Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Дисциплина Вид СРС Форма контроля Дата контроля
       
  Основы радиожурналистики СРС № 1. Написание информационных материалов.- 4 ч.   Беседа   1-ая неделя 6-го семестра
СРС №2. Формирование сценариев информационных выпусков - 4 ч. Опрос, обсуждение доклада студентов 1-ая неделя 6-го семестра
  СРС № 3. Тренировка чтения текстов -4ч.   Проверка и контроль письменной работы студентов.   2ая неделя 6-го семестра  
  СРС №4. Отработка дикции -4 ч. опрос 2-ая неделя 6-го семестра
  СРС №5. Интонационная и логическая отработка - 4ч. беседа 3-ая неделя 6-го семестра
  СРС №6. Участие в пресс-конференциях -4ч. опрос 3-ая неделя 6-го семестра
  СРС №7. Запись интервью с помощью репортёров - 2ч. опрос 4 ая неделя 6-го семестра
  СРС №8. Работа с диктофоном в различных условиях записи - 2 ч. Опрос 4 ая неделя 6-го семестра
  СРС №9. Рецензирование работы однокурсников 4- ч. Опрос, письменная работа. доклад 4 ая неделя 6-го семестра
  СРС №10. Освоение монтажного пульта — 2. Реферат, доклад 4 ая неделя 6-го семестра
  СРС №11. Освоение пульта выдачи в эфир — 2ч. Письменная работа, доклад 4 ая неделя 6-го семестра

Тема 1.Радиожурналистика в системе СМИ.

Радиовещание в системе современных каналов коммуникации. Функции радиовещания. Эстетическая основа радиовещания. Технологические и экономические основы радиовещания. Радиовещание и аудитория: особенности контакта

Три основные природные свойства радио. Взаимоотношения радио и прессы. Основные функции радиовещания. «Звуковое включение» - радионаблюдение за действительностью. Диапазоны вещания. Особенности контакта радиожурналиста и аудитории. Типы слушания радио.

Особенности радио как средства массовой информации. Преимущества радио перед другими СМИ.

Тема 2. История радио.

Становление радиопрограмм (1921–1927). Радио тоталитарного государства (1928–1941).

Первая специализированная газета «Новое радио». Основные задачи первых радиогазет. Дикторское разнообразие. Социально- политическая направленность событийных трансляций. Форма радиосообщений. Опыты звукозаписи оптическим способом. Первый опыт внестудийных программ.

Советское радиовещание в годы Великой Отечественной войны (1941–1945) . Эвакуация радиовещательных станций на восток страны. Становление радиовещания в первые годы войны. Пуск новой сверхмощной радиостанции в 1943 году. Роль радиотрансляционных узлов. Прямой репортаж с Красной площади. Формирование выездной редакции фронтового вещания.

Сводки Совинформбюро: задачи и цели. Антифашистские митинги - особая форма идеологической работы на радио.

Радио тоталитарного государства (продолжение: 1945–1970) .

Жесткое требование записи всех программ на пленку. Политика антиинтеллектуальных тенденций и разжигания классовой борьбы. Роль радиовещания. Научный радиотеатр - цикл спектаклей о творческих достижениях науки и техники. Постановление ЦК КПСС «О мерах по улучшению централизованного вещания». Устный рассказ у микрофона – новая форма литературных программ.

Радиопрограмма «Маяк» - новая концепция радио. Радио эпохи социального застоя (1970–1985). Первые перемены 1965 года. Тематическое планирование радиопрограмм по рубрикам. Основные задачи радиовещания этого периода, реорганизация Гостелерадио. Прямой эфир с Красной площади, как единственная форма прямого репортажа. Развитие детского радиовещания, создание «золотого фонда».

Радио «перестройки и гласности» (1985–1991) .Активное преобразование радио. Закон о печати. Отмена цензуры. Государственный спектакль – закрытые темы перестройки. Молодежный канал радиостанции «Юность» - возрождение прямого эфира. Первый радиомост «ССР_США» 1986 год. «Радиоанкета перестройки» - новые черты радиопублицистики. «Депутатский канал» - первый опыт прямого радиообщения с политиками.

Отечественное радиовещание в условиях рынка (1991–1999). Новые программы РГТРК «Останкино». Программная концепция Радио России. Коммерческое вещание. Появление FM – вещания. Конкурентная борьба государственного и частного радиовещания.

Тема 3. Организация радиовещания и основные понятия об особенностях журналистской работы на радио.

Предварительная подготовка к эфиру. Общение в работе радиожурналиста. Репортер в прямом эфире. Работа радиожурналиста в экстремальных условиях. Репортер на событии: подготовка к передаче в записи. Работа с режиссером. Ведущий информационно-музыкальной радиостанции. «Авторская программа» и особенности работы над ней. Работа радиожурналиста в пресс-службе. Этапы подготовки к эфиру.

Творческая «заготовка» - плюсы и минусы. Факторы, влияющие на готовность контакта с радиожурналистом. Навыки необходимые для работы в прямом эфире. Достоверность – основное требование радиорепортажа. Особенности работы с микрофоном

Типовая структура государственной радиовещательной организации и особенности «тематического планирования». Организационные структуры информационно-музыкальных радиостанций и принципы их программирования.

Структура современной радиостанции. Горизонтальная стратегия планирования. Особенности процесса программирования.

Форматы радиостанций. Классификации по форме собственности, по типам радиовещания, по формату вещания. Специализация эфира. Как выбрать свой формат?

Тема 4. Технология студийного вещания, организации и подготовки прямых эфиров, передач в записи и подготовки к ним участников передач

Поскольку труд радиожурналиста тесно связан с такими профессиями, как звукорежиссёр, звукооператор, звукооформитель и пр. техническими специалистами, то необходимым условием является жёсткая организация самого производственного процесса, который предполагает соблюдения временных рамок подготовки передач (от написания сценария до монтажа) и самой производственной и технологической дисциплины.

Методика работы при подготовке радиопередач требует коллективного труда и заинтересованного отношения каждого из смежных специалистов.

Звукооператор должен осуществить техническую подготовку записывающей техники, чтобы та не подвела в момент записи или выдачи программ. Звукорежиссёр обязан качественно записать звук, звукооформитель – найти все необходимые соответствующие тематике передачи интершумы, их ещё называют фоновыми шумами, монтажник – смонтировать передачу согласно представленному заранее авторскому сценарию и сдать готовый материал в сектор выдачи радиопрограмм.

В обязанности последнего входит своевременное включение той или иной передачи в эфир, предусмотренной сеткой вещания

Тема 5.Способы записи звука, использования стоечных, настольных, прицепных микрофонов и журавля

Один из инструментов записи передачи, которым пользуется радиожурналист, как в павильоне, так и на выезде – это диктофон или микрофон. Чтобы правильно выбрать микрофон для конкретных условий работы, нужно учесть многие, если не все факторы, влияющие на работу микрофона. Источниками звуковых помех могут быть - речь, ударные поп-группы, пение птиц, шум ветра и т. д.

Согласованность технических характеристик микрофона с источником звука; механические характеристики микрофона: размер, внешний вид, прочность, ветрозащищённость, влагостойкость, стабильность, надёжность и т.д. Функции музыки и интершума.. Закрепив микрофон, проверьте, не теряются ли высокие частоты из-за слишком плотной ткани. Хотя в иных случаях лучше потерять немного высоких частот, чем получить сильный ветровой шум.

Главной проблемой записи звука на рассматриваемых мероприятиях является шум ветра. И потому, журналист, работающий на записи таких передач должен это учитывать, т.к. ветровая защита петличных и других персональных микрофонов, сильно страдающих от ветра, недостаточна или может вообще отсутствовать. Эти микрофоны можно закрепить под одеждой при условии, что ткань не очень плотная, не создаёт лишнего трения, что также может способствовать появлению ненужных шумов.

Тема 6. Жанры радиожурналистики. Их многообразие и взаимосвязь в цепочке категорий: функция – предмет – метод – содержание – форма

Понятие о жанре. Система современных жанров радиожурналистики. Назначение жанров. Основной способ отражение действительности. Три группы жанров.

Информационные жанры. Аналитические жанры. Документально-художественные жанры. Формы радиожурналистики.

Личность ведущего радиопередачи.

Формообразующие средства радиожурналистики. Стилеобразующие средства радиожурналистики. Документ и обобщение в структуре радиопередач. Драматическая композиция радиопрограммы. Документ в структуре радиопрограммы.

Тема 7.Радиомонтаж и выразительные средства радиожурналистики. Основные представления о приёмах монтажа, монтажном пульте, его возможностях

В подготовке радиопередачи используется монтаж. Сам по себе процесс монтажа рассматривается как способ художественной организации фактического материала.

Существует несколько видов монтажа на радио: последовательный, параллельный, акустический, смысловой.

Соблюдение ритма в монтаже также имеет немаловажный смысл. Ритмически, т.е. монтажно, журналист должен ощущать будущую передачу на стадии разработки.

В идеале запись или подбор того или иного звукового элемента передачи должны проводиться в соответствии со «звуковым видением» автора, включающим в себя не только звуковые характеристики будущего радиосообщения, но его ритмическую конструкцию.

В противном случае это приводит к тому, что многие ценные звукозаписи, сделанные в процессе подготовки к монтажу, окажутся лишними на завершающем этапе работы. Как отдельные части они просто не ложатся в целое и будут способны разрушить единство радиопередачи.

На радио звуковая монтажная фраза всегда равнозначна завершающему сценарному эпизоду.

Тема 8. Школа дикторского мастерства на радио. Язык и стиль радиопередач. Основные требования к голосовой работе в эфире. Авторское чтение и формирование звукового архива

Успех человека у микрофона зависит не только от того, как логично, умно аналитично он рассказывает о событии или об окружающем мире, но в равной степени и от того, насколько эмоциональным будет его эфирное повествование, в какой степени затронет он разум и чувства слушателя. Это касается всех видов СМИ, но для радиовещания является непременным условием его существования.

Борьба с монотонностью радиосообщений, с «единообразием» передач была и остаётся одним из основных стимуляторов развития радио, как средства массовой информации.

Познание возможностей как системы образного общения с аудиторией началось с необыкновенного деления «на голоса». Затем в ткань передачи стали вводить музыку и шумы. Следующий этап – усложнение драматической композиции, соединение в определённых пропорциях элементов различных жанров, относящихся к документальному и художественному видам вещания, становление радиорежиссуры как профессии.

В любом материале автор стремится найти свой сюжетный ход, выстроить выгодную композицию материала, определить эффектный момент для кульминации – словом, музыкой, шумами, документальными записями, сделанными в студии. Их называют природными или формообразующими. Кроме того, есть и другая группа выразительных средств в радиожурналистике, называемая техническими или стилеобразующими.

Образованность, постоянная и широкая информированность в сочетании с обязательным знанием своей слушательской аудитории – тоже качества очень важные для диктора, поскольку ему нередко приходится делать вид, что чтение сложных, а то и просто беспомощных текстов даётся легко, органично и даже с удовольствием.

Диктор у микрофона обязан учитывать самые различные условия и специфику исполнения: содержание материала, характер, контекст и особенности времени, эмоциональную атмосферу. Подготовка диктора начинается с обязательного речевого тренажа, который состоит из комплекса упражнений.

Тема 9. Государственное и коммерческое радио. Принципы и работы, идеология и концепция в подготовке общественно-политических и др. программ.

Типология радио. Классификация по форме собственности. Государственное радио. Особенности ВГТРК. Место государственных каналов радио. Плюсы и минусы.

Коммерческое радио. Условия существования. Форматы вещания. Место в системе радиовещания. Деятельность и опыт «Русского радио», «Европы плюс».

ТЕМАТИКА И СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

СТУДЕНТОВ

· Написание информационных материалов

· Формирование сценариев информационных выпусков

· Тренировка чтения текстов

· Отработка дикции

· Интонационная и логическая отработка

· Участие в пресс-конференциях

· Запись интервью с помощью репортёров

· Работа с диктофоном в различных условиях записи

· Рецензирование работы однокурсников

· Освоение монтажного пульта

· Освоение пульта выдачи в эфир

Наши рекомендации