Раздел 1. Социальная работа в России: история и современность.
Раздел 1. Социальная работа в России: история и современность.
Введение
Актуальность проблем социальной работы на современном этапе развития российского общества
Социальная работа как наука
Тема 1.1. Исторический аспект развития и организации системы социальной работы в России.
Монастырско-церковные формы призрения
Исходя в своей благотворительности из нравственно-религиозных побуждений, князья, естественно, склонны были ставить ее под покровительство церкви и поручать осуществление самого дела представителям религии, т. е. духовенству. Первые в государстве больницы, в которых бедные призревались и пользовались бесплатным лечением, были учреждены Переяславским епископом, впоследствии Киевским митрополитом Ефремом в 1091 г. При всех монастырях, имевших средства, производилось кормление нищих и убогих, для которых устраивались иногда отдельные помещения. Такая заботливость духовенства о благотворении, помимо религиозных побуждений, обусловливалась соответствующими церковными постановлениями.
Великий князь киевский Владимир Креститель уставом 996 г. вменил в обязанность духовенству заниматься общественным призрением, определив десятину на содержание монастырей, богаделен и больниц. На протяжении многих веков церковь и монастыри оставались средоточением социальной помощи сирым, убогим, увечным и больным. Монастыри содержали богадельни, больницы, детские приюты.
В X—XIII вв. церковная практика помощи развивалась не только через монастыри, но и через приходы (так называемая приходская помощь).
В отличие от монастырской помощи, приходская была более открытой. В ней сосредотачивалась вся общинная, гражданская и церковная жизнь. Деятельность приходов не ограничивается только оказанием помощи калекам, увечным, нищим — они осуществляют самую разнообразную поддержку от материальных вспомоществований до воспитания и перевоспитания.
По сути, приходская благотворительность была не церковной, а гражданской, т. е. преследовала не только религиозные цели — спасение душ прихожан, но и цели социальной поддержки и помощи нуждающихся.
Начальный этап становления системы государственного призрения
Сосредоточение дела призрения в государственных учреждениях началось после воцарения династии Романовых в 1613 г. Был учрежден Аптекарский приказ, а с 1670 г. при царе Алексее Михайловиче (1645-1676) — Приказ строения богаделен.
Земский сбор 1681 г. (царствование Федора Алексеевича) побуждает правительство подготовить в 1682 г. особый акт, открывающий новые подходы к общественному призрению. Но, по-видимому, смерть Федора Алексеевича затормозила действие этого акта.
С приходом к власти Петра I и Ивана V, в период их совместного правления в 1682 г., при регентстве Софьи, мероприятия по искоренению нищенства и призрения вновь приобретают актуальность.
Государство еще не налагает обязанностей на общество, не обязывает его различать нищенствующих. Эти обязанности оно склонно принять на себя и свои органы и позаботиться об устранении злоупотреблений нищенством; частные же благотворители могут по-прежнему подавать милостыню по своему усмотрению всем тем, кому правительство разрешит нищенствовать.
Задание
- выбрать одну из эпох становления и сделать презентацию.
Ведущие идеи.
Сущностные характеристики социальной работы, социальная помощь, защита. Иерархия целей социальной работы. Уровни социальной работы. Подходы к определению функций социальной работы.
Задачи: раскрыть сущность социальной работы, привести практические примеры принципов социальной работы, научить постановке целей социальной работы.
1. Установить сущностные характеристики социальной работы.
2. Постановка целей социальной работы.
3. Основные принципы проектирования и организации социальной работы.
Вопросы и задания
Вариант 1
1. Перечислите сущностные характеристики социальной работы.
2. Как производится постановка целей в социальной работе?
3. Раскройте содержание принципов социальной работы.
Вариант 2
1. Опишите систему социальной работы в современной России и выделите её основные характеристики.
2. Раскройте сущность диагностичного целеполагания в социальной работе.
Литература
Основы социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Н. Ф. Басова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – С.19–31.
Вопросы и задания по теме 1.2. Современная социальная работа в России
Задачи: установить культурно исторические предпосылки возникновения социальной работы в России.
1. Что послужило началом для социальной работы в России.
2. Основные культурно-исторические предпосылки возникновения социальной работы.
3. Задачи социальной работы в современных условиях.
Вариант 3
1. Охарактеризуйте культурно-исторические предпосылки возникновения социальной работы в России.
2. Перечислите основные задачи, которые решают социальные службы России.
Вариант 4
1. Объясните, почему возникновение социальной работы в России является закономерностью.
2. Приведите пример наиболее эффективных социальных проектов, реализуемых в современной России.
Литература
Социальная работа: Учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 480 с. (Серия «Высшее образование»). Под общей редакцией В.И.Курбатова. С.8–32.
Практическая работа 1
Цель практической работы: изучить основные принципы социальной работы, выяснить сущность и цели социальной работы.
Задачи: раскрыть сущность социальной работы, привести практические примеры принципов социальной работы, научить постановке целей социальной работы.
1. Установить сущностные характеристики социальной работы.
2. Постановка целей социальной работы.
Задание по группам:
1. Ознакомиться с местами, в которых социальные проблемы наиболее ярко выражены. Например, аллея героев г. Дубовки, рынок города, сёла Дубовского района, автовокзал.
2. Описать социальные проблемы, которые наиболее ярко выражены в этих районах города. При описании акцентировать внимание на экономических, политических, культурных, правовых аспектах наблюдаемых проблем.
3. Предложить собственное решение социальных проблем.
Задания, выполняемые в группах при подготовке презентации
1. Обсудить в группе социальные проблемы, замеченные при выполнении домашнего задания, и варианты их решения. Выработать единую программу работы с одной из социально проблемных ситуаций (по выбору студентов). Определить поле деятельности социального работника в решении обозначенной проблемы.
2. Определить, аргументировав свою точку зрения, являются ли предлагаемые вниманию ситуации социально проблемными.
3. Определить, в каком случае предлагаемая вниманию ситуация превратится в социально проблемную.
Перечень ситуаций к заданиям 2-3: рождение ребенка, отсутствие возможности иметь детей, многодетная семья, одни ребенок в семье, развод, употребление наркотических веществ, употребление спиртных напитков, высокая успеваемость в школе, плохая успеваемость в школе, гениальность, тяжелая болезнь, перелом ноги, неудача на вступительных экзаменах, жизнь в деревне, жизнь в городе, одиночество, старость, молодость, детство, отсутствие работы, большое количество работы, продолжительная невыплата заработной платы, заморозки, стихийное бедствие и др.
Вариант 1
1. Перечислите сущностные характеристики социальной работы.
2. Как производится постановка целей в социальной работе?
3. Раскройте содержание принципов социальной работы.
Вариант 2
1. Опишите систему социальной работы в современной России и выделите её основные характеристики.
2. Раскройте сущность диагностичного целеполагания в социальной работе.
Вариант 3
1. Охарактеризуйте культурно-исторические предпосылки возникновения социальной работы в России.
2. Перечислите основные задачи, которые решают социальные службы России.
Вариант 4
1. Объясните, почему возникновение социальной работы в России является закономерностью.
2. Приведите пример наиболее эффективных социальных проектов, реализуемых в современной России.
Вариант 1
1. Перечислите сущностные характеристики социальной работы.
2. Как производится постановка целей в социальной работе?
3. Раскройте содержание принципов социальной работы.
Вариант 2
1. Опишите систему социальной работы в современной России и выделите её основные характеристики.
2. Раскройте сущность диагностичного целеполагания в социальной работе.
Вариант 3
1. Охарактеризуйте культурно-исторические предпосылки возникновения социальной работы в России.
2. Перечислите основные задачи, которые решают социальные службы России.
Вариант 4
1. Объясните, почему возникновение социальной работы в России является закономерностью.
2. Приведите пример наиболее эффективных социальных проектов, реализуемых в современной России.
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда, физической культуры, спорта, туризма и защиты прав потребителей, включая вопросы организации медицинской профилактики, в том числе инфекционных заболеваний и СПИДа, медицинской помощи и медицинской реабилитации, фармацевтической деятельности, качества, эффективности и безопасности лекарственных средств, санитарно-эпидемиологического благополучия, уровня жизни и доходов населения, демографической политики, медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда, медико-биологической оценки воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы, курортного дела, оплаты труда, пенсионного обеспечения, в том числе негосударственного пенсионного обеспечения, социального страхования, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости населения и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы (за исключением вопросов оплаты труда), социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей.
Министерство координирует и контролирует деятельность находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральной службы по труду и занятости, Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, Федерального агентства по физической культуре, спорту и туризму, а также координацию деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Министерство здравоохранения и социального развития РФ руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами Российской Федерации, а также Положением о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. №321.
Министерство здравоохранения и социального развития РФ осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Министерство здравоохранения и социального развития РФ возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.
Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство полномочий и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности.
Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством РФ. Количество заместителей министра устанавливается Правительством РФ.
Министр вносит в Правительство РФ предложения о назначении на должность и об освобождении от должности руководителей Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Министр назначает на должность и освобождает от должности по представлению руководителей подведомственных министерству федеральных служб и федеральных агентств заместителей руководителей федеральных служб и федеральных агентств, руководителей территориальных органов федеральных служб и федеральных агентств.
Министр обеспечивает мобилизационную подготовку министерства, а также контроль и координацию деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств по их мобилизационной подготовке.
Структурными подразделениями министерства являются департаменты по основным направлениям его деятельности. В состав департаментов включаются отделы. Структура министерства утверждена приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14.05.2004 г. № 16.
В соответствии с задачами, поставленными перед министерством, оно строит свою работу по разным направлениям и осуществляет свои функции в следующих областях: охрана здоровья населения, предупреждение и лечение заболеваний; разработка критерий определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; разработка формы программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания; решение комплексных проблем социального развития; повышение уровня жизни и доходов населения; оплата труда; условия и охрана труда; социальное партнерство в трудовых отношениях; народонаселение; занятость населения; развитие кадрового потенциала; социальное страхование; пенсионное обеспечение; социальная защита населения; социальное обслуживание населения; государственная служба; законодательство о труде, занятости и социальной защите населения; перечень предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, проведение которых частично финансируется за счет страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; международное партнерство.
Министерство взаимодействует с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности, включая представление по поручению Правительства РФ интересов Российской Федерации во Всемирной организации здравоохранения, в Международной федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, Международной организации труда, Международной ассоциации инспекций труда, Детском фонде ООН, Фонде ООН в области народонаселения, Международной ассоциации социального обеспечения, Европейском центре по политике и исследованиям в области социального благосостояния, международных спортивных и туристических организациях, других международных организациях.
Правовое положение Министерства здравоохранения и социального развития РФ.
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 17 мая 2012 г. N 559н г. Москва
"Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда""
приказываю:
1.Утвердить Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда" согласно приложению.2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 июля 2013 года.
И.о. Министра Т. Голикова
Приложение
I. Общие положения
1. Раздел "Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее - ЕКС) предназначен для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений, обеспечением эффективной системы управления персоналом, осуществляющим работы в области охраны труда, в организациях любых организационно-правовых форм и форм собственности. Квалификационные характеристики, содержащиеся в разделе "Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда" ЕКС (далее - квалификационные характеристики), призваны способствовать правильному подбору и расстановке кадров, повышению их квалификации, рациональному разделению труда, созданию действенного механизма разграничения функций, полномочий и ответственности работников, а также установлению единых подходов при определении их должностных обязанностей и предъявляемых к ним квалификационных требований.
2. Квалификационные характеристики могут применяться в качестве нормативных документов или служить основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников с учетом особенностей организации производства, труда и управления, а также их прав и ответственности. При необходимости должностные обязанности, включенные в квалификационную характеристику определенной должности, могут быть распределены между несколькими исполнителями.При разработке должностных инструкций допускается уточнение перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-технических условиях.
3. Квалификационная характеристика каждой должности имеет три раздела.
В разделе "Должностные обязанности" установлены основные трудовые функции, которые могут быть поручены полностью или частично работнику, занимающему данную должность, с учетом технологической однородности и взаимосвязанности работ, позволяющих обеспечить оптимальную специализацию работника.
В разделе "Должен знать" содержатся основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных и иных нормативных правовых актов, положений, инструкций и других документов, методов и средств, которые работник должен применять при выполнении должностных обязанностей.
В разделе "Требования к квалификации" определены уровень профессиональной подготовки работника, необходимой для выполнения должностных обязанностей, и требования к стажу работы.
4. Должностные обязанности, требования к знаниям и квалификации заместителей руководителей структурных подразделений определяются на основе характеристик соответствующих должностей руководителей.
5. Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации", но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.
II. Должности специалистов
Специалист по охране труда
Должностные обязанности. Участвует в организации и координации работ по охране труда в организации. Участвует в разработке и контроле за функционированием системы управления охраной труда в организации в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда, с целями и задачами организации, рекомендациями межгосударственных и национальных стандартов в сфере безопасности и охраны труда. Участвует в определении и корректировке направления развития системы управления профессиональными рисками в организации на основе мониторинга изменений законодательства и передового опыта в области охраны труда, а также исходя из модернизации технического оснащения, целей и задач организации. Осуществляет контроль за соблюдением в структурных подразделениях организации законодательных и нормативных правовых актов по охране труда, проведением профилактической работы по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, выполнением мероприятий, направленных на создание здоровых и безопасных условий труда в организации, предоставлением работникам установленных компенсаций по условиям труда. Информирует работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующих профессиональных рисках, о полагающихся работникам компенсациях за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда и иными особыми условиями труда и средствах индивидуальной защиты, а также о мерах по защите работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов. Осуществляет контроль за своевременностью и полнотой обеспечения работников организации специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, лечебно-профилактическим питанием, молоком и другими равноценными продуктами питания. Осуществляет контроль за состоянием и исправностью средств индивидуальной и коллективной защиты. Выявляет потребность в обучении работников в области охраны труда исходя из государственных нормативных требований охраны труда, а также требований охраны труда, установленных правилами и инструкциями по охране труда, проводит вводный инструктаж, контролирует проведение инструктажей (первичных, повторных, внеплановых, целевых) работников по вопросам охраны труда. Участвует в проведении контроля за исполнением бюджета организации в сфере охраны труда и проводит оценку эффективности использования финансовых ресурсов с точки зрения достижения поставленных целей и задач. Разрабатывает предложения по повышению эффективности мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Осуществляет контроль за целевым использованием средств на реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Принимает участие в работе комиссии по аттестации рабочих мест по условиям труда, организует взаимодействие членов аттестационной комиссии по аттестации рабочих мест по условиям труда, созданной в организации в установленном порядке. Участвует в разработке разделов коллективного договора в части подготовки мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организации, а также прав и обязанностей работников и руководства организации в области соблюдения требований охраны труда, контролирует работу по подготовке предложений структурных подразделений организации для включения в план мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Организовывает и участвует в работе по определению контингента работников, подлежащих обязательным предварительным при приеме на работу и периодическим медицинским осмотрам, предрейсовым (послерейсовым) и предсменным (послесменным) осмотрам. Оказывает методическую помощь руководителям структурных подразделений организации в разработке новых и пересмотре действующих инструкций по охране труда, а также в составлении программ обучения работников безопасным приемам и методам работы. Организует работу по подготовке технических заданий на выполнение услуг в области охраны труда, поставке средств индивидуальной и коллективной защиты, а также по оценке поступивших от поставщиков средств индивидуальной и коллективной защиты предложений по их поставке. Проводит анализ организационной структуры, технического оснащения организации, государственных нормативных требований охраны труда, передового отечественного и зарубежного опыта в области охраны труда. Участвует в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, анализе причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний, в разработке мероприятий по их предотвращению. Участвует в разработке мероприятий по повышению уровня заинтересованности работников в улучшении условий и охраны труда. Совместно с другими структурными подразделениями организации участвует в разработке планов и программ по улучшению условий и охраны труда, устранению или минимизации профессиональных рисков. Осуществляет контроль за соблюдением требований охраны труда, безопасных приемов и методов работы при проведении практики студентов учреждений среднего и высшего профессионального образования и трудового обучения школьников. Составляет и предоставляет отчет по установленной форме.
Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты в сфере охраны труда; государственные нормативные требования охраны труда; международные договоры в области охраны труда, ратифицированные Российской Федерацией; национальные и межгосударственные стандарты в области безопасности и охраны труда; требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда; делопроизводство и методические документы по вопросам охраны труда; методы выявления, оценки и управления профессиональными рисками; производственную и организационную структуру организации, основные технологические процессы и режимы производства; виды применяемого оборудования и правила его эксплуатации; методы изучения условий труда на рабочих местах; психофизиологические требования к работникам; правила и средства контроля соответствия технического состояния оборудования требованиям безопасного ведения работ; порядок проведения расследования несчастных случаев; передовой отечественный и зарубежный опыт в области охраны труда; порядок и сроки составления отчетности о выполнении мероприятий по охране труда.
Требования к квалификации.
Специалист по охране труда I категории: высшее профессиональное образование по направлению подготовки "Техносферная безопасность" или соответствующим ему направлениям подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда, стаж работы в должности специалиста по охране труда II категории не менее 2 лет.
Специалист по охране труда II категории: высшее профессиональное образование по направлению подготовки "Техносферная безопасность" или соответствующим ему направлениям подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда, стаж работы в должности специалиста по охране труда не менее 1 года. Специалист по охране труда: высшее профессиональное образование по направлению подготовки "Техносферная безопасность" или соответствующим ему направлениям подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда без предъявления требований к стажу работы, либо среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда, стаж работы в области охраны труда не менее 3 лет.
Направления деятельности Министерства здравоохранения и социального развития РФ.
Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, а также важнейших решений, принятых Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, главными направлениями работы в сфере ведения Министерства в предстоящий период будут:
- решение демографических проблем на основе повышения рождаемости и сокращения смертности;
- содействие росту заработной платы работников;
- повышение материального уровня жизни пенсионеров;
- повышение доступности и качества медицинской помощи, в первую очередь на основе реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
- формирование здорового образа жизни;
- повышение эффективности функционирования системы социального обслуживания населения;
- улучшение положения семей с детьми, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- повышение качества и увеличение объема услуг по реабилитации и социальной интеграции инвалидов;
- содействие развитию некоммерческих организаций и благотворительности, направленных на поддержку населения, нуждающегося в социальной помощи;
- осуществление мер по содействию занятости населения;
- реализация мер по совершенствованию профессиональной переподготовки и повышения квалификации граждан, ищущих работу;
- создание условий для повышения территориальной мобильности населения.
Мероприятия, проводимые по этим направлениям, наряду с положительными тенденциями в экономике и социальной сфере, связанными с восстановлением внутреннего спроса в посткризисный период, мерами социальной направленности, прежде всего с увеличением занятости населения, будут способствовать решению главной задачи – последовательного повышения уровня и качества жизни населения, сокращения бедности, обеспечения достойных условий для жизни людей и развития социального государства.
МиссияМинистерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в свете реализации конституционных гарантий и прав граждан Российской Федерации на базе положений посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, а также важнейших решений, принятых Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, заключается в развитии человеческого капитала, содействии улучшению демографической ситуации, росту уровня и качества жизни через повышение доходов населения, улучшению здоровья, созданию условий для достойного труда и продуктивной занятости, усилению социальной защиты уязвимых групп населения.
Деятельность по указанным направлениям осуществляется Министерством во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, работодателями и профессиональными союзами.
Исходя из системы целей Правительства Российской Федерации и функций, исполняемых Министерством, на 2011-2013 годы определены следующие цели Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации:
1. Улучшение демографической ситуации.
2. Повышение благосостояния населения, снижение бедности и неравенства по денежным доходам населения.
3. Повышение качества и доступности медицинской помощи, лекарственного обеспечения, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия.
4. Повышение эффективности системы социальной защиты и социального обслуживания, в первую очередь пожилых граждан и инвалидов, а также улучшение положения семей с детьми и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
5. Содействие продуктивной занятости населения, обеспечение защиты прав граждан в области труда.
Структура Министерства здравоохранения и социального развития.
Руководство Министерства
Помощники/советники федерального министра
Департамент организации социальной защиты населения
Департамент по делам инвалидов
Департамент анализа и прогноза развития здравоохранения и социально-трудовой сферы
Департамент международного сотрудничества
Правовой департамент
Департамент государственной политики и нормативно-правового регулирования государственной гражданской службы
Департамент заработной платы, охраны труда и социального партнерства
Департамент занятости и трудовой миграции
Департамент инновационной политики и науки
Департамент образования и развития кадровых ресурсов
Департамент охраны здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия человека
Департамент развития социального страхования и государственного обеспечения
Департамент развития медицинского страхования
Департамент организации медицинской профилактики, медицинской помощи и развития здравоохранения
Департамент развития медицинской помощи детям и службы родовспоможения
Департамент учетной политики и контроля
Департамент имущественного комплекса
Финансовый департамент
Департамент информатизации
Департамент управления делами
Департамент развития фармацевтического рынка и рынка медицинской техники
Департамент высокотехнологичной медицинской помощи
Департамент государственного регулирования обращения лекарственных средств
Отдел по защите государственной тайны
Отдел по организации мероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации
Раздел 1. Социальная работа в России: история и современность.
Введение