Межд. право окр. среды: понятие, источники, принципы. Кодификация норм.

Международное право окружающей среды — это совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих отношения по поводу охраны природной среды, ее рационального использования и воспроизводства, регламентирующих сотрудничество государств в этой сфере в целях обеспечения благоприятной для жизни человечества экосистемы. Источниками данной отрасли являются: Конвенция о междуна­родной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, 1973 г., Конвенция об охране природы в южной части Тихого океана 1976 г., Конвенция об охране мигрирую­щих видов животных 1979 г.. Конвенция по причинам и предотвра­щению ущерба, наносимого лесам и водным ресурсам в результате загрязнения воздуха в Европе, 1984 г., Конвенция об оценке воздей­ствия на окружающую среду в трансграничном загрязнении 1991 г., Конвенция об охране биологического разнообразия 1992 г. и др. Зна­чительна роль региональных соглашений в области охраны окружаю­щей среды (в Северной Америке, в Европейском Союзе). Так, при рассмотрении вопроса о принятии в ЕС первоочередным кандида­там — Польше, Венгрии, Чехии, Словении, Кипру и Эстонии необхо­димо, в частности, выполнить около 100 существующих в рамках ЕС предписаний по охране окружающей среды — от очистки сточных вод до правил природопользования. Можно выделить следующие принципы права охраны окружаю­щей среды:

принцип суверенитета государства над своими природными ре­сурсами;

предотвращение загрязнения природной среды; объявление при­родной среды в пределах международных территорий общим досто­янием человечества;

свобода исследования природной среды;

сотрудничество в чрезвычайных обстоятельствах.

Основные направления международного сотрудничества в облас­ти охраны окружающей среды — собственно охрана окружающей среды и обеспечение ее рационального использования. Объектами международно-правовой защиты являются:

атмосфера Земли, околоземное и космическое пространство;

Мировой океан;

животный и растительный мир;

охрана окружающей среды от загрязнения радиоактивными отхо­дами.

Принуждение к миру: меру ООН и региональных организаций (ст.41,42, 53 Устава ООН)

Принуждение к миру - действия, предпринимаемые для прекращения межгосударственного или внутригосударственного вооруженного конфликта не вовлеченным в него государством или группой государств.

Принуждение к миру предполагает две формы: без использования вооруженных сил (экономические, правовые, финансовые санкции) и с использованием вооруженных сил (ООН, региональных организаций безопасности или коалиций стран) — так называемые операции по принуждению к миру (англ. peace enforcement operations). Принуждение к миру не предполагает согласия враждующих сторон. В ходе операций по принуждению к миру вооружение и военная техника используются не только в целях самообороны, но и по прямому назначению: для уничтожения военных объектов и инфраструктур, вооруженных группировок (незаконных военизированных формирований, бандформирований и т. п.), препятствующих локализации конфликта, его урегулированию и разрешению. Подобные операции проводятся в рамках главы VII Устава ООН, предусматривающей принудительные действия (меры), только с санкции СБ ООН и под его контролем.

Международно-правовым основанием проведения операций по принуждению к миру может быть решение Совет Безопасности ООН, принятое на основании главы VII Устава ООН, предусматривающей принудительные действия (меры) в случае угрозы миру. Однако на практике подобные операции осуществлялись и без санкции Совета Безопасности ООН. Примерами таких операций являются действия НАТО в Боснии в 1995 г., бомбардировки Югославии авиацией стран НАТО в 1999 г. в связи с конфликтом в Косово и вмешательство России в конфликт в Южной Осетии в августе 2008 г.

9. Война и межд. право: начало войны и его правовые последствия, театр (пространственная сфера) войны; участники войны.
В соответствии с Гаагской конвенцией об открытии военных дей­ствий 1907 г. (Россия участвует) государства признают, что военные действия между ними не должны начинаться без предварительного и недвусмысленного предупреждения, которое будет иметь или форму мотивированного объявления войны, или форму ультиматума с ус­ловным объявлением войны. Состояние войны должно быть без за­медления оповещено нейтральным странам и будет иметь для них действительную силу лишь после получения оповещения. Объявление войны, даже если за этим актом не следуют собствен­но военные действия, означает начало юридического состояния войны. Между государствами перестают применяться многие нормы международного права (в частности, политические, экономические, культурные соглашения между воюющими государствами), другие нормы, принятые специально для периода вооруженного конфликта. Состояние войны прекращает дипломатические и консульские отно­шения, сотрудникам учреждений должна быть обеспечена возмож­ность беспрепятственного отъезда в свое государство. Граждане ино­странного государства могут быть интернированы. Театр войны — это территория воюющих сторон, открытое море и воздушное пространство над ним, в пределах которых ведутся военные действия. Запрещается использовать в качестве театра войны территорию нейтральных государств. Во время вооруженных конфликтов население, проживающее на территории государства, делится на две группы: относящееся к во­оруженным силам (вооруженные силы, партизаны и т.д.) и не относящееся к вооруженным силам (гражданское население). В свою очередь международное право различает две категории лиц, принад­лежащих к вооруженным силам воюющих сторон: сражающиеся (комбатанты) и не участвующие в сражениях (некомбатанты).Комбатанты — это лица, входящие в состав вооруженных сил воюющих сторон, непосредственно ведущие боевые действия против неприятеля с оружием в руках. Попав в плен, комбатанты приобре­тают статус военнопленных. Некомбатанты — это лица, входящие в состав вооруженных сил, непосредственно не участвующие в боевых действиях. Это — воен­ные корреспонденты, юристы, духовенство, интенданты. Некомба­танты могут иметь личное оружие для самозащиты. В случае участия в боевых действиях они приобретают статус комбатантов.

В соответствии с Женевскими конвенциями 1949 г. к комбатантам относятся:

личный состав регулярных вооруженных сил;

ополчение, добровольческие отряды как входящие, так и не вхо­дящие в состав регулярных вооруженных сил;

личный состав движений сопротивления и партизанских форми­рований;

лица, оказывающие помощь вооруженным силам, но участия в боевых действиях не принимающие;

члены экипажей торговых судов и гражданских самолетов, оказы­вающие помощь сражающимся;

население, которое при приближении противника взялось за ору­жие, если они открыто носят оружие и соблюдают законы и обычаи войны.

Партизаны и бойцы национально-освободительных движений яв­ляются комбатантами, если они:

принадлежат к какому-либо военным образом организованному отряду, во главе которого стоит ответственное лицо;

носят отличительные знаки;

открыто носят оружие и соблюдают законы и обычаи войны.

При соблюдении этих условий члены партизанских отрядов при попадании в плен признаются комбатантами.Разведчики — лица, входящие в состав вооруженных сил воюю­щих сторон, носящие военную форму и проникающие в расположе­ние неприятеля в целях сбора сведений о нем для своего командова­ния. Захваченные в плен разведчики пользуются статусом военноп­ленных. От разведчиков следует отличать лазутчиков (шпионов) — лиц, которые, действуя тайным образом или под ложными предлога­ми, собирают сведения в районе военных действий. На этих лиц режим военного плена не распространяется. Иностранные военные советники и инструкторы — это лица, вхо­дящие в вооруженные силы другого государства, которые в соответ­ствии с международными соглашениями находятся в другом государ­стве для оказания помощи в освоении боевой техники и обучении личного состава вооруженных сил. Советники и инструкторы не уча­ствуют в военных действиях. Советники обучают ведению боевых действий. Инструкторы помогают в освоении боевой техники. Одна­ко если эти лица принимают участие в боевых действиях, они прирав­ниваются к комбатантам. Не являются комбатантами наемники (см. гл. 18).

От наемников следует отличать добровольцев (волонтеров) — иностранных граждан, которые в силу политических или иных убеж­дений (а не из материальных соображений) поступают на службу в армию какой-либо воюющей стороны и включаются в личный состав вооруженных сил.

Наши рекомендации