Чем различны понятия регион и район?

Билет 1

1. Регионоведение как наука и учебная дисциплина, категории и методы исследования

Регионоведение – комплексная наука, изучающая закономерности процесса формирования, развития и управления регионами на м/н, госуд и местном уровнях.

Ввел термин «региональная наука» Уолтер Изард: в 1960 г он написал книгу «Методы региональн анализа: введ-е в науку о регионах». И.Шумпетер – автор концепции точек (управлять легче огранич террит-ями).

Объектом рег-я является регион, предметом – закономерности и особенности его развития.

Как наука рег-е имеет давнюю историю, но как учебная дисциплина – достаточно молодая, недавно вкл в учебный состав.

По мнению авторов учебника «Рег-е» Чистобаева и Гладкого, рег-е можно определить как широко востребованную временем область науч.и образоват.знания, имеющая своей целью изучение специфики соц-экномического, полит, культ, этноконфессионального, природного, экологического развития относит-но целостных территор.образований, именуемых регионами.

КАТЕГОРИИ РЕГИОНОВЕДЕНИЯ:

1) регион - это относительно обособленная часть более широкой социально-территориальной общности 2) пространство - Существует два подхода к понятию пространств:

· первый предполагает наличие четко обозначенных границ (внешних и внутренних), которые могут изменяться во времени. Это география пространства, которое формируется различными факторами, например, требованиями административно-территориального устройства государства, но имеет фиксированные границы;

· второй предполагает установление экономического пространства, имеющего границы не только территориальных, но политических, правовых, культурно-национальных и национальных интересов.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

1) Системный: комплексный подход к изучению + поэтапность реш-я проблемы: цели, задачи, гипотезы, вар-ты решения, организация реализации.

2) Балансовый: при планиров-и и размещ-и того или иного рег-на различных производств с учетом баланса обеспеченности сырьем, энергетич рес-сами, разработке основания межрегиональн и внутререгион связей.

3) Экономико-геогр. исследования: подразд-ся: а) региональн, б) отраслевой, в) местный (муницип).

4) Картографический: специфич метод. Позволяет наглядно представить особ-ти размещения производст сил, транспортир-ки сырья, прод-и, и их реализации.

5) Метод экономико-математич моделирования: приобретает особую актуальность в усл-ях информатизации нас-я.

6) Метод социологическ.исследов-я.

7) Историко-культурный: систематизирует данные гуманитарных наук. + выдает свои рекомендации.

Анализ развития помимо методов опирается на источники (письм, веществ, устные, кино-, фотодокументы).

По своему характеру рег-е больше всего тяготеет к географии и м.рассматриваться в кач-ве ее субдисциплины. При этом ее можно разделить на 1) теоретическое рег-е, занимающееся анализом пространственной дифференциацией объективно-существующих р-нов, но не конкретных, а на примереих типов и моделей. 2) Конструктивное рег-е, применяющее теор.положения к проектированию искусств. территор. систем, имеющих четкие границы. 3) познавательное рег-е, изучающее регионализацию пространства как инструмент познания, как ср-во обыкновенной географической хар-ки. Отметим исключительную важность познавательного рег-я, главная задача которого сост.в создании целостных, комплексных хар-к регионов различного ранга. В таких хар-ках методами географии и смежных наук (истории, социологии, статистики) а также лит-ры, иск-ва формируется запоминающийся образ региона, его своеобразие.

Билет 2.

2. Регион: понятие, типы, иерархия пространственной организации.

Регион. В отечественных и зарубежных исследованиях имеется около 100 толкований этого определения.

В США: территория, характеризуемая в одном или нескольких аспектах.

В Европе: простр-во, имеющее геогр, этническую, культурную, языковую общность, а также общность хоз культур и исторической судьбы.

В России: в основных положениях региональной пол-ки, утвержденных Ельциным в 1996 году, под регионом понимается часть тер-рии РФ, облад. общими природными, соц-экон., нац-культ. и др условиями. Регион может совпадать с границами субъекта РФ, либо объединять тер-рии неск.субъектов.

Типология регионов.

Обилие подходов к определению региона, породило и чрезвычайное разнообразие классификаций. Среди них можно выделить 4 основные группы.

1 группа классификаций - это простые регионы, выделяемые по единичным признакам. В региональной экономике в качестве таких признаков чаще всего выступают:

• объем валового регионального продукта; • темпы экономического роста; • тип территориальной структуры хозяйства (поляризованный или гомогенный); • коэффициент плотности населения; • характер хозяйственной специализации региона.

2 группа классификаций - это сложные регионы, выделяемые на основе совокупности признаков. Например, широко известна классификация регионов, проводимая журналом "Эксперт" на основе двух интегральных показателей: инвестиционного потенциала и инвестиционного риска.

3 группа классификаций - на основе выделения ключевых проблем регионального развития. Здесь, в частности, можно выделить такие типы регионов, как:

• депрессивные регионы - демонстрировавшие в прошлом относительно высокие темпы развития; • стагнирующие регионы - отличающиеся крайне низкими или нулевыми темпами развития • пионерные регионы - регионы нового освоения; • программные (плановые) регионы - регионы, на которые распространяется целевые программы социально-экономического развития и контуры которого не совпадают с существующими границами территориального районирования.

4 группа классификаций проводится с точки зрения возможностей региона осуществлять самостоятельную экономическую политику. Здесь, в частности, выделяются "планирующие" регионы, имеющие единые органы хозяйственного управления, и "плановые" регионы, лишенные подобных органов (например, Центрально-Черноземный район, Волго-Вятский, прибалтийский, приволжский).

Существует множество подходов к классификации регионов России. Самая распространенная классификация - по одному признаку: депрессивные регионы и регионы – доноры.

Классификация регионов РФ по природным условиям:

1 группа (неблагопр. природные условия): это наиболее северные регионы России: Магаданская область, Республика Саха (Якутия). 2 группа (малоблагопр. природные условия): Амурская область, Хабаровский край. 3 группа (благопр. природные условия): это самая многочисленная группа: Республика Алтай, Алтайский край, Астраханская область. 4 группа (наиболее благопр. природные условия): Республика Адыгея, Белгородская область, Брянская область.

Пространственная организация:

· супермакрорег-ны (Зап Евр, Ближ Вост, Евр Север – группы сопредельных гос-в);

· гос-ва; макрорег-ны гос-в (Дальн Вост, Сибирь, Евр часть);

· Федер округа (Центр, С-З, Юж, Приволжск, Уральск, Сиб, Дальневост);

· Экон. районы (11: Центр, Приволжск, Волго-Вятск, Северн, Зап-Сиб, Вост-Сиб…..);

· рег-ны (84);

· микрорег-ны (города с прилегающ сельск рег-ми или соседск города: Арх, Сев, Нов);

· Терр-и местн самоупр-я (сельск поселен, городск.округа);

· хозяйсвующ субъекты;

· домохоз-ва.

Билет 3.

3. Регионализация и регионализм основные понятия регионоведения

Любому современ общ-ву и миру в целом по мере разв-я присущи 2 разнонаправленных процесса: глобализация и регионализация.

Глобализация – объективный процесс интернационализации, экон, полит, культ, информ жизни общ-ва.

Регионализация – процесс повышения роли регионов в жизни общ-ва и мира в целом.

Также сущ-ет понятие регионализм. Регионализа́ция — процесс перераспределения властных компетенций, передачи функций от национального на региональный уровень, появление и развитие новых институциональных форм, отвечающих новой роли регионов в процессе принятия решений на национальном и наднациональном уровня.

Регионализм – социо-культ и политич движение, возникающ в процессе регионализ-и, выступающее против унификации, централиз-и и жесткой регламентации общест жизни регионов со стор центра.

Также регионализм можно трактовать так:

1) Это факт существования в стране районов со значит природными, хозяйств, соц и этнокультур различиями. 2) Это подход к рассмотрению и решению экономич, соц, политич и др проблем под углом зрения инт-сов и потреб-тей того или иного рег-на.

От Р. отличают понятие регионализации как внешнего процесса регионального строительства, осуществляемого центральными органами власти и управления.

В Европе в 1996 г была создана декларация о регионализме. В ней были зафиксированы такие права: 1) финансов автономность 2) право на форму политич самоорганиз-и, предусматривающ такие направл-я деят-ти как поведение науч и прикладн исслед-й для регионов, осущ-е информацион обеспеч-я в рамках региона, подготовка и переподг-ка кадров.

Регионализм, в отл-е от сепаратизма, стремится установить баланс интересов м/д центром и периферией в рамках единого целого. Таким образом, не регионализм ведет к сепаратизму, а отсутствие внимания к рег-нам, игнорирование их инт-сов со стор центра.

Билет 4.

Факторы регионализма

Природная среда.Географич оболочка Земли неоднородна. Эта региональная дифференциация ведет к образованию сложнейшей системы природных комплексов различных рангов. Это океаны и материки, географические пояса и многое др. На процессы пространственной дифференц-и среды огромн влияние оказ-ют такие структурные особ-ти географич оболочки Земли, как зональность (форма земли, ее полож-е относит-но солнца) и азональность (ей способствует вертикальная поясность гор). Существует регионализация океана. Выделяют также ландшафтные зоны.

Этнонациональный фактор.Расы – это историч сложившиеся группы людей, объед общностью происх-я, выражающ в общности наследст признаков, котор.харак-ся следующ чертами: цвет кожи, глаз, волос, очертание головы, рост и проч. :

1) белая раса (европейцы, сесер Африки, индия, Турция, Иран).

2) Монголоидная (Китай, Малайзия, Тибет).

3) Австралоидная (коренные жители Австралии).

4) Смешанные.

Этносы – исторически сложивш, устойчивая общность людей (относительно стабильн особ-ти к-ры и психики). Они могут образовываться в рез-те смешения народов. Напр, великороссы = зап и вост славяне + половцы + татары + монголы + финны + Угры.

Нация, в отлич от этноса, - это то, что дается человеку не столько фактом рождения, сколько собственным усилием и личным выбором. Этнос не выбирается, а нация может быть выбрана. Формирование наций связано с развитием общества, умнож-ем и упрочнением связей м/д людьми.

Интересы этносов призвана защищать этническая пол-ка в ф-ме Нац-культ автономии (НКА).

Демографический фактор. Социум – территориальная общность людей, объединяемых совместным проживанием на тер-рии, в рамках одного или нескольких близко расположенных поселений. Главный его признак – территориальное единство. Характер вз-й в ареалах социума влияет на рынок труда, стр-ру занятости и т.д.

Демография – наука о закономерностях воспроизводства нас-я в общественно-исторической обусловленности этого процесса.

При изучении геодемографической обстановки выделяют факторы: 1) общие (динамика числ-ти, возрастно-половая структура); 2) частные (естественное и механич движение нас-я).

При изучении населения учитывают след ф-ры: рождаемость, смертность, естеств прирост, активность и проч.

Политико-правовой фактор регионализации. Политика – это активность, направл на достижение и осуществление максимально возможной власти над людьми в данном обществе и в мире вообще. Это и муницип деят-ть, и предвыборн кампании, и дипломатия.

Политическая география – занимается изучением процессов, связ с расстановкой политич сил, способных перестраивать границы, а также с пространствен организацией политической жизни общ-ва.

Основные ее задачи: 1) исследование процесса формирования политич карты мира и круп регионов 2) оценка политико-географич положения отд гос-в и межгосударств объединений 3) изучение географии политич борьбы.

В мире насчитывается 253 страны, 201 гос-во.

По АТД гос-ва бывают унитарными (все едино – подчиняется центру), республиками (гос образования обладают самост-ю) и конфедерациями (это союз суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей (военных, экономических и др.).

Конфессиональный фактор. Религиозное пространство – соотношение территориальных сфер влияния основных религий.

Носители веры, объекты, институты и явления, прямо или косвенно связанные с обслуживанием и воспроизводством религиозной сферы, с религиозн символикой, образуют территориальн сочетания Эл-тов религиоз сферы, или религиозные территор системы.

К мировым религиям относ-ся: 1) хр-во 2 млрд чел-к (православн, римско-католич, протестанск); 2) ислам 2 млрд чел-к; 3) индуизм 800 млн чел-к (Индия); 4) буддизм 350 млн чел-к; 5) иудаизм 15 млн чел-к; 6) конфуцианство 10 млн чел-к.

Россия всегда была многонациональной страной – 17 тыс религиозн объединений. Православные – 74%, мусульмане – 19%, др – 7%.

Билет 5.

Билет 6.

Билет 7.

Билет 8.

Билет 9.

Билет 10.

10. Классификация государств по уровню экономического и социально-гуманитарного развития

Развивающиеся страны

В развивающихся странах проживает более половины мирового населения, но на их долю приходится менее 20% продукции обрабатывающей промышленности мира и только 30% продукции сельского хозяйства.

Страны, входящие в эту большую группу, осознают необходимость солидарных совместных действий в борьбе за свои экономические и политические права. Выразителем их интересов стали “Группа 77” (насчитывающая ныне около 130 государств) и “Движение неприсоединения” (объединяющая более 100 развивающихся стран). Они активно выступают за равноправие, независимость и внедрение в практику международных отношений нового мирового экономического порядка (НМЭП).

Некоторые государства, относящиеся по принятой ООН классификации к категории развивающихся, по ряду показателей (например, ВВП на душу населения, уровню развитию “пионерных” отраслей промышленности), не только приближаются к развитым странам, но порой и превосходят их. Это, например, “новые индустриальные страны” Азии (Республика Корея, Тайвань, Сингапур и др.). Тем не менее, основные характеристики социально-экономического и политического развития развивающихся стран — структура экономики, зависимость от иностранного капитала, размеры внешней задолженности, территориальная структура хозяйства, уровень развития демократии и другие — позволяют все же отнести их к типу развивающихся, а не экономически развитых стран.

Во многих развивающихся странах, как правило, имеются ареалы с различными социально-экономическими укладами — от примитивной присваивающей экономики и натурального хозяйства до современного товарного капиталистического. Причем натуральные и полунатуральные уклады распространены на значительной территории, хотя практически исключены из общей хозяйственной жизни стран. Товарные уклады связаны преимущественно с внешним рынком (экспортная ориентация хозяйства), что ставит национальную экономику большинства стран в зависимость от конъюнктуры мирового рынка. Многоукладная, дезинтегрированная экономика — одна из главных отличительных черт развивающихся стран.

Очень большая группа развивающихся стран пока вовсе не определили своего "лица" в международной экономике и политике. Это молодые освободившиеся государства недавно получившие независимость.

Билет 11.

11. Культурно-исторические макрорегионы (цивилизации) мира
Цивилизационный подход

При цивилизационном подходе основным критерием выступают духовные признаки (культурные, религиозные, национальные и т. п.).
Выделяются следующие типы цивилизаций:

  • Древние государства;
  • Средневековые государства;
  • Современные государства.

При цивилизационном подходе учитывается ряд важнейших духовных факторов, поэтому более полно раскрывается характер государства, но в этом случае недооцениваются социально-экономические факторы.

Наиболее известным исследователем теории цивилизаций является А. Дж. Тойнби. Он дал следующее определение цивилизации.
Цивилизация — это относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков. Цивилизация — это социокультурная система, включающая социально-экономические условия жизнедеятельности общества, этнические, религиозные его основы, степень гармонизации человека и природы, а также уровень экономической, политической, социальной и духовной свободы личности.

Данилевский:

1) египетская Хаусхофер:

2) ассирийско-вавилонская 1) Пан-Европа

3) китайская 2) Пан-Россия

4) индийская 3) Большая Вост. Азия

5) иранская 4) Пан-Америка

6) еврейская

7) греческая Хантингтон:

8) римская 1) Атлантич Запад 2) Латиноамериканская

9) аравийская 3) Славяно-Правосл 4) Исламский мир

10) германско-романская 5) Потенц афр цивил-я 6) Конфуцианская

11) мексиканская 7) Индуистская 8) Японская (тихоокеанск)

12) перуанская

13) славянская

Данилевский выделил 10 (основных) КИТов и сравнил их с функционир-ем «однолет растений», кот характериз-ся рядом этапов: 1) зарождение 2) актив рост в усл-ях жестк конкуренции 3) быстрая стадия возмужания 4) бурный расцвет 5) гибель (быстрая и незбежная).

Четыре усл-я функционирования цив-й:

1) наличие гос-ва, как опред огр-и, управленч стр-ры.

2) наличие письменности как ср-ва управлен и хоз деят-ти.

3) наличие совок-ти законов, правовых норм, пришедших на смену родовым обычаям.

4) наличие опред ур-ня гуманизма.

Билет 12.

12. Православная цивилизация и концепция евразийства

Православная цивилизация.

О месте православного мира и конкретно России в цивилизац простр-ве Евразии давно ведутся споры. С одной стор, Россия – действительно европейск страна: культурно, религиозно, династически. Она в значит мере сформировала ту к-ру, которую принято называть западной. С др стор, значит часть России – это слабозаселенные, просторные равнины Азии; кроме того, Рос. вплотную соприкасается с интенсивно развивающимися рег-ми Востока. Отсюда специфичность России – европейской страны, служащей своеобразным местом и фильтром между зап и вост мирами.

Концепция евразийства.

Термин «евразийский» обязан своим происх-ем движению так называемых евразийцев, сформулирующ концепцию евразийства еще в 1920-е гг. в среде русск эмиграции. Ее создатели: Вернадский, Трубецкой, Савицкий. Они пытались наметить парадигму будущего России, способную вывести ее на путь возрождения и процветания.

Еврази́йство — философско-политическое движение, получившее свое имя за ряд особенных положений, связанных с историей Евразии — уникального континента, возникшего на территории «центрального» домена Евразийского континента. Евразийское движение, расцветшее в среде русской эмиграции в 1920—1930-е гг., переживает в наше время второе рождение. Идеи евразийства в той или иной мере подхвачены интеллектуальной элитой истеблишмента в России.[1]

Евразийство — идейно-политическая и историко-культурная концепция, отводящая России как особому этнографическому миру «срединное» место между Европой и Азией.

Евразийцы рассматривали бывшую терр-ю Рос имп-и как отдельн историко-географич и культурно-историч регион, отличающийся как от Евр, так и от Азии.

В течение многих веков Рос держава, а затем и СССР прдставляли собой единственное в своем роде связанное множеством нитей сообщество этносов, населяющих евразийское пространство.

Географич и геополитич положение, социалистич прошлое, единое информационное и транспортное простр-во, наличие русскоязычной диаспоры и т.п. между осколками бывшего СССР позволяют говорить о реаль-ти евразийского региона, стремительно увеличивающего свою идентичность.

Билет 13.

Билет 14.

14. Макроэкономическое районирование России

В силу огромного пространства России, дифф-и природных условий и природно-ресурсного потенциала, неравномерного размещения хоз-ва и расселения населения, экономич районирование предст-ет собой важный метод познания территориальн организ-и общ-ва.

Закономерный хар-р территор дифференц-и хоз-ва был раскрыт еще на начальных этапах развития учения о размещении произв-ва как результате общих процессов территор разделения труда и формирования рынка. В отеч науке всегда подчеркивалось, что наиболее важным в экономическом плане является неоднородность терр-и по какому-либо одному (пусть даже существенному) признаку, а наличие экономического единства, экономической целостности.

Общность хозяйственной жизни, терр-экономич целостность есть объективная основа эк районирования, позволяющая выявить рег-ны, решать вопросы их типологии, делать их объектами управления. Иначе говоря, экономич районирования – это инструмент не только познания, но и целенаправленной, планомерной территор организации общ-ва.

Вопросы экономич районирования разрабатыв-сь уже с сер 18 века. О важности этого говорили: Ломоносов,Радищев,Арсеньев,Огарев,Петр ПетровичСеменов-Тянь-Шанский,Вениамин Петрович Тян-Шанский,Менделеев, Декабристы: Пестель,Муравьев.

Первые реформы были проведены при Петре I: в 1708 г. страна была разделена на восемь крупных губерний, губернии же были разделены на уезды. В 1727 г. была выделена промежуточная единица между губерниями и уездами – провинция. В 1775 г. по указу Екатерины II была проведена новая административная реформа. Произошло разукрупнение губерний, их стало 40, а затем 68.

Осктябрьская рев-я корен образом изменила роль гос-ва в общ-ве. Оно взяло на себя контроль почти всех сфер человеческой жизни. В годы Гражд в-ны (1918-1920) регулирование всей жизни страны осущ-лось исключит-но административными методами. Роль территориальн органов сводилась к минимуму. С марта 1921 г. с переходом к НЭПу ситуация коренным образом переменилась. Были утвержд осн положения установления границ адм-хоз районов с учетом опред. факторов.

В 1929 г. было упразднено прежнее губернско-уездно-волостное деление, а вместо него были созданы 13 укрупненных областей и краев. В 1930-е гг. происходит дробление регионов для обеспечения оперативности управления хоз-вом. В годы правления Хрущева были созданы совнархозы. Однако ликвидация отраслевых министерств способствовала ослаблению стратегических направлений в базовых отраслях, это отрицательно складывалось на НТП.

Все вместе привело к тому, что в 1964 г. совнархозы были ликвидированы, страна вернулась к АТД 30-30-х гг., которое просущ-ло до 90-х гг (и до сих пор).

В августе 1991 г. ГКЧП организовало государственный переворот. И хотя путч был подавлен демократическими силами России, его последствия привели к дальнейшему развалу СССР и обострению политико-экономической обстановки в стране.

В настоящее время в составе Российской Федерации 83 равноправных субъекта, в том числе 21 республика, 9 краёв, 46 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округа. Россия также подразделяется на 8 федеральных округов (янв 2010 г. – Северо-Кавказский ФО). Субъекты Федерации имеют своё административно-территориальное деление. Как правило, основными единицами в составе субъекта являются районы и города республиканского (областного, краевого) значения.

Билет 15.

15. Теория и практика дореволюционного районирования России

Вопросы экономич районирования разрабатыв-сь уже с сер 18 века. О важности этого говорил Ломоносов. Радищев писал: «Наличие в стране районов с различн природой, хоз-вом, трудовыми навыками. Необходимо провести районирование на научной основе…»

В 1819 г. Арсеньев предложил разделить страну на 10 пространств, различающ-ся в том или ином отнош-и. В 1848 он выделил крпные хоз районы, а в их пределах подрайоны и микрорайоны.

В 1947 г. Огарев опубликовал первую работу по методологии хоз районирования. Он считал, что основой этого процесса должен быть учет «материальных сил государства», а также учет геогр положения, прир условий, транспортн связей, народов, особ-тей соц отнош-й в различ частях страны.

Дважды (в 1871 и 1878 гг) районирование России проводил Петр ПетровичСеменов-Тянь-Шанский. Его р-е учитывало особ-ти природы, нас-я и хоз-ва в разн частях страны. На этой основе устанавливались районы. Выделил 19 районов. Заложил основы районирования.

Менделеев выполнил количественный сравнительный анализ системы районов на основе хоз оценки районов. В кач-ве условия для развития районов, разделения труда между ними выступали задачи развития промышл-ти, плот-ть нас-я, наличие сырья и топлива. Ученый выделил 14 краев, для кот он обобщил типичные черты на базе отобранных «выразительных показателей».

Декабристы:

Пестель: поделить страну на 10 областей , кот в свою очередь должны состоять из 5 губерний или округов и делятся на уезды и волости. Столицу перенести в Ниж. Новг. и переименовать во Владимир.

Муравьев: страну нужно строить на федеральных началах. Разделить на 13-14 держав, кот должны обладать автономией и Эл-тами самоуправления. Как центр., так и региональн власти должны формироваться на выборной основе.

Вениамин Петрович Тян-Шанский. Доказал необх-ть 1065 р-нов с детальной их хар-кой. Отмечая концеляризм прежних границ м/д губерниями, отмечал необх-ть нов террит деления, используя опыт зарубеж стран. Тер-ю м/д Волгой и Енисеем нужно превратить в русский хартленд. И этот район д.стягивать ост районы. Больш внимание – развитию Сибири.

Но эти идеи не были востребованы гос-вом.

Билет 16.

16. Основные этапы формирования административно-территориального деления дореволюционной России

Огромная территория России еще на первых этапах становления Российского государства требовала территориального изучения ее особенностей, природно-ресурсного потенциала, создания административных органов для сбора налогов и управления всеми социально-экономическими процессами. Поэтому возникла необходимость деления России на отдельные административные единицы. В России после ликвидации удельных княжеств существовало деление на воеводства, станы, уезды. Управление ими представляло собой одновременно и «кормление» их правителей. Создание Российского государства в XVIII в. (с командным управлением) потребовало образования однородных административных «единиц» – губерний. Главные их задачи – набор рекрутов в армию, сбор налогов и полицейский досмотр.

При Петре I в 1708 г. страна была разделена на восемь крупных губерний, губернии же были разделены на уезды. В 1727 г. была выделена промежуточная единица между губерниями и уездами – провинция. К каждой губернии приписывались полки, их комплектование осуществлялось за счет населения губерний.

Петровские губернии просуществовали почти семьдесят лет, до 1775 г.; их число за это время выросло до двадцати. В 1775 г. по указу Екатерины II была проведена новая административная реформа. Произошло разукрупнение губерний, их стало 40, а затем 68.

Каждая губерния должна была насчитывать не менее 300—400 тыс. человек, причем количество мужчин призывного возраста от 20 до 30 тыс. человек. Это административное деление оставалось неизменным вплоть до Октябрьской революции. Южные территории России по существу были колониями России, а по форме считались военными областями, управляемыми генерал-губернаторами. Их называли также военными округами. Например, Туркестанский военный округ, управляемый генерал-губернатором; Кавказ управлялся Кавказским наместником. В состав дореволюционной России входили Польша и Финляндия на правах самоуправляющихся единиц.

Основные преобразования сетки АТД высшего звена Российской империи (губернии, области) завершились в 60—80-е годы (а в Европейской части России еще раньше — в 1802—1803 гг.). Эта сеть отличалась в XIX в. относительной стабильностью, о чем можно судить, сравнивая табл. 10 и 11. В табл. 11 представлено АТД России по состоянию на 1905 г. с разбивкой губерний и областей по макрорегионам, принятым российской статистикой в начале XX в.

В 1909 г. на Дальнем Востоке из состава Приморской обл. были выделены самостоятельные области — Камчатская (напомним, что она была упразднена в 1856 г. ) и Сахалинская (центр — Александровск-Сахалинский).

В апреле 1914 г. на юге Сибири к России была присоединена территория нынешней Тувы под названием Урянхайский край в составе Енисейской губернии.

В 1914 г., кроме губернского и областного деления, большинство областей (они располагались обычно на окраинах империи) входило в состав 4 генерал-губернаторств (Иркутского, Приамурского, Степного, Туркестанского). Было 5 областей в Кавказском наместничестве (учреждено в 1844 г., ликвидировано в 1881 г. и вновь восстановлено в 1905 г. ). Области войска Донского, Уральская, Тургайская были самостоятельными на правах губерний.

С 1865 г. часть губерний превратились в «земские» — в них был введен институт местного управления (земства). В 1865 г. земскими стали Воронежская, Казанская, Калужская, Костромская, Курская, Московская, Нижегородская, Новгородская, Пензенская, Полтавская, Псковская, Рязанская, Самарская, Санкт-Петербургская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Харьковская, Херсонская, Черниговская, Ярославская;

в 1866 г. — Владимирская, Екатеринославская, Орловская, Саратовская, Симбирская, Смоленская, Таврическая, Уфимская; в 1867 г. — Вятская и Олонецкая; в 1869 г. — Бессарабская; в 1870 г. — Вологодская и Пермская. В 1875—1882 гг. земские учреждения существовали в области войска Донского. Итого 34 губернии.

Средний размер губернии (области) в Европейской части страны (за вычетом губерний вдоль западной границы) в 1917 г. составлял 95 тыс. км2, а в Азиатской — 630 тыс. км2.

Билет 17.

17. Основные этапы и особенности административно-территориального деления в СССР

В окт 1917 г Временное правит-во перестает сущ-ть. Осктябрьская рев-я корен образом изменила роль гос-ва в общ-ве. Оно взяло на себя контроль почти всех сфер человеческой жизни.

В годы Гражд в-ны (1918-1920) регулирование всей жизни страны осущ-лось исключит-но административными методами. Роль территориальн органов сводилась к минимуму. Главными задачами политики Воен коммунизма были: продразверстка и мобилизация воен усилий на борьбу с интервентами и белыми.

С марта 1921 г. с переходом к НЭПу ситуация коренным образом переменилась. Были утвержд осн положения установления границ адм-хоз районов с учетом след факторов: 1) числ-ть нас-я 2) нац состав 3) размещение промыш-ти и транспортн инфрастр-ры 4) роль индустр центров в освоении тер-рии 5) перспективы разв-я того или иного рег-на.

В порядке экспер-та были укрупнены: Уральск обл-ть (1923) и два края: Ю-В и Северо-Кавказский (1924).

В 1929 г. было упразднено прежнее губернско-уездно-волостное деление, а вместо него были созданы 13 укрупненных областей и краев. Области делились на адм районы, а края помимо районного состава включали в себя нац образования.

В 1930-е гг. происходит дробление регионов для обеспечения оперативности управления хоз-вом. Процессы разукрупнения продолж-ся и во времена ВОВ. В годы ВОВ на тер-рии СССР создается 14 нов областей.

В годы правления Хрущева были созданы совнархозы (попытка управления хоз-вом не по отраслевому, а по территор принципу). В них входило несколько областей. Появилось множ-во предприятий местной промышл-ти. Сложились благопр условия для развития сельской местности.

Однако ликвидация отраслевых министерств способствовала ослаблению стратегических направлений в базовых отраслях, это отрицательно складывалось на НТП.

Все вместе привело к тому, что в 1964 г. совнархозы были ликвидированы, страна вернулась к АТД 30-30-х гг., которое просущ-ло до 90-х гг (и до сих пор).

Добавочно:

В 1940 г. на территорию Прибалтики и Молдавии были введены советские войска согласно пакту Молотова—Риббентропа, где были образованы еще 4 союзные республики, также вошедшие в состав СССР, – Эстонская, Латвийская, Литовская и Молдавская ССР.

К концу 1930-х гг. сформировалось современное политико-административное деление СССР, которое просуществовало вплоть до 1990-х гг. В этот период существовало 15 союзных республик: РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Эстонская ССР, Латвийская ССР, Литовская ССР, Молдавская ССР, Грузинская ССР, Армянская ССР, Азербайджанская ССР, Туркменская ССР, Таджикская ССР, Киргизская ССР, Узбекская ССР и Казахская ССР.

В составе союзных республик существовало 20 автономных республик, 8 автономных областей и 10 автономных округов.

Сложившаяся к началу 1990-х гг. политическая и экономическая обстановка привела к распаду Советского Союза. Этот процесс объясняется рядом причин, главная из которых – господство тоталитарной системы, концентрация всех властных структур в руках КПСС. Вскоре произошел развал империи, который сопровождался финансовым, экономическим, политическим кризисом. Сначала 6 союзных республик заявили о государственной независимости – Эстония, Латвия, Литва, Молдавия, Грузия, Армения.

Предполагалось изменение названия страны – Союз Советских Суверенных Республик. Однако его подписание было сорвано государственным переворотом, организованным ГКЧП в августе 1991 г.

Билет 18.

18. Постсоветские территориальные преобразования Российской Федерации

В августе 1991 г. ГКЧП организовало государственный переворот. И хотя путч был подавлен демократическими силами России, его последствия привели к дальнейшему развалу СССР и обострению политико-экономической обстановки в стране.

О полной независимости в этой обстановке заявили Украина, Казахстан, Узбекистан, Азербайджан и другие республики. Начался процесс национализации общесоюзной собственности. Нарушилось еще хрупкое равновесие республик, хотя и подтвержденное двусторонними экономическими соглашениями.

В настоящее время полностью распался бывший Советский Союз и на месте огромной империи образовались суверенные государства, признанные мировым сообществом: Россия (Российская Федерация), Украина, Беларусь, Молдова, Латвия, Литва, Эстония, Грузия, Армения, Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан и Туркмения. Все эти государства-республики по форме государственного устройства в основном – президентские республики.

По инициативе России, Украины, Беларуси было создано Содружество независимых государств (СНГ), целью которого является создание единого экономического пространства и установление взаимовыгодных связей, а также совместное управление стратегической обороной, установление контактов по действию на их территориях единой транспортной системы, системы связи, единого энергоснабжения. В состав СНГ в настоящее время входят 12 бывших союзных республик СССР, хотя соглашение о создании СНГ ратифицировано парламентами не во всех из них. Слож<

Наши рекомендации