Правовая природа Союзного государства, как предмет научных дискуссий.
Вопрос о правовой природе Союзного государства по настоящее время активно обсуждается белорусскими и российскими учёными. При этом высказываются различные мнения, что обусловлено как незавершённостью процессов создания правовых основ Союзного государства, так и закреплением в учредительном договоре определения этого образования в качестве промежуточного этапа в процессе построения единого правового государства.
Содержание правовой природы Союзного государства в рамках международного и конституционного права каждый исследователь определяет по-своему.
По мнению российского учёного Вишнякова В.Г., Союзное государство представляет собой международную организацию, обладающую международной правосубъектностью, с наличием ряда сущностных признаков, которые характерны для федерации.
ФЕДЕРАЦИЯ: Федерация (лат. foederatio — объединение, союз) — форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью
Основные признаки федеративного государства:
- в федеративном государстве, в отличие от унитарного, имеются две системы высших органов власти (федеральные и субъектов федерации);
- наряду с федеральной конституцией субъекты федерации имеют право принимать свои нормативные правовые акты учредительного характера (например, конституции, уставы, основные законы);
- они наделены правом принимать региональные законы;
- у субъектов федерации, как правило, есть собственное гражданство, столица, герб и иные элементы конституционно-правового статуса государства, за исключением государственного суверенитета.
При этом субъект федерации не имеет права выхода из состава федерации (сецессии) и, как правило, не может быть субъектом международных отношений. Субъекты федерации могут иметь различные наименования, которые, как правило, определяются историческими или правовыми факторами: штаты, провинции, республики, земли или федеральные земли (как в Германии и Австрии) и иное.
Возможна Имитация федерализма. Теоретически возможна ситуация, когда колониальная империя может «замаскировать» себя под федерацию путём передачи некоторых административных функций и символов самостоятельности насильно присоединённым провинциям и объявления их составными частями федерации.
«Мягкая федерация» - федерация, субъекты которой имеют право сецессии. Предполагается, что таковой станет в будущем Союз России и Белоруссии (ныне имеющий черты конфедерации). Субъекты мягкой федерации могут сами быть федерациями (такие субъекты есть в федеративной Боснии и Герцеговине, а также были в СССР). Формально «мягкой федерацией» был Советский Союз, кроме того, в 1918—1925 гг. мягкой федерацией была и Российская Федерация (РСФСР). Право на выход из федерации имеют субъекты таких федеративных государств как Канада и Сент-Китс и Невис. До августовского путча предполагалось, что обновлённый СССР (Союз Советских Суверенных Республик) также будет «мягкой федерацией».
КОНФЕДЕРАЦИЯ – Это международно-правовой союзом суверенных государств. Однако на практике различить правовую природу тех или иных образований бывает весьма затруднительно. Другой русский учёный считает - Давлетгельдеев Р.Ш. считает, что Союзное государство является межгосударственным объединением особого рода, харакреризующимся элементами федеративного устройства.Он считает, что в создаваем Союзном государстве сохраняется приоритет международного начала при сильном влиянии идеи наднациональности. Белорусский учёный - Пастухов Н.Б. указывает на необходимость разработки концепции о “федерации нового типа”. По его мнению, в основе интеграционного процесса и его результата будет лежать идея федеративного усторойства (классического или нового типа).
Договор Союного государства закладывает основы гибридной модели – нечто среднее между федерацией и конфедерацией. черты, характерные для федерации:
- действует единая система союзных законодательных и исполнительных органов. Предусматривается, что Палата Представителей союзного Парламента будет непосредственно избираться населением государств-членов. При этом, Парламент имеет двухпалатную структуру как парламент федерального типа;
- в рамках Союзного государства создаётся единая правовая система. Предполагается, что нормативно-правовые акты Союзного государства будут обязательны на всей территории двух стран и адресованы непосредственно юридическим и физическим лицам;
- в Союзном государстве предусматривается единая государственная охрана внешней границы при сохранении территориальной целостности государств-участников;
- ввродиться союзное гражданство;
- Союзное государство выступает во внешних отношениях как политическое единство наряду с государствами-членами, в том числе обладает договорной правоспособностью. В качестве признаков федеративного характера Союзного государства также можно назвать формирование единого экономического пространства, наличие союзной собственности, бюджета, обязательной юрисдикции суда и единой государственной символики. Вместе с тем Союзное государство нельзя отнести к классическим федерациям, так как в отличии от членов федерации государства-участники сохраняют суверенитет и выступают в качестве субъектов международного права. Кроме того, государства-участники дедегируют Союзному государству полномочия только в отдельных предметных областях и обладают правом свободного выхода в одностороннем порядке.
Имеется сходство Союзного государстваи с конфедерацией:
- правовые акты, регулирующие деятельность Союзного государства, не содержат нормы, ущемляющие суверенные права стран-участников;
- предусматривается согласование, а не проведение единой внешней, социальной, оборонной политики. При этом имеются существенные отличия от классической схемы конфедеративного устройства. Так, субъектам конфедерации принадлежит право нуллификации (отказ в признании или применении актов союзной власти). В Союзном государстве его участники не обладают таким правом.
ИТОГ:Таким образом, специфика правовой природы Союзного государства состоит в том, что оно представляет собой самостоятельный вид объединения государств, в рамках которого сохраняются определённые черты международной организации и одновременно формируются элементы, характерные для государства.При этом следует учитывать, что в настоящее время сохраняется неопределённость в этом вопросе в связи с отсутствием Конституционного акта Союзного государства.