В.г.бобровников, о. и. ситникова

В.Г.Бобровников, О. И. Ситникова

КОНТРОЛЬНЫЕРАБОТЫПОИСТОРИИ

Учебно-методическоепособие

в.г.бобровников, о. и. ситникова - student2.ru

Волгоград2017

УДК

ББК

Рецензенты:

Кафедра истории и культурологииВолгГМУ,

зав.кафедрой, доктор философских наук, профессор Петрова И.А.;

к.ист.наук,доценткафедрыагротуризмаирегиональногокраеведения

ФГБОУВОВолгоградскогоГАУД.Ю.Шарапов

Печатаетсяпорешениюредакционно-издательскогосовета

Волгоградскогогосударственноготехническогоуниверситета

Контрольныеработыпоистории:учебно-методическоепособиедлястудентовзаочногоотделения/В. Г.Бобровников, О. И. Ситникова:ВолгГТУ.–Волгоград,–2017.–95с.

Учебно-методическоепособиевключаетвсебяпрограммуучебногокурса«История»,общиетребованиякнаписанию,разработкеструктуры,оформлениюконтрольнойработы;тематикуконтрольныхработ,литературудлявыполненияконтрольныхработ,хронологическуютаблицу,словарьосновных понятий итерминов.

Подготовленовсоответствиистребованиямикобязательномуминимумусодержанияиуровнюподготовкибакалавраидипломированногоспециалиста.

Предназначенодлястудентовзаочнойформыобучениявтехническомвузе.

Библиогр.:

ISBN©Волгоградскийгосударственный

техническийуниверситет,2017

©В. Г. Бобровников,

О. И. Ситникова, 2017

Введение

Подготовка специалистов высшего образования предусматривает выполнение студентами в течение семестра письменной (контрольной) работы, при написании которой особое значение имеет организация самостоятельной работы студентов. Учебно-методическоепособие«Контрольныеработыпоистории»призвано создать условия для успешной самостоятельной работы студентамзаочной формыобучения.ПособиесоставленосучетомтребованийГосударственногообразовательногостандартаиотражаетсовременныеподходыкизучениюпредмета,содержитпрограммукурса,переченьтемконтрольныхработ,литературуирекомендацииопоследовательностивыполненияиоформленияданнойработы,хронологическую таблицу, список основных понятий и терминов, экзаменационныевопросы.

Студентыдолжныовладетьнетолькознанием,ноипониманиемисториинашегоОтечества.Привыполненииконтрольнойработыформируютсянавыкисамостоятельнойучебно-исследовательскойработы,анализа,систематизациииобобщенияинформации,пониманияпроявленияисторическихтенденций.Хронологическаятаблицаисловарьключевыхтерминовдаютвозможностьболеебыстрогоусвоенияучебногоматериала.

Литература,рекомендуемаявпособии,предоставляетвозможностьвыполнитьлюбоеконтрольноезаданиеиудовлетворитьличныйинтересвпониманииинтереснейшейисториинашегонародаигосударства. В тоже время литература к указанным темам контрольных работ не является окончательным вариантом, а служит ориентиром в самостоятельном поиске необходимых источников.

Программакурса«История»

1.Местоисториивсистеменаук.Предметисторическойнауки.Сущность,формы,функцииисторическогознания.Теорияиметодологияисторическойнауки.Понятиеиклассификацияисторическогоисточника.ИсторияРоссии–неотъемлемаячастьвсемирнойистории:общееиособенное.Отечественнаяисториографиявпрошломинастоящем.

2.АнтичноенаследиевэпохуВеликогопереселениянародов.Проблемыславянскогоэтногенеза.Возникновениедревнерусскогогосударства–КиевскойРуси.ДревняяРусьикочевники.Византийско-древнерусскиесвязи.Социально-экономическийстройКиевскойРуси.Принятиехристианства.«Русскаяправда».

Социально-политическиеизмененияврусскихземляхвXII–XVвв.РусьиОрда:проблемавзаимовлияния.Распространениеислама.ВеликоекняжествоЛитовскоеирусскиеземли.

3.СкладываниеосновнациональныхгосударстввЗападнойЕвропеиРоссии.ВнутренниеивнешнеполитическиеизменениявжизнирусскихземельиихвлияниенацивилизационныйвыбормеждуВостокомиЗападом.БорьбаМосквызалидерствоввосточно-европейскойполитике.ОсвобождениеотвассальскойзависимостиЗолотойОрдыизавершениеобразованияМосковскогогосударства.Формированиесамодержавия.ИванIII.РоссияXVIв.ИванIVГрозный.Реформы50-хгг.XVIв.Оформлениеполитическогодеспотизма.Складываниевеликорусской,украинскойибелорусскойнародностей.

4.Смутноевремя,егопричины,сущность.НачалодинастииРомановых.Соборноеуложение1649.Усилениецентрализованногогосударстваивозрастаниеегороли.НижневолжскийкрайвконцеХVI–началеХVIIвв.

5.XVIIIв.–векмодернизацииипросвещения.Российскаяимперия:государственноеустройство,характериспецификаполитического,экономического,социокультурногоразвития.НаследиеПетраIи«эпохадворцовыхпереворотов».ПросвещенныйабсолютизмвРоссии:егоособенности,содержаниеипротиворечия.ЦарицынвXVIIIвеке.

6.ГеополитическиеусловияразвитияРоссиивэпохуНовоговремени.Эволюцияформсобственностиназемлю.Крепостноеправо.СтановлениеиндустриальногообществавРоссии:общееиособенное.РеформыиреформаторывРоссии.ОбщественнаямысльиособенностиобщественногодвиженияРоссиивХIХв.ИсточникисоциализмавРоссии.Русскаякультураиеевкладвмировуюкультуру.

7.МириРоссиявначалеXXв.ОбъективнаяпотребностьиндустриальноймодернизацииРоссии.Российскиереформывконтекстеобщемировогоразвития.ПолитическиепартииРоссии:генезис,классификация,программы,тактика.Царицынв1-оедесятилетиеXXв.

8.Кризисевропейскойцивилизации.Россиявусловияхмировойвойныиобщенациональногокризиса.Великая русская революция:февраль1917–октябрь1917.Октябрьский переворот. Становлениесоветскойгосударственности.Гражданскаявойнаиинтервенция.Российскаяэмиграция.Царицынв1917–1920гг.Современнаяисториографияопричинах,содержанииипоследствияхобщенациональногокризисаиреволюцияхвРоссии.

9.Социально-экономическоеразвитиестраныв20–30-егг.Новаяэкономическаяполитика(нэп).Формированиеоднопартийногополитическогорежима.ОбразованиеСССР.Борьбавруководствебольшевиковповопросамразвитиястраны.РежимличнойвластиСталина.Форсированноестроительствосоциализма:советскийвариантмодернизации.Культурнаяжизньстраны.Внешняяполитика.Царицынв20–30-егоды.

10.СССРнаканунеивначальныйпериодвтороймировойвойны.ВеликаяОтечественнаявойна:основныепериоды,источникипобеды.Страныантигитлеровскойкоалиции.Решающийвкладсоветскогонародавразгромфашизма.Потсдамскаяконференцияобитогахвойныипослевоенномустройствемира.СССР–втораясверхдержавамира.Сталинградскаяобластьвгодывойны.

11.РазвитиеСССРвпослевоенныегоды.Холоднаявойна.Попыткаосуществленияполитическихиэкономическихреформ.Н.С.Хрущев:парадоксыличности.Началолиберализацииадминистративнойсистемы.«Оттепель»вдуховнойсфере.Октябрь1964г.–отставкаН.С.Хрущеваисменаполитическогокурса.НТРиеевлияниенаходобщественногоразвития.СССРв60–80-егг.:нарастаниекризисныхявлений.

12.СоветскийСоюзв1985–1991гг.«Перестройка»:причины,замысел,основныеэтапы.М. С.Горбачев.ГКЧП 1991 г. РаспадСССР.Октябрьскиесобытияв1993г.КонституцияРФ1993г.–переходкновоймоделиобщественногоразвития.

13.Россиянапутирадикальнойсоциально-экономическоймодернизации–отБ.ЕльцинадоВ.Путина.Наука,образование,культураврыночныхусловиях.НациональныеинтересыРоссиивсовременноммире.Внешнеполитическаядеятельностьвновыхгеополитическихусловиях.Глобализацияобщественныхпроцессов.Международныйтерроризм.Формированиеновогомиропорядка.

ТРЕБОВАНИЯКОФОРМЛЕНИЮКОНТРОЛЬНОЙРАБОТЫ

Работыподаютсявпечатном(компьютерныйнабор)виде.ОбычнотекстконтрольнойработывыполняетсяшрифтомTimesNewRoman,кегль14наоднойсторонестандартноголистабумагиА4,черезполуторныйинтервал.Следуетсоблюдатьполя:слева–3см,справа–1см,сверху–2см,снизу–2,5см.Объемработысоставляет15–20страниц,врукописномварианте20–25стр.Превышениеобъемадопускаетсятолькозасчетприложений.Текстпечатаетсясабзацами.Заголовкииподзаголовкиотделяютсяотосновноготекстасверхуиснизуинтервалами.

Страницыконтрольнойработыдолжныбытьпронумерованыарабскимицифрамисверхупоцентру.Нумерацияначинаетсяслистасодержания(этостраница№2),титульныйлист(первый)ненумеруется.Текстработыразбиваетсянаглавы,порядоккоторыхотображаетсяарабскимицифрами.Введениеизаключениененумеруются.

Сокращениясловвнутрипредложениявконтрольнойработенедопускаются,заисключениемобщепринятых.Книмотносятсясокращенияпослеперечисления:т.е.(тоесть),ит.д.(итакдалее),ит.п.(итомуподобное),идр.(идругие),ипр.(ипрочие).Приобозначениицифрамивековигодовдопускаютсясокращения:г.(год),гг.(годы),в.(век),вв.(века),н.э.(нашейэры).

Материалдолженбытьизложенлогическипоследовательно,литературнымязыком.Внаучнойречинепринятоупотреблятьместоимение«я»:«ясчитаю»,«помоемумнению»ит.п.Длявысказываниясобственногомненияследуетиспользоватьбезличныевыражения:«помнениюавтора»,«следуетполагать»,«можнопредположить»ит.п.

Принаписанииконтрольнойработынеобходимоиспользоватьнеменеетрех-четырехисточниковизспискалитературыподаннойтеме.Этикнигиилистатьидолжныбытьуказанывалфавитномпорядкенапоследнейстраницеконтрольнойработы.Литература, отмеченная в данном учебном пособии (*), имеется в библиотеках ВолгГТУ.Можетидолжнапривлекатьсянеуказаннаявэтихспискахлитература,т.к.подбористочниковдляраскрытиятемысоставляетнеотъемлемуючастьработынадрефератомиучитываетсяприегооценке.

Ссылки,сноскиипримечаниясоставляютнаучныйаппаратреферата.Оформлениеегообязательно.Существуетнескольковариантовоформлениянаучногоаппарата.Припрямомцитированииодногоизисточниковвтекстеконтрольнойработывконцецитатывквадратныхскобкахуказываетсяномеристочникапоспискулитературыкконтрольнойработеичереззапятую–номерцитируемойстраницы.

Цитаты, приводимые без изменения текста автора, должны заключаться в кавычки. Косвенное цитирование также должно быть отражено в тексте.

Послеперепечаткитекстработыследуетвнимательнопрочитатьиустранитьвозможныеошибкииопечатки.

Рефератявляетсяформойнаучнойработы,поэтомуизложениематериалавнемдолжноосновыватьсянадоказательствах,подтверждениях,аргументации,анализе,аненаэмоцияхипристрастияхавторареферата.

ВЫБОРТЕМЫКОНТРОЛЬНОЙРАБОТЫ

Тематикаконтрольныхработсоставленавсоответствииспрограммойкурсапоистории.Студентызаочногоотделениявыполняютпоисторииоднуконтрольнуюработу.Номертемыконтрольнойработысоответствуетпоследнейилидвумпоследнимцифрамшифразачетнойкнижкистудента.

Контрольнуюработунеобходимоотправитьвуниверситетнепозднее,чемзамесяцдоначаласессии,чтобыпреподавательсмогпрорецензироватьее,астудентуспелустранитьвозможныезамечания.

Темырефератовуказаныориентировочно.Авторрефератаможетрасширитьтему,изменитьиливзятьдругуютему,ноэтоможносделатьтолькопопредварительномусогласованиюспреподавателем.

5. ТЕМЫКОНТРОЛЬНЫХРАБОТ

Тема1.«Откудаесть,пошларусскаяземля…»

1.Восточныеславяневдревности:расселение,быт,занятия,верования.

2.ОбразованиеДревнерусскогогосударства.

Известно,чточеловекувсегдаинтереснознатьистокисвоегопроисхождения,поэтомуперваятемаисключительноактуальнаиинтересна.Впервомвопросеплананеобходимоподчеркнуть,чтовосточныеславянесоставлялисамуюмногочисленнуюветвьиндоевропейскойгруппынародов,расселявшихсянаевропейскомконтинентеснезапамятныхвремен.Важнопоказатьзначениедлявосточныхславянтрехстихийрусскойприроды–леса,рек,степи.НадотакжерассказатьоколонизацииславянамиВосточно-европейскойравнины.Этодаствозможностьперейтикрассмотрениювтороговопроса–довольносложногоидискуссионного.

Важнойсоставнойчастьюработыстудентадолженстатьпоказтехфакторов,которыеподвеливосточнославянскиеплеменакобразованиюДревнерусскогогосударства.Возникновение славянского государства – это следствие внутреннего развития (вызревание предпосылок, складывание межплеменных союзов и их центров, раннее развитие городов и т.д.), выходцы из Скандинавии– варяги– в определенной степени ускорили этот процесс, приняв участие в формировании правящей династии. Далеенадорассказатьодеятельностипервыхрусскихкнязей–Олеге,Игоре,Ольге,Святославе,подчеркнуть,чтоглавнойихзадачейбылообъединениевосточнославянскихплеменподвластьювеликогокиевскогокнязя,расширениерусскойторговлииприобретениедляэтогозаморскихрынков,атакжезащитароднойземлиотстепныхкочевников.ВажнотакжедатьхарактеристикуКиевскомугосударству,показать,почемуегоназываютраннефеодальным.

Список рекомендуемой литературы:

1. Горский,А.А.Кспорампо«варяжскомувопросу»/А.А.Горский//Российскаяистория.–2009.–№4.–C.171–174.*

2. Данилевский,И.Н.ДревняяРусьглазамисовременниковипотомков(IX–XIIвв.):курслекций/И.Н.Данилевский.–М.:АспектПресс,1998.–399с.

3. Ключевский,В.О. Сочинения.В 9 т. Т. 1: Курсрусскойистории. Ч.1/В.О.Ключевский.–М.: Мысль, 1987. – 430 с. *

3. Ловмяньский,Х.Русьинорманны/Х.Ловмяньский.–М.:Прогресс,1985.–304с.

4. Рыжов,К.В.Ещёразосмыслеизначениипонятий«Русь»и«Русскаяземля»влетописяхXII–XIIIвв./К.В.Рыжов//Вопросыистории.–2001.–№7–С.137–143.

5. Сахаров,А.Н.860годвисторииРоссии/А.Н.Сахаров//Вопросыистории.–2012.–№7.–С.99–110.*

6. Скрынников,Р.Г.ДревняяРусь.Летописныемифыидействительность/Р.Г.Скрынников//Вопросыистории.–1997.–№8.*

7.Фомин,В.В.ВарягииВаряжскаяРусь.Китогамдискуссииповаряжскомувопросу/В.В.Фомин.–М.:Русскаяпанорама,2005.–488с.

8. Фомин,В.В.ЛомоносовиМиллер:урокиполемики/В.В.Фомин//Вопросыистории.–2005.–№8.–С.21–35.*

9. Фроянов,И.Я.Летописныесказанияопризванииварягов./И.Я.Фроянов//Вопросыистории.–1991.–№6.–С.3–15.*

10. Золотаревский,М.ОбразованиеДревнерусскогогосударства/М.Золотаревский.–Иерусалим:Скопус,2005.–158c.*

Тема27.СССРвпредвоенныегоды

1.Противоречивостьвнешнейполитикируководствастраны.Началовтороймировойвойны.

2.Укреплениеобороноспособностистраны.

Приступаякраскрытиютемы,необходимоиметьввиду,чтонакануневойныСССРпродолжалоставатьсявмеждународнойизоляции,иопасностьвестивоенныедействиянадвафронтабылареальнойугрозой.Этовзначительнойстепенииопределилохарактервнешнеполитическойдеятельностиправительства,егоуспехи,недоработки,противоречиявстремленияхипоступках.

Необходиморассказатьобангло-франко-советскихпереговорахиопричинахихпровала,осоветско-германскихдоговорах1939года, датьимоценку,показатьпоследствия.Чтокасаетсявтороймировойвойны,тонеобходимораскрытьеепричины.

Далеенеобходиморассказать,каксоветскоеправительствоборолосьзаукреплениеобороноспособностистраны.СредимероприятийэтогопланаважнымбылопоступлениевКраснуюАрмиюновоговооружения,увеличениесетивоенныхучилищ,высшихучебныхзаведений,переходоттерриториально-кадровогокомплектованияиобразованиявойсккединойкадровойсистемеимногоедругое.

Список рекомендуемой литературы:

1.Бабин,А.И.КануниначалоВеликойОтечественнойвойны:(к50-летию)/А.И.Бабин.–М.:Знание.1991.–64с.

2. Вторая мировая война – истоки и причины // Вопросы истории. – 1989. – № 6. – С.3–32.*

3. Вторая мировая война: актуальные проблемы [Электронный ресурс] // История. Электронный научно-образовательный журнал. – 2010. – Т.1. – Вып. 2. – URL: http://history.jes.su/

4. Дашичев, В. И. Роковой геополитический просчет Сталина (уроки предвоенного политического кризиса 1939 г.) / В. И. Дашичев // Социально-гуманитарные знания. – 2014. – № 3. – С. 186–203.*

5.Жуков, Г.К. Воспоминания и размышления. В 3-х т. / Г. К. Жуков. – М. : Новости, 1990. – Т.1. – 371 с.; Т.2. – 365 с.; Т.3. –382 с.*

6. Искандеров, Д. Г. Советско-германский пакт 1939 г. и его исторические последствия / Д. Г. Искандеров // Вопросы истории. – 2006. – № 12. – С. 3–22.

7. Наджафов, Д. Г. Советско-германский пакт 1939 года и его исторические последствия / Д. Г. Наджафов // Вопросы истории. – 2006. – № 12. – С. 3– 22.*

8.Страницыисториисоветскогообщества. Факты, про­блемы, люди.–М.:Политиздат,1989.–447с.

9. Фляйшхауэр,И.Пакт.Гитлер.Сталиниинициативагерманскойдипломатии.1938–1939/И.Фляйшхауэр.–М.:Прогресс,1991.–473с.

ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИИ РОССИИ

862 г. – призвание варягов во главе с Рюриком

882 г. –объединение Новгорода и Киева при князе Олеге, образование Древнерусского государства

980–1015 гг. – княжение Владимира I

988 г. –принятие Русью христианства

1019–1054 гг. – правление Ярослава Мудрого

Начало XII в. – «Повесть временных лет» Нестора

1147 г. – первое летописное упоминание о Москве

Начало XII–конец XV в. – феодальная раздробленность Руси

Начало XIII в. – образование Литовского государства

1237–1241 гг. –завоевание Руси монголо-татарами

1240 г. – Невская битва

1242 г. –Ледовое побоище

1254 г. –основание Батыем, внуком Чингиз-хана, в низовьях Волги столицы Золотой орды – города Сарай-Бату

1276 г. –образование Московского княжества

1326 г.– перенос кафедры митрополита в Москву. Москва становится религиозной столицей России

1325–1340 гг. –правлениеИвана Калиты

1380 г. –Куликовская битва. Войска русских княжеств под командованием Дмитрия Донского разбивают войска Золотой Орды под командованием темника Мамая

1448 г. – автокефалия русской православной церкви

1462–1505 гг. – правление Ивана III

1480 г. –«Стояние на реке Угре» – свержение золотоордынского владычества

1497 г. – судебник Ивана III

1533–1584 гг. –правление Ивана IV Грозного (с 1547 г. – царь)

1550 г. –принятие Земским Собором Судебника Ивана IV

1552 г. –завоевание Иваном Грозным Казанского ханства

1556 г. –завоевание Иваном Грозным Астраханского ханства

1565–1572 гг. – опричнина

1558-1583 гг. – Ливонская война

1569 г. – Люблинская уния. Образование Речи Посполитой

1581 г. –поход Ермака в Сибирь

1584–1598 гг. – царствование Федора Ивановича

1589 г. – учреждение патриаршества в России

1589 г. –основание Царицына

1598–1605 гг. – правление Бориса Годунова

1598–1613 гг. – Смутное время

1611 г.,сентябрь-октябрь–второе ополчение под руководством Минина и Пожарского

1612 г, 26 октября – освобождение Москвы от интервентов

1613 г.– избрание Земским Собором нового царя – Михаила Романова.

1613–1645 гг. – царствование Михаила Романова

1645–1676 гг. – царствование Алексея Михайловича

1648–1654 гг. – освободительная война украинского народа под руководством Б. Хмельницкого

1649 г. –Соборное Уложение

1653–1655 гг.– реформы патриарха Никона. Раскол в Русской православной церкви

1654 г. –Воссоединение Левобережной Украины с Россией

1667 г. – Новоторговый устав

1670–1671 гг. –восстание Степана Разина

1676–1682гг. – правление Федора Алексеевича

1682–1689 гг. – правление Софьи

1687 г. – открытие Славяно-греко-латинской академии

1689–1725 гг. – правление Петра I

1700–1721 гг. –Северная война со Швецией за выход к Балтийскому морю

1703 г. –основание Санкт-Петербурга; начало издания первой русской газеты «Ведомости»; 1713 г. – перенесение столицы в Санкт-Петербург

1709 г. 27 июня – Полтавская битва

1711 г. – учреждение Сената

1718–1721 гг. –учреждение коллегий

1721 г. –принятие Петром титула императора

1722 г. –принятие Табели о рангах

1722 г. – Устав о наследии престола

1725 г. –основание Российской Академии наук в Петербурге

1725–1762 гг. –период дворцовых переворотов. За это время на российском троне сменилось шесть императоров и императриц

1741–1761 гг. – правление Елизаветы Петровны

1750 г. – открытие первого русского театра в Ярославле

1755 г. – основание Московского университета

1757 г. – учреждение Академии художеств

1761–1762 гг. – правление Петра III

1762 г. – Манифест о вольности дворянства

1762 –1796 гг. –правление Екатерины II

1767–1768 гг. – Уложенная комиссия

1768-1774 гг. –русско-турецкая война. Кючук-Кайнарджийский мир

1773–1775 гг. – крестьянская война под руководством Емельяна Пугачева

1774 г. –Горное училище – первое техническое высшее учебное заведение в России

1775 г. – губернская реформа Екатерины II

1783 г. –присоединение Крыма к России

1783 г. – Георгиевский трактат. Переход Восточной Грузии под протекторат России

1785 г. – Жалованная грамота Екатерины II дворянству и городам

1787– 1781 гг. – Русско-турецкая война. Ясский мир

1799–1837 гг. – А.С. Пушкин

1801–1825 гг. – царствование Александра I

1812 г. –Отечественная война с французскими войсками под командованием Наполеона

1825 г. –восстание декабристов

1825–1855 гг. – царствование Николая I

1853–1856 гг. –Крымская война

1855–1881 гг. – царствование Александра II

1861 г. –Манифест Александра II об отмене крепостного права

1864 г. –земская и судебная реформы

1874 г. –реформа армии: замена рекрутского набора всеобщей воинской повинностью

1898 г. –1 съезд российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП)

1902 г. –образование партии социал-революционеров (эсеров)

1903 г. – II съезд РСДРП. Рождение большевизма

1903 г. –образование либерального «Союза освобождения»

1904–1905 гг. – русско-японская война

1905–1907 гг. –первая русская революция

1905 г., октябрь – Конституционно-демократическая партия (кадеты)

1905 г., ноябрь –Союз 17 октября

1906 г., апрель-июль –время работы I Государственной Думы

1906 г. –начало проведения аграрных реформ Столыпина

1907 г., февраль-июль –время работы II Государственной Думы

1914 г.,июль –1918, ноябрь – Первая мировая война

1917 г., 23 февраля–2 марта–февральская буржуазно-демократическая революция

1917 г., 2 марта –отречение Николая II. Временное правительство. Двоевластие.

1917 г., 24–26 октября –вооруженное восстание в Петрограде. II съезд Советов. Декрет о мире. Образование советского правительства

1917–1920 гг. –Гражданская война

1921 г. – начало новой экономической политики (нэпа)

1922, 30 декабря – Icъезд Советов СССР. Образование Союза Советских Социалистических республик

1924 г. – утверждение Конституции СССР

1925 г.– XIV съезд ВКП(б). Курс на индустриализацию

1927 г.– XV съезд ВКП(б). Курс на коллективизацию сельского хозяйства

1929 г. –год «великого перелома», курс на сплошную коллективизацию

1929 г. –начало строительства в Сталинграде первого в СССР тракторного завода

1930 г. –основание в Сталинграде Тракторостроительного института

1933 г. –Сталинградский тракторостроительный институт переименовывается в Механический

1936 г. –утверждение новой Конституции СССР

1939 г.,23 августа –пакт о ненападении между СССР и Германией

1939 г., 1 сентября –начало Второй мировой войны

1939 г., сентябрь –договор с Германией о «Дружбе и границе»

1939 г., ноябрь–1940, март –советско-финляндская война

1941 г., 22 июня –вторжение Германии в СССР. Начало Великой Отечественной войны

1941 г. июнь –учреждение Государственного комитета обороны (ГКО)

1941 г.,август-октябрь– оборона Одессы

1941 г.,сентябрь– начало блокады Ленинграда

1941 г., октябрь–1942 г., июль– оборона Севастополя

1941 г., декабрь – контрнаступление советских войск под Москвой

1942 г., июль – начало Сталинградской битвы

1942, 19 ноября – день контрнаступления под Сталинградом

1943, 2 февраля – разгром фашистских войск под Сталинградом. Начало коренного перелома в Великой Отечественной войне

1943 г., январь– конец блокады Ленинграда

1943 г., июль-август– битва на Курской дуге

1943 г., ноябрь –Тегеранская конференция

1945 г., февраль – Ялтинская конференция

1945 г., апрель –начало Берлинской операции

2 мая 1945 г. –капитуляция гарнизона Берлина

8 мая 1945 г. –подписание акта о безоговорочной капитуляции Германии

1945 г., июль-август –Потсдамская конференция

1945 г., 8 августа –СССР вступает в войну с Японией

1945 г., 2 сентября –капитуляция Японии. Конец второй мировой войны

1945 г., ноябрь– 1946 г., октябрь –Нюрнбергский процесс: суд над фашистскими преступниками

1946 г. –речь У. Черчилля в г. Фултон, положившая начало холодной войне. В 1992 г. Россия и США подписали соглашение о прекращении холодной войны, но большинство связывают ее прекращение с разрушением Берлинской стены (1989 г.)

1949 г. – создание Совета экономической взаимопомощи (СЭВ)

1955 г. –созданиеОрганизации Варшавского договора

1956 г. –XX съезд КПСС, доклад Хрущева «О культе личности и его последствиях»

1961 г. –начало строительства Берлинской стены

1961 г., 12 апреля –полет Юрия Гагарина в космос

1962 г. –Карибский кризис: СССР принял решение разместить ракеты с ядерными боеголовками на Кубе, США рассматривали решение о нанесении ядерного удара по СССР

1968 г.– ввод войск стран Варшавского договора в Чехословакию

1975 г. – Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки)

1979 г. –ввод советских войск в Афганистан. Вывод войск – май 1988 года

1985 г. –М. С. Горбачев становится Генеральным Секретарем ЦК КПСС. Разрабатывается курс либеральных реформ, так называемая «перестройка»

1990, 12 июня – Декларация о государственном суверенитете РФ

1991 г. 19–22 августа –попытка государственного переворота. Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП)

1991, 12 июня – избрание Б.Н. Ельцина Президентом РФ

1991 г., 8 декабря –Беловежское соглашение о роспуске СССР и создание Содружества Независимых Государств (СНГ)

1992, январь – начало экономических реформ правительства Е.Т. Гайдара. Либерализация цен.

1992–1994 гг. – ваучерная приватизация государственной собственности

1993 г., 12 декабря – принятие Конституции РФ. Выборы в Государственную Думу и Совет Федераций

1993 г. –Волгоградский политехнический институт становится Волгоградским государственным техническим университетом

1994 г., декабрь – ввод федеральных войск в Чечню

1996 г. – вывод федеральных войск из Чечни

1999–2004 гг. – антитеррористическая акция в Чечне

1999, 31 декабря – уход Б.Н. Ельцина с поста Президента РФ

2000, март – избрание В.В. Путина Президентом РФ

2008, май – избрание Д.А. Медведева Президентом РФ

2012, май – избрание В.В. Путина Президентом РФ

7. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ

Абсолютизм – монархическая власть, не ограниченная каким-либо выборным представительным органом, опирающаяся на развитой управленческий аппарат и подчиняющаяся закону (монарх может изменить закон, но не может нарушить его, пока он не изменен).

Августовский кризис 1991 – политический кризис, вызванный попыткой группы членов высшего руководства СССР сорвать процесс подписания нового Союзного договора. 19 августа было официально объявлено о создании Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП), в состав которого вошли вице-президент СССР Г.И. Янаев, премьер-министр В.С. Павлов, заместитель председателя Совета обороны при президенте СССР О.Д. Бакланов, министр внутренних дел Б.К. Пуго, министр обороны Д.Т. Язов, председатель Комитета государственной безопасности В.А. Крючков и др.

Антанта – (по-французски «сердечное согласие») – блок Великобритании, Франции и Российской империи, оформившийся в 1904–1907 гг. и объединивший в годы Первой мировой войны 1914–1918 гг. более 20 государств против германской коалиции.

Антигитлеровская коалиция 1941–1945гг. – военно-политический союз государств и народов, боровшихся во второй мировой войне против агрессивного фашистского блока Германии, Италии, Японии и их союзников. К концу войны в антигитлеровскую коалицию входило свыше 50 государств.

Антифранцузские коалиции – временные военно-политические союзы европейских государств, направленные на восстановление монархической власти во Франции, павшей в период Французской революции 1789–1799 гг., а затем против агрессивных замыслов Наполеона.

Аракчеев Алексей Андреевич ( 1769–1834гг.) – русский государственный деятель, граф. При Александре I стал вторым человеком в государстве. Назначенный начальником военных поселений ввел в них жесткую муштру и палочную дисциплину. Понятие «аракчеевщина» стало на долгие годы синонимом деспотизма.

Барщина – форма отработочной феодальной земельной ренты, при крепостном праве бесплатный принудительный труд крестьянина в пользу помещика. В России после отмены крепостного права сохранялась для временнообязанных крестьян до 1882 г., фактически существовала до Октябрьской революции 1917 г. в виде отработок.

Баскак– представитель ордынского хана в русских княжествах для контроля над местными властями и сбором дани. Институт баскачества отменен при Иване I Калите в первой половине XIV века.

Бироновщина – термин, используемый для характеристики правления императрицы Анны Иоанновны (1730–1740). Происходит от имени ее фаворита Э. И. Бирона. Характерными чертами данного периода являлось засилье иноземцев, преимущественно немцев, во всех отраслях государственной и общественной жизни, жестокое преследование недовольных, хищения, шпионаж, доносы.

Ближняя дума – совет наиболее близких к великому князю, а затем царю политических деятелей, действовавший в Русском государстве в XV – начале XVIII вв. наряду с Боярской думой.

Большевики– представители политического течения (фракции) в Российской социал-демократической рабочей партии (с апреля 1917 г. самостоятельная политическая партия), возглавляемые В. И. Лениным.

Бояре – высший слой феодального общества X–XVII вв. (происходивший, в том числе, из княжеских родов) средневековой Руси.

Боярская дума– постоянный законосовещательный совет при князе (с конца XIV века), состоявший из представителей феодальной аристократии, который решал высшие земские вопросы.

Буржуазно-демократическая революция – общественный пе­реворот, в результате которого укрепляется власть буржуазии и прово­дятся широкие демократические преобразования. В движении участву­ют народные массы (крестьянство, городская беднота, пролетариат), выступающие самостоятельно и выдвигающие свои требования.

Варяги – группа в составе населения Древней Руси, этнический, профессиональный и социальный характер которой вызывает дискуссии. Традиционные версии отождествляют их с выходцами из Скандинавии – викингами (норманнами).

Ваучер–в 1992–1994 гг. ценная бумага целевого назначения, предназначенная для бесплатной передачи гражданам объектов государственной собственности.

Вассалитет – система иерархического подчинения, при которой во главе всех феодалов в государстве был верховный сюзерен (король), считавшийся вассалом Папы римского.

Вервь – название общины в Древней Руси

Верховный тайный совет – высшее совещательное государственное учреждение России в 1726–1930 (7-8 человек). Создан Екатериной I как совещательный орган, фактически решал важнейшие государственные вопросы.

Вече –народное собрание (совет) на Руси в X–XIV вв. для обсуждения и решения важных общих дел

Военные поселения – особая организация войск в России в 1810–1857 гг., сочетавшая военную службу с занятием сельским хозяйством с целью уменьшения военных расходов. Устройство В.п. было поручено Александром I Аракчееву А. А. Тяжелые условия жизни в В.п. вызывали частые восстания. Ликвидированы при Александре II.

Вотчина– потомственное земельное владение князя или боярина.

Волюнтаризм – деятельность, не считающаяся с объективными условиями, характеризующаяся произвольными решениями осуществляющих ее лиц.

Временнообязанные крестьяне – категория бывших крепостных крестьян в России в 1861–1883 гг., не переведенных на выкуп после реформы 1861 г. Несли повинности (ограниченная барщина, издольщина, оброк) за пользование землей в пользу помещика.

Всероссийский рынок– усиление хозяйственных связей и обмен товарами между различными частями России, основанный на экономической специализации территорий.

Выкупная операция – в России в 1861–1906 гг. выкуп крестьянами у помещиков земельных наделов по реформе 1861 г. Правительство вы­платило помещикам сумму выкупа, которую крестьяне должны были погасить за 49 лет по 6% ежегодно (выкупные платежи). Государство, давая крестьянам деньги под процент, выступало в роли ростовщика. Сумма исчислялась из величины оброка, который крестьяне платили помещикам до реформы. В результате революции 1905–1907 гг. взима­ние платежей прекратилось. Правительство получило с крестьян более 1,6 млрд. руб., имея около 700 млн. руб. дохода. Крестьяне были ог­раблены государством и помещиками, обнищали и многие превратились в пролетариат.

Гвардия – отборная, привилегированная часть войска. В России первыми гвардейскими полками были Преображенский и Семеновский, выросшие из «потешного войска» Петра I. Гвардия готовила офицеров для армии и состояла в основном из людей знатного происхождения. Оказывала значительное влияние на политическую жизнь страны в эпоху дворцовых переворотов. На протяжении XVIII – начала XIX в. количество гвардейских частей увеличилось, теперь гвардия включала все роды войск и флот.

ГКО – Государственный комитет обороны – чрезвычайный высший государственный орган, сосредоточивший в период Великой Отечественной войны всю полноту власти.

Гласность – элемент демократической структуры, представляющий собой свободу всех форм мыслеизъявления.

Государство – это организация политической власти в обществе, которая защищает общественные интересы и регулирует отношения между людьми, опираясь на законы (право) и аппарат принуждения.

Губерния – высшая единица административно-территориального деления в России (Российской империи, Российской республике, РСФСР, СССР) с 1708 по 1929 год, оформившаяся при Петре I в процессе организации абсолютистского государства.

ГУЛАГ (Главное управление исправительно-трудовых лагерей, трудо­вых поселений и мест заключений) – образован в 1934 г. в ведении НКВД (Народного комиссариата внутренних дел). Существовал до 1956 г. Термин «ГУЛАГ» используется как система всех лагерей и тюрем, где содержались жертвы массовых репрессий и произвола.

Дворцовый переворот – это захват политической власти в России XVIII столетия, имеющий причиной отсутствие чётких правил наследования престола, сопровождающийся борьбой придворных группировок и совершающийся, как правило, при содействии гвардейских полков.

Дворяне – служилые люди князей и бояр. Название пришло на <

Наши рекомендации