Бюджетно-финансовый механизм: сущность, основные элементы, функции.

Бюджет это система отношений, которая опосредствует процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства. Именно это свидетельствует о том, что бюджет является экономической категорией, которая выражает две стороны финансовых отношений – государство с одной стороны и юридические и физические лица с другой.
Бюджетный кодекс так определяет бюджет:
Бюджет это форма образования и использования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
По материальному содержанию бюджет является формой образования и использования централизованного фонда денежных средств.
По социально-экономической сущности бюджет выступает как орудие перераспределения национального дохода.
Бюджет выступает важнейшей финансовой категорией, и как финансовая категория бюджет выражает совокупность денежных отношений между различными субъектами воспроизводства в процессе формирования и использования основного централизованного фонда денежных средств.
Этот фонд дает возможность регулировать пропорции и преодолевать периодически возникающие в процессе производства диспропорции.
Бюджет тесно взаимодействует со всеми сферами и звеньями финансовой системы.
Как важнейший финансовый план бюджет обусловлен тем, что бюджет утверждается как закон. Бюджет увязан со всеми финансовыми планами юридических и физических лиц через налоговую систему.
Бюджет обеспечивает распределение и перераспределение ВВП
Бюджет связан с кредитной системой и со всеми кредитными планами, поскольку бюджет тесно взаимодействует с ЦБ.
Бюджет занимает центральное место в финансовой системе. Во-первых, на него приходится значительная доля ресурсов страны. Федеральный бюджет осуществляет финансирование внешнеэкономической деятельности. Бюджет выступает главным инструментом финансового контроля за формированием и использованием всех финансовых ресурсов страны.
Бюджет выступает мощным рычагом регулирования экономики. С его помощью государство управляет экономическим процессами. Необходимость регулирования через бюджет вытекает из особенностей самого процесса производства, т.к. производство должно регулироваться.
Функции бюджета:
1. Перераспределительная. Эта функция включает две стороны. Первая – это мобилизация средств. Вторая сторона – это использование мобилизованных средств. Бюджет вынужден осуществлять перераспределение материальных ценностей между двумя сферами – сферой материального производства и сферой нематериального производства. Необходимость этой функции также связана с неравномерностью развития отраслей хозяйства, неравномерностью распределения по территориям и отсутствием социального равенства. Особенность этой функции состоит в следующем:
a. Одна и та же часть национального дохода проходит многократно через бюджет.
b. Масштабность движения денежных потоков через бюджет. Доля всех бюджетов в национальном доходе составляет 30-40%.
c. Распределение через бюджет идет не в порядке первичного распределения, а в порядке вторичного перераспределения.
2. Регулирование и стимулирование экономики. Государство с помощью бюджета осуществляет прямое и косвенное влияние на процесс производства.
3. Социальная функция.
4. Контрольная функция. Вообще некоторые функции финансов и бюджета перекликаются, т.к. бюджет – основное звено финансовой системы.

39. Формы и методы государственного регулирования занятости.

Направления регулирования рынка труда. Факты конкретной экономической действительности показывают, что в странах с развитой рыночной экономикой практически уже несколько десятилетий как стали создавать и совершенствовать механизм для целенаправленного регулирования профессиональной подготовки и занятости населения. Это было обусловлено ускорением НТП, глубокими структурными изменениями в экономике, быстро меняющимися требованиями к качеству трудовых ресурсов. Стихийный рынок труда уже не обеспечивал своевременного приспособления структуры предложения рабочей силы к изменению структуры спроса на нее. В результате наблюдается рост безработицы при одновременной острой нехватке кадров нужной квалификации. Эти процессы показали объективную необходимость тесной увязки политики занятости с социально-экономическими преобразованиями в экономике и общей направленностью развития человеческих ресурсов.

В настоящее время идет активный поиск моделей регулирования рынка труда. Определение основных направлений, форм и методов регулирования рынка труда сдерживается неопределенностью конечных целей реформирования экономики, отсутствием окончательной стратегии экономического развития. Тем не менее, уже сейчас становление и развитие рынка труда предопределили пересмотр трудового законодательства в вопросах найма и увольнения, ликвидации нерентабельных предприятий, а также разработку мер содействия эффективному использованию рабочей силы и защите от безработицы, усилению социальных гарантий.

Практика показывает, что нет и не может быть единой политики, проводимой на рынке труда. Общероссийский рынок труда выступает как совокупность региональных и локальных рынков с их специфическими проблемами, поэтому большое значение имеет региональное регулирование процессов распределения и использования рабочей силы. Изучение этих процессов и отечественной практики показывает, что рынок труда не может развиваться без самостоятельности региональных и местных органов управления в решении вопросов эффективного использования имеющихся кадров с учетом особенностей региона или отрасли, оказания помощи при трудоустройстве и переподготовке, расширения определенных льгот и компенсации сверх установленного минимума и др.

Как показывает опыт развитых стран, жесткая централизация сковывает развитие разнообразных и комплексных форм регулирования занятости, мешает своевременному учету специфических проблем отдельных отраслей и регионов. Учитывая многообразие региональных рынков, модель регулирования российского рынка труда должна исходить из многовариантности их форм и методов.

Наши рекомендации