Механизмом реализации традиции выступают

Благодаря изучению культуры малых и первобытных народов возникло

1) антропологическое направление понимания культуры;

2) философское направление;

3) социологическое направление;

4) психологическое направление.

13. У. Торн рассматривал обучение как:

1) относительно долговременные изменения в поведении;

2) значимые сдвиги в нервной системе;

3) приобретение жизненно полезного опыта;

4) адаптацию к внешним условиям.

14. Тип обучения, при котором проходит постепенное образование ассоциации между безразличными для организма стимулами или си­туациями в отсутствие явного подкрепления, называется:

1) условным рефлексом;

2) привыканием;

3) скрытым обучением;

4) адаптацией.

15. Мим – это:

1) единица информации;

2) единица подражания;

3) единица восприятия;

4) единица памяти.

16. Проявления активности, которые уменьшают приспособленность членов систе­мы к окружению или затрудняют регулирование отно­шений между ними, называются:

1) агрессивными проявлениями;

2) дисфункциями;

3) коммуникативными проявлениями;

4) социальными проявлениями.

17. Действия, ба­зирующиеся на рациональных основаниях, имеющие после­довательную логическую структуру, по классификации Т. Парсонса, называются:

1) рациональными;

2) инструментальными;

3) неинструментальными;

4) иррациональными.

18. Действия, обусловленные бессознательными импульсами, по классификации Т. Парсонса, называются:

1) рациональными;

2) инструментальными;

3) неинструментальными;

4) иррациональными.

19. Концепция, содержащая набор действий, правил их реали­зации, пределов распространения, и относящаяся к выполнению человеком определенных социально зна­чимых функций, в узком смысле носит название:

1) концепция социального действия;

2) концепция социальной организации;

3) концепция социальной роли;

4) концепция социальной системы.

20. Совокупность организо­ванных социокультурных взаимодействий с развитой сетью защитных механизмов против напряжений, бес­порядков и конфликтов, носит название:

1) идеального социального действия;

2) идеальной социальной организации;

3) идеальной социальной системы;

4) экономической системы.

21. Семиотика – это:

1) наука о знаковых системах;

2) учение о трактовании текстов;

3) учение о бытие всего сущего и всеобщих принципах организации;

4) наука о воспитании и обучении индивида.

22. Основоположником семиотики считается:

1) Ф. де Соссюр;

2) Ч. Пирс;

3) Ю.М. Лотман;

4) К. Леви-Стросс.

23. Знаки, чьи форма и содержание сходны качественно или структурно, называются:

1) символами;

2) иконами;

3) индексами;

4) символами, иконами и индексами.

24. Знаки, чьи форма или содержание смежны в пространстве или во времени, называются:

1) символами;

2) иконами;

3) индексами;

4) символами, иконами и индексами.

25. Знаки, для которых связь между формой и содержанием устанавливается произвольно, называются:

1) символами;

2) иконами;

3) индексами;

4) символами, иконами и индексами.

26. Дым, предполагающий наличие огня:

1) индексальный знак;

2) иконический знак;

3) символический знак;

4) не является знаком.

27. С помощью лексики, интонации, мимики, жестов, а также категорий, терминов, букв, художественных образов и т.п. структурируются преимущественно:

1) индексальные области;

2) символические области;

3) иконические области;

4) все перечисленные знаковые области.

28. Автором произведения «Элементарны структуры родства» является:

1) Ф. де Соссюр;

2) Ч. Пирс;

3) Ю.М. Лотман;

4) К. Леви-Стросс.

Принцип, согласно которому культура должна изучаться как самостоятельная, целостная система, включающая определенный набор элементов, находящихся между собой во взаимозависимости и выполняющих определенные функции, называется

1) структурализм;

2) функционализм;

3) культурный релятивизм;

4) исторический материализм.

30. Те результаты и влияния, которые возникают в процессе контактов между различными культурами:

1) инкультурация;

2) аккультурация;

3) ассимиляция;

4) регионализм.

31. Четко определенная географическими границами территория, на которой сосредоточен значительный массив сходных элементов или черт культуры, имеет название:

1) культурный центр;

2) маргинальная область;

3) культурный ареал;

4) регион.

32. Культурная область, где встречаются и смешиваются черты соседних ареалов, по определению А. Кребера, носит название:

1) культурный центр;

2) маргинальная область;

3) культурный ареал;

4) регион.

33. Учение о ценностях – это:

1) философия;

2) онтология;

3) этнология;

4) аксиология.

34. Значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом рассматривается как:

1) ценность;

2) норма;

3) правило;

4) мораль.

35. Устойчивый комплекс ценностей, разделяемых основной частью общества, формирует:

1) элитарную культуру;

2) массовую культуру;

3) ядро культуры;

4) субкультуру.

36. Моральное осуждение или поощрение выражается:

1) в формальных санкциях;

2) в неформальных санкциях;

3) в правовых нормах;

4) в запрещающих нормах.

37. Правила, регулирующие человеческое поведение, требования, которые обязывают, запрещают или разрешают то или иное поведение в определенных ситуациях:

1) ценности;

2) нормы;

3) санкции;

4) мораль и нравственность.

38. Сфера культуры, в которой концентрируются и обобщаются идеалы и нормы, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни:

1) нравственность;

2) санкция;

3) мораль;

4) политика.

39. Высшие, абсолютные ценности:

1) нравственные ценности;

2) социальные ценности;

3) ценности-средства;

4) ценности-цели.

40. Элементарные нормы нравственности, которые формировались на протяжении столетий, передавались от поколения к поколению и закрепляли сложившийся в обществе порядок взаимоотношений между людьми:

1) правовые нормы;

2) моральные нормы;

3) общечеловеческие нормы;

4) побуждающие нормы.

41. Отклонение от общепризнанной нормы в самом общем смысле называется:

1) креативность;

2) инновация;

3) девиация;

4) правонарушение.

42. Способы реагирования окружающих на поведение человека в виде воздаяния, поощрения и наказания носят название:

1) санкции;

2) запреты;

3) принуждения;

4) похвала.

43. Многомерное социокультурное пространство, в котором обитает человек и которое отражает всю совокупность условий его жизнедеятельности:

1) социокультурная среда;

2) социокультурная ситуация;

3) культурно-историческое наследие;

4) образ жизни.

44. Социокультурная среда – это структурная составляющая:

1) социокультурного опыта;

2) социокультурной ситуации;

3) образа жизни;

4) социокультурного института.

45. Совокупность типичных видов и способов деятельности человека (социальной группы, общества), определяемая системой его ценностей и условиями жизни:

1) социокультурная среда;

2) социокультурная ситуация;

3) культурно-историческое наследие;

4) образ жизни.

46. Социальные связи, которые могут выступать ресурсом получения выгод для общества; концепция в социологии, экономике и политологии, обозначающая социальные сети и взаимосвязь между ними в обществе:

1) социальный опыт;

2) образ жизни;

3) социальный капитал;

4) социокультурная ситуация.

47. Позитивный опыт, накапливающийся в процессе реальной совместной деятельности людей для удовлетворения их групповых и индивидуальных интересов и потребностей, а также включающий стихийную отбраковку форм, технологий и результатов их действий, поступков, коммуникативных актов, идей и т.п., признающихся вредными или потенциально опасными:

1) социальный опыт;

2) образ жизни;

3) социальный капитал;

4) социокультурная ситуация.

48. Первая научно-теоретическая школа, возникшая в рамках социальной (культурной) антропологии, получила название:

1) диффузионизма;

2) культурного релятивизма;

3) эволюционизма;

4) структурализма.

49. Воззрения Г. Спенсера, Э. Тайлора, Л. Моргана легли в основу:

1) структурализма;

2) эволюционизма;

3) диффузионизма;

4) культурного релятивизма.

50. Понятие «пережитки» ввел в науку:

1) Г. Спенсер;

2) Э. Тайлор;

3) Л. Морган;

4) Б. Малиновский.

51. Автором труда «Древнее общество» (1877 г.) является:

1) Л. Морган;

2) Д. Смит;

3) Э. Тайлор;

4) Б. Малиновский.

52. Периодизацию истории древнейшей культуры по признаку изобретений и открытий ввел:

1) Г. Спенсер;

2) Э. Тайлор;

3) Л. Морган;

4) Б. Малиновский.

53. Распространение чужой культуры посредством войн и завоеваний, колонизации, торговли и миграции, добровольного подражания, взаимного признания и др. рассматривается в рамках:

1) структурализма;

2) эволюционизма;

3) диффузионизма;

4) функционализма.

54. Д. Смит, В. Перри, В. Риверс – представители:

1) структурализма;

2) эволюционизма;

3) диффузионизма;

4) функционализма.

55. Любой исторически существующий способ человеческой жизнедеятельности должен быть признан культурным, независимо от времени и места своего возникновения – это суждение характеризует:

1) культурный релятивизм;

2) эволюционизм;

3) диффузионизм;

4) структурализм.

56. Теоретиками структурно-функционального анализа являются:

1) Г. Спенсер, Э. Тайлор, Л. Морган и др.;

2)Д. Смит, В. Перри В. Риверс и др.;

3) Б. Малиновский, М. Мид, Р. Бенедикт и др.;

4) Г. Спенсер, Э. Тайлор, Л. Морган, Д. Смит, В. Перри В. Риверс и др.

57. Распространение культуры из одного центра к другому:

1) диффузионизм;

2) культурный релятивизм;

3) структурализм;

4) функционализм.

58. Способ воспроизведения элементов социального и культурного наследия, передающихся от поколения к поколению и сохраняющихся в определённых обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени носит название:

1) инновация;

2) традиция;

3) социальный опыт;

4) социальный капитал.

Механизмом реализации традиции выступают

1) социальные стереотипы;

2) социальные установки;

3) социальные нормы;

4) социальные ценности.

60. Жесткую стереотипизацию социального и индивидуального поведения предполагает:

1) «традиционное общество»;

2) «обществао модерна»;

3) «общество постмодерна»;

4) информационное общество.

61. Построение оригинальных продуктов, обеспечивающих динамичное развитие конкретного типа культуры:

1) инновация;

2) традиция;

3) социальный опыт;

4) социальный капитал.

62. Нововведение как результат практического или научно-технического освоения новшества:

1) инновация;

2) традиция;

3) социальный опыт;

4) социальный капитал.

63. Для поддержания стабильности и порядка в обществе необходимо наличие:

1) инновации;

2) традиции;

3) социально-культурных институтов;

4) творческой элиты.

64. Условием развития социума выступает:

1) инновация;

2) традиция;

3) социально-культурный институт;

4) культурно-историческое наследие.

65. При всей своей оппозиционности и традиция, и инновация:

1) взаимосвязаны;

2) взаимоисключают друга;

3) взаимообусловлены;

4) не имеют никакой связи между собой (выбрать несколько вариантов правильных ответов).

66. Инновация (И.), возникшая внутри культуры за счет факторов ее собственного развития без влияний извне:

1) спонтанная И.;

2) стимулированная И.;

3) заимствованная И.;

4) экзогенная И.

67. Инновация (И.), которая, не являясь прямым заимствованием из какой-либо другой культуры, возникает под косвенным воздействием внешних обстоятельств:

1) спонтанная И.;

2) стимулированная И.;

3) заимствованная И.;

4) экзогенная И.

68. Инновация (И.), которая связана с прямым внешним воздействием:

1) спонтанная И.;

2) стимулированная И.;

3) заимствованная И.;

4) эндогенная И.

69. Переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности:

1) влечение;

2) потребность;

3) мотив;

4) интерес.

70. Психическое состояние, выражающее неосознанную потребность индивида в чем-либо:

1) влечение;

2) потребность;

3) мотив;

4) интерес.

71. Реальная причина социальных действий, лежащая в основе непосредственных побуждений участвующих в них индивидов либо социальных групп:

1) влечение;

2) потребность;

3) мотив;

4) интерес.

72. В результате того, какие потребности конкретное общество ставит на первый план и какими способами их удовлетворяет, возникают:

1) государства;

2) социальные классы;

3) культурные вариации;

4) социально-культурные институты.

73. Иерархия потребностей как состояний индиви­да, расположенных на шка­ле из пяти последовательных ступеней, разработана:

1) Б. Малиновским;

2) Ш. Летурно;

3) А. Маслоу;

4) Э. Тайлором.

74. На первой ступени иерархии потребностей (П.) располагаются:

1) П. в безопасности;

2) физиологические П.;

3) П. в признании и уважении;

4) П. в самореализации.

75. Потребность в межличностной привязанности и любви обусловлена потребностями:

1) в безопасности;

2) в признании и уважении;

3) в социальных связях;

4) в самореализации.

76. Выделенному этологами у животных инстинкту территориальности у человека соответствуют потребности:

1) в безопасности;

2) в признании и уважении;

3) в социальных связях;

4) в самореализации.

77. На вершине «пирамиды» иерархии потребностей А. Маслоу находятся потребности:

1) в безопасности;

2) в признании и уважении;

3) в самореализации;

4) физиологические.

78. Фундаментальный уровень социальной общности включает:

1) человечество в целом;

2) социальные общности и социальные группы;

3) только отдельного индивида;

4) только социально-культурные институты.

79. Уровень социальной структуры общества включает:

1) человечество в целом;

2) социальные общности и социальные группы;

5) только отдельного индивида;

6) только социально-культурные институты.

80. Постоянно повторяющиеся и воспроизводящиеся отношения между людьми; устойчивая совокупность людей, групп, учреждений, деятельность которых направлена на выполнение конкретных общественных функций:

1) социальный институт;

2) институт государственной власти;

3) социальная система;

4) социальный стереотип.

81. Власть, правительство, государство:

1) политические институты;

2) институты стратификации;

3) экономические институты;

4) культурные институты.

82. Процесс эволюции системы социальных отношений в форме их циклического воспроизведения, включающий в себя воспроизводство материальных благ, воспроизводство рабочей силы, производственных отношений, социальной структуры, социальных норм и ценностей:

1) социальный институт;

2) социальный опыт;

3) культурное воспроизводство;

4) социальное воспроизводство.

83. Передача (трансляция) культурных ценностей и норм от поколения к поколению:

1) социальный институт;

2) социальный опыт;

3) культурное воспроизводство;

4) социальное воспроизводство.

84. Основными механизмами социального (культурного) воспроизводства выступают:

1) традиции;

2) воспитание;

3) образование;

4) просвещение (выбрать правильные ответы).

85. Структура общества и отдельных его слоев; система признаков социального расслоения:

1) социальное неравенство;

2) социальная стратификация;

3) социальный класс;

4) социальная страта.

86. Форма социальной дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии и обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей:

1) социальное неравенство;

2) социальная стратификация;

3) социальный класс;

4) социальная страта.

87. Процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей:

1) социальная адаптация;

2) социализация;

3) инкультурация;

4) аккультурация.

88. Ограниченный во времени процесс привыкания к новым социальным условиям:

1) социальная адаптация;

2) социализация;

3) инкультурация;

4) аккультурация.

89. Процесс усвоения традиций, обычаев, ценностей и норм родной культуры, длящийся всю жизнь:

1) социальная адаптация;

2) социализация;

3) инкультурация;

4) аккультурация.

90. Частичное усвоение традиций и ценностей чужой культуры:

1) социальная адаптация;

2) социализация;

3) инкультурация;

4) аккультурация.

91. Доктрина, миф, этические ценности, ритуалы:

1) структурные элементы религии;

2) структурные элементы социальной системы;

3) структурные элементы социального опыта;

4) структурные элементы политической системы.

92. Образцы поведения в отношении священных и сверхъестественных сил:

1) доктрина;

2) миф;

3) ритуалы;

4) религиозные ценности.

93. Фантастическое отражение людьми господствующих над ними природных и общественных сил:

1) религиозное сознание;

2) религиозный культ;

3) миф;

4) ритуал.

94. Система символических действий, с помощью которых верующие стремятся влиять на сверхъестественное:

1) религиозное сознание;

2) религиозный культ;

3) миф;

4) ритуал.

95. Процесс ослабления влияния религии как средства мышления и жизни и одновременно ослабление влияния церкви как общественно-политической силы:

1) секуляризация;

2) мифология;

3) ритуализация;

4) секта.

96. Основателем теории политической системы считается:

1) Д. Истон;

2) Г.Алмонд;

3) Л. фон Берталанфи;

4) Т. Парсонс.

97. Механизм формирования и функционирования власти в обществе по поводу распределения ресурсов и ценностей – определение политической системы, предложенной:

1) Д. Истоном;

2) Г.Алмондом;

3) Л. фон Берталанфи;

4) Т. Парсонсом.

Наши рекомендации