Особенности Российского правового менталитета

Аннотация. В статье исследуются особенности правового менталитета российских граждан. Как самобытный продукт культурно-исторического и психосоциального развития нации ментальная компонента правосознания задает личности модель правовой деятельности, которая удобна и привычна с точки зрения традиционных норм общественного поведения. Автор делает вывод о том, что существуют значительные противоречия между традиционной моделью правовых действий российских граждан, задаваемой их менталитетом с доминантой архетипа Правды, и современной правовой системой, способствующей превращению личности в homo mechanicus (Э. Фромм), бюрократизации, узкому прагматизму в ущерб духовности, переходу человека из субъекта права в объект, отчужденный от своих естественных прав и свобод. Для решения вопросов, стоящих перед российским государством, необходимо сформировать, исходя из традиционных этических принципов нашего народа, гармоничную целостность социального и юридического бытия, единство последнего с многогранной национальной культурой и социокультурной действительностью.

Во-первых, исследователи особенностей российской цивилизации часто указывают на ее промежуточное положение между Западом и Востоком, что неизбежно проявилось в специфике российского менталитета. Основой исторической идентичности России, как справедливо утверждает П.Н. Савицкий, является ее «срединность». Она не часть Европы и не продолжение Азии, а самостоятельная и особая духовно-историческая геополитическая реальность - «Евразия». Евразийская сущность России часто понимается как реальная возможность метаисторического диалога между материалистическим, стремящимся к постоянной технологической экспансии в природу Западом и духовным, сохранившим воспоминания о великой гармонии с природой Востоком. Если воспользоваться терминологией X. Дж. Макиндера, то применительно к России наиболее точно выражают ее специфику следующие понятия: «осевой ареал» (pivot area) или «сердце мира» (heartland).

Во-вторых, общеизвестно, что многочисленные высказывания отечественных мыслителей об особенностях российского менталитета отличаются противоречивостью. Здесь, видимо, следует говорить о формальной противоречивости российского менталитета, которая может возникнуть при рассмотрении черт менталитета в отрыве друг от друга, а также при отождествлении сущностных черт менталитета с реальными чертами жизни общества по признаку их массовой распространенности, зависящей зачастую от целого ряда преходящих исторических обстоятельств.

Это утверждение о формальной противоречивости российского менталитета также исходит из представления о том, что менталитет любого этноса или супер этноса отличается внутренним единством, в противном случае он не будет способен обеспечить сохранение этноса в различных ситуациях, на разных исторических этапах его развития.

В-третьих, необходимо разграничить понятия «русский» и «российский» менталитет. Известно, что еще в начале XX века слова «русский» и «российский» использовались как синонимы и не имели отчетливого этнического содержания. Это было обусловлено тем, что в Российской империи этнические границы были слабо выражены, а этно- групповые идентичности перекрывались более мощными формами лояльности, основанными на религиозных, региональных, кланово- династических или даже сеньориальных отношениях.

В настоящее время подчеркивается близкий характер русского и российского менталитетов. Российский менталитет - это менталитет российского супер этноса, охватывающего все этносы России, связанные единой исторической судьбой при «государственно-образующей» роли наиболее крупного русского этноса и превалировании нравственных ценностей православной конфессии. Русский этнос является ядром полиэтничного российского общества и государства. Однако нельзя не принимать во внимание значение постоянных межэтнических взаимодействий для формирования российского менталитета. Некоторые исследователи российский менталитет характеризуют как «евразийский».

Наши рекомендации