Конституционные основы социальной

политики

Понятие «социальная политика» имеет узкое и широкое значение. В первом случае под социальной политикой пони& мают комплекс конкретных мер, направленных на жизне& обеспечение населения. Сюда относятся обеспечение соци& альной защиты отдельных слоев населения, регулирование рынка занятости, разработка мер по охране труда и многое другое. Во втором — целенаправленное воздействие на систе& му взаимоотношений между социальными группами.

Главным субъектом социальной политики выступает го& сударство. Разрабатывая основы такой политики, оно опре& деляет приоритетные цели в социальной сфере, выявляет не& обходимые для их реализации ресурсы и условия, планирует поэтапные результаты этой деятельности.

К главным функциям социальной политики современных государств относят:

• обеспечение социальной устойчивости и безопасности общества, включая экологическую безопасность;

• содействие такому распределению экономических ре& сурсов и благ, которое воспринималось бы большинством на& селения как справедливое;

• обеспечение достаточного уровня социальной защиты различных групп населения.

Правовую основу социальной политики нашего государ& ства определяют положения российской Конституции. В ней Российская Федерация определяется как социальное госу& дарство, политика которого направлена на создание усло& вий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное разви& тие человека. Среди прав и свобод человека и гражданина в Основном законе закреплены и социальные права: на сво& бодный труд, отдых, защиту от безработицы; охрану мате& ринства и детства; социальное обеспечение; жилище; охра& ну здоровья и медицинскую помощь; образование. Содействовать их осуществлению и призвана социальная по& литика государства. Отсюда ее основные направления: госу&

 

дарственная поддержка материнства, отцовства и детства; назначение пенсий инвалидам и другим нетрудоспособным лицам; создание системы служб занятости, призванных по& могать в трудоустройстве и выплачивать пособия по безра& ботице; выплата государственных пенсий и социальных по& собий; охрана труда и здоровья людей; установление гарантированного минимума заработной платы. Государст& венные требования обеспечить минимальный уровень зара& ботной платы, обязательное пенсионное, социальное, меди& цинское страхование, социальные выплаты и компенсации относятся ко всем работодателям независимо от того, част& ным или государственным является то или иное предприя& тие.

В системе социального обеспечения нетрудоспособного населения различают две составляющие: социальное страхо& вание и общественное вспомоществование. Обязательное соO циальное страхование позволяет возмещать потери, вызван& ные прекращением работы в связи с возрастом, болезнью, травмой, полученной на производстве. Именно в рамках со& циального страхования выплачиваются пенсии, оплачивают& ся больничные листы, выплачиваются пособия по безработи& це. Средства на эти выплаты обеспечивают отчисления от заработной платы самого работника и доходов работодателя.

Государственное вспомоществование призвано помочь наиболее бедной части населения. Оно включает денежные выплаты, отдельные социальные услуги (например, бесплат& ный проезд в общественном транспорте), натуральную по& мощь (к примеру, бесплатные или по сниженным ценам продуктовые наборы). Средства на такую помощь поступают из государственного бюджета.

В обоих видах социального обеспечения проявляется важнейший принцип социальной политики государства — перераспределение доходов от наиболее обеспеченных соци& альных групп к наименее обеспеченным.

По каждому из направлений социальной политики на от& дельных этапах развития под влиянием запросов общества складываются свои приоритеты. Так, в сфере труда и заня& тости особенно важными сегодня являются мотивация про& дуктивного труда, повышение престижа профессионализма и мастерства. В сфере социальной защиты населения назре& ла пенсионная реформа. В обновлении нуждается система социальных услуг — образование, здравоохранение, жилищ& но&коммунальная сфера.

В последние годы наше государство существенно увели& чивает объемы средств, выделяемых на решение социаль& ных задач. Постоянно увеличивается заработная плата работникам бюджетной сферы (тем, кто трудится на госу& дарственных предприятиях), прежде всего врачам и учите&

 

лям. В сторону увеличения неоднократно пересматри& вался устанавливаемый минимум оплаты труда. Растут пенсии, стипендии студентам, так называемые детские по& собия.

Тем не менее в нашем обществе пока еще очень много бедных людей. Борьба с бедностью остается важнейшей за& дачей государства.

Наши рекомендации