Политико-правовые учения древней индии.

Билет №1.

Билет №2.

Политико-правовое учение Конфуция.

Конфуций (551 - 479 гг. до н.э.) - знаменитый китайский философ.

Основные произведения: основные его мысли изложены в сборнике «Лунь юй» («Беседы и высказывания»), составленном учениками философа.

Конфуция мало интересуют проблемы происхождения и сущности мира, загробная жизнь. Он сосредоточен на этом мире, на обществе. Подход к этим проблемам моралистический, но он политический философ, т.к. цель его морали – не загробная жизнь, а наилучшее, разумное устройство государства.

Понимание государства. Государство – гигантская семья, царь – отец. Цель государства – общее благо всей семьи. Призвание царя – накормить народ, обогатить и обучить его. Он считает иерархию, деление на богатых и простолюдинов, «темных людей», естественным, хотя и осуждает крайности бедности и богатства, которые подрывают мир в государстве.

Государь – отец подданных. Он защищает и воспитывает их. Воспитание подданных – важнейшее государственное дело, осуществляемое силой личного примера. Народ проявляет сыновью почтительность к правителю, беспрекословно ему повинуясь (попытка обосновать патриархальное государство).

У Конфуция нет демократических тенденций: порицал простолюдинов, которые не желают примириться со своим естественным местом в обществе; симпатизировал феодально-удельной аристократии, но не отстаивал наследственных сословных привилегий (аристократией должны быть люди благородные не по происхождению, а по нравственным свойствам.

Принцип исправления имен. Социальный статус каждого человека должен соответствовать его качествам и поступкам и изменяться вместе с ними (оправдание вытеснения родовой аристократии чиновничеством).

Принцип добродетели. Принцип распространяется на всех людей, причастных к управлению. Управляющие верхи должны быть совершенными. Их жизнь подчинена строгим нормам ритуала. Их отличают гуманность, чувство долга и справедливости, стремление к знаниям, уважение к старшим.

Идеал человеколюбия. Задача благородных мужей – воспитать в себе и распространять повсеместно человеколюбие, отвечавшее нравственным ценностям семейно-клановых и патриархальных общин.

Взаимность – общий принцип взаимоотношений. В сфере политики этот принцип – основа управления, основанного на традициях («не делай другим того, чего не желаешь себе»).

Основу стабильности Конфуций видел в четкой организации и формализации общественной деятельности (каждый должен соблюдать свои обязанности и находится в определенном месте).

Правила ритуала как регулятор. Основные положение конкретизировались в ритуалах – моральных методах воздействия на подданных. Правила поведения включали выполнение ритуальных, культурных обрядов, моральные наставления, традиции, обычаи. Ритуал – стержень воспитательного процесса, процессуальная основа взаимоотношений. Следование ритуалу позволяло , по его мнению, избежать насилия и конфликтов, в отличии от созданных законов, которые подкреплены наказанием.

Традиционная нормативная система. Конфуцианство сохранило складывающиеся веками правила, определяющие каждый шаг китайца и регулирующие отношения: «отец-сын», «муж-жена», «подданный-правитель». Это своего рода естественное право.

Итог. Стремление восстановить нравственные принципы, побудить государя служить общему интересу благородно, но нереалистично.

Билет №3.

Билет №4.

Билет №5.

Билет №6.

Билет №7.

Билет №8.

Билет №9.

Коротко о главном.

Религия не высшее звание и авторитет, а политический факт, роль которого нужно учитывать и использовать;

Отношение к вере – сугубо утилитарно: она полезна для убеждения в необходимости данного правления и воспитания высоких качеств гражданина;

Политика для правителей – самостоятельная область знания, как управлять, исходя из реальной обстановки, фактов, личного опыта;

Скептицизм относительно идеи божественно предопределения;

Вера в возможности человека;

Энергия и воля – главные качества, необходимые государю;

Политический прагматизм государя: если хочешь сохранить власть, с врагом можно бороться двумя способами – законами и силой. Так как первое недостаточно, необходимо прибегать и ко второму;

Возможность аморализма в политики (макиавеллизм): государь, когда нет выбора, использует любые средства, если грозит верная гибель.

Билет №10.

Билет №11.

Концепция государства.

Учение о «двух царствах». Разграничение религиозной и светской сферы («службы» и «личности»). Отверг тезис о примате духовной власти над светской.

Религиозная власть Светская власть
Религиозная организация общества полностью автономна. Свобода совести, вера, внутренний мир человека – сфера исключительно духовной власти. На вторжение светской власти в религиозную жизнь справедливо сопротивление силой слова и страдания за веру. Единственный судья и мститель – Бог. Светская власть занимается экономикой, политикой, просвещением, культурой. Должностные лица («личности») обязаны следовать интересам подданных, руководствуясь этическими принципами, нормами естественного права. Подданные не имеют права на сопротивление власти. Непослушание властям – грех более тяжкий, чем убийство.

Автономия гражданского права (позитивное право). Оно освобождалось от опеки канонического права, но т.к. не может учесть всего многообразия общественных коллизий, то не должно возводиться в абсолют. Разум - «наставник закона», поэтому играет важную роль в политике.

Томас Мюнцер (ок. 1490 – 1525) – идеолог радикального течения - плебейское[3], современник и первоначально последователь Лютера.

Реформация по Мюнцеру – это преобразование мира на началах главенства общих интересов. Поддержав тезис Лютера об «оправдании верой», Мюнцер «веру» связывал с активными действиями против угнетателей (их считал безбожниками). Только люди труда способны понимать Бога, т.к. их интересы полностью совпадают с интересами общества. Торжество общих интересов над частными – основа социальных преобразований. Грядущий «рай земной» - общество, где частных интересов нет и быть не может.

Мюнцер уделял внимание ближайшим целям, изложив их в радикальном манифесте «Статейное письмо»: объединение ремесленников и пахарей» (трудовой народ) в «христианский союз и братство», устранение господ, в т.ч. насильственными способами, установление справедливого общества. В воззрениях Мюнцера имелись зачатки республиканских и социалистических идей: определение государственной политики народом и контроль над ней со стороны народа. Такой радикализм Мюнцера оттолкнул умеренных реформаторов, способствовал усилению консервативных элементов в бюргерском лагере Реформации.

Жан Кальвин (1509 – 1564) –основатель течения кальвинизма в протестантизме.

Основные произведения: «Наставления в христианской вере».

Безусловный авторитет Священного писания. Бог раз и навсегда выразил свою волю, и люди должны согласовывать свою жизнь с буквой этого закона. Мнение отцов и учителей церкви, папские буллы значимы, если соответствуют прямому смыслу Священного Писания. Отвергнута вера в всесилие разума.

Учение о предопределении дополнило учение Лютера об оправдании (спасении) верой. Спасает человека вера, нисходящая на него вследствие Божьей благодати; человек не спасется без помощи Бога. Свободы воли нет: Бог изначально записал одних в книгу жизни, а других – в книгу смерти. Истинно верующим может быть только «избранный» Богом, но человек, не зная, в какой он книге, обязан стремиться оказаться среди «избранных».

Протестантская этика. В политическом плане божественное предопределение означало нравственную (религиозную) обязанность посвятить себя делу, своей профессии, быть трудолюбивым, предприимчивым и рачительным хозяином. Так закладывались основы этики, которая в сочетании с индивидуализмом стала особенностью общественной жизни Запада.

Реформа устройства церкви. Радикальная реформа церкви упразднила духовное сословие в традиционном виде. Церковные общины стали возглавлять старшины из мирян и проповедники, получившие соответствующую подготовку, но не имеющие сана. Они составляли консисторию, управляющую религиозной жизнью общины.

Концепция государства. Самостоятельность религиозной общины – основа разработки республиканских программ. Две власти соединены в единое целое при господстве церкви. Государство установлено Богом и необходимо человеку как воздух. Протест против власти, даже самой жестокой, - дерзость против божьей воли. Только когда требования власти противоречат Священному Писанию, подданные могут оказать сопротивление. Предпочтение отдается республике. Худший политический режим – демократия (господство черни), лучший – аристократия или олигархия («Господь может «избрать» лишь немногих – аристократов веры»).

Билет №12.

Билет №13.

Билет №14.

Билет №15.

Билет №17.

Билет №18.

Билет №19.

Билет №20.

Билет № 21.

Билет №22.

Билет №23.

Билет №24.

Билет №25.

Билет № 26.

Билет №27.

Билет №28.

Билет №29.

Билет №30.

Билет №31.

Билет № 32.

Билет №33.

Билет №34.

Билет №36.

Билет №37.

Билет №38.

Билет №39.

Билет №40.

Билет №41.

Билет №42.

ТЕОРИЯ СОЛИДАРИЗМА Л. ДЮГИ.

Леон Дюги (1859-1928)- Франция, декан юр факультета.

ОП: «Государство, объективное право и позитивный закон», «Курс конституционного права».

Он порывает с юридическим позитивизмом и ставит цель внедрить в юриспруденуию «истинную» науку, т.е. позитивистскую социологию, согласно которой познание имеет своим объектом только внешние проявления фактов и отношений, т.е. «явления», т.к. только они доступны опыту и доказыванию.

1. Идея социальной солидарности- центральная категория, это «основополагающий факт всякого человеческого общества», заключающийся в том, что люди не жили и не могут жить изолированно друг от друга, в так называемом «естественном состоянии». Этот факт общности отражается в сознании и формирует чувство солидарности. Выдел 2 вида солидарности: 1) «солидарность по сходству» вызвана совпадением интересов людей; 2) солидарность, вытекающая из разделения труда(в соврем обществах становится основным видом, т.к. они различаются высоким уровнем разделения труда. Соц солидарность порождает определнную норму поведения- «социальная норма». Сначала соц норма требовала от любого индивида уважать всякий индивидуальный акт, затем она стала требовать еще и воздерживаться от любого действия, противоречащего солидарности. Соц норма включает в себя:

· Социальная экономическая норма(низш): регулирует действия по производству, обмену и потреблению богатств.

· Соц моральная норма(сред): регулирует внешнее поведение людей в обществе в соответствии с требованиями нравов.

· Соц юридическая норма: является самой высокой ступенью социальной нормы. Она не имеет собственного содержания, и является по своему содержанию или экономической или моральной. Ей сопутствует сильная социальная реакция в случае её нарушения, т.е. социальное принуждение. Т.о. норма становится юридической, когда для её обеспечения группой индивидов применяется сила. Следовательно право не связывается с государством, и даже ему предшествует, т.к. применяется сила в данном случае самой группой. Чтобы сила не выглядела источником объективного права Дюги указывает еще на одно его основание- чувство справедливости, т.к. именно состояние сознания, формирующегося на основании чувства социальности и справедливости, является созидательным источником права. Справедливость понимается как меняющееся в зависимости от времени и обстоятельств чувство.

2. Право:понималось как то, что рождается в обществе, вне государства. Тем не менее основываясь на реальной жизни Дюги признавал позитивный закон, но подчиненный объективному праву. С этим связано деление норм права на нормативные: это и есть сами нормы права; Такая норма предписывает каждому человеку, живущему в обществе, определенное действие или воздержание от действия. Если индивид не соотносит свое поведение с такой нормой, то к нему применяются нормы конструктивные: устанавливаются для обеспечения уважения и применения нормативного правила(нормы). В отличие от нормативных правил, которые формируются спонтанно, конструктивные создаются сознательно. Они предполагают существование государства, присущи политическому обществу, т.к. соц реакция в неполитических обществах спонтанна и не урегулирована. Конструктивная норма получает силу не от гос-ва, а от юридической нормы. Она не всегда формируется гос-вом, например обычай. Нормативные правила(«объективное право») существуют независимо от конструктивных норм, т.к. именно они заставляют законодателя, действуя через сознание большинства людей(т.е нормы формируются не законодателем, а обществом), придать им форму закона и обеспечить их конструктивными правилами. Объективное право- это совокупность множества конкретных нормативных правил, рождающихся в условиях взаимозависимости людей, охраняемых конструктивными(техническими) нормами, издаваемыми государством. Дюги не забывал и об обязанностях: как говорил Конт «каждый имеет долг и притом по отношению ко всем..»

3. Собственность: «Собственность не является субъективным правом. Она есть социальная функция обладателя имущества», т.е. собственность связывается с выполнением обязанностей индивида, она представляется не как право, а как основание для осуществления лицом определенных социальных обязанностей.

4. Личность: «Индивид- не цель, а только средство», т.е. человек предстает как часть огромного социального механизма. Целью существования человека является лишь выполнение своих обязанностей.

5. Государство:он не соглашается с концепцией правового государства. Власть- есть социальный факт, но не право. Она становится правом лишь в меру соответствия норме солидарности. Он уверен, что к управлению можно привлечь все соц группы, для чего нужно привлечь синдикаты, которые будут представлять интересы рабочих и капиталистов. Утверждается окончание «классового господства». Результатом всего этого станет окончание существования государства как политического института, за властвующими останутся функции управления, надзора и контроля в едином корпоративном обществе. Место государства традиционного займет государство корпоративное, которое будет строится на базе синдикатов и социальной нормы. В этих целях он предлагал изменить строй Франции: палата депутатов должна избираться на основе пропорционального представительства, чтобы были более полно представлены все слои, Сенат- должен стать собранием синдикатов. Отн-я между классами регулируются договорами. Все законы должны соответствовать норме социальной справедливости.

6. Революция: стоял за реформы; отрицательно относился к разжиганию борьбы между классами и считал это преступлением, т.к. верил, что мы идем к режиму координации и иерархии классов.

Билет №43.

Билет №44.

Билет №45.

Билет №47.

Билет №48.

Билет №1.

ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ.

1. Во II тыс. в индию пришли арийские племена- ведийский период(по имени древн. Письменных памятников- «веды»)

Общество: Ведийское общество находилось на родоплеменной стадии развития. Племя- основная ячейка. Социальное единство племени постоянно подтачивалось, имущественное неравенство нарастало. Что привело к формированию сословно-кастового строя. Общество делилось на 4 сословия(варны): брахманы(жрецы), кшатрии(правители, воины), вайшьи(земледельцы, ремесленники, торговцы) и шудры(слуги, лица физического труда). В рамках варн существовали касты(джати). В Ведах устанавливается положение о божественном происхождении сословно-кастового строя: четыре варны созданы из частей своего тела.

Религиозно-философская система- брахманизм являлась детищем брахманов от имени верховного бога Брахмы(первочеловека, существовавшего изначально, которому приписывается сотворение мира).

Первыми источниками полит мысли явились Веды, которые представляли собой 4 сборника, среди которых особый полит интерес вызывают «Ригведа»(собрание гимнов), и «Атхарваведа»(сборник заговоров и заклинаний). Особенно значительны упанишады- религиозно-философские трактаты(они относятся к последующим эпохам и свидетельствуют о смещении центра с религии к нравственным и интеллектуальным поискам). С «Ригведы» берет начало божественный закон- Рита, понимаемая как порядок, установленный изначально на земле и на небе, и требующий от человека определенного поведения. Т.е. обосновывается сложившийся порядок в обществе и недопустимость его ломки. Со временем Рита вытесняется «дхармой»- кодекс поведения человека, определяемый его общественным положением. В дхарму включались право, закон, распоряжение, религиозные и этические нормы, что говорит об отсутствии разграничения между правом и религией. Дхарма понималась прежде всего как обязанность, чем и объяснялось положение того или иного человека, т.е. от поведения человека, его соблюдения дхармы зависит его положение как в обществе, так и в жизни(«закон кармы»). Личность понималась лишь как часть органического целого. Но здесь важно упомянуть, что состояние человека по дхарме зависело от его поведения не только в этой жизни, но и в предыдущей, что означало если человек беден, болен, значит он нагрешил в прошлой жизни, но если он будет соблюдать закон в этой жизни, то может ожидать светлого будущего в следующей жизни. Эта вера в переселение души была действенным механизмом воздействия на всех и каждого, что обеспечивало подчинение. Если же нет, то его ждет кара(духовная).

Также известны и насильственные средства принуждения- «данда», т.к. понимали, что мало найдется людей следующих дхарме по убеждению. Это также свидетельствует об осмыслении насильственной природы власти.

Власть: до возникновения полит власти история общества делилась на 2 этапа: 1) счастливая жизнь, когда все соблюдали дхарму по собственной воле; 2) в людях просыпаются эгоистические стремления, начинается борьба, каждый думает о себе(закон рыб: крупные пожирают мелких). Это анархия. Возникает необходимость установления полит власти, с целью: защиты слабых + создание условий для соблюдения дхармы.

Правитель: особенностью является то, что в ведах сочетаются 2 решения проблемы происхождения кшатры(правителей): создание богом(из своих рук) и избрание людьми, т.е. заключение соглашения. Боги всегда одобряют результат народного выбора, выражают свою волю как бы через народ и берут власть под свою опеку. Т.о. народ не м. связывать правителя какими- либо ограничениями, но мысль о долге правителя постоянно проводится- основанием её служит дхарма правителя, а не договор. Т.е. это скорее патриархальная теория чем договорная, то бишь правитель- отец подданных, но ответственность он несет перед Богом.

2. Возникновение буддизма связывается с деятельностью Сиддхартхи Гаутамы, или Шакья Муни(563-483- необязательно, я думаю). Его прозвали Буддой- «познавший истину». Его учение сконцентрировано на личности. Гл цель- избавить человека от страданий. Способ- отказ от старстей и желаний, что освободит духовную жизнь от воздействия внешней среды.

Буддизм возник как реакция на религиозный брахманизм. Отвергается теория божественного происхождения каст и царской власти, личность ставится в центр.

Власть: об этом рассказывается в сборнике «Дигха Никайя», точнее в его фрагменте «Книга генезиса»: сначала люди жили счастливо и питались дикорастущим рисом, но его стало не хватать. Решили поделить поля, но однажды один отобрал у другого поле и стал его обрабатывать. Ему сделали внушение, но вскоре он еще попытался повторить свой поступок. Его убили. Так возникли: кража, осуждение, ложь и насилие. Люди подумав решил избрать правителя, чтобы он оберегал их от этих 4 зол, за что они будут отдавать ему часть своего риса. Здесь нет никакого божественного вмешательства, как в ведах. Дается четкая причина происхождения полит власти- государство появилось вместе с конфликтами из-за собственности на землю. Буддисты считали, что прочная власть предохраняет моральные устои от расшатывания, т.о. они отвечали требованиям эпохи в формировании крупных государств и прекращении племенных распрей.

Сословия: первый правитель положил начало варне кшатриев. Люди, удрученные нарушением дхармы, уходили в леса и предавались там размышлениям- брахманы. Ремесленники стали называться вайшьями, а те кто жил охотой и др низкими занятиями стали шудрами. Т.о. принадлежность к той или иной варен определяется лишь родом занятий, и никакого божественного установления. Здесь на первое место ставились кшатрии, что является особенностью буддизма.

Буддизм проповедовал равенство, но только в духовной, религиозной сфере, т.е. каждый имеет равные возможности к духовному росту, нужно только отказаться от земных страстей и интересов.

К эпохе Маурьев(время формирования буддизма) относят – «Артхашастру» Кутильи(министр Чандрагупты Чанакья предположительно написал, Каутилья – его прозвище), т.е. книгу о том, как приобретать и сохранять власть. Отсутствует религиозная догматика, хотя он не отрицает Веды, тем не менее его рассуждения об искусстве управления свободны от теологии. Основа- исторические и эмпирические данные.

Цель общества заключается в благе всех живых существ. Благо- сохранение созданного Богом порядка- дхармы, который поддерживается дандой(принуждением), применяемым правителем. «Данда и одна только данда защищает этот мир…». Царь представляется ему как отец народа, который в силу остроты социальной жизни применяет данду, за неправильное применение которой несет ответственность на основании дхармы царя. Также Каутилья убежден, что власть и богатство следует приобретать и отстаивать всевозможными способами: хорошими и дурными- индийский Макиавелли.

3. Индуизм сформировался на рубеже старой и новой эры и представлял собой обновленный брахманизм, который оказался в состоянии приспособиться к меняющимся обстоятельствам. В качестве его основы выступали все священные тексты брахманизма. Буддизм тоже не удержался на высоте, т.к. фигуру Будды стали обожествлять. Начали стираться различия между этими системами. В итоге буддизм был поглощен индуизмом и перестал существовать на территории Индии.

4. Последний источник древнеинд полит мысли – Законы Ману, приписываемые мифическому правителю людей Ману. На самом деле он сложился между 2 веком до н.э. и 2 веком н.э. Он содержит все сведения о дхарме, т.е. долге разных варн, и относится к новому жанру дхармашастр(т.е. законоведческой литературы). Материал систематизирован, религия заним много меньше места. По замыслу ЗМ – это кодекс всей социальной жизни Др Индии: есть рассуждения об этапах жизни, браке, правилах очищения и приема пищи, покаяния, дхарме царей, суде… Т.е. понятия права по-прежнему нет. Ману превозносит брахманов. Царская власть обожествляется. Проводится идея божественного создания существующего порядка и его нерушимость. Все это свидетельствует о победе брахманизма.

Билет №2.

Наши рекомендации