По специальности 38.02.04 коммерция (по отраслям)

ИСТОРИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ-ЗАОЧНИКОВ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 38.02.04 КОММЕРЦИЯ (ПО ОТРАСЛЯМ)

Г. Отрадный, 2016 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка
2. Паспорт учебной дисциплины
3. Методические рекомендации по изучению учебного материала
4. Информационное обеспечение учебной дисциплины
5. Методические рекомендации по выполнения контрольной работы
     


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методические указания составлены на основе рабочей программы учебной дисциплины ОГСЭ. 02 История, которая является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствие с ФГОС СПО по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям).

Целью методических указаний является реализация федеральных государственных образовательных стандартов.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

– ориентироваться в современной экономической, политической, культурной ситуации в России и мире;

– выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

– основные направления ключевых регионов мира на рубеже XX и XXI в. в.;

– сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX – начале XXI в. в.;

– основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих регионов мира;

– назначение ООН, НАТО, ЕС и др. организаций и их деятельности;

– о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении

национальных и государственных традиций;

– содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.

Для успешного усвоения данной дисциплины студент должен уметь самостоятельно подобрать и изучить учебную литературу, уметь пользоваться словарями, анализировать документы и первоисточники. В методические указания включены алгоритмы изучения тем. Учебный процесс преподавания данной дисциплины включает лекционные занятия, задания для самостоятельного выполнения контрольной работы, рекомендации по выполнению и оформлению контрольной работы.

Внимание! Если в ходе изучения дисциплины у Вас возникают трудности, то Вы всегда можете прийти к преподавателю на консультации, которые проводятся согласно графику. Время проведения дополнительных занятий Вы сможете узнать у преподавателя, а также в секретариате учебной части.




ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

История

История

Раздел 1. Развитие СССР и его место в мире в 1980-е г.г.

Тема 1.1. Основные тенденции развития СССР к 1980-м г.г. Изучение внутренней политики государственной власти в СССР к началу 1980-х г.г.Особенности идеологии, национальной и социально-экономической политики. Культурное развитие народов Советского Союза и русская культура.

Внешняя политика СССР. Отношения с сопредельными государствами, Евросоюзом, США, странами «третьего мира».

Самостоятельная работа:Особенности идеологии, национальной и социально-экономической политики.

Тема 1.2. Дезинтеграционные процессы в России и Европе во второй половине 80-хг.г. Политические события в Восточной Европе во второй половине 1980-х г.г.

Отражение событий в Восточной Европе на дезинтеграционных процессах

в СССР. РаспадСССР и образование СНГ. Российская Федерация как правопреемница СССР

Самостоятельная работа:

1.Анализ политические события в Восточной Европе во второй половине

80-х гг.

2. РаспадСССР и образование СНГ

3. Изучение внешней политики СССР во второй половине 80-х г.г.

Тема 2.2. Укрепление влияния России на постсоветском пространстве.

Россия на постсоветском пространстве: договоры с Украиной, Белоруссией, Абхазией, Южной Осетией и пр. Внутренняя политика России на Северном Кавказе. Причины, участники, содержание, результаты вооруженного конфликта в этом регионе. Измененияв территориальном устройстве Российской Федерации

Самостоятельная работа:

Внутренняя политика России на Северном Кавказе.

Раздел 1

Развитие СССР и его место в мире в 1980-е г.г.

Тема 1.1 Основные тенденции развития СССР к 1980-м г.г.

Тема 1.2 Дезинтеграционные процессы в России и Европе во второй половине 80-х г.г.

Тема 1.1 Основные тенденции развития СССР к 1980-м г.г.

Самостоятельная работа: Особенности идеологии, национальной и социально-экономической политики.

Задание: подобрать и изучить материал о политических событиях в Восточной Европе во второй половине 80-х г.г. Обратить внимание на отражение событий в Восточной Европе на дезинтеграционные процессы в СССР. Найти и изучить материалы о распаде СССР и образовании СНГ. Рассмотреть биографии политических деятелей данного периода.

Написать эссе по проблеме: обоснованно ли, с Вашей точки зрения, утверждение о формировании в СССР «новой общности - советского народа «носителя советской цивилизации» и «советской культуры». Сформулировать от двух до пяти аргументов в поддержку своей позиции.

Загладин Н. В. История Отечества. 20век, стр. 321 – 328.

Вопросы для самоконтроля.

1. Чем можно объяснить стремление республик, входящих в СССР, к обретению суверенитета? Как на это реагировал союзный центр власти?

2. Какова причина путча в августе 1991 г.? Почему путчисты не получили поддержки в обществе?

3. Как развивалась события в СССР осенью 1991 г.? Была ли реальная альтернатива ликвидации Советского Союза?

Раздел 2 Россия и мир в конце ХХ – нач. ХХI века.

Тема 2.1. Постсоветское пространство в 90-е г.г. ХХ века.

Тема 2.2. Укрепление влияния России на постсоветском пространстве.

Тема 2.3. Россия и мировые интеграционные процессы.

Тема 2.4. Развитие культуры в России.

Тема 2.5. Перспективы развития России в современном мире.

Дополнительные источники.

1. История России. 3-е изд., перераб. и доп. Учебник. Гриф МО РФ. Гриф УМЦ "Профессиональный учебник". (Серия "Cogito ergo sum").

2. Кирилов В. В. История России: учебное пособие. – М., 2009.

3. Мунчаев Ш. М., Устинов В. М. История России. – 4-е изд., перераб. и доп. – М., 2010.

4. Скворцова Е. М., Макарова А. Н. История Отечества. 2 изд. проф.уч. (Серия "Cogito ergo sum"), 2008г.

5. Типельскирх К. Вторая мировая война (любое издание).

6. Чудинов А. В. Французская революция: история и мифы. — М., 2011.

7. Электрон. учебник. CD/pdf Под ред. Г. Б. Поляка ЮНИТИ 2011 г.

Интернет-ресурсы:

1. www.politstudies.ru

2. http://grachev62.narod.ru/Hrest_2/Fuk.html

3. http://monarhiya.narod.ru/DNY/dny-list.htm

4. http://www.cbook.ru/peoples/index/welcome.shtml

5. http://www.journal-apologia.ru/rnews.html?id=482&id_issue=161

6. http://www.nsu.ru/filf/rpha/papers/geoecon/waller.htm

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Самостоятельная работа студента-заочника заключается в индивидуальном прорабатывании материала и написании контрольной работы.

Контрольная работа выполняется студентом-заочником в межсессионный период. Она должна состоять из плана, краткого изложения содержания рассматриваемой темы, проблемного задания и списка используемой литературы. Студенты, достаточно глубоко изучившие и усвоившие избранную тему, могут по собственной инициативе включить в работу какой-либо дополнительный вопрос, однако все должно быть логически обосновано, вытекать из потребности изложенного материала.

В подборе необходимой литературы нужно использовать первоисточники, сборники, различные справочные материалы и периодические издания, которые содержат наиболее свежие факты, служат новейшим источником информации.

После изучения литературы уточняется план работы, В целом изучение темы должно носить законченный характер. Итоги и выводы отражают степень и качество выполнения поставленной задачи.

Все приведенные в тексте цитаты, статистические данные должны быть подтверждены ссылками на источник: автор, название работы, год, место издания, страница.

Студенту следует избегать наиболее характерных недостатков, которые имеют место при выполнении работ. К ним относятся: поверхностное изложение основных теоретических положений, механическое комбинирование или дословное переписывание разделов учебников, монографий, журнальных статей, использование устаревшей литературы, отсутствие четкой структуры, непоследовательность в изложении.

С целью осуществления подготовки к выполнению контрольной работы следует рассмотреть другие темы, которые выносятся на самостоятельное изучение по дисциплине «История».

Контрольная работа выполняется студентами заочной формы обучения после изучения теоретического материала. Студенту необходимо продемонстрировать умение правильно и кратко излагать основной материал, выделяя при этом основные положения.

Контрольная работа состоит из компетентностного задания, предусматривающего краткое изложение теоретического материала и выполнение проблемного задания.

При выполнении теоретического задания необходимо четко и кратко изложить материал, выделить основные понятия вопроса, сделать необходимые выводы. При выполнении этого задания не допускаются повторения известных доказательств, обширные выписки из учебников, специальной литературы и других источников. Ответ на вопрос должен быть изложен грамотным литературным языком и свидетельствовать о глубине проработки теоретического материала.

Практическое задание предусматривает разные виды заданий, направленные на формирование профессиональных компетенций (например, написание эссе по проблеме с обоснованием Вашей точки зрения; изучение и сравнение биографии политических деятелей СССР; изучение источника и предложение в тезисной форме (не менее 5 тезисов) перечня важнейших внешнеполитических задач и т.д.).

Требования к оформлению контрольной работы

Контрольная работа по дисциплине «История» оформляется в соответствии с требованиями ЕСКД (Единой системы конструкторской документации).

Контрольная работа должна иметь титульный лист, список используемой литературы и чистый лист для написания рецензии.

Вариант выбирается по порядковому номеру в списке журнала.

Текст контрольной работы должен быть написан четким разборчивым почерком, грамотно, без исправлений и произвольных сокращений или набран на компьютере шрифтом Times New Roman – 14 через 1,5 интервал с обязательным соблюдением стандартных полей:

Левое поле листа –20 мм.

Правое поле листа – 10 мм.

Верхнее поле листа – 20 мм.

Нижнее поле листа – 20 мм.

Объем работы, выполненной рукописным способом не должен превышать 18 страниц (школьная тетрадь), а работы, выполненной машинописным способом, – 10 страниц (не более).

В случаях, когда требуется точность теоретических формулировок, приводятся цитаты. Ссылка на цитату должна быть сделана в конце цитаты с указанием номера первоисточника из списка литературы и страницы, с которой сделана цитата.

Страницы, таблицы и другой иллюстративный материал должны иметь сквозную нумерацию от начала текста. Каждое новое задание контрольной работы выполняется с нового листа. После освещения каждого вопроса делается краткий вывод, который содержит главную суть ответа на поставленные вопрос.

Работа не будет оценена положительно при:

- неправильно выбранном варианте.

- выполнении работы в неполном объеме (нет ответа на один или два вопроса).

Вопросы для контрольной работы

Внимание!Номер варианта соответствует порядковому номеру студента в журнальном списке.

Тема 1. Распад СССР

План

1. Распад СССР.

2. Образование Союзного государства Беларуси и России.

3. Сближение бывших республик СССР со странами Запада – ГУАМ.

Работая над темой, возникает проблема содержания понятий «распад», «развал», «крушение» и определение хронологических рамок соответствующих процессов. Студенту следует разобраться в существующих в исторической науке точках зрения на данную проблему.

Если считать все то, что случилось с Советским Союзом распадом (т.е. объективным процессом естественного разложения), то правильно ли ограничивать этот процесс какими-либо конкретными сроками (21, 25 или 26 декабря 1991 года)? Увязывать его завершение с такими событиями как вступление некоторых союзных республик в ООН или решение вопросов союзного бюджета, собственности, долгов, обороны и т.д., которое, продолжалось вплоть до середины 1992 года?

Если обозначить произошедшее со страной развалом или крушением, то это рассматривается как результат сознательной деятельности людей. Тогда можно ли определить хронологические рамки завершающего этапа существования советской союзной государственности с 16 ноября 1988 года по 21 декабря 1991 года?

Только ответив на эти вопросы, студент может отразить реальное соотношение объективного и субъективного факторов в с тимулировании процессов, приведших в конечном итоге к гибели сверхдержавы. Это позволит понять весь комплекс проблем, связанных с крушением СССР.

Далее рассматриваются дезинтеграционные процессы в Советском Союзе, основные причины распада СССР, не упустив из виду обстоятельства, ускорившие этот процесс. Во-первых, статья Конституции СССР, дававшая право республикам на свободный выход из состава Советского Союза. Во-вторых, последствия так называемого «информационного вируса» о возможности каждой республики выжить в одиночку. В-третьих, «план автономизации».

Следует проследить основные этапы распада СССР. Сделать вывод о целесообразности попытки государственного переворота бывшими членами Политбюро ЦК КПСС в образе Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП) 19-21 августа 1991 года. Для наглядности и лучшего понимания событий этого времени рекомендуется просмотреть документальный фильм «Неглавные герои августа 91-го», перейдя по данной гиперссылке http://www.vesti.ru/doc.html?id=883559

Дать оценку соглашению, подписанному 8 декабря 1991 г. в Беловежской Пуще (Белоруссия) о прекращении действия союзного договора от 30 декабря 1922 г. и обозначить внутренние (для бывших республик СССР) и внешние (международные) последствия этого события.

По второму вопросу - показать сущность и историю формирования Содружества Беларуси и России, условия становления союзных отношений, его нормативно-правовой базы, проблем развития интеграционных связей.

По третьему вопросу иметь представление о сближении бывших республик СССР со странами Запада и создании «неформальной консультативной структуры», конфигурации – ГУАМ, получившей свое название по первым буквам названий стран ее создателей: Грузия, Украина, Азербайджан, Молдавия.

Литература

История России, XX – начало XXI века: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. А. Данилов, JI. Г. Косулина, М. Ю. Брандт. – 5-е изд., дораб. и доп. – М. : Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2011. – 384 е.

Печенев, В.А. «Смутное время» в новейшей истории России (1985-2003): ист. свидетельства и размышления участника событий /В. Печенев.-М.: Норма, 2004.-365с.

Распад СССР: документы и факты (1986–1992 гг.): В 2 т. Т. 1: Нормативные акты. Официальные сообщения / Под общ. ред. С.М. Шахрая; сост. С.Н. Станских; Фонд современной истории. М.: Волтерс Клувер, 2009. — 1120 с.: илл. (Серия «История современной России»).

Тема 4. Содружество Независимых Государств (СНГ) как способ интеграции после распада СССР

План

1. Образование СНГ: процесс становления и развития.

2. Направления взаимодействия стран СНГ.

3. Место России и других стран СНГ в мировом сообществе.

Каким образом, и в каких документах были определены принципы взаимоотношений стран СНГ? При работе над первым вопросом, обратите внимание на сложности и противоречия процесса становления и развития Содружества. С чем это было связано? Что подталкивало бывшие союзные республики к поиску путей и форм сближения? Какие шаги в этом направлении были предприняты в 1994-2002 гг.? Обратите внимание на позицию Казахстана, Белоруссии, Таджикистана и Украины.

Что способствовало развитию сотрудничества РФ со странами “ближнего” зарубежья? Какие трудности существовали? Каковы, на Ваш взгляд, основные итоги исторического пути, пройденного нашими странами с момента образования СНГ и до наших дней? Определите перспективы развития СНГ в XXI веке.

По второму вопросу раскройте основные направления сотрудничества стран СНГ: политическое, экономическое, военное, культурное. Особое внимание обратите на роль экономического фактора интеграции стран Содружества. Охарактеризуйте стратегию РФ по отношению к странам СНГ. Каковы первые результаты ее реализации? Какие международные организации, с какой целью были образованы в СНГ?

Что представляет собой проблема беженцев? В связи с чем она возникла?

Определите характерные черты культурного взаимодействия.

Каково место России и других стран СНГ в мировой иерархии стран? Что означает для стран СНГ превращение в мировую периферию? Объясните, почему только тесное интегрирование стран СНГ может обеспечить им достойное место в мировом иерархическом разделении государств. Каковы тенденции развития отношений России со странами СНГ в начале XXI века? Какие основные закономерности превращения мира в целостность можно выделить на примере СНГ?

Литература

Артемов, В.В. История: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений /В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 448 с.

История России, XX – начало XXI века: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. А. Данилов, JI. Г. Косулина, М. Ю. Брандт. – 5-е изд., дораб. и доп. – М. : Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2010. – 384 е.

Печенев, В.А. «Смутное время» в новейшей истории России (1985-2003): ист. свидетельства и размышления участника событий /В. Печенев.-М.: Норма, 2004.-365с.

ИСТОРИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ-ЗАОЧНИКОВ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 38.02.04 КОММЕРЦИЯ (ПО ОТРАСЛЯМ)

Г. Отрадный, 2016 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка
2. Паспорт учебной дисциплины
3. Методические рекомендации по изучению учебного материала
4. Информационное обеспечение учебной дисциплины
5. Методические рекомендации по выполнения контрольной работы
     


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методические указания составлены на основе рабочей программы учебной дисциплины ОГСЭ. 02 История, которая является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствие с ФГОС СПО по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям).

Целью методических указаний является реализация федеральных государственных образовательных стандартов.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

– ориентироваться в современной экономической, политической, культурной ситуации в России и мире;

– выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

– основные направления ключевых регионов мира на рубеже XX и XXI в. в.;

– сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX – начале XXI в. в.;

– основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих регионов мира;

– назначение ООН, НАТО, ЕС и др. организаций и их деятельности;

– о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении

национальных и государственных традиций;

– содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.

Для успешного усвоения данной дисциплины студент должен уметь самостоятельно подобрать и изучить учебную литературу, уметь пользоваться словарями, анализировать документы и первоисточники. В методические указания включены алгоритмы изучения тем. Учебный процесс преподавания данной дисциплины включает лекционные занятия, задания для самостоятельного выполнения контрольной работы, рекомендации по выполнению и оформлению контрольной работы.

Внимание! Если в ходе изучения дисциплины у Вас возникают трудности, то Вы всегда можете прийти к преподавателю на консультации, которые проводятся согласно графику. Время проведения дополнительных занятий Вы сможете узнать у преподавателя, а также в секретариате учебной части.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

История

Наши рекомендации