)

В результате изучения дисциплины (учебного курса):

- студент должен знать:

· движущие силы и закономерности исторического процесса;

· основные тенденции экономического, политического, социального и культурного развития;

· этапы становления и развития Российского государства от эпохи расселения восточных славян до конца XVIII столетия;

- студент должен уметь:

· сравнивать формы, темпы, содержание процессов, явлений, событий в России и в других странах в их динамике и взаимосвязи;

· выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;

· работать с различными типами исторических источников;

· вести научные дискуссии;

- студент должен владеть навыками:

· анализа исторических источников;

· методов ведения научной дискуссии;

· преобразования информации в знания;

Тема 11. Оформление общегосударственного режима крепостного права. Соборное Уложение 1649 г.

4 ч.

Учебные вопросы:

1. Переход от сословного представительства к абсолютизму.

2. Соборное Уложение 1649 г. как исторический источник.

3. Антикрепостнические народные движения в XVII в.

4. Церковно-государственные отношения в середине XVII в. Церковный раскол.

Изучив данную тему, студент должен:

ü Иметь представлениеоб основных процессах эволюции государственного строя в России в XVII столетии. Формирование институтов абсолютизма, усилении соперничества светской власти с властью церковной.

ü Знатьэтапы государственного строительства и деятельности органов государственного управления, процесс зарождения институтов абсолютизма в системе государственного управления и усиления его бюрократизации, эволюцию законодательства, регламентировавшего все основные стороны жизни и деятельности русского общества, антикрепостнические движения народных масс.

ü Уметьанализировать исторические источники – законодательные, делопроизводственные, литературно-публицистические, формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию при анализе различных историографических концепций, посвященных событиям изучаемой эпохи, выступать публично и вести научную дискуссию, быть способным к обобщению и анализу, постановке цели и выбору путей ее достижения.

ü Владетьнавыками исторической аналитики: способность на основе исторического анализа и проблемного подхода преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления изучаемого периода.

Методические рекомендации по изучению темы:

Обратите внимание на проблему эволюции государственного строя в XVII столетии. В центре изучения окажутся вопросы, связанные с восстановлением после Смутного времени сословно-представительной монархии, опиравшейся на Земские соборы и Боярскую Думу. Постарайтесь определить характер решаемых на Соборах вопросов, а также проекты реформирования Земских Соборов с целью совершенствования выборного представительства.

Переход России к абсолютизму прослеживался в разных сферах политической жизни. Обратите внимание на эволюцию состава Боярской Думы и изменение ее роли в государственном управлении, укреплении приказной системы и введение новшеств в ее структуре, рост влияния «беспородных людей».

Подумайте, почему переход к абсолютизму невозможен без сокрушительного удара по притязаниям Церкви на власть. Попробуйте уяснить себе сущность споров между Никоном и Аввакумом и их сторонниками, а затем и столкновения Никона и Алексея Михайловича, последствиями которых стали церковные реформы, уничтожившие церковно-приходскую автономию.

Контрольные вопросы:

1. Какое влияние показало Смутное время на государственное устройство России?

2. Перечислите признаки новой абсолютистской власти, зарождавшейся в государственном управлении России XVII в.

3. Почему XVII век стал временем расцвета и падения приказной системы?

4. Какие факторы обусловили неизбежность реформ центрального управления и ликвидации приказной системы?

5. Какую периодизацию абсолютизма предложили советские историки в фундаментальном труде «Абсолютизм в России»?

Тесты:

1. За исправление церковных книг по греческим образцам в середине XVII в. выступил

1) Аввакум 2) Никон 3) Иов 4) Филарет

2. Что из названного относится к причинам городских восстаний середины XVII в.?

1) ослабление протекционистских мер
2) денежная реформа, введение в оборот бумажных денег
3) введение подушной подати
4) широкое распространение взяточничества, волокиты в гос. учреждениях

3. Что из названного относится к результатам и последствиям церковных реформ середины XVII в.?

1) упразднение патриаршества 3) исправление церковных книг
2) раскол церкви 4) подчинение церкви государству

4. Установите соответствие между законодательными актами и соответствующими их принятию столетиями.

1) Судебник Ивана III А) XI век
2) Русская Правда Б) XIV век
3) Соборное уложение В) XV век
4) указ о «заповедных годах» Г) XVI век
  Д) XVII век

5. Какое из названных событий относится ко второй половине XVII в.?

1) учреждение патриаршества 3) церковный раскол
2) борьба иосифлян и нестяжателей 4) учреждение Святейшего Синода

6. Об обмирщении культуры XVII в. свидетельствует

1) появление профессионального театра
2) переход на новое летоисчисление
3) начало книгопечатания
4) создание Славяно-греко-латинской академии

7. Военные полки, созданные на основе принудительного набора, обеспеченные единообразным вооружением и обученные военному делу, в XVII в. назывались

1) наемными 3) дворянским ополчением
2) рекрутскими 4) полками нового строя

8. В результате лишения в XVII в. патриарха Никона сана

1) в России ликвидировалось патриаршество
2) церковь отделялась от государства
3) начался церковный раскол
4) укрепилась самодержавная власть царя

9. В 1654 г. произошло событие

1) избрание Михаила Федоровича на царствие
2) начало правления Петра I
3) окончание Ливонской войны
4) присоединение Левобережной Украины к России

10. Окончательное юридическое закрепощение крестьян произошло в … году.

1) 1612 2) 1645 3) 1649 4) 1667

11. Восстание под предводительством С. Разина происходило в … годы.

1) 1606-1607 2) 1648-1650 3) 1667-1671 4) 1707-1708

12. Утверждение «Священство выше царства» связано с …

1) борьбой иосифлян и нестяжателей

2) конфликтом Алексея Михайловича и патриарха Никона

3) реформами Избранной Рады

4) ликвидацией патриаршества в России в начале XVII века

13. Что было одной из причин городских восстаний?

1) недовольство городских низов деятельностью приказной системы

2) ухудшение положения городских низов из-за введения новых налогов

3) преследование старообрядцев

4) введение в городах цехов и гильдий

14. Кто является автором сочинения «О России в царствование Алексея Михайловича»?

1) Н.П. Павлов-Сильванский

2) А.Л. Ордин-Нащокин

3) П.Н. Милюков

4) Г.К. Катошихин

15. Какой приказ являлся личной канцелярией Алексея Михайловича с всеобъемлющими контрольными функциями?

1) Поместный приказ

2) Приказ Тайных дел

3) Счетный приказ

4) Приказ Большой казны

Тема 12. Россия в период петровских преобразований.

4 ч.

Учебные вопросы:

1. Преобразование центрального государственного аппарата и местного административно-территориального управления.

2. Сословная политика Петра I и утверждение политических принципов абсолютизма.

3. Военные реформы Петра I. Роль армии в государственном управлении.

4. Экономическая политика в первой четверти XVIII века.

Изучив данную тему, студент должен:

ü Иметь представлениеоб эволюции самодержавия и крепостничества в период позднего феодализма, реформировании государственного управления, его невиданной централизации и бюрократизации, основных направлениях экономической политики Петра I.

ü Знатьосновные этапы реформирования высших, центральных и местных органов власти, формирования нового государственного аппарата, характерные черты и особенности российского абсолютизма, содержание и значение военных реформ, эффективность экономической политики в первой четверти XVIII века.

ü Уметьанализировать разноплановые исторические источники – документальные, законодательные, мемуарная литература, быть способным к обобщению и анализу, восприятию информации, научно анализировать социально значимые проблемы и процессы.

ü Владетьнавыками исторической аналитики: на основе исторического анализа и проблемного подхода преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России в их динамике и взаимосвязи.

Методические рекомендации по изучению темы:

При изучении данной темы обратите внимание на реформирование системы государственного управления Петром I. Абсолютистское государство стремилось регламентировать все стороны жизни общества, подчинить их влиянию власти. Проследите основные этапы реформирования сферы управления – упразднение Боярской Думы, создание Сената, реформу местного управления, создание коллегий. Попробуйте понять, почему за образец создания системы центрального управления была выбрана шведская система.

За годы правления Петра I оформление абсолютизма завершилось. Выделите сущностные черты российского абсолютизма. Подумайте, в каких документах была закреплена абсолютная власть российского монарха.

Обратите внимание на то, как в российской исторической науке оценивают методы и результаты деятельности Петра Великого. Согласны ли вы с мнением ряда отечественных историков, утверждающих, что преобразования первой четверти XVIII века были ярким примером радикальных реформ, проведенных без поддержки и даже при сопротивлении широких слоев общества.

Обратите внимание на новые понятия: «регулярное государство», «меркантилизм», «патернализм», «магистрат», «ратуша», «податное сословие», «рекрутские наборы».

Контрольные вопросы:

1. Каковы причины и предпосылки преобразований Петра I?

2. В чем заключались принципиальные различия коллегиальной системы управления от приказной?

3. Какие проблемы и противоречия в развитии России того времени были порождены петровской политикой модернизации?

4. Назовите основные черты экономического развития России в первой четверти XVIII века.

5. Какое влияние оказывали реформы Петра I на образ жизни и сознание различных социальных групп?

Тесты:

1. Россия стала империей:

1) в 1613 г., когда на троне утвердилась династия Романовых

2) с 1654 г., после воссоединения Украины и России

3) после 1 января 1700 г., когда празднование Нового года было перенесено с 1 сентября на 1 января и приурочено к провозглашению России империей

4) после заключения Ништадтского мира, когда Петр I в 1721 г. был провозглашен императором

5) с 1547 г., когда митрополит Макарий разработал специальный ритуал венчания Ивана IV на русский трон

2. Эпоха Петра I характеризуется строительством большого числа новых мануфактур. За первую четверть XVIII в. их было построено:

1) около 20

2) более 30

3) до 300

4) до 200

5) до 2000

3. В первой четверти XVIII в. возникли доменные и металлообрабатывающие заводы:

1) на Урале

2) в Карелии

3) близ Тулы

4) верно 1 и 3

5) верно все указанное

4. Развитие мануфактур в XVIII в. потребовало большого числа наемных работников. Ими становились:

1) посадские ремесленники

2) дети солдат и матросов

3) свободные крестьяне

4) верно 1 и 2

5) верно все указанное

5. В XVIII в. появился термин «посессионные крестьяне». Так называли:

1) крестьян, переведенных помещиками на денежный оброк

2) свободных крестьян, которые работали на мануфактурах и сохраняли свой надел земли

3) крепостных крестьян, купленных для работы на мануфактурах

4) крестьян, которые были направлены для работы на заводы без права иметь семью

5) черносошных крестьян, которые были «приписаны» (по сути, закабалены) к мануфактурам

6. При Петре I заметно оживилась внешняя торговля, в основу которой была положена политик меркантилизма. Суть этой политики заключилась:

1) во введении повышенных пошлин на импортные товары, которые конкурируют на внутреннем рынке с российскими

2) в превышении экспорта над импортом

3) в поддержке русской промышленности и ослаблении ее зависимости от иностранных коммерсантов

4) верно лишь 1 и 2

5) верно все указанное

7. В 1711 г. в России был создан Сенат. Он являлся:

1) высшим законодательным органом страны

2) высшим распорядительным и исполнительным органом

3) высшим органом политического сыска

4) верно 1, 2 и 3

5) верно 1 и 2

8. Одну из вновь введенных должностей Петр I метко назвал «оком государевым». Это должность:

1) обер-прокурора Синода

2) президента Юстиц-коллегии

3) генерал-прокурора

4) президента Ревизион-коллегии

5) сенатора

9. Вместо громоздкой системы приказов в первой четверти XVIII в. была создана система коллегий. Их число было доведено до:

1) 50

2) 12

3) 8

4) 13

5) 15

10. С упразднением приказов ведомство финансов страны было сосредоточено в:

1) Камер-коллегии

2) Штате-коллегии

3) Ревизион-коллегии

4) во всех указанных

4) верно 2 и 3

11. Вместо Преображенского приказа была создана Тайная канцелярия. Исполнять функции политического сыска она начала с дела:

1) сына Петра I царевича Алексея

2) атамана К. А. Булавина

3) купца Якова Носова, участника Астраханского восстания

4) атамана Игната Некрасова

5) всех указанных

12. Указ о разделении России на восемь губерний был подписан в ... году:

1) 1707

2) 1708

3) 1709

4) 1719

5) 1711

13. После окончания Северной войны была проведена городская реформа. На местах учредили городские магистраты, в которых ведущая роль принадлежала:

1) местному боярству

2) дворянству

3) верхам посада

4) купечеству

5) полицейским и священнослужителям

Библиографический список

Основная литература:

1) Павленко Н. И. История России с древнейших времен до 1861 года : учеб. для студ. вузов, обуч. по напр. и спец. "История" / Н. И. Павленко, И. Л. Андреев, В. А. Федоров; под ред. Н. И. Павленко. - 5-е изд. ; Гриф МО. - М. : Юрайт, 2010. - 712 с. : ил. - Библиогр.: с. 704-712. - Хронология: с. 698-703. - ISBN 978-5-9916-0547-21 (Изд-во Юрайт): 272-40
2) Хрестоматия по истории России : учеб. пособие для вузов / А. С. Орлов [и др.]. - М. : Проспект, 2007. - 589 с. - ISBN 5-482-01317-0: 270-00
3) История России с древнейших времен до конца XVII века : учеб. пособие для вузов / Л. В. Милов [и др.]; под ред. Л.В. Милова. - Гриф УМО. - М. : ЭКСМО, 2006. - 766 с. - (История России с древнейших времен до начала XXI века). - Хронолог. табл.: с. 755-762. - ISBN 5-699-19820-2: 181-82
4) История России : учебник / А. С. Орлов [и др.]. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2008. - 525 с. : ил. - Прил.: с. 502-523. - ISBN 978-5-482-01692-3: 300-00

Дополнительная литература:

1) Сахаров А. Н. История России XVII - XVIII века / А. Н. Сахаров. - М. : Росмэн, 2003. - 175 с. : ил. - (Книги для чтения). - ISBN 5-353-01130-9: 51-76
2) История России с древнейших времен до 1861 года : учеб. для вузов / под ред. Н.И. Павленко. - 2-е изд., испр. - М. : Высш. шк., 2001. - 560 с.
3) История России с древнейших времен до 1861 года : учеб. для вузов / Н.И. Павленко, И.Л. Андреев, В.Б. Кобрин, В.А. Федоров. - 2-е изд., испр. - М. : Высш. шк., 2000. - 560 с., карт. - Библиогр.: с. 555-559
4) Георгиева Н. Г. История России : слов.-справочник / Н. Г. Георгиева, В. А. Георгиев, А. С. Орлов. - М. : Проспект, 2011. - 591 с. - Загл. обл.: Исторический словарь. - ISBN 978-5-392-02058-4: 185-00
5) История России : учеб. для вузов / А. С. Орлов [и др.]. - Изд. 3-е, перераб. и доп. ; ВУЗ/изд. - М. : Проспект, 2006. - 525 с. - Прил.: с. 502-523. - ISBN 5-482-00419-8: 200-00
6) Ключевский В. О. Исторические портреты; Деятели исторической мысли / В. О. Ключевский; изд. подгот., [вступ. ст., с. 5-26, написал и примеч. сост.] В. А. Александров. - М. : Правда, 1990. - 623 с. : ил. - ISBN 5-253-00034-8: 3-50
7) Ключевский В. О. Краткое пособие по русской истории / В. О. Ключевский. - М. : Рассвет, 1992. - 192 с. - Указ. хронол. имен: с. 185-190
8) Ключевский В. О. Русская история : Полн. курс лекций в 3 книгах. Кн. 2 / В. О. Ключевский. - М. : Мысль, 1993. - 585 с. - ISBN 5-244-00730-0: 50-00
9) Платонов С. Ф. История России / С. Ф. Платонов. - СПб. : Дельта, 1998. - 351 с. : ил. - Хронолог. перечень: с. 343-346. - ISBN 5-89151-033-2: 65-00
10) Соловьев С. М. История России с древнейших времен. Кн. 2 / С. М. Соловьев. - М. : АСТ ; Харьков : Фолио, 2001. - 943 с. - Примеч.: с. 876-937. - ISBN 5-17-001031-1: 105-94
11) Соловьев С. М. История России с древнейших времен. Кн. 1 / С. М. Соловьев. - М. : АСТ ; Харьков : Фолио, 2001. - 943 с. - ISBN 5-17-001032-Х: 105-94
12) Соловьев С. М. История России с древнейших времен . Кн. 3 / С. М. Соловьев. - М. : АСТ ; Харьков : Фолио, 2001. - 991 с. - Примеч.: с. 959-984. - ISBN 5-17-002142-9: 105-94
13) История России с древнейших времен до второй половины XIX века : курс лекций: в 2 ч. Ч.1 / под ред. Б.В. Личмана. - 3-е изд., доп. - Екатеринбург : Урал. гос. техн. ун-т, 1995. - 304 с.
14) Анисимов Е. В. История России от Рюрика до Путина : Люди. События. Даты / Е. В. Анисимов. - 2-е изд., доп. - СПб. : Питер, 2010. - 591 с., [15 л.] цв. ил. - Хронология: с. 548-591. - ISBN 978-5-388-00696-7: 249-64
15) Хрестоматия по истории России : учеб. пособие для вузов / А. С. Орлов [и др.]. - М. : Проспект, 2009. - 589 с. - ISBN 978-5-392-00493-5: 180-00
16) Карамзин, Н. М. Письма русского путешественника [Текст] / Н.М. Карамзин; Вступительная ст. Г. П. Макогоненко; Прим. М. В. Иванова. – М.: Правда, 1988. – 544 с.
17) Валишевский, К. Преемники Петра. [Текст] / К. Валишевский. – М.: Советский писатель, 1990. – 359 с. – Репринтное воспроизведение издания 1912 года.
18) Болоховитинов, Н. Н. Россия открывает Америку. 1732-1799 [Текст] / Н. Н. Болоховитинов. – М.: Международные отношения, 1991. – 304 с. – ISBN 5-7133-0312-8.
19) Бушуев, С. В. История государства российского: Историко-библиографические очерки. Кн. Вторая. XVII – XVIII вв. [Текст] / С. В. Бушуев. – РГБ. - М.: Изд-во «Книжная палата», 1994. – 416 с.
20) Фруменков, Г. Г. Соловецкий монастырь и оборона Беломорья в XVI – XIX вв. [Текст] / Г.Г. Фруменков. – Архангельск: Северо-западное книжное издательство, 1975. – 181(1) с.
21) Зимин, А. А. В канун грозных потрясений. Предпосылки первой крестьянской войны в России [Текст] / А.А. Зимин. – М.: Мысль, 1986. – 333 с.
22) Око великой России. Об истории русской дипломатической службы XVI – XVII веков [Текст] / Под ред. Е.В. Чистяковой, сост. Н.М. Рогожкин. – М.: Международные отношения, 1989. – 240 с. – (Из истории дипломатии).
23) Христианство и Русь. Сборник статей [Текст] / АН СССР. – М.: Наука, 1988. – 135(1) с. – (Советское религиоведение, 2).
24) Шмурло, Е. Ф. История России 862-1917 гг. [Текст] / Е.Ф. Шмурло. – М.: Аграф, 1997. – 736 с. – ISBN 5-7784-0029-2
25) Борисов, Н.С. Политика московских князей конец XIII – первая половина XIV века [Текст] / Борисов Н.С. – М.: Изд-во МГУ, 1999. – 391 с. – (Труды исторического ф-та МГУ: вып. 4; Сер. 2. Исторические исследования: 1). – ISBN 5-211-04020-1.
26) Петрушевский, А. Рассказы про старое время на Руси от начала Русской земли до Петра Великого [Текст] / А. Петрушевский. – Ярославль: ТОО «ЛИЯ», 1994. – 304 с. – ISBN 5-86895-002-Х.
27) Алексеев, Ю. Г. «К Москве хотим»: Закат боярской республики в Новгороде [Текст] / Ю. Г. Алексеев. – Л.: Лениздат, 1991. – 158 с. : ил. – ISBN 5-289-01067-Х.
28) Учебники дореволюционной России по истории [Текст] / Сост. Т. В. Естеферова. – М.: Просвещение, 1993. – 384 с. – (Б-ка учителя истории). – Содерж.: Элементарный курс всеобщей и русской истории / И. Беллярминов. Краткие очерки русской истории / Д. Илованский. – ISBN 5-09-004700-6.
29) Кацва, Л.А., Юрганов А.Л. История России VIII-XV вв.: учебник для 7 класса средних учебных заведений [Текст] / Л.А. Кацва, А.Л. Юрганов. – М.: МИРОС-Аргус, 1997. – 272 с. : ил. – ISBN 5-7084-0102-8; ISBN 5-85549-071-8.
30) Костомаров, Н.И., Забелин И.Е. О жизни, быте и нравах русского народа [Текст] / Сост. А.И. Уткин; авт. очерка о Н.И. Костомарове и И.Е. Забелине С.О. Шмидт. – М.: Просвещение – АО «Учебная литература», 1996. – 576 с. ISBN 5-09-007560-3.
31) Валишевский, К. Первые Романовы [Текст] \ К. Валишевский. – М.: «Советский писатель», 1990. – 479 с. – Репринтное воспроизведение издания 1911 года.
32) Плугин, В., Богданов, А., Шеремет, В. Разведка была всегда… : заново прочитанные страницы истории спец.служб от начала Киевской Руси до конца Российской империи. [Текст] / В. Плугин, А. Богданов, В. Шеремет. – М.: Армада, 1998. – 363 с. – (Россия: исторические расследования). – ISBN 5-7632-0672-Х.
33) Говорев, В.М. Предыстория Руси в 2х частях [Текст] \ В.М. Говорев. – М.: Менеджер, 1994. – 682 с. : ил.
34) Методика изучения древнейших источников по истории народов СССР: сборник статей [Текст] / Отв. ред. В.Т. Пашуто. – М.: Наука, 1978. – 206 с.
35) Вернадский, Г.В. Монголы и Русь [Текст] / Перевод с англ. Е.П. Беренштейна, Б.Л. Губмана, О.В. Строгановой. – Тверь: ЛЕАН, Москва: АГРАФ, 1997. – 480 с.
36) Зимин, А.А. Витязь на распутье: Феодальная война в России XV в. [Текст] / А.А. Зимин. – М.: Мысль, 1991. – 286 с. – ISBN 5-244-00518-9.
37) Златослово. Век XII. [Текст] / Сост. предисл. и вступ. ст. Н.С. Борисова. – М.: Молодая гвардия, 1986. – 461 с. : ил. – (История Отечества в романах, повестях, документах)
38) История России с начала XVIII до конца XIX века / А. Н. Сахаров, Л. В. Милов, П. Н. Зырянов, А. Н. Боханов; Отв. ред А. Н. Сахаров. – М. : АСТ, 2001. – 544 с., ил. – ISBN 5-17-009096-X.
39) История России с древнейших времен до конца XVII века / А. П. Новосельцев, А. Н. Сахаров, В. И. Буганов, В. Д. Назаров; Отв. ред. А. Н. Сахаров, А. П. Новосельцев. – М. : АСТ, 2001. – 576 с., ил. - ISBN 5-17-009567-8.
40) Павленко Н. И. Александр Данилович Меньшиков / Н. И. Павленко. – М. : Наука, 1989. – 198 с. - ISBN 5-02-009487-0.
41) Коган В. М. История дома Рюриковичей / В. М. Коган. – СПб: Изд. дом «Бельведер», 1993. – 287 с. : ил. - ISBN 5-87461-001-4.
42) Сочинения Екатерины II / Сост., вступ. ст. О. Н. Михайлова. – М. : Советская Россия, 1990. – 384 с., ил. - ISBN 5-268-01023-9.
43) Борисов Н. С. Русская церковь в политической борьбе XIV-XV веков / Н. С. Борисов. – М. : Изд-во московского университета, 1986. – 207 с.
44) Брикнер А. Г. История Екатерины Второй : в 3 т. / А. Г. Брикнер. – М. : ТЕРРА, 1996. – Т. 1. – 256 с. : ил. - ISBN 5-85255-562-2.
45) Любавский М. К. История царствования Екатерины II : курс, читанный в Императорском Московском университете весной 1911 года / М. К. Любавский. – Изд. 2-е. – СПб. : Изд-во «Лань», 2001. – 256 с. – ( Мир культуры, истории и философии). - ISBN 5-8114-0407-7.
46) Князьков С. Из прошлого Русской земли. Время Петра Великого : книга для чтения по русской истории в школе и дома / С. Князьков. – М. : Планета, 1991. – 712 с. : ил. - ISBN 5-85250-437-8.
47) Труайя А. Петр Великий / А. Труайя. – М. : Эксмо, 2004. – 448 с. - ISBN 5-699-04484-1.
48) Россия XVIII столетия в изданиях Вольной русской типографии А. И. Герцена и Н. П. Огарева. Записки княгини Е. Р. Дашковой / Отв. ред. Е. Л. Рудницкая. – М. : Наука, 1990. – 528 с. - ISBN 5-02-009551-6.
49) Стегницкий П. В. Хроники времен Екатерины II / П. В. Стегницкий. – М. : ОЛМА_ПРЕСС, 2001. – 511 с. : ил. – ( Архив). - ISBN 5-224-03156-7.
50) Тарле В. Е. Русский флот и внешняя политика Петра I / Е. В. Тарле. – М. : Военное издательство Министерства вооруженных сил союза ССР, 1949. – 124 с.
51) История русской литературы X-XVII веков / под ред. Д. С. Лихачева. – М. : Просвещение, 1980. – 462 с. : ил.
52) Смолицкая Г. П., Горбаневский М. В. Топонимия Москвы / Г. П. Смолицкая, М. В. Горбаневский. – М. : Наука, 1982. – 176 с. : ил. – ( Серия « Литературоведение и языкознание»).
53) Грацианский П. С. Десницкий / П. С. Грацианский; отв. ред. В. Д. Зорькин. – М. : Юрид. лит-ра, 1978. – 112 с. – ( Серия « Из истории политической и правовой мысли»)
54) Соколов А. Поборник Российской Державы в смутное время : ( о жизни князя М. В. Скопина-Шуйского) / А. Соколов. – Н. Новгород, 2008. – 236 с. - ISBN 978-5-7493-1276-8.
55) Богданов А. П. В тени Великого Петра / А. П. Богданов. – М. : АРМАДА, 1998. – 330 с. – ( Россия. Исторические расследования). - ISBN 5-7632-0685-1.
56) Костомаров Н. И. Богдан Хмельницкий / Н. И. Костомаров. – М. : «Чарли», 1994. – 768 с. – ( Серия « Актуальная история России»).
57) Борисов Н. С. Сергий Радонежский / Н. С. Борисов. – М. : Мол. гвардия, 2003. – 298 с. : ил. – ( Жизнь замечат. людей : Сер. биогр. ; Вып. 836).
58) Скрынников Р. Г. Переписка Грозного и Курского / Р. Г. Скрынников ; отв. ред. Д. С. Лихачев. – М. : Изд-во « Наука», 1973. – 135 с.
59) Иловайский Д. С. Очерки отечественной истории / Д. С. Илованский. – М. : Мысль, 1995. – 510 с. - ISBN 5-224-00809-9.

Н.М. Румянцева

История России. Период феодализма

Учебно-методическое пособие по курсу «История России»

Для студентов специальности и направления подготовки 030701/030700.62 «История»

Тольятти

ТГУ

УДК 94(47)

ББК 63.3(2)4

Р 865

История России. Период феодализма учебно-методическое пособие по курсу «История России (до XX века):» / Н.М. Румянцева. – Тольятти: ТГУ, 2011.

Учебно-методическое пособие предназначено студентам специальности «История» и призвано помочь в изучении сложного и длительного периода в истории России с древнейших времен до конца XVIII века. Пособие отражает авторский курс и будет полезно преподавателям, аспирантам, старшеклассникам, а также всем, кто хочет учиться эффективно, по-университетски. Пособие будет способствовать пониманию специфики проявления в истории России наиболее общих закономерностей и тенденций исторического развития.

Рекомендовано к изданию научно-методическим советом Тольяттинского государственного университета.

© Тольяттинский государственный университет, 2011

Введение

Дисциплина «История России» входит в государственный стандарт и относится к базовой части профессионального цикла.

Цель дисциплины: сформировать у студентов системное представление об историческом пути России, ее месте в мировой и европейской цивилизации, выработать навыки получения, анализа и обобщения исторической информации в профессиональной деятельности.

Задачи:

Получить знания о:

а) движущих силах и закономерностях исторического процесса.

б) экономическом, политическом, социальном и культурном развитии и становлении Российского государства от эпохи расселения восточных славян до конца XVIII столетия.

Приобрести умения:

а) сравнивать формы, темпы, содержание процессов, явлений, событий в России и в других странах в их динамике и взаимосвязи;

б) выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;

в) работать с различными типами исторических источников;

г) вести научные дискуссии

Выработать навыки:

а) анализа исторических источников;

б) методов ведения научной дискуссии;

в) преобразования информации в знания.

В результате обучения формируются следующие компетиции:

- владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

- способностью логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК – 2);

- способностью использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК – 5);

- стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способностью изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности, способностью к социальной адаптации (ОК 6);

- способностью критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК 7);

- осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК 8);

- готовностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этнонациональные, религиозные и культурные различия (ОК 11);

- способностью использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ОК 12);

- владением основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК 18);

- способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории (ПК 1);

- способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области археологии и этнологии (ПК 2);

- способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области источниковедения, специальных исторических дисциплин, историографии и методов исторического исследования (ПК 3);

- способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области теории и методологии исторической науки (ПК 4);

- способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ПК 5);

- способностью понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию (ПК 6);

- способностью к критическому восприятию концепций различных историографических школ (ПК

Наши рекомендации