Система исполнительной власти в РФ.
Конституция 110
Указ О системе исполн. власти
Фед. органы исполнительной власти образуют в регионах свои подразделения – территориальные органы, которые выполняют как общегосударственные, так и региональные функции. Они представляют соответствующие федеральные органы исполнительной власти в их отношениях с органами исполнительной власти субъектов РФ. Создание территориальных органов производится соответствующим фед. органом исполнит. власти по согласованию с администрацией субъекта. Руководители фед. органов назначаются и освобождаются от должности федеральным органом гос. власти по согласованию с администрацией субъекта. Свою деятельность территориальные органы осуществляют по руководством фед. органов, а по вопросам, входящим в компетенцию субъекта во взаимодействии с их органами исполнит. власти. Число территориальных подразделений определяется количеством фед. министерств и ведомств и осн. из них являются подразделения силовых министерств и экономич. служб. Функции данных террит. Органов определяются исходя из специфики соответствующих министерств и ведомств с учетом конкретных особенностей региона. Финансирование из фед. бюджета.
В субъекте РФ устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом гос. власти субъекта. Структура исполнительного органа гос. власти определяется высшим должностным лицом субъекта в соответствии с конституцией либо Уставом субъекта. Высшее должностное лицо субъекта: гражданин РФ определяется органом гос. власти, наделяется полномочиями высшего должностного лица субъекта по предложению Президента законодат. органов. Предложения о кандидатуре высшего должностного лица субъекта вносятся Президентом в законодат. орган власти субъекта. Перед внесением данной кандидатуры Президентом проводятся консультации. Закон. орган властисубъекта рассматривает кандидатуру в течение 14 дней. Решение о наделении кандидата полномочиями принимаются, если половина депутатов зак. Органа проголосовало «за». В случае отклонения кандидатуры, Президент не позднее 7 дней повторно вносит кандидатуры. В случае 2-кратного отклонения проводятся консультации в течение месяца. По результам консультации Президент вправе принести решение о кандидатуре в 3 раз. Если, после представления в 3 раз кандидатуры законодат. орган принял решение о ее отклонении, Президент вправе распустить закон. орган власти субъекта.
Гражданин РФ может быть наделен полномочиями Высшего Должностного лица субъекта на срок не более 5 л.. наименование данного лица устанавливается либо Уставом. Либо Конституцией с учетом историч. и нац. и иных традиций, т.е. Высшее Должностное лицо субъекта представляет субъект в отношении с фед. органом власти, органами местного самоуправления и органами власти субъектов, обнародует законы, формирует Высший Исполнит. орган гос. власти и принимает решения об его отставке, обеспечивает координацию деятельности органов исполнит. власти субъекта. В случае, когда высшее должностное лицо субъекта не может исполнять свои обязанности, их исполняет должностное лицо, предусмотренное конституцией, либо Уставом субъекта. Высшее должностное лицо создает указы и распоряжения.
Высший исполнит. орган гос. власти яял. постоянно действующим органом исполнит. власти субъекта, данный орган обеспечивает исполнение конституций фед. законов, а также конституций, уставов и законов субъекта на территории субъекта.
Основные полномочия:
- разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного соц.-эконом. Развития субъекта.
- участвует в проведении единой гос. политики в области науки, образования, здравоохранения, соц. Обеспечения
- осущ. меры по реализации, обеспечению и защиты прав и свобод граждан, охраны собственности, общественного порядка и борьбе с преступностью
- разрабатывает проект бюджета субъекта, а также соц.-экон. развития субъекта
- формирует исполнит. органы власти субъекта РФ.
Существуют 2 модели высший исполнит. органов гос. власти
Правительство (руководство на основе коллегиальности) и Администрация (на основе единоначалия)
Типовая структура управления субъектов
• Администрация либо Правительство
• Органы отраслевой компетенции субъекта
• Территориальные органы
В соответствии с КРФ исполнительная власть осуществляется правительством РФ.
Правительство – высший исполнительный орган государственной власти в РФ. Коллегиальный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти в РФ
Состав: председатель, заместители, федеральные министры
Председатель правительства – назначается президентом в согласии с ГД. Заместители и федеральные министры назначаются президентом по представителю председателя правительства.
Заместители выбираются самим председателем с одобрением президента.
Конституционные полномочия правительства (конституция).
Председатель прасительства (полномочия) (конституция).
Заместители председателя правительства (полномочия):
1. Участвуют в заседании правительства а также в выработке и реализации политики правительства, обеспечивают ее исполнение
2. Координируют в соответствии с распределением обязанностей работу федеральных органов исполнительной власти, дают им поручения и контролируют их деятельность
Заместители председателя правительства (их 9 – Зубков – курирует вопросы, связанные с организацией нац проекта по сельскому хозяйству и дорожной политики, Шувалов – во внешней торговле и торгово-экономическим отношениям (два первых) Жуков – курирует вопросы по реализации нац проектов, Иванов – промышленные комплексы в России, Кудрин – мин финансов, проведение финансово-денежно-кредитной политики, Хлопонин следит за сетуацией на Северном Кавказе, Сечин – в области оборонного комплекса и энергетики а так же природопользования и окруж среды, Собянин – зам правительства , Козов (заручился в организации олимпиады в Сочи)) (в конституции количество не прописано). У каждого заместителя есть определенный круг обязанностей.
Заседание правительства проводится не реже 1 раза в месяц. Для решения оперативных вопросов образовывается президиум (по мере необходимости)
Президент РФ имеет право председательствовать на заседаниях правительства и его президиума. Правительство в праве отменять или приостанавливать действие актов федеральных органов исполнительной власти.
Председатель правительства освобождается от должности президентом по заявлению председателя правительства об отставке в случае неисполнения им своих обязанностей.
Освобождение от должности председателя влечет за собой расформирование правительства.
Для обеспечения деятельности правительства образуется его аппарат. Возглавляет его руководитель аппарата. Руководитель аппарата входит в состав правительства.
Конституция предусматривает возможность отставки правительства в следующих случаях (конституция).
42. Управление социально-экономическим развитием муниципального образования.
Управление состоянием муниципального образования позволяет поддерживать на достигнутом уровне все системы его жизнеобеспечения, объемы и качество муниципальных услуг. Управление развитием нацелено на повышение этого уровня исходя из генеральной цели муниципальной деятельности: повышения качества жизни населения. Управление состоянием и управление развитием - две взаимосвязанные стороны муниципального управления. Обеспечение устойчивого социально-экономического развития муниципального образования включает в себя ряд взаимосвязанных и последовательно решаемых задач:
1. Анализ текущей социально-экономической ситуации муниципального образования 2.Анализ внешних условий развития 3. Выбор цели, направления и общей стратегии развития 4. Разложение целей развития на систему взаимосвязанных целевых программ 5. Разработка механизмов достижения целей 6. Маркетинг территории, инвестиционная политика 7. Создание инфраструктуры развития
Управление социально-экономическим развитием России регулируется Федеральным законом "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации". В нем содержатся положения о необходимости проведения на федеральном и региональном уровнях работ прогнозно-аналитического характера, формирования концепций и программ развития, которые используются органами законодательной и исполнительной власти при принятии конкретных решений в области социально-экономической политики. Наиболее важные положения Закона могут и должны быть использованы при разработке прогнозов, концепций и программ комплексного социально-экономического развития на муниципальном уровне. Федеральный закон 2003 года N 131-ФЗ относит к полномочиям органов местного самоуправления принятие и организацию выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования. К вопросам местного значения муниципальных образований разных типов закон относит разработку и утверждение генеральных планов развития поселений и схем территориального планирования муниципальных районов, установление правил землепользования и застройки, территориальное зонирование земель, контроль использования земель, экологический контроль и другие действия органов местного самоуправления, необходимые для реализации планов и программ комплексного социально-экономического развития. Базовым документом для разработки программ социально-экономического развития муниципальных образований является Указ Президента РФ "Об Основных положениях региональной политики в Российской Федерации" (1996 год). В этом документе указано, что основной задачей органов местного самоуправления в сфере социально-экономического развития является обеспечение комплексного решения вопросов обслуживания населения и достижение тем самым политической и социальной стабильности в регионе посредством взаимосогласованных действий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Структура концепции комплексного социально-экономического развития муниципального образования Структура этой концепции обусловлена системой целей и задач социально-экономического экономического развития муниципального образования, и может включать следующие разделы:
Стартовые условия и оценка исходной социально – экономической ситуации
Стратегические цели и приоритеты с-э развития
Основные направления реализации стратегических целей
Подпрограммы
Механизмы реализации
Роль инвестиций. Реализация планов социально-экономического развития муниципальных образований, а также отдельных целевых программ требует привлечения инвестиций. Под инвестициями понимаются денежные средства, ценные бумаги, иное имущество и права, имеющие денежную оценку и вкладываемые в целях получения прибыли или иного полезного эффекта. Под инвестиционной деятельностью понимается вложение средств (инвестирование) и практические действия по их использованию. Различают два вида инвестиций - в форме капитальных вложений, обеспечивающие воспроизводство основных средств, и портфельные (приобретение ценных бумаг), обеспечивающие воспроизводство финансовых средств. Для муниципальных образований основную роль играют капитальные вложения - затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих объектов, приобретение оборудования и т.д.