Балканский вопрос во внешней политике европейских государств.

Театр военных действии конфликта находится в Северной Африке, однако, особую реакцию конфликт спровоцировал и на Балканском полуострове. В последующих главах автором будет показана тесная взаимосвязь между двумя регионами, в данной же главе стоит осветить вопросы политики европейских государств в этом регионе. Автором специально балканский вопрос был выделен в отдельную главу, так как среди других интересов держав, имеющих территориальное или экономическое значение, он занимает особое место, и непосредственно затрагивает каждую из европейских держав.

Балканы с последнего десятилетия XIX века- это крайне подвижный регион, повсюду начинают разворачиваться национальные движения за отсоединение от Османской империи. Особенно это касалось Албании, Македонии и Крита. Уже начинаются различные трения между политикой Порты и европейскими государствами уже в конце XIX века. Так в конфликте 1897 года, когда Турция объявила войну за возвращение годом ранее присоединившегося к Греции Крита, вмешались европейские державы, и Турции пришлось отступить. Крит тогда получил автономию при сохранении верховных прав турецкого султана и под покровительством четырех держав – Англии, Франции, России и Италии.[53] В слабеющей Турции все большую тенденцию начинают приобретать национальные движения за отсоединение.

Связь между конфликтом, разгорающимся в Северной Африке и Балканами состоит из переплетения множества интересов держав на Балканах, и впоследствии ливийского конфликта происходит дальнейшее ослабление Османской империи, особенно на международной арене, все это подталкивает балканские народы к отсоединению и фактическому началу распада всей империи. Европейские государства не были готовы к выработке новой политике, так как в условиях существования новых государств пришлось бы выстраивать новый политический курс в этом регионе.

Можно заметить, что у каждого государства были свои стратегические, политические или экономические интересы на Балканах, однако, по некоторым вопросам страны выступали союзным блоком. Так в начале века Антанта разрабатывала планы разделе Оттоманской империи на сферы влияния, но только при условии, что империя распадется сама, а не силой извне, а германский империализм прилагал все усилия к тому, чтобы сохранив ее целостность, захватить империю изнутри. Сразу стоит оговориться, что ни одна из стран не желала скорого падения Турецкой империи в силу сложностей, которые будут вызваны этим распадом. Поэтому государства вырабатывали разные подходы по отношению к проводимой балканской политике. С начала ХХ века начинается противостояние Англии и Германии, интересы которых сталкиваются на о.Крит. Остров был важным стратегическим пунктом- это отличная база как для англичан, так и для немцев, для их продвижения на восток. Основные моменты политики держав отражены в работе И.С. Галкина, например, на о. Крите главным было для Англии не допустить Германию на остров, не дать ей возможности создать там свою базу, так как это бы перекрывало путь для англичан в Персидский залив и далее на восток. А французы не хотели мириться с передачей Германии греческих военных заказов, из-за чего они охлаждают постепенно отношения с Грецией[54], используя подобные отношения как метод воздействия на отношения между ней и Германией. Однако, не только влияние со стороны держав было сильно, но также и критского местного населения оказывает сопротивление, и пытается с помощью держав решить собственный вопрос о принадлежности либо Греции, либо Турции- и англичане и немцы ставили различные преграды на пути решения этого вопроса, ибо такая позиция облегчала существование их экспансионистских планов на Ближнем востоке[55] и не заставляла изменять уже существующую расстановку сил.

Непосредственно территориальные споры на Балканах возникали также между Австро-Венгрией и Италией. Для Австро- Венгрии главная цель- связаться с Эгейским морем, для этого она проводит широкую экономическую политику, строит сеть железных дорог, однако, в Албании ее интересы соприкоснулись с итальянскими. С точки зрения экономического фактора, Албания не представляла никакого интереса, она была отсталой аграрной страной, однако ее побережье и порты имели крупное значение, и страна, которая управляет этими территориями, владеет стратегически важными опорными пунктами на западном побережье Балкан и прекрасный выход в Средиземное море. Соперничество Австро-Венгрии и Италии выражалось также и в идеологической политике, где выигрывала Австрия, итальянцы же выигрывали в финансовой сфере[56].

Германия поддерживала Австро-Венгрию в ее стремлении получить влияние на Балканах, но и одновременно с целью сохранения отношений с Россией, вела неоднозначную политику. В Берлине понимали, что для русских Балканский вопрос имеет особое значение, и старались показать выгодность союза между Германией и Россией, так как только немецкое государство, а не английское или французское, способно было гарантировать предоставление и соблюдение интересов России на Балканах.[57]

И территории Балкан, и территории Триполитании официально находятся под контролем уже слабеющей Османской империи, и на обеих территориях возникают движение антитурецкого настроя. Балканы- важный регион с точки зрения стратегических позиций, здесь переплетаются интересы Тройственного союза и Антанты. Балканский полуостров является объектом непосредственной экспансии великих держав, он служил исходной базой для их расширения в Средиземное море, Северную Африку и на Ближний восток. Здесь проходят экономические пути сразу трех материков. И каждая из стран имела здесь определенные интересы, например, Франция имела позиции прочные в Греции, а также она была основным кредитором на Балканах, благодаря тому, что внутри Франции процветал ростовщический капитал, поэтому желание сохранить статус-кво на Балканах имеет для нее экономические причины[58]. А для англичан это в первую очередь плацдарм для проведения более глобальной политики в Средиземноморье. Для России на Балканах не было существенных экономических интересов, и политика строилась на том, что в будущем, возможно, такие интересы появятся, и сейчас время закладывать дружественные политические отношения между странами.[59]

Все страны боятся начала движения недовольства и отделения государств на полуострове. Опасаются они этого отделения не по причине того, что сформируются новые игроки на международной арене, можно даже сказать, что никто не против такого отделения, во многих европейских странах общественное мнение выступает за предоставление независимости балканским народам, но процесс отделения не будет гладким, он может вызвать споры, которые трудно будет решить, и именно по этой причине правительства откладывали вопросы отмежевания Балкан на более длительный срок. Часто в литературе и переписке послов встречаются опасения о том, что конфликт на Балканах неизбежен, и что его последствия могут быть непредсказуемыми.

Именно поэтому когда начался Ливийский конфликт державы первым делом пытаются добиться получения гарантий со стороны конфликтующих стран- Италии и Турции- о том, что боевые действия носят локальный характер, и уверить балканские государства, что им ничего не угрожает. Все это предпринимается только с единственной целью- чтобы Балканский регион оставался в прежнем состоянии, без каких-либо территориальных изменений.

Состояние опасения за судьбу Балкан присутствовало у всех европейских правительств. После младотурецкой революции 1908 года началась новая волна подъема национального движения на Крите, так как султан постановил заселять на остров мусульман- что вызывало недовольство местного населения, и вновь обострило ситуацию.

Помимо этого были национальные движения в Албании и Македонии. В Албании державы сразу приложили все усилия, чтобы прекратить любую возможность национальной борьбы, так как ее территория имела особую стратегическую значимость. В Македонии англичане вместе с русскими выступали в роли жандармом для установления спокойствия. Итак, мы видим, как на примере национальных движений, великие державы вмешивались в жизнь Порты. Официально регион находился под ее властью, но уже все понимали, что султан не может справляться с движениями, они начинали принимать характер трудно поддающихся регулировке, поэтому европейские государства без всяких санкций со стороны Порты налаживали там относительное спокойствие.

Предчувствие движения на Балканах[60], что Болгария может в будущем нарушить европейский мир, все острее ощущались. Триполитанская война полностью обнажит слабость Турции, что приведет к идее отделения балканских народов от гнета мусульман. И политика в конфликте и на Балканах среди европейских государств будет четкая и схожая- главное, как можно дольше не допускать распада Порты, сохранять относительный мир на Балканах, так как Европа просто не была готова принять новый распорядок.

Хотя державы и пытались проводить политику успокоение на полуострове, все же политика между самими государствами была крайне неоднозначна и варьировалась от каждого конкретного события. Так к примеру, посол Италии в Петербурге пишет, что противостояние Австро-Венгрии и России по вопросу разделения влияние на Балканах остается «темным пятном в восточной политике»[61]. И подобных примеров встречаем крайне много, когда упоминаются не четкие отношения между странами по вопросу дальнейшего будущего народов полуострова

Однако, явное сопротивление между Тройственным союзом и Антантой наблюдается очень четко. Для Антанты было важным предотвратить усиление Австро-Венгрии на Балканах, Германии на близ лежащих островах, чтобы немцы не смогли сделать для себя опорные базы для дальнейшего продвижения на Восток.

Главная связь между двумя этими регионами заключается в том, что война в одном регионе (в Северной Африке), вызовет ослабление центральной власти, и начнется волна движения на Балканах за отделение этих территорий. Но так как Балканы- особый регион для Европы, и его отделение должно вызвать изменения во всей структуре международных отношений, к чему еще европейские государства не готовы, так что сохранение состояния Балкан важный момент в политики Европы.

Наши рекомендации