Прокуроры Российской Империи 6 страница

В настоящее время все большее распространение полу­чает ведение дублирующего делопроизводства на магнитных носителях. Обработка информации при этом осуществляется с помощью электронно-вычислительных машин.

Зональные прокуроры ведут и так называемые рабочие производства (наряды), в которых сосредоточиваются находя­щиеся на исполнении документы, а также отмечаются ошибки, допущенные каждым прокурором и следователем его зоны, сосредоточиваются данные о положительном опыте работы. Такая постоянно накапливаемая информация позволяет выяс­нить типичные недостатки и их причины, обобщить передовую практику. А это в свою очередь дает возможность разработать обоснованные мероприятия по оказанию конкретной помощи каждому нижестоящему прокурору, по устранению недостат­ков, распространить положительный опыт, учить на нем всех прокуроров и следователей.

Зональный принцип организации работы распространяется также и на непосредственное осуществление прокурорского надзора: на разрешение жалоб, заявлений и обращений граж­дан и организаций, на участие в кассационной инстанции по делам, рассмотренным судами соответствующих районов и т.д. Поэтому зональный прокурор располагает обширной и всегда свежей информацией о состоянии законности в регионе, орга­низации работы в горрайпрокуратурах своей зоны. Это позво­ляет осуществлять квалифицированное руководство нижесто­ящими органами.

Наряду с зональным в органах прокуратуры применяется ипредметный принцип. Термин "предметный принцип" происходит по существу от понятия предмета прокурорского над­зора и означает такую организацию работы, когда критерием распределения обязанностей между прокурорами являются сферы правового регулирования, т.е. определенные группы законов и иных нормативных актов, надзор за исполнением которых осуществляет прокуратура. Для подразделений и дол­жностных лиц, не осуществляющих надзор за точным и еди­нообразным исполнением законов, в качестве предмета веде­ния выступают основные участки их деятельности.

Предметный принцип организации работы преследует цель сосредоточить усилия всех структурных подразделений на ре­шении важнейших, приоритетных задач, стоящих перед орга­нами прокуратуры в целом. Применение этого принципа пред­полагает накопление, обобщение и реализацию информации по определенной проблеме укрепления законности и исполнению конкретных законов.

В соответствии с установленным распределением обязан­ностей прокуроры отделов обобщают относящиеся к предмету их ведения статистические и другие данные прокуратуры, иных правоохранительных, а также контролирующих органов об исполнении законов, анализируют соответствующие мате­риалы (доклады, представления, протесты, обзоры, методи­ческие письма, решения коллегии и т.д.), участвуют в подго­товке заданий и документов о реализации результатов обоб­щений, замечаний на проекты нормативных актов, подготав­ливают материалы для рассмотрения на коллегии, координа­ционном совещании правоохранительных органов. Эти прокуро­ры разрабатывают и вносят предложения по совершенствова­нию организации и осуществления прокурорского надзора, расследования преступлений, координации деятельности пра­воохранительных органов, взаимодействия с другими государ­ственными органами, общественными организациями и т.д.

В органах прокуратуры применяется предметно-зональный принцип организации работы, когда за зональными прокуро­рами закрепляются еще и определенные "предметы ведения". Такой подход способствует специализации зональных прокуро­ров при осуществлении надзора за исполнением законов в наи­более важных, приоритетных на данном этапе сферах право­вых отношений.

Независимо от того, как организуется работа в структур­ном подразделении — при четком разграничении зонального и предметного принципов или при их сочетании, — неизменным остается требование взаимного обмена информацией, особенно между прокурорами одного отдела (управления), с тем чтобы у каждого из них были исчерпывающие сведения об объектах их работы.

Обычно имеется круг вопросов, выделение которых в ка­честве "предметов ведения" во всех оперативных подразделе­ниях является обязательным для комплексного проведения анализов состояния законности и осуществления прокурорско­го надзора, практики расследования преступлений, координа­ции деятельности правоохранительных органов, планирования работы; направления заданий нижестоящим прокурорам; кон­троля исполнения.

По закрепленным за соответствующими прокурорами воп­росам регулярно, по мере необходимости в соответствии со схемой взаимодействия структурных подразделений осуществ­ляется обмен информацией, поступающей в аппарат областной прокуратуры от горрайпрокуратур и других органов.

При подведении итогов работы за определенный период (квартал, полугодие, год) в том или ином отделе (управлении), при заслушивании отчетов горрайпрокуроров или их помощни­ков и следователей полезно практиковать взаимное участие соответствующих зональных прокуроров других подразделений в целях оперативного получения информации о положении дел и принимаемых мерах.

По каждому выделенному вопросу прокурором области определяется головное подразделение, которое несет ответ­ственность за организацию взаимодействия в целом по аппа­рату. Руководство всей организационной работой в аппарате по каждому выделенному вопросу возлагается на прокурора области или одного из его заместителей, курирующего работу головного подразделения. Взаимодействие сотрудников различ­ных подразделений по выделенным вопросам осуществляется в соответствии с утвержденной приказом (указанием) соответ­ствующего прокурора схемой. В ней перечисляются предметы ведения, имеющие сквозной для всего органа прокуратуры характер, указываются оперативные подразделения (в том числе "головное"), руководитель прокуратуры, ответственный за организацию взаимодействия по данному предмету ведения в аппарате в целом.

Решение вопроса о распределении обязанностей в струк­турном подразделении органа прокуратуры в соответствии с зональным и предметным принципами оформляется письмен­ным распоряжением соответствующего начальника подразде­ления.

В распоряжении о распределении обязанностей могут быть указаны, кроме зон и приоритетных предметов ведения, также конкретные органы, объекты соответствующего (обла­стного, краевого, республиканского) уровня, надзор за испол­нением законов в деятельности которых закреплен за тем или иным прокурором подразделения.

Эти вопросы находят отражение и в положениях о струк­турных подразделениях органов прокуратуры.

Глава V. Функции и направления деятельности органов прокуратуры

§ 1. Понятие и система функций органов прокуратуры

Правильное установление места и роли прокуратуры в системе государственных органов, разделения и взаимодей­ствия властей предопределяется точным определением соста­ва функций, необходимых для выполнения возложенных на прокуратуру задач.

Ключевой правовой категорией, которая раскрывает и объясняет содержание, структуру и пределы деятельности прокуратуры, как и иного органа, являются ее функции.

Закон о прокуратуре содержит указание на функции в ряде норм. Уже в ст. 1, определяя понятие прокуратуры, За­кон раскрывает его через основную функцию — надзор за исполнением законов. При этом подчеркивается, что "проку­ратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами".

В другой норме определяется, что "на прокуратуру Рос­сийской Федерации не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами" (ст. 3).

В п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре содержится, по суще­ству, перечень основных функций прокуратуры. Однако в нем не содержится общего определения понятия функции.

Основываясь на общих положениях государственно-право­вой теории, понятиефункции прокуратуры можно сформу­лировать как такой вид ее деятельности, который предопре­деляется социальным предназначением прокуратуры, выра­женным в ее задачах, характеризуется определенным предме­том ведения, направлен на решение этих задач и требует использования присущих ему полномочий, правовых средств и процедур. Названные элементы, характеризующие функцию, находятся в строгой взаимозависимости. Их изменение, уточнение, прежде всего в части задач прокуратуры, сфер про­явления ее деятельности должно неизбежно влечь необходи­мую корректировку в остальных частях функциональной ха­рактеристики. Наиболее подвижной и очевидной составной частью функции являются полномочия прокуратуры и право­вые средства их осуществления, которые придают ей требу­емую выраженность и логическую завершенность и которые должны иметь четкую и полную правовую форму.

Важнейшим условием эффективности деятельности проку­ратуры является внутренняя взаимосвязанность и взаимообус­ловленность функций. Такая взаимообусловленность естествен­но вытекает из единства задач обеспечения законности и пра­вопорядка.

Главной функцией прокуратуры, предопределившей необ­ходимость ее создания, является надзор за исполнением за­конов. Она закрепляется в ст. 1 действующего Закона о про­куратуре. В зависимости от сфер правовых отношений, в ко­торых осуществляется деятельность прокуратуры (сферы ис­полнительно-распорядительной деятельности органов управле­ния, органов предварительного следствия, правосудия, испол­нения и др.), надзорная функция подразделяется на подфун­кции. Каждая из этих подфункций сохраняет все структурные части функции, наполняя вместе с тем их различным содер­жанием. Наиболее заметны различия в особенностях предме­та надзора, в процедурах его осуществления, объеме и харак­тере полномочий прокуроров и правовых последствий приме­нения соответствующих им правовых средств. К числу таких подфункций относятся:

• надзор за исполнением законов федеральными мини­стерствами и ведомствами, представительными (законодатель­ными) и исполнительными органами субъектов Российской Фе­дерации, органами местного самоуправления, органами воен­ного управления, органами контроля, их должностными лица­ми, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

• надзор за соблюдением прав и свобод человека и граж­данина федеральными министерствами и ведомствами, пред­ставительными (законодательными) и исполнительными орга­нами субъектов Российской Федерации, органами местного са­моуправления, органами военного управления, органами кон­троля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

• надзор за исполнением законов органами, осуществля­ющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и пред­варительное следствие;

• надзор за исполнением законов администрациями орга­нов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, адми­нистрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

В сфере рассмотрения дел судами прокурор участвует во всех видах судопроизводства и во всех судебных инстанциях. Законом выделена задача опротестовывать противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов. В этом проявляется специфичность надзорной деятель­ности в сфере судопроизводства. Следует в этой связи подчер­кнуть, что прокуратуры осуществляют надзор не за судами, которые, естественно, независимы при отправлении правосу­дия, однако они подчиняются закону, требованиям которого должны соответствовать судебные решения. Это требование характерно и для других сфер деятельности. Прокуроры осу­ществляют надзор, например, не за должностными лицами органов управления, а за законностью принимаемых ими пра­вовых актов.

Поэтому одна из сущностных характеристик прокурорско­го надзора состоит в его деятельности по проверке соблюде­ния законов, установлении правонарушений, их правовой оценке и в требовании (предложении) компетентным органам и должностным лицам в принятии мер к устранению выявлен­ных нарушений. Исключение составляют сферы правовых от­ношений, в которых, в связи с их соответствующей специфи­кой, прокурор полномочен непосредственно восстановить на­рушенную законность (отменить незаконное решение следова­теля и т.п. ).

Надзорные функции (подфункции) прокуроров тесно меж­ду собой связаны, находятся в системной взаимосвязи и обус­ловленности. В совокупности надзорные функции составляют единый прокурорский надзор, осуществляемый прокурорами от имени Российской Федерации на всей ее территории.

Всеми названными выше признаками самостоятельной функции обладает осуществляемое прокуратурой уголовное преследование за совершение преступлений. Ее основным со­держанием является полномочие прокурора возбудить уголов­ное дело о любом преступлении, поручить производство рас­следования соответствующему следователю, органу дознания, либо, независимо от подследственности, в установленном по­рядке принять расследование по делу о любом преступлении к своему производству, поручить расследование любого дела следователю прокуратуры.

Расследование преступлений тесно связано с функциями надзора, нередко возникает по его результатам, либо, наобо­рот, результаты расследований служат, помимо иных источ­ников сведений, поводом для проведения прокурорских прове­рок в порядке надзора.

Самостоятельной функцией является координация проку­ратурой деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Она состоит в обеспечении согласованной вза­имоувязанной деятельности правоохранительных органов, осу­ществляемой каждым из них в соответствии с особенностями своих целей и задач, полномочий и средств их реализации.

Другой самостоятельной, но тесно связанной с надзорной, функцией прокуратуры является ее участие в правотворческой деятельности. Эта функция состоит в том, что прокурор при установлении в ходе реализации своих надзорных и иных полномочий необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов вправе вносить в законодатель­ные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, дополнении, отмене или приня­тии законов и иных нормативных правовых актов.

В отличие от функций существует понятие: основные направления деятельности органов прокуратуры. Эти поня­тия тесно между собой связаны, но четко различаются. Дело в том, что прокуратура не должна и не может под­менять другие государственно-правовые структуры по обеспечению законности, с одинаковой интенсивностью осу­ществлять надзор за исполнением всех законов во всех сферах правовых отношений. В этом зачастую и нет необ­ходимости. Здесь должны быть правильно выбраны приори­теты, от обеспечения которых в решающей степени зави­сит состояние законности и правопорядка в районе, горо­де, субъекте Федерации, в стране в целом. Такие приори­тетные направления деятельности прокуратуры и являются основными. Они реализуются с помощью названных выше надзорных и иных функций прокуратуры в приоритетном, первоочередном порядке, могут составлять основное содер­жание деятельности органов прокуратуры в определенные периоды.

§ 2. Характеристика функций и основных направлений деятельности прокуратуры

Надзор за исполнением законов является достаточно сложным по своей структуре и содержанию видом деятельно­сти. В связи с тем, что он распространяется на многие урегу­лированные законом сферы правовых отношений, в различных из них он приобретает некоторые, иногда весьма существенные особенности. Так, для осуществления надзора в различных сфе­рах используются различные правовые средства. Акты проку­рорского реагирования при этом в одних случаях носят инфор­мационный характер, когда прокурор опротестовывает незакон­ный, по его мнению, правовой акт органа управления, лишь требует от этого органа или иной властной структуры, компе­тентной принять решение по существу (например, вышестоя­щей инстанции), реакции на протест. Однако решение по про­тесту, а также по представлению прокурора об устранении на­рушений закона принимает непосредственно либо орган управ­ления, либо суд. В сфере осуществления дознания и предварительного следствия, а также исполнения наказаний и назначаемых судом мер принудительного характера полномо­чия прокурора носят властно-распорядительный характер.

Прокурорский надзор состоит в наблюдении за законно­стью решений должностных лиц органов власти и управления, хозяйствующих субъектов, объединений, затрагивающих пра­ва и законные интересы граждан, общества и государства, в принятии предусмотренных законом мер к устранению нару­шений законов и способствующих им обстоятельств, восстанов­лению нарушенных прав и привлечению виновных к ответ­ственности.

Наряду с общим предметом каждая из отраслевых функ­ций надзора имеет относительно самостоятельный предмет ведения, или предмет надзора, который отражает специфику деятельности органов прокуратуры в соответствующей сфере правовых отношений.

Это обстоятельство нашло свое закрепление в законе о прокуратуре, в котором в соответствующих главах о надзор­ных функциях выделяются специальные нормы, определяю­щие особенности предмета надзора при осуществлении соот­ветствующей надзорной деятельности (ст. 21, 26, 29, 32).

В сфере судопроизводства предмет деятельности, полно­мочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются соответствующим процессуальным законо­дательством Российской Федерации. Полномочия прокуроров при осуществлении надзорных подфункций имеют во многом общие по форме правовые средства: требования, протесты, постановления, представления, которые при решении вопро­са об ответственности (уголовной, материальной, гражданско-правовой, административной, дисциплинарной) получают со­ответствующие форму и содержание.

Прокуроры осуществляют надзор за исполнением консти­туций, уставов субъектов Федерации, а также за исполнением законов субъектов Федерации, принятых ими в соответствии со своей компетенцией и не противоречащих Конституции и фе­деральным законам (ст. 76 Конституции РФ). Конституцией ус­тановлено, что в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с частью четвертой ста­тьи 76, т.е. по вопросам, находящимся вне пределов ведения Российской Федерации и ее субъектов, действует нормативный правовой акт субъекта Федерации. В таких случаях прокурор осуществляет надзор за исполнением законов субъекта РФ.

Общим для всех надзорных функций является то, что органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением действующих на ее территории законов. В общий предмет над­зора непосредственно не входят иные общеобязательные нор­мативные правовые акты (указы Президента, постановления и распоряжения Правительства). Контроль (надзор) за испол­нением этих нормативных актов осуществляет система конт­рольных органов администраций Президента и Правительства, с которыми органы прокуратуры при необходимости взаимо­действуют. Однако это не означает, что органы прокуратуры не связаны с осуществлением контроля (надзора) за исполне­нием нормативных указов Президента и Правительства. Мно­гие федеральные законы сформулированы таким образом (бланкетно, отсылочно), что механизм их конкретного испол­нения формируется посредством этих нормативных актов. Во многих законах зачастую содержится прямое указание на то, что конкретный механизм действия той или иной нормы дан­ного закона создается путем принятия прямо указанным в этом законе или иным компетентным органом (например, ин­струкциями Министерства финансов, иных органов). Поэтому и соблюдение (несоблюдение) законов в таких случаях склады­вается из действий (бездействия) по исполнению (неисполне­нию) названных нормативных актов.

Положение Закона о прокуратуре (ст. 1) определено в общем виде о том, что надзор осуществляется за исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Специально выделяется указание о надзоре за соблюдением Конституции РФ, которая имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Россий­ской федерации.

Прокуратура, осуществляет надзор за исполнением офи­циально опубликованных законов. В соответствии со ст. 4 Фе­дерального закона "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания", официальным опубликованием федерального конституционного закона, фе­дерального закона, акта палаты Федерального Собрания счи­тается первая публикация его полного текста в "Российской газете" или "Собрании законодательства Российской Федера­ции". Органы прокуратуры осуществляют надзор за исполне­нием действующих на территории Российской Федерации кон­ституций республик, уставов (основных законов) иных субъек­тов Федерации, а также законов субъектов Российской Феде­рации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и субъектов РФ.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации яв­ляются составной частью ее правовой системы. Если междуна­родным договором России установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила между­народного договора (п. 4 ст. 15 Конституции РФ). Поэтому про­курор осуществляет надзор за исполнением норм ратифици­рованных и вступивших в установленном порядке в силу меж­дународных договоров.

Так, согласно Минской Конвенции (1993 г.), при исполнении поручений об оказании правовой помощи запрашиваемое учреж­дение применяет законодательство своей страны. По просьбе запрашивающего учреждения оно может применить и процессу­альные нормы запрашивающей договаривающейся Стороны, если только они не противоречат законодательству запрашиваемой договаривающейся Стороны (п. 1 ст. 8). Следовательно, могут применяться и должны строго соблюдаться нормы иностранного и материального и процессуального закона. При определенных условиях прокурор осуществляет надзор за их исполнением.

Органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнени­ем законов от имени Российской Федерации, даже если такой надзор осуществляется за исполнением законов субъекта Фе­дерации. При этом прокуратура выступает в качестве обще­государственного органа защиты законов и иных нормативных правовых актов субъекта Федерации. Законы и иные норматив­ные акты субъекта Федерации, признанные в установленном порядке не соответствующими федеральным законам, приме­нению не подлежат.

Основные элементы задачи обеспеченияуголовного пре­следования за совершение преступлений выполняют и другие правоохранительные органы. Оно осуществляется в формах и процедурах функции предварительного расследования пре­ступлений органами дознания и следователями.

Каждая государственно-правовая структура, наделенная функцией предварительного расследования преступлений и имеющая для этого соответствующий аппарат (МВД, Государ­ственный таможенный комитет, налоговая полиция, Федераль­ная служба безопасности и другие), осуществляет расследова­ние преступлений в соответствии с установленной уголовно-процессуальным законом подследственностью. Такой подследственностью наделена и прокуратура.

В ее состав включено расследование преступлений, как правило, наиболее тесно связанное с содержанием и характе­ром ее надзорной деятельности. Особенности полномочий про­куроров в этой сфере деятельности проявляются в том, что прокурор вправе принять к своему производству или поручить подчиненному ему прокурору или следователю расследование любого преступления. Основанием для этого могут быть состо­яние законности при расследовании преступлений, уровень квалификации соответствующих работников правоохранитель­ных органов и их кадрового обеспечения в целом, иные обсто­ятельства.

Самостоятельность функции предварительного расследо­вания преступлений обусловлена исчерпывающим перечнем субъектов его производства, установленным в законе, исклю­чительно процессуально-правовым характером их деятельно­сти в строго определенных законом правовых формах, с ис­пользованием правовых средств, определенных уголовно-процессуальным законодательством.

В числе субъектов, осуществляющих предварительное расследование преступлений, полномочия прокурора по рассле­дованию носят наиболее универсальный характер. Они не огра­ничены специальной подследственностью. При выполнении след­ственных действий прокурор полностью самостоятелен. При этом, приняв к своему производству расследование уголовного дела, прокурор обладает всеми полномочиями следователя и сохраняет свои прокурорские полномочия по организации рас­следования, направлению поручений органу дознания и другие.

Функция участия в правотворческой деятельностипредопределяется тем, что характер задач, возложенных на прокуратуру, содержание деятельности ее органов, распрос­траненность прокурорского надзора практически на все сфе­ры: отношений, урегулированные нормами законодательства, объективно делают прокуратуру широко осведомленной не только об исполнении законов, но и о состоянии правового регулирования. Такая информированность прокуратуры отве­чает интересам обеспечения правового регулирования в соот­ветствии с потребностями общества и государства. Было бы крайне расточительным для государства не использовать име­ющуюся у прокуратуры разностороннюю информацию, полу­чаемую прежде всего в результате осуществления надзора за исполнением законов, о недостатках и потребностях правового регулирования. На различных этапах государственного строи­тельства органы прокуратуры осуществляли функцию участия в правотворческой деятельности в различных формах.

Конституция РФ 1993 г. упразднила право законодатель­ной инициативы Генерального прокурора РФ, которой он наделялся в течение длительного времени. Однако ст. 9 в суще­ственной мере компенсирует отсутствие такого права. Гене­ральный прокурор РФ, подчиненные ему прокуроры вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и ни­жестоящего уровней, предложения об изменении, о дополне­нии, об отмене или о принятии законов и иных правовых ак­тов. Отличие данного права прокурора от права законодатель­ной инициативы состоит прежде всего в правовых последстви­ях такого обращения. Обращение с законодательной инициа­тивой субъектов, наделенных таким правом, перечисленных в п. 1 ст. 104 Конституции, влечет определенные последствия, в частности, обязанность законодателя рассмотреть внесенный законопроект и в любом случае принять по нему соответству­ющее решение согласно Регламенту и установленным проце­дурам.

Обращения Генерального прокурора РФ с соответствую­щими предложениями по поводу законодательства рассматри­ваются в обычном порядке. При этом учитывается значимость вносимых прокуратурой предложений. Одобренное и рассмот­ренное надлежащим образом обращение Генерального проку­рора РФ, доработанное либо в неизменном виде, вносится в законодательный орган самим субъектом законодательной ини­циативы уже от своего имени.

Конституциями (уставами) субъектов Российской Федера­ции прокурорам предоставляется право законодательной ини­циативы в соответствующем законодательном (представитель­ном) органе власти. Так, уставами (основными законами) Нов­городской области (ст. 30), Иркутской области (ст. 27), Сверд­ловской области (ст. 66) и в других уставах соответствующий прокурор включен в число субъектов законодательной иници­ативы в областной думе (законодательном собрании) этих субъектов Федерации.

Прокуроры всех уровней систематически накапливают и оценивают информацию о соответствии действующих законов потребностям правового регулирования общественных отноше­ний, а также о пробелах и иных дефектах правового регули­рования, о необходимости дать толкование законам или от­дельным их нормам, реализуют ее в предложениях о право­вом регулировании компетентным органам соответствующего уровня, при необходимости представляют ее вышестоящему прокурору.

Генеральный прокурор РФ вправе обратиться с предло­жениями об изменении, дополнении, об отмене или принятии законов или иных нормативных правовых актов к любому орга­ну или должностному лицу, правомочному вносить такие акты. Иные прокуроры вправе обращаться с такими предложения­ми к органам или должностным лицам соответствующего или нижестоящего уровня. При установлении пробельности или иных недостатков действующих законов или иных норматив­ных правовых актов, устранение которых относится к компе­тенции вышестоящего государственного органа или должнос­тного лица, прокурор входит с представлением о внесении не­обходимых предложений к соответствующему прокурору. В них содержится обоснование необходимости внесения таких пред­ложений и их принятия.

Прокуроры не только вправе, но и обязаны вносить та­кие предложения, если их принятие будет способствовать ук­реплению законности, развитию общественных отношений, за­щите прав человека и гражданина, т.е. выполнению задач про­куратуры.

Такая информация представляется нижестоящими проку­рорами вышестоящим прокурорам, компетентным обращаться к соответствующим субъектам законодательной инициативы с предложениями о внесении проектов законов. Предложения могут сопровождаться представлением законопроектов, подго­товленных органами прокуратуры. По возможности вместе с предложениями по содержанию конкретных проектов и зако­нодательных, а также иных нормативных предложений пред­ставляются необходимые анализ, расчеты и обоснование.

Координацию и согласование усилий органов прокурату­ры в процессе осуществления работы по участию в правотворческой деятельности осуществляют Управление правового обеспечения Генеральной прокуратуры РФ и соответствующие структуры прокуратур субъектов Федерации.*

Наши рекомендации