Миф 2 - Детей надо постоянно контролировать.

Миф 1. Детей надо воспитывать

Этот миф достаточно устойчив в сознании многих родителей. Под вос­питанием чаще всего понимают "говорить, как правильно надо поступать", "учить жить", "прививать правила и нормы", "объяснять что хорошо, а что плохо", "научить подчинятся", "на­казывать за неподчинение", "конт­ролировать и оценивать". Многие родители убеждены, что без выше­перечисленных действий их ребе­нок никогда не сможет стать "хоро­шим человеком".

К тому же они опираются на свой детский опыт: "меня же воспитывали, вот и вы­рос". И, правда, вырос, только те­перь невозможно проверить, кем мог бы стать, если б не воспитыва­ли, а просто любили.

Чтобы вырос счаст­ливый взрослый, вполне достаточ­но родительской любви, подлинно­го интереса и участия в жизни ма­ленького человечка, и модели счастливой жизни самих родите­лей, с которой ребенок мог бы брать пример. Если вы даете подзатыльник своему малышу со словами: "больше никогда не оби­жай маленьких", то не стоит ожи­дать, что сын прислушается имен­но к словам, а не к полученной только что затрещине.

Дети воспитываются не на сло­вах, которые рассудительный роди­тель пытается вложить им в голову, а на моделях. Таким образом, если вы хотите вырастить "хорошего" ре­бенка, будьте хорошими сами. Хо­тите, чтобы он был счастлив, задай­те себе вопрос: "счастлив ли я?" и ответьте себе на него честно. А по­том уж можно взяться за воспита­ние... желательно самого себя.

Миф 2 - Детей надо постоянно контролировать.

В основе этого мифа, как прави­ло, лежит родительская тревога и неверие в позитивную структуру ребенка, в его способность управ­лять собой и окружающим миром. В способность, которая природой былазаложена для того, чтобы дети росли и развивались, чтобы человек сохранился и выжил как биологи­ческий вид.

Надо сильно покале­чить психику здорового ребенка, чтобы в нем нарушилась естествен­ная программа самосохранения, и он направленно нанес себе вред. Но если с младенчества контролиро­вать ребенка и предупреждать его о любой опасности, он, конечно, отучиться делать это сам и передаст функцию контроля (а затем, как следствие, ответственности) родителям.

Каждому человеку важно уметь не только желать чего-то, но и уметь достигать желаемого. Это очень важный навык, который в счастливой жизни необходим. Фор­мирование этого навыка заклады­вается в детстве и возможно при условии, что часть контроля будет у самого ребенка. Бояться этого не стоит, потому что если малыша то­тально не контролировать, он сам начнет контролировать себя.

Миф 3. Ребенок — это" копия взрослого"

Малыш действительно также тревожится или злится, боится или любит, также сильно и также час­то, как любой взрослый.

Он, конечно, еще не знает столько "важной" информации о высшей математи­ке или политическом положении стран третьего мира, но его внут­ренний мир наполнен не менее "важными" событиями: радужные разво­ды в лужах, улыбка соседской де­вочки, туннели в сугробах, строгий взгляд учителя, инте­ресные камушки и прутики. Из все­го этого создается простой и гармоничный мир, где много ин­тересного и всегда может произой­ти все, что угодно.

Для маленьких "сейчас" — очень важно, потому что будущего в их жизни почти не существует. Шко­ла — это, когда я стану взрослым. В институте я буду уже старым, пос­ле института — столько не живут. Поэтому наивный родительский аргумент "в будущем тебе это при­годится" — неработает.

Ребенок может удивляться, безу­держно фантазировать, быть уве­ренным, что в жизни возможно все, т.е. то, что совершенно не уме­ют многие очень взрослые и очень умные люди. Поэтому дети — про­сто другие, в чем-то более чувстви­тельные, здоровые и мудрые, чем взрослые, которыми они всегда ус­пеют стать.

Наши рекомендации