Тема 5. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР (1917-1939 гг.)

Первый внешнеполитический документ советской власти — Де­крет о мире — имел практическое (выход из войны) и агитационно-политическое (дать импульс революционному движению в западных странах, стимулировать мировую революцию) содержание. В декрете о мире отражены основные внешнеполитические приоритеты новой власти: стремление к миру, к мирному существованию и курс на мировую революцию. Очевидна противоречивость этих внешнеполити­ческих принципов.

Заключение Брестская мира вывело Советскую Россию из I ми­ровой войны, но одновременно означало поражение надежд на ми­ровую революцию. В годы гражданской войны советское государ­ство во внешнеполитической деятельности стремится добиться мира для своего народа. Одновременно были периоды реанимации надежд на мировую революцию (особенно когда Красная Армия подходила к Варшаве), которые вновь не оправдались. Переход к нэпу усилил прагматическую ориентацию во внешней политике руководства страны: мирные условия были необходимы для восстановления на­родного хозяйства, для упрочения власти.

Изучая вопросы внешней политики СССР в 20-30-е годы следу­ет учитывать, что из-за противоречивости ее основных принципов (ориентация на мирное сосуществование и курс на мировую револю­цию) отношения СССР с зарубежными странами развивалась не ровно. И все же главным вектором этого развития было постепенное укрепление позиций СССР на международной арене, рост его влия­ния как великой державы. Основные причины этого: 1) объективные потребности мировой экономики, т. к. выпадение СССР из мирового хозяйства болезненно сказывались в капиталистических странах; 2) ослабление классово-идеологического компонента внешней поли­тики СССР: но мере уменьшения надежд на мировую революцию усиливались прагматические ориентации на мирное сосуществова­ние с капиталистическим миром.

В 1920-1921 гг. Советское государство вышло из дипломати­ческой изоляции, подписав мирные договоры со своими западными соседями (кроме Румынии), нормализовав отношения со своими юж­ными соседями (кроме Китая), заключив с ними дружественные до­говоры на равноправной основе, питая надежду стимулировать на­ционально-освободительное движение (суть восточной политики СССР). В 1922 году Советская Россия участвовала в работе между­народной конференции в Генуе, во время которой заключила Рапальский договор с Германией.

1924 год ознаменован признанием СССР крупными капитали­стическими державами, кроме США (полоса дипломатического при­знания СССР: к середине 20-х годов он поддерживал официальные отношения более чем с 20 странами мира).

Опираясь на документы, следует объяснить неровность межго­сударственных отношений СССР (полоса признания и периоды на­пряженности). Следует учитывать, что до 1933 г. во внешней поли­тике СССР делалась ставка на обострение межимпериалистических противоречий, которые, считалось, приведут к революционному взрыву. В то же время СССР старательно избегал политики, которая могла бы привести к военному конфликту: стране нужен был мир для развития экономики, упрочения политической системы. Ближе к середине 30-х гг. сделана ставка на создание системы коллективной безопасности. Новый курс позволил СССР добиться некоторых успехов на международной арене (признание США, вступление в Лигу Наций, заключение договоров о взаимопомощи с Францией и Чехословакией и т. п.).

Опираясь на исторические документы и факты, важно разоб­раться в причинах усиления внешнеполитической изоляции СССР и переориентации внешней политики в условиях предвоенного поли­тического кризиса.

1-ое занятие

1. Внешняя политика Советской России в 1917-1920 гг. (формирование принципов, внешнеполитические приоритеты).

2. Выход Советской России из внешнеполитической и экономи­ческой изоляции. "Восточная'' политика. (1920-1921).

3. Участие в международных конференциях (Генуя, Гаага, Москва, Лозанна). Рапальская политика.

4. Полоса дипломатического признания СССР и периоды конфронтации (середина 20-х гг.).

5. Внешнеполитическое положение СССР и направление его внешней политики в конце 20-х-30-е гг.

а) Усилия по упрочению мира и разоружению.

б) Внешнеполитическая деятельность в условиях расширения агрессии фашист

ской Германии и ее союзников. Участие в гражданской войне в Испании.

6. Мюнхенская политика западных держав и нарастание положения изоляции СССР. Военные конфликты на Дальнем Востоке.

Источники

1. Год кризиса. 1938-1939. Документы и материалы: В 2 т. М., 1990.

2. Документы внешней политики СССР. Т. 1-23. М., 1957-1998.

3. История России. 1917-1940. Хрестоматия. Екатеринбург, 1993.

4. История Отечества в документах. 1917-1993. Хрестоматия: В 4 ч. Ч. 2. М., 1994.

5. Майский И.М. Воспоминания советского дипломата. 1925-1945. М., 1987.

6. Накануне. 1931-1939. Как мир был ввергнут в войну. Краткая история в документах, воспоминаниях, комментариях. М., 1991.

7. Похлебкин В.В. Внешняя политика Руси-России-СССР за 1000 лег в име­нах, документах, фактах. Выи. 2. Воины и мирные договоры. Кн. 3. Евро­па в I и XX в. Справочник. М., 1998.

8. Сборник документов по истории СССР для семинарских и практических занятий. Выи. 2. 1921 1932. М.. 1979: Вып. 3. 1933 1941. М., 1980.

9. Хрестоматия но истории СССР. 1917 1945. М., 1991.

10. Хрестоматия по истории России. 1917 1945. М., 1995.

11. Хрестоматии по отечественной истории. 1914-1945. М., 1996.

Литература

  1. Аблова Н.Е. История КВЖД и российская эмиграция в Китае (I полови­на XX в.). Мн., 1999.
  2. Ахтамзян А.А. Ранальская политика. М., 1974.
  3. Маргойт С.А. История побед и поражении советской внешней политики. 1917 -1939. М., 1993.
  4. Новиков М.В. СССР. Коминтерн и гражданская война в Испании. 1936-1939. Кн. 1-2. Ярославль, 1995.
  5. Нежинский Л.Н. Была ли военная угроза ("ССР в конце 20-х-начале30-х гг.? //
    История СССР. 1991. № 6: Внешняя политика Советского государства в
    1917— 1921 гг.: Курс на мировую революцию пли мирное существование? //
    История СССР. 1990. № 6.
  6. Семиряга М.И. Тайны сталинской дипломатии. 1931–1941. М., 1992.
  7. Советская внешняя политика в ретроспективе. 1917- 1991. / Под ред. А.О. Чу-барьяна. М., 1993.
  8. Хайцман В.М. СССР и проблема разоружения (между 1 и II мировыми войнами). М.. 1959: Советский Союз. Разоружение. Мир, события, факты. 1917–1962. М., 1962.
  9. Шишкин В.А. Цепа признания. СССР и страны Запада в поисках компро­мисса (1924-1929). СПб., 1991.

ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ТРЕБОВАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ

Выполнение контрольной работы по курсу «Новейшая история восточных славян (история России и Украины)» предусмотрено учебным планом и является со­ставной частью самостоятельной работы студента-заочника по из­учению указанного курса и подготовке к сдаче экзамена.

Контрольная работа выполняется письменно в объеме одной школьной тетради и защищается устно в форме собеседования с пре­подавателем в течение семестра в дни консультаций или накануне сессии. Студент, не выполнивший контрольную работу или не защи­тивший ее, к экзамену (или зачету) не допускается.

Темы контрольных работ на каждый год указываются препода­вателем. План контрольной работы, ее структура продумывается и составляется студентом самостоятельно. Перечень литературы к те­мам имеет рекомендательный характер и не является исчерпы­вающим. Студенту не следует ограничиваться только теми публика­циями, которые названы в перечне литературы к теме. При выборе темы контрольной работы студенту-заочнику полезно учитывать на­личие источников и литературы по ней в местных библиотеках, свои возможности найти и получить необходимую для выполнения кон­трольной работы литературу.

Важнейший этап при подготовке контрольной работы — из­учение научной литературы и источников по избранной теме. Реко­мендуется начать с доступных учебных пособий, хрестоматий, учеб­ников для вузов. С учетом тех изменений, которые произошли в по­следнее десятилетие в освещении советского периода истории Рос­сии, предпочтение следует отдавать учебной литературе, вышедшей в 90-е гг. Во всяком случае недопустимо ограничиваться изданиями только советского периода, т.е. вышедшими до начала 90 гг. Имею­щийся сегодня плюрализм мнений, различия во взглядах авторов ис­торических исследований, различный подход к освещению и оценке многих исторических личностей, событий, явлений новейшей ис­тории восточнославянских стран периода 1917–1939 гг. большое ко­личество учебных пособий зарубежных авторов, написанных в раз­ные годы, требуют от студента критического подхода к ним, проду­манной аргументации своей (или избранной) точки (рения, умения вести научную полемику. Разумеется, это потребует дополнительно­го обращения к опубликованным документам. их изучения и анализа.

Такой же подход потребуется при изучении рекомендуемой и имеющейся в библиотеках научной литературы и источников (статей, монографий, сборников документов, воспоминаний, статис­тических данных и т. д.), в т.ч. и опубликованных в периодических изданиях (исторические и общеполитические журналы, газеты).

В процессе изучения и сбора материала по избранной теме сле­дует наметить план контрольной работы, который окончательно формируется перед ее написанием. Контрольная работа должна включить как минимум: I) название темы; 2) план (2-3 и более главы /раздела/); основную часть, т.е. содержание глав, которое должно максимально полно раскрыть тему, включать выводы по изло­женному историческому материалу; 4) списка изученных и использо­ванных источников и литературы.

Контрольная работа должна быть написана грамотно, четко, разборчивым почерком, с выделением абзацев, глав (пли разделов). Страницы следует пронумеровывать и обязательно оставлять поля для замечаний. Цитаты, факты, цифровой материал, приведенные в контрольной работе, обязательно должны иметь ссылки на источни­ки, из которых они взяты. Ссылки делаются в конце страницы пли в конце работы с соблюдением установленных правил. Работа должна быть подписана студентом. В конце ее ставится дата выполнения.

Преподаватель учитывает степень полноты раскрытия темы, ло­гику изложения, аргументирование выводов. Особое внимание об­ращается на культуру оформления.

Основные требования, предъявляемые к содержанию контроль­ной работы: I) всестороннее освещение и анализ основных вопросов рабочего плана; 2) выводы должны быть логичны и аргументирова­ны; содержание контрольной работы должно свидетельствовать о знании исследовательской литературы и источников по избранной теме.

Наиболее типичные недостатки контрольных работ: 1) компиля­тивный характер, отсутствие последовательности и логичности в из­ложении; 2) содержание контрольной работы ограничено материа­лом учебных пособий и учебников: 3) описательный характер, без должного анализа и обобщения; небрежное оформление работы (текст написан неразборчивым почерком, изложенный материал не имеет плана, фрагментарен, неправильно оформлены ссылки, непра­вильно оформлена библиография: 4) фактические и грамматические ошибки.

При серьезных недостатках и ошибках работа возвращается студенту. Повторная работа представляется при наличии первого варианта. При успешной сдаче в зачетной книжке делается соответствующая запись, которая служит основанием для допуска к сдаче зачета пли экзамена по курсу.

Наши рекомендации