Раздел 1. Социальная работа в России: история и современность.

Раздел 1. Социальная работа в России: история и современность.

Введение

Актуальность проблем социальной работы на современном этапе развития российского общества

Социальная работа как наука

Тема 1.1. Исторический аспект развития и организации системы социальной работы в России.

Монастырско-церковные формы призрения

Исходя в своей благотворительности из нравственно-религиозных побуждений, князья, естественно, склонны были ставить ее под покровительство церкви и поручать осуществле­ние самого дела представителям религии, т. е. духовенству. Первые в государстве больницы, в которых бед­ные призревались и пользовались бесплатным лечением, были учреждены Переяславским епископом, впоследствии Киевским митрополитом Ефремом в 1091 г. При всех монастырях, имев­ших средства, производилось кормление нищих и убогих, для которых устраивались иногда отдельные помещения. Такая за­ботливость духовенства о благотворении, помимо религиозных побуждений, обусловливалась соответствующими церковными постановлениями.

Великий князь киевский Владимир Креститель уставом 996 г. вменил в обязанность духовенству заниматься общественным призрением, определив десятину на содержание монастырей, богаделен и больниц. На протяжении многих веков церковь и монастыри оставались средоточением социальной помощи сирым, убогим, увечным и больным. Монастыри содержали богадельни, больницы, детские приюты.

В X—XIII вв. церковная практика помощи развивалась не только через монастыри, но и через приходы (так называемая приходская помощь).

В отличие от монастырской помощи, приходская была более открытой. В ней сосредотачивалась вся общинная, гражданская и церковная жизнь. Деятельность приходов не ограничивается только оказанием помощи калекам, увечным, нищим — они осу­ществляют самую разнообразную поддержку от материальных вспомоществований до воспитания и перевоспитания.

По сути, приходская благотворительность была не церковной, а гражданской, т. е. преследовала не только религиозные цели — спасение душ прихожан, но и цели соци­альной поддержки и помощи нуждающихся.

Начальный этап становления системы государственного призрения

Сосредоточение дела призрения в государственных учреж­дениях началось после воцарения династии Романовых в 1613 г. Был учрежден Аптекарский приказ, а с 1670 г. при царе Алексее Михайловиче (1645-1676) — Приказ строения богаделен.

Земский сбор 1681 г. (царствование Федора Алексеевича) побуждает правительство подготовить в 1682 г. особый акт, от­крывающий новые подходы к общественному призрению. Но, по-видимому, смерть Федора Алексеевича затормозила дей­ствие этого акта.

С приходом к власти Петра I и Ивана V, в период их совмест­ного правления в 1682 г., при регентстве Софьи, мероприятия по искоренению нищенства и призрения вновь приобретают актуальность.

Государство еще не налагает обязанностей на общество, не обязывает его различать нищенствующих. Эти обязанности оно склонно принять на себя и свои органы и поза­ботиться об устранении злоупотреблений нищенством; частные же благотворители могут по-прежнему подавать милостыню по своему усмотрению всем тем, кому правительство разрешит нищенствовать.

Задание

- выбрать одну из эпох становления и сделать презентацию.

Ведущие идеи.

Сущностные характеристики социальной работы, социальная помощь, защита. Иерархия целей социальной работы. Уровни социальной работы. Подходы к определению функций социальной работы.

Задачи: раскрыть сущность социальной работы, привести практические примеры принципов социальной работы, научить постановке целей социальной работы.

1. Установить сущностные характеристики социальной работы.

2. Постановка целей социальной работы.

3. Основные принципы проектирования и организации социальной работы.

Вопросы и задания

Вариант 1

1. Перечислите сущностные характеристики социальной работы.

2. Как производится постановка целей в социальной работе?

3. Раскройте содержание принципов социальной работы.

Вариант 2

1. Опишите систему социальной работы в современной России и выделите её основные характеристики.

2. Раскройте сущность диагностичного целеполагания в социальной работе.

Литература

Основы социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Н. Ф. Басова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – С.19–31.

Вопросы и задания по теме 1.2. Современная социальная работа в России

Задачи: установить культурно исторические предпосылки возникновения социальной работы в России.

1. Что послужило началом для социальной работы в России.

2. Основные культурно-исторические предпосылки возникновения социальной работы.

3. Задачи социальной работы в современных условиях.

Вариант 3

1. Охарактеризуйте культурно-исторические предпосылки возникновения социальной работы в России.

2. Перечислите основные задачи, которые решают социальные службы России.

Вариант 4

1. Объясните, почему возникновение социальной работы в России является закономерностью.

2. Приведите пример наиболее эффективных социальных проектов, реализуемых в современной России.

Литература

Социальная работа: Учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 480 с. (Серия «Высшее образование»). Под общей редакцией В.И.Курбатова. С.8–32.

Практическая работа 1

Цель практической работы: изучить основные принципы социальной работы, выяснить сущность и цели социальной работы.

Задачи: раскрыть сущность социальной работы, привести практические примеры принципов социальной работы, научить постановке целей социальной работы.

1. Установить сущностные характеристики социальной работы.

2. Постановка целей социальной работы.

Задание по группам:

1. Ознакомиться с местами, в которых социальные проблемы наиболее ярко выражены. Например, аллея героев г. Дубовки, рынок города, сёла Дубовского района, автовокзал.

2. Описать социальные проблемы, которые наиболее ярко выражены в этих районах города. При описании акцентировать внимание на экономических, политических, культурных, правовых аспектах наблюдаемых проблем.

3. Предложить собственное решение социальных проблем.

Задания, выполняемые в группах при подготовке презентации

1. Обсудить в группе социальные проблемы, замеченные при выполнении домашнего задания, и варианты их решения. Выработать единую программу работы с одной из социально проблемных ситуаций (по выбору студентов). Определить поле деятельности социального работника в решении обозначенной проблемы.

2. Определить, аргументировав свою точку зрения, являются ли предлагаемые вниманию ситуации социально проблемными.

3. Определить, в каком случае предлагаемая вниманию ситуация превратится в социально проблемную.

Перечень ситуаций к заданиям 2-3: рождение ребенка, отсутствие возможности иметь детей, многодетная семья, одни ребенок в семье, развод, употребление наркотических веществ, употребление спиртных напитков, высокая успеваемость в школе, плохая успеваемость в школе, гениальность, тяжелая болезнь, перелом ноги, неудача на вступительных экзаменах, жизнь в деревне, жизнь в городе, одиночество, старость, молодость, детство, отсутствие работы, большое количество работы, продолжительная невыплата заработной платы, заморозки, стихийное бедствие и др.

Вариант 1

1. Перечислите сущностные характеристики социальной работы.

2. Как производится постановка целей в социальной работе?

3. Раскройте содержание принципов социальной работы.

Вариант 2

1. Опишите систему социальной работы в современной России и выделите её основные характеристики.

2. Раскройте сущность диагностичного целеполагания в социальной работе.

Вариант 3

1. Охарактеризуйте культурно-исторические предпосылки возникновения социальной работы в России.

2. Перечислите основные задачи, которые решают социальные службы России.

Вариант 4

1. Объясните, почему возникновение социальной работы в России является закономерностью.

2. Приведите пример наиболее эффективных социальных проектов, реализуемых в современной России.

Вариант 1

1. Перечислите сущностные характеристики социальной работы.

2. Как производится постановка целей в социальной работе?

3. Раскройте содержание принципов социальной работы.

Вариант 2

1. Опишите систему социальной работы в современной России и выделите её основные характеристики.

2. Раскройте сущность диагностичного целеполагания в социальной работе.

Вариант 3

1. Охарактеризуйте культурно-исторические предпосылки возникновения социальной работы в России.

2. Перечислите основные задачи, которые решают социальные службы России.

Вариант 4

1. Объясните, почему возникновение социальной работы в России является закономерностью.

2. Приведите пример наиболее эффективных социальных проектов, реализуемых в современной России.

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации

Министерство здравоохранения и социального развития Рос­сийской Федерации — федеральный орган исполнительной влас­ти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здра­воохранения, социального развития, труда, физической культу­ры, спорта, туризма и защиты прав потребителей, включая во­просы организации медицинской профилактики, в том числе ин­фекционных заболеваний и СПИДа, медицинской помощи и ме­дицинской реабилитации, фармацевтической деятельности, ка­чества, эффективности и безопасности лекарственных средств, санитарно-эпидемиологического благополучия, уровня жизни и доходов населения, демографической политики, медико-санитар­ного обеспечения работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда, медико-биологической оцен­ки воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы, курортного дела, оплаты труда, пенсионного обеспечения, в том числе негосударственно­го пенсионного обеспечения, социального страхования, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости населения и безработицы, трудовой миграции, альтер­нативной гражданской службы, государственной гражданской службы (за исключением вопросов оплаты труда), социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, жен­щин и детей.

Министерство координирует и контролирует деятельность на­ходящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального разви­тия, Федеральной службы по труду и занятости, Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, Федераль­ного агентства по физической культуре, спорту и туризму, а также координацию деятельности Пенсионного фонда Российской Фе­дерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Министерство здравоохранения и социального развития РФ руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, феде­ральными конституционными законами, федеральными закона­ми, актами Президента РФ и Правительства РФ, международны­ми договорами Российской Федерации, а также Положением о Министерстве здравоохранения и социального развития Россий­ской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. №321.

Министерство здравоохранения и социального развития РФ осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами ис­полнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуп­равления, общественными объединениями и иными организаци­ями.

Министерство здравоохранения и социального развития РФ возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождае­мый от должности Президентом РФ по представлению Председа­теля Правительства РФ.

Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство полномочий и реализацию госу­дарственной политики в установленной сфере деятельности.

Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством РФ. Количество за­местителей министра устанавливается Правительством РФ.

Министр вносит в Правительство РФ предложения о назначе­нии на должность и об освобождении от должности руководите­лей Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Министр назначает на должность и освобождает от должности по представлению руководителей подведомственных министерству федеральных служб и федеральных агентств заместителей руково­дителей федеральных служб и федеральных агентств, руководите­лей территориальных органов федеральных служб и федеральных агентств.

Министр обеспечивает мобилизационную подготовку министер­ства, а также контроль и координацию деятельности находящих­ся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств по их мобилизационной подготовке.

Структурными подразделениями министерства являются депар­таменты по основным направлениям его деятельности. В состав департаментов включаются отделы. Структура министерства ут­верждена приказом Министерства здравоохранения и социально­го развития РФ от 14.05.2004 г. № 16.

Раздел 1. Социальная работа в России: история и современность. - student2.ru В соответствии с задачами, поставленными перед министер­ством, оно строит свою работу по разным направлениям и осуще­ствляет свои функции в следующих областях: охрана здоровья населения, предупреждение и лечение заболеваний; разработка критерий определения степени утраты профессиональной трудо­способности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; разработка формы программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания; решение комп­лексных проблем социального развития; повышение уровня жиз­ни и доходов населения; оплата труда; условия и охрана труда; социальное партнерство в трудовых отношениях; народонаселе­ние; занятость населения; развитие кадрового потенциала; соци­альное страхование; пенсионное обеспечение; социальная защита населения; социальное обслуживание населения; государственная служба; законодательство о труде, занятости и социальной защи­те населения; перечень предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, проведение которых частично финансируется за счет страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболе­ваний; международное партнерство.

Раздел 1. Социальная работа в России: история и современность. - student2.ru Министерство взаимодействует с органами государственной власти иностранных государств и международными организация­ми в установленной сфере деятельности, включая представление по поручению Правительства РФ интересов Российской Федера­ции во Всемирной организации здравоохранения, в Международ­ной федерации обществ Красного Креста и Красного Полумеся­ца, Международной организации труда, Международной ассоци­ации инспекций труда, Детском фонде ООН, Фонде ООН в об­ласти народонаселения, Международной ассоциации социально­го обеспечения, Европейском центре по политике и исследова­ниям в области социального благосостояния, международных спортивных и туристических организациях, других международ­ных организациях.

Правовое положение Министерства здравоохранения и социального развития РФ.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 17 мая 2012 г. N 559н г. Москва

"Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда""

приказываю:

1.Утвердить Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда" согласно приложению.2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 июля 2013 года.

И.о. Министра Т. Голикова

Приложение

I. Общие положения

1. Раздел "Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее - ЕКС) предназначен для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений, обеспечением эффективной системы управления персоналом, осуществляющим работы в области охраны труда, в организациях любых организационно-правовых форм и форм собственности. Квалификационные характеристики, содержащиеся в разделе "Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда" ЕКС (далее - квалификационные характеристики), призваны способствовать правильному подбору и расстановке кадров, повышению их квалификации, рациональному разделению труда, созданию действенного механизма разграничения функций, полномочий и ответственности работников, а также установлению единых подходов при определении их должностных обязанностей и предъявляемых к ним квалификационных требований.

2. Квалификационные характеристики могут применяться в качестве нормативных документов или служить основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников с учетом особенностей организации производства, труда и управления, а также их прав и ответственности. При необходимости должностные обязанности, включенные в квалификационную характеристику определенной должности, могут быть распределены между несколькими исполнителями.При разработке должностных инструкций допускается уточнение перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-технических условиях.

3. Квалификационная характеристика каждой должности имеет три раздела.

В разделе "Должностные обязанности" установлены основные трудовые функции, которые могут быть поручены полностью или частично работнику, занимающему данную должность, с учетом технологической однородности и взаимосвязанности работ, позволяющих обеспечить оптимальную специализацию работника.

В разделе "Должен знать" содержатся основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных и иных нормативных правовых актов, положений, инструкций и других документов, методов и средств, которые работник должен применять при выполнении должностных обязанностей.

В разделе "Требования к квалификации" определены уровень профессиональной подготовки работника, необходимой для выполнения должностных обязанностей, и требования к стажу работы.

4. Должностные обязанности, требования к знаниям и квалификации заместителей руководителей структурных подразделений определяются на основе характеристик соответствующих должностей руководителей.

5. Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации", но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

II. Должности специалистов

Специалист по охране труда

Должностные обязанности. Участвует в организации и координации работ по охране труда в организации. Участвует в разработке и контроле за функционированием системы управления охраной труда в организации в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда, с целями и задачами организации, рекомендациями межгосударственных и национальных стандартов в сфере безопасности и охраны труда. Участвует в определении и корректировке направления развития системы управления профессиональными рисками в организации на основе мониторинга изменений законодательства и передового опыта в области охраны труда, а также исходя из модернизации технического оснащения, целей и задач организации. Осуществляет контроль за соблюдением в структурных подразделениях организации законодательных и нормативных правовых актов по охране труда, проведением профилактической работы по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, выполнением мероприятий, направленных на создание здоровых и безопасных условий труда в организации, предоставлением работникам установленных компенсаций по условиям труда. Информирует работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующих профессиональных рисках, о полагающихся работникам компенсациях за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда и иными особыми условиями труда и средствах индивидуальной защиты, а также о мерах по защите работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов. Осуществляет контроль за своевременностью и полнотой обеспечения работников организации специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, лечебно-профилактическим питанием, молоком и другими равноценными продуктами питания. Осуществляет контроль за состоянием и исправностью средств индивидуальной и коллективной защиты. Выявляет потребность в обучении работников в области охраны труда исходя из государственных нормативных требований охраны труда, а также требований охраны труда, установленных правилами и инструкциями по охране труда, проводит вводный инструктаж, контролирует проведение инструктажей (первичных, повторных, внеплановых, целевых) работников по вопросам охраны труда. Участвует в проведении контроля за исполнением бюджета организации в сфере охраны труда и проводит оценку эффективности использования финансовых ресурсов с точки зрения достижения поставленных целей и задач. Разрабатывает предложения по повышению эффективности мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Осуществляет контроль за целевым использованием средств на реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Принимает участие в работе комиссии по аттестации рабочих мест по условиям труда, организует взаимодействие членов аттестационной комиссии по аттестации рабочих мест по условиям труда, созданной в организации в установленном порядке. Участвует в разработке разделов коллективного договора в части подготовки мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организации, а также прав и обязанностей работников и руководства организации в области соблюдения требований охраны труда, контролирует работу по подготовке предложений структурных подразделений организации для включения в план мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Организовывает и участвует в работе по определению контингента работников, подлежащих обязательным предварительным при приеме на работу и периодическим медицинским осмотрам, предрейсовым (послерейсовым) и предсменным (послесменным) осмотрам. Оказывает методическую помощь руководителям структурных подразделений организации в разработке новых и пересмотре действующих инструкций по охране труда, а также в составлении программ обучения работников безопасным приемам и методам работы. Организует работу по подготовке технических заданий на выполнение услуг в области охраны труда, поставке средств индивидуальной и коллективной защиты, а также по оценке поступивших от поставщиков средств индивидуальной и коллективной защиты предложений по их поставке. Проводит анализ организационной структуры, технического оснащения организации, государственных нормативных требований охраны труда, передового отечественного и зарубежного опыта в области охраны труда. Участвует в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, анализе причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний, в разработке мероприятий по их предотвращению. Участвует в разработке мероприятий по повышению уровня заинтересованности работников в улучшении условий и охраны труда. Совместно с другими структурными подразделениями организации участвует в разработке планов и программ по улучшению условий и охраны труда, устранению или минимизации профессиональных рисков. Осуществляет контроль за соблюдением требований охраны труда, безопасных приемов и методов работы при проведении практики студентов учреждений среднего и высшего профессионального образования и трудового обучения школьников. Составляет и предоставляет отчет по установленной форме.

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты в сфере охраны труда; государственные нормативные требования охраны труда; международные договоры в области охраны труда, ратифицированные Российской Федерацией; национальные и межгосударственные стандарты в области безопасности и охраны труда; требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда; делопроизводство и методические документы по вопросам охраны труда; методы выявления, оценки и управления профессиональными рисками; производственную и организационную структуру организации, основные технологические процессы и режимы производства; виды применяемого оборудования и правила его эксплуатации; методы изучения условий труда на рабочих местах; психофизиологические требования к работникам; правила и средства контроля соответствия технического состояния оборудования требованиям безопасного ведения работ; порядок проведения расследования несчастных случаев; передовой отечественный и зарубежный опыт в области охраны труда; порядок и сроки составления отчетности о выполнении мероприятий по охране труда.

Требования к квалификации.

Специалист по охране труда I категории: высшее профессиональное образование по направлению подготовки "Техносферная безопасность" или соответствующим ему направлениям подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда, стаж работы в должности специалиста по охране труда II категории не менее 2 лет.

Специалист по охране труда II категории: высшее профессиональное образование по направлению подготовки "Техносферная безопасность" или соответствующим ему направлениям подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда, стаж работы в должности специалиста по охране труда не менее 1 года. Специалист по охране труда: высшее профессиональное образование по направлению подготовки "Техносферная безопасность" или соответствующим ему направлениям подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда без предъявления требований к стажу работы, либо среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда, стаж работы в области охраны труда не менее 3 лет.

Направления деятельности Министерства здравоохранения и социального развития РФ.

Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, а также важнейших решений, принятых Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, главными направлениями работы в сфере ведения Министерства в предстоящий период будут:

- решение демографических проблем на основе повышения рождаемости и сокращения смертности;

- содействие росту заработной платы работников;

- повышение материального уровня жизни пенсионеров;

- повышение доступности и качества медицинской помощи, в первую очередь на основе реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

- формирование здорового образа жизни;

- повышение эффективности функционирования системы социального обслуживания населения;

- улучшение положения семей с детьми, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

- повышение качества и увеличение объема услуг по реабилитации и социальной интеграции инвалидов;

- содействие развитию некоммерческих организаций и благотворительности, направленных на поддержку населения, нуждающегося в социальной помощи;

- осуществление мер по содействию занятости населения;

- реализация мер по совершенствованию профессиональной переподготовки и повышения квалификации граждан, ищущих работу;

- создание условий для повышения территориальной мобильности населения.

Мероприятия, проводимые по этим направлениям, наряду с положительными тенденциями в экономике и социальной сфере, связанными с восстановлением внутреннего спроса в посткризисный период, мерами социальной направленности, прежде всего с увеличением занятости населения, будут способствовать решению главной задачи – последовательного повышения уровня и качества жизни населения, сокращения бедности, обеспечения достойных условий для жизни людей и развития социального государства.

МиссияМинистерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в свете реализации конституционных гарантий и прав граждан Российской Федерации на базе положений посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, а также важнейших решений, принятых Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, заключается в развитии человеческого капитала, содействии улучшению демографической ситуации, росту уровня и качества жизни через повышение доходов населения, улучшению здоровья, созданию условий для достойного труда и продуктивной занятости, усилению социальной защиты уязвимых групп населения.

Деятельность по указанным направлениям осуществляется Министерством во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, работодателями и профессиональными союзами.

Исходя из системы целей Правительства Российской Федерации и функций, исполняемых Министерством, на 2011-2013 годы определены следующие цели Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации:

1. Улучшение демографической ситуации.

2. Повышение благосостояния населения, снижение бедности и неравенства по денежным доходам населения.

3. Повышение качества и доступности медицинской помощи, лекарственного обеспечения, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия.

4. Повышение эффективности системы социальной защиты и социального обслуживания, в первую очередь пожилых граждан и инвалидов, а также улучшение положения семей с детьми и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

5. Содействие продуктивной занятости населения, обеспечение защиты прав граждан в области труда.

Структура Министерства здравоохранения и социального развития.

Руководство Министерства

Помощники/советники федерального министра

Департамент организации социальной защиты населения

Департамент по делам инвалидов

Департамент анализа и прогноза развития здравоохранения и социально-трудовой сферы

Департамент международного сотрудничества

Правовой департамент

Департамент государственной политики и нормативно-правового регулирования государственной гражданской службы

Департамент заработной платы, охраны труда и социального партнерства

Департамент занятости и трудовой миграции

Департамент инновационной политики и науки

Департамент образования и развития кадровых ресурсов

Департамент охраны здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия человека

Департамент развития социального страхования и государственного обеспечения

Департамент развития медицинского страхования

Департамент организации медицинской профилактики, медицинской помощи и развития здравоохранения

Департамент развития медицинской помощи детям и службы родовспоможения

Департамент учетной политики и контроля

Департамент имущественного комплекса

Финансовый департамент

Департамент информатизации

Департамент управления делами

Департамент развития фармацевтического рынка и рынка медицинской техники

Департамент высокотехнологичной медицинской помощи

Департамент государственного регулирования обращения лекарственных средств

Отдел по защите государственной тайны

Отдел по организации мероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации

Раздел 1. Социальная работа в России: история и современность.

Введение

Наши рекомендации