Процесс распространения идеологии

Процесс распространения идеологии выступает промежуточным, опосредующим звеном цикла функционирования идеологического процесса. Он протекает на основе пропагандистско-информациоппой деятельности, так или иначе тиражирующей, трансформирующей, транслирующей и канализирующей идеологическое воздействие (позитивное или негативное) на макроуровне: групповые умонастроения, общественное мнение, духовная атмосфера общества. Общепризнанная коммуникативная структура данного процесса включает в себя следующие компоненты: субъект (коммуникатор, источник) - содержание (сообщение) - средства (канал) — объект (аудитория).

Данная структура жестко ориентирована на получение адекватно заданного результата (эффективность) - прагматическое изменение (поддержание) массового (группового) сознания, социальной памяти и поведения людей, социальных общностей и групп в нужном направлении. В этом качестве процесс распространения идеологии выступает также специфической формой регулирования и контроля жизни и поведения людей, общественных отношений, вооружая их подобранным идеологическим содержанием в интересах субъектов социальных действий. Принципиальным моментом здесь выступает их мотивация, определяющая нравственный (безнравственный) характер пропагандистской деятельности.

Процесс распространения идеологии вторгается в повседневный жизненный мир, опираясь на модели группового, общественного мышления, коллективно-бессознательные и волевые импульсы, которые сформировались в рамках социальных действий в различных по своей организации социальных общностях и группах, и ряд поведенческих реакций на типичные ситуации, характеризующие общую для них позицию. В соответствии с групповой (коллективной) деятельностью люди склонны определенным образом видеть и понимать повседневность и будущее. Связанные в определенные социальные структуры и организации, они стремятся в соответствии со своими жизненными позициями и социальными ролями либо сохранять, либо изменять жизнь общества и соответствующие ей общественные отношения. Пропагандистская манера облегчает распространение соответствующих идей, активизирует мыслительно-интерпретирующую работу сознания и обоснование своей позиции в нужном для пропагандиста (индивидуального и коллективного) направлении.

В рамках процесса распространения идеологии накапливается пропагандистско-практический опыт и знания идейно-психологического воздействия на массовое (групповое) сознание, инстинкты толпы, возбуждения и направления поведенческих реакций и т. п. подчас с корыстной целью. При этом в качестве методов, механизмов и искусства обработки сознания, внедрения нужных идей, воздействия на общественные отношения используются убеждение, внушение, принуждение, манипулирование, символико-ритуальные мероприятия, социальное мифотворчество и т. п., которые позволяют получать результат, задуманный как цель (эффективность).

В процессе распространения идеологии можно выделить два разнокачественных, взаимодействующих, как бы направленных навстречу друг другу потока: а) стихийный, непреднамеренный «язык» реальной жизни и б) организованное, целенаправленное воздействие, основанное на объяснительно-репродуктивной деятельности пропагандиста. Условно их можно назвать как организационно-опосредованный и стихийно-непосредственный процессы.

Организационно-опосредованный процесс Он является ведущим в механизме распространения и включения идеологии в социальную практику. Социальные институты, идеологические (пропагандистско-образовательные) организации, учреждения культуры, которые с помощью организационного — институциализированного идеологического воздействия осуществляют внесение в сознание людей идеологических доктрин, их узловых положений, политических программ, рационально-специализированных информационных материалов, духовных ценностей и т. п.

Процесс распространения идеологии - student2.ru

Однако чтобы стать регулятивом действий и поступков людей, идеологическое содержание сообщений должно стать доступным для исходного повседневно-практического сознания. Это обусловливает необходимость превращения содержания идеологии в идеологическую информацию, определенным образом (селекция) отобранную, преобразованную, символизированную и организованную субъектом в соответствии с функциональным предназначением. Последнее предполагает реконструкцию творческих процессов, переработку пропагандистом идей, теорий и придание им формы популярности, соответствующей целям, задачам идеологического воздействия и учитывающей конкретную идеологическую ситуацию, особенности самого процесса распространения идеологий.

Стремление к развитию позитивных качеств человека, отвечающих требованиям социального прогресса, конструктивные методы превращают процесс распространения идеологии в инструмент просвещения, развития сознания масс, развивают их способности к разумному идеологическому освоению мира. Наоборот, стремление к манипулированию сознанием и поведением людей, социальной демагогии, взятию в «плен» ложной, реакционной идеологии с опорой на деструктивные методы, превращают механизм ее распространения в разрушительный, дегуманизирующий инструмент, позволяющий соответствующему субъекту принудительно навязывать свою идеологию в нужном и выгодном направлении, не считаясь с интересами объекта пропагандистского воздействия.

Стихийно-непосредственный процесс. Данный вид распространения идеологии по отношению к организационно-опосредованному процессу протекает как бы в обратном порядке, но приводит к одному результату - принятию (непринятию) идеологических ценностей.

Процесс распространения идеологии - student2.ru

В рамках спонтанно-непосредственного процесса распространения идеологии превалируют социально-психологические (нормы, обычаи, традиции, общественное мнение), эмоционально-чувственные компоненты, язык реальной жизни, способствующие активному ее «обмирщению», насыщению реалиями жизни. Дело в том, что общественные события, идеи, идеалы, программы, лозунги и т. п. воспринимаются и осмысливаются людьми сквозь призму жизненно-практического опыта (общественного и индивидуального). Они обобщаются, связываются с условиями жизни, которые во многом определяют отношение к различным вопросам: экономическим, социально-политическим, идеологическим и др.

Но это не все. Сама практическая организация социальной микросреды в рамках конкретной социальной системы неизбежно включает в себя неинституциализированный процесс спонтанного формирования у людей социальных установок, ценностных ориентации, оценок ситуаций. В данном случае конкретный социальный контекст, обстоятельства повседневной жизни оказывают непосредственное влияние на сознание людей. А значит, и на усвоение ими тех идеологических основ, на которых формируется и функционирует их жизнедеятельность. Здесь мы имеем дело с идеологически значимым воздействием общественного бытия, повседневности на сознание и поведение людей.

В стихийно-непосредственном процессе по характеру воздействия можно выделить социальные образования, для которых идеологическая функция не является определяющей - образ жизни, традиции, система досуга, искусство и т. п. При этом особую роль играет образ жизни как определенный способ, вид жизнедеятельности, уровень потребления данных индивидов, вытекающих из типа социальной системы в конкретных социальных условиях. Его принятие влечет за собой и принятие определенных мировоззренческих, идеологических ценностей, на которых он основан. Тем самым происходит непроизвольное их проникновение в жизненно-практическое сознание и поведение носителей образа жизни. Заключенные в нем идеологические ценности принимаются людьми в процессе социализации личности, через интернационализацию определенных норм, традиций, обычаев, ритуалов и т. д., наконец, через включение человека в активную деятельность уже как зрелой личности.

На этой основе функционирует особая система психолого-эмоционального воздействия на сознание и поведение людей, где определяющую роль играют образная конкретизация идеологии, определенный стиль качества жизни, эталоны поведения, символика, мода и т. п.[48] Для них характерны такие формы, методы и средства внесения в сознание людей идеологических ценностей, как реклама, туризм, выставки, промышленный дизайн, потребительские товары и изделия, индустрия развлечений и т. п.

Эта своеобразная пропаганда в западной социологии получила название «социологическая пропаганда». Она использует привлекательность образа жизни, методы и средства, в которых на первый план выступает идея потребления, развлечения. Данный механизм воздействия на сознание человека в «рамках мира его реальностей» направлен на обеспечение заданной реакции аудитории безотносительно к характеру или качеству применяемой идеологической информации и аргументации. Это позволяет перемещать проблему воздействия на сознание людей с «этажа» идеологического на социально-психологический, дающий прагматический результат влияния на психику, эмоции, и волю людей.

Игнорировать проблематику социологической пропаганды в системе управления общественными отношениями нельзя, так как никакая теория не может заменить уроков жизни, ее конкретных материальных вещных показателей, базирующихся на исторических координатах своего времени. Эта своеобразная пропаганда образа жизни зависит от двух факторов: создания общественного настроения и психологической предрасположенности людей к восприятию определенных ценностей. При этом идеология, получая с помощью этих факторов более широкое распространение в массах, вступает во взаимодействие с общественной психологией, обогащает ее и сама опирается на силу последней. Тем самым совершается своеобразный отбор, фильтрация наличного идеологического знания для распространения, что во многом определяет его последующую жизнь, дальнейшую разработку, развитие, усвоение и практическую реализацию в социальной практике.

Эффективность, результативность процесса распространения идеологии зависит от многих обстоятельств, среди которых важное место занимают особенности объекта идеологического воздействия - социально-психологические и интеллектуальные качества, готовность и способность (тезаурус) к принятию идеологических знаний и ценностей, идеологические предпочтения, мотивации и т.п., которые обусловливают процесс усвоения и реализации идеологии.

Процесс усвоения идеологии

Социальная значимость процесса усвоения идеологии заключается в том, что он непосредственно связан с образованием духовного фактора в жизнедеятельности общества и функционировании общественных отношений. Именно духовная основа обусловливает социальную институциализацию — процесс формирования и функционирования социальных институтов, инновационных форм и типов социально-экономических организационных структур и связанных с ними норм и регуляторов отношений, обеспечивающих стабильность, устойчивость общества. В частности, духовная культура как мир идеалов, ценностей, стремлений создает хозяйственный дух («дух хозяйственной жизни») — духовный фон различным экономическим системам. После длительного материалистического (воинственно-атеистического) мировоззрения с великим трудом воспринимается установочная истина: ход идей создает ход вещей, то есть духовный мир способен определять ход социальных явлений, конструировать экономическое и социальное развитие общества. В этом смысле он является основным двигателем данного развития: экономика каждой эпохи есть лишь выражение духовной жизни в той же мере, как ее любой продукт. Соответственно, взлет или падение духа сопровождается ростом или стагнацией экономики. Таким образом, невидимые в своей сущности духовные факторы очень видимы в своих проявлениях, так как в действительности своей силой они управляют эволюцией социально-экономической среды.

Для нынешней модернизации российского общества как раз характерен разрыв духовного и социального, экономического факторов. Это самая трудная проблема в реализация курса его капитализации, что ставит также под угрозу процесс цивилизованного перехода от тоталитаризма к демократическому и гражданскому обществу. В результате гипертрофированного увлечения политико-экономической сферой, значительная часть россиян оказалась духовно-психологически не готовой и отстраненной от сути происходящих реформаторских перемен. При этом нередки наивные рассуждения по поводу данной проблемы, что рынок все уладит. Однако отрыв оперижающе-развивающихся материально-практических сторон жизни общества от нематериальных - духовных форм — не ликвидируется стихийно, автоматически. Но именно они имеют доминирующее значение в адаптации к изменяющейся, капитализирующейся социокультурной среде.

Процесс усвоения идеологии выступает необходимым условием ее осознания на пути превращения в побудительную силу социальных действий и поведения людей. Данный процесс протекает как своеобразная ответная деятельность жизненно-практического сознания на оказываемое на него идеологическое воздействие. Он включает движение мысли человека от первого соприкосновения с образом жизни, идеями, теориями, идеалами, партийными программами и др. до прочных мировоззренческо-идеологических ориентации, обусловливающих побудительные мотивы его социальной активности. В силу этого в процессе усвоения происходит поглощение и дальнейшая трансформация содержания идеологии — ее переработка в сознании объекта идеологического воздействия в соответствии с духовно-культурным потенциалом, жизненным опытом, конкретными потребностями социальной практики, принадлежностью субъекту социального действия.

В результате образуются различные типы миропонимания с разными вариациями и степенью рациональности от повседневно-практического, народного, до научно-теоретического. При этом наличие двух типов знания (научно-теоретического и вненаучного), двух видов воздействия на сознание (непосредственного и опосредованного) обусловливает выделение двух видов процесса усвоения: программного и внепрограммного, завершающихся различными формами контроля от обрядов инициации до современных экзаменов.

Процесс программного усвоения. Данный вид носит институциональный, планомерный, целенаправленный, преднамеренный характер усвоения идеологии и требует определенной подготовки в использовании специальных приемов овладения научно-теоретическими знаниями под руководством обучающих или с помощью самообразования как высшей степени участия человека в собственном развитии. При этом усвоение специализированного, профессионального знания в непосредственном виде, «из первоисточников», весьма затруднительно. Это обусловливает необходимость посредования через различные системы образования и воспитания, которые задают общую ориентацию формированию определенного сознания, мировоззрения, типа личности и т. д.

Данный механизм теоретического осмысления протекает на уровне разума, индивидуально-дифференцированного мышления, обрабатывающего воспринимаемую идеологическую информацию с использованием методов и принципов абстрактно-логического познания. Здесь осуществляется следующий познавательный цикл: идеологические знания переходят в понимание, а понимание — в убеждение, в результате чего знания становятся способными регулировать жизнедеятельность человека. Но реализуется данный цикл по-разному.

Так, идеологический диктат, нетерпимость к инакомыслию, односторонняя передача упрощенной (вульгаризированной) идеологической информации «от субъекта к объекту» ведет к потере вкуса к теоретическому осмыслению информации. При этом объект идеологического воздействия играет пассивную роль, задачи которого сводятся к тому, чтобы выслушивать все, что «скажут», а затем «единомысля» действовать в соответствии с полученными установками. Происходит подмена активного участия людей в идеологической жизни иллюзорными ритуалами, надуманными кампаниями, популистскими акциями и т. п. Все это сдерживает глубину проникновения массового сознания в содержание научно-теоретического уровня идеологии, сводя на нет действенность идеологического образования и воспитания.

Внепрограммный процесс усвоения. Данный вид носит неинституциональный (неформальный), без использования специальных приемов, спонтанный характер овладения идеологическими знаниями и ценностями, в том числе и материализованными в образе, социально-культурных ценностях, знаково-символических системах и др.

Внепрограммный процесс усвоения идеологии протекает на уровне рассудка как формы мышления с большим удельным весом обыденного сознания, здравого смысла, человеческой субъективности, житейского опыта. Несистематизированное усвоение идеологических основ образа жизни, отрывочных идеологических положений в практическом мировоззрении может иметь разную социально-политическую направленность: позитивную или негативную, конструктивную или деструктивную и т. п. Недостатки понимания научно-теоретического уровня идеологии способны привести к слепой вере.

Идеологическая практика свидетельствует, что относительно легко усваиваются, превращаются в убеждения только те идеологические знания и ценности, которые тождественны собственному опыту масс. И наоборот, трудно заставить людей усвоить те идеологические положения, которые не соответствуют их собственным оценкам. Однако необходимо отметить, что ценностные ориентации могут в определенных условиях складываться как бы вопреки научному знанию. Например, на фоне успехов современной науки прослеживается определенная реанимация оккультизма и мистицизма, вызываемая негативными последствиями НТР, экологическими проблемами, усилением технократизма в общественной жизни. Личность сегодня далеко не всегда стремится жить по науке. Многие с опаской относятся к ее умозрительным рекомендациям и стремятся устроить свою жизнь по иным меркам. Однако все это не означает, будто ценностные ориентации противоположны истине и находятся в состоянии абсолютной конфронтации с ней. Задача состоит в том, чтобы добиться рационального сочетания идеологического и повседневно-практического миропонимания, тенденции к научно-теоретическому пониманию при сохранении ценности обыденного здравого смысла.

Сложности процесса усвоения идеологии заключаются в том, что его разные виды протекают в сознании одного и того же индивида. Стратификационная дифференциация, различия умственного кругозора людей, их жизненного опыта, плюрализм идеологической обстановки обусловливают различные типы идеологического миропонимания, умонастроений с противоречивым взаимоотношением рациональности и эмоциональности, оптимистичности и пессимистичности, критичности и нигилистичности, индивидуалистичности и коллективистичности, реформаторства и традиционализма, активности и пассивности. Поэтому процесс усвоения идеологии протекает противоречиво, так как происходящая в нем корректировка, ломка самосознания, разрушение стереотипов вызывают подчас тревожные, некомфортные, раздражительные и неустойчивые состояния умонастроений людей. Подобно «герою на распутье», они выбирают себе дорогу в условиях плюралистической политической и экономической демократии, гласности и свободы деятельности СМИ. Важным моментом здесь является уверенность в правоте идеалов, программ действий и стремление, готовность следовать им. Это составляет самую глубокую сущность процессов распространения и усвоения идеологии -создание идеологического потенциала деятельности и поведения людей, социальных общностей, групп и организаций. В частности, без него трудно рассчитывать на сознательное осмысление и активное решение возникающих в российском обществе задач модернизации общественной жизнедеятельности, формирования гражданского общества и развития социального партнерства в общественных отношениях.

Однако между идеологическим потенциалом и его реализацией в общественной жизни имеет место противоречие: можно знать, быть убежденным, но предоставлять активно действовать другим. Разрешается данное противоречие через идейность, когда происходящие изменения и преобразования в сознании и, соответственно, его носителях заканчиваются адекватной реакцией, реагирующей деятельностью: люди переделывают себя, свое бытие, социальный и природный мир в соответствии с усвоенной и принятой идеологией. Таким образом, в процессе усвоения идеологии происходят восприятие, переработка, понимание и формирование убеждений, что создает возможность ее реализации в социальной практике. Усвоенная людьми идеология становится духовным композитом, способным быть вплетенным в их социальную деятельность, отношения и поведение.

Наши рекомендации