Билет. «Серебряный век» российской культуры.
Период в развитии русской культуры конца XIX- начала XX вв. принято называть «серебряным» веком в сравнении с «золотым» XIX в. и это определение возникло как обозначение крупнейшего этапа в развитии русского искусства после пушкинского «золотого века».
Основным мотивом в развитии культуры этой эпохи является попытка многих художников и мыслителей отказаться от традиционных «застывших» форм и методов осмысления мира предшествующего времени, желание найти новые средства выражения собственного мироощущения. Это способствовало появлению многообразия новых течений в искусстве и различного рода новейших философских направлений. Однако полного разрыва в культуре «серебряного века» с духовным наследием прошлого не было (в частности, в философии религиозной направленности; в литературе, живописи - сохранялись традиции реализма). Полное отрицание традиций прошлого осуществлялось в разнообразных модернистских (авангардистских) течениях. Модернизм -(от французского слова moderne – новейший, современный) есть художественно-эстетическая система, сложившаяся в начале XX века, сущностными характеристиками которой является протест против канонизированных форм и стилей в искусстве (отрицание реализма, романтизма и натурализма), осуществление стремления к свободному индивидуальному выбору художественных средств.
У русского символизма в литературе особое место, так как он стал главным течением модернистского направления избегая «стандартов» и «устаревших» форм провозгласил культ красоты и новаторства, свободы в самовыражении поэтического слова. Символисты (В. Брюсов, А. Белый, А. Блок, К. Бальмонт, Д. Мережковский) выдвинули концепцию интуитивного, чувственного «проникновения» символа в сущность мира. Представители акмеизма ( от acme –высшая степень чего либо) попытались совершить возврат к точному значению слова и эстетизировали чувственный мир человека. Творчество представителей футуризма (Д. Бурлюк, В. Хлебников, В. Маяковский, И. Северянин) значимо, прежде всего, смелым языковым экспериментированием и отражением эстетики городской культуры того времени.
Особые модернистские искания обнаруживаются в русской живописи конца XIX- начала XX вв. Именно в живописи символы времени раскрывают устремленность «серебряного века» преодолеть «одиночество творцов духовной культуры» начала века. Образуется целый ряд художественных объединений таких как «Мир искусства» (А. Бенуа, К. Сомов, Л. Бакст, М. Добужинский, Н. Рерих),«Голубая роза» (П. Кузнецов, А .Матвеев, Н. Сапунов, М. Сарьян), «Бубновый валет» (П. Кончаловский, Р. Фальк и др.)Значительные достижения были и у представителей «русского авангарда» (М. Шагал, В. Кандинский, К. Малевич, В. Татлин), основа творчества которых также связана с новаторскими экспериментами, а именно с искусством «чистых» форм и «беспредметности».
Модернистские идеи повлияли и на такой «консервативный» вид искусства, как театр. Идея синтеза искусств успешно реализовывалась в Художественном театре в Москве, основанном К. Станиславским и В. Немировичем-Данченко. В русской музыкальной культуре новейшими изобразительными средствами и формами в духе модерна успешно пользовались великие русские композиторы С. Рахманинов, И. Стравинский, А. Скрябин. Культура «серебряного века» характеризуется и расцветом русской философии, представители которой (Н. Бердяев, С. Булгаков, В. Розанов, П. Флоренский, С. Франк, Г. Федотов), давали оценки духовной и общественной жизни России того времени, прогнозировали перспективы ее развития в будущем
Безусловно «серебряный век» русской культуры –один из наиболее ярких периодов ее развития, ценность которого, говоря образно, словами Анны Ахматовой состоит в том, что «по неведомому назначенью» отражал атмосферу «не календарного», настоящего Двадцатого века».