Государство. признаки государства.
Государство и право, их роль в жизни общества.
Государство - это территориально организованная публично-правовая общность населения, построенная на началах власти и осуществляющая свою деятельность на основе права с помощью специального государственного аппарата. Государство – объединение людей, подчиненных правовыми законами.
Право– это система общеобязательных, формально-определенных, установленных и охраняемых государством правил поведения, выражающих волю политических сил, стоящих у власти.
Государство формирует гражданское общество, создает условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободную жизнь человека.
Выполняет ряд функций. Делятся на внутренние и внешние. Внутренние: экономическая, оказание социальных услуг, экологическая, охрана правопорядка, культурно-воспитательная, регулирование меры труда. Внешние: оборона страны, поддержание отношений с другими государствами, международная охрана окружающей среды, интеграция в международную экономику.
Функции права:
Право, являясь универсальным регулятором общественных отношений, закрепляет основы существующего строя.
Обязывая совершать активные положительные действия, право способствует развитию общественных отношений.
Устанавливая права и обязанности конкретных лиц, организаций, право вносит определенный порядок в общество и государство, создает предпосылки для их активности и эффективности.
Право выступает в качестве критерия правомерного и неправомерного, поведения людей и их коллективов, является основанием применения мер государственного принуждения к нарушителям правопорядка.
Право играет и важную воспитательную роль, развивая в людях чувства справедливости, добра, гуманности.
Государство. Признаки государства.
Государство- это территориально организованная публично-правовая общность населения, построенная на началах власти и осуществляющая свою деятельность на основе права с помощью специального государственного аппарата. Государство – объединение людей, подчиненных правовыми законами.
Признаки, отличающие государство от общественной власти: наличие публичной власти. На совпадающей с населением, взимание налогов, принудительных сборов с населения для содержания публичной власти. Признаки, отличающиеся от других политических организаций: наличие особого аппарата управления (публичная власть), суверенитет, наличие аппарата принуждения, налоги, займы, разделения населения по территориальному признаку, государство есть официальный представитель его общества.
Социальное назначение и сущность государства находят наиболее полное выражение в его функциях. Под функциями государства понимаются главные направления его деятельности по решению важнейших задач, стоящих перед ним на различных этапах развития, включая механизм государственного воздействия на развитие общественных процессов. Поскольку государство - категория историческая, его функции меняются в процессе развития самого государства - одни возникают, другие отмирают.
Социальное назначение государства показывает, что государство делает в обществе, определяет роль государства в обществе, определяет степень вмешательства государства в жизнь общества. Государство существует, чтобы обеспечивать нормальное функционирование общества.
3) Функции государства
Функции государства – это основные (главные) направления (стороны, виды) деятельности государства по реализации стоящих перед ним задач для достижения определенных целей, обусловленных как классовой, так и общесоциальной его сущностью и социальным назначением.
Социальное назначение и сущность государства находят наиболее полное выражение в его функциях. Под функциями государства понимаются главные направления его деятельности по решению важнейших задач, стоящих перед ним на различных этапах развития, включая механизм государственного воздействия на развитие общественных процессов. Поскольку государство - категория историческая, его функции меняются в процессе развития самого государства - одни возникают, другие отмирают.
Социальное назначение государства показывает, что государство делает в обществе, определяет роль государства в обществе, определяет степень вмешательства государства в жизнь общества. Государство существует, чтобы обеспечивать нормальное функционирование общества.
Форма государства
Форма государства – это совокупность существенных способов (сторон) организации, устройства и осуществления государственной власти, выражающих его сущность.
дуалистическая и парламентская). И республика. Она: парламентская, президентская, смешанная.
1) Форма правления – совокупность способов организации государственной власти. Бывает: монархия. Она: абсолютная и ограниченная (сословно-представительная и конституциональная
2) Государственный режим – совокупность способов осуществления государственной власти. Бывает: демократический, рабовладельческая демократия (аристократия, демократия), феодальная демократия, буржуазная демократия, социалистическая демократия. Антидемократический: тоталитарный, фашистский, автократический: коллективная автократия (аристократия, олигархия) и единоличная автократия (деспотия, тирания, режим личной власти).
3) Форма государственного устройства – совокупность способов устройства государственной власти. Бывают простые и сложные. Простые: унитарное (с государственными автономными единицами и с административно-автономными единицами). Сложные: конфедерация и федерация (автономная и союзная)
5) Норма права
Норма права - это установленное или санкционированное государством общеобязательное правило поведения общего характера, которое рассчитано на неопределенное число однотипных случаев и обращено ко всем и к каждому, оказавшимся в предусмотренной нормой жизненной ситуации.
Общий характер правовой нормы раскрывается через следующие признаки:
1) норма права рассчитана на неоднократное действие (реализацию или применение);
2) распространяется на персонально неопределенный круг лиц;
3) направлена на регулирование не единичного случая или отношения, а определенный вид общественных отношений;
4) одинаковая обязательность ее для всех тех, кто находится или может находиться в пределах ее действия.
Общий характер правовой нормы означает, что она устанавливает единые рамки, единый масштаб возможного или должного поведения для всех предусмотренных в ней субъектов. Такое свойство нормы права определяется также термином "нормативность."
Норма права носит предоставительно-обязывающий характер. Это означает, что предоставляя в регулируемом отношении одному лицу право действовать определенным образом, она в то же время в то же время возлагает обязанность на другое лицо либо действовать определенным образом, либо воздерживаться от действий.
Правовую норму отличает и такое качество, как формальная определенность. Это означает, что каждая правовая норма имеет строго определенное официальное словесное выражение, которое не подлежит произвольному изменению кем бы то ни было в процессе ее реализации или применения.
Все эти качества позволяют правовой норме быть эффективным и результативным средством регулирования общественных отношений.
Результатом правотворческой деятельности являются разнообразные нормативно-правовые акты
6) Источники права
1. Источники права принято рассматривать в широком и узком смыслах:
• в широком смысле — это источник происхождения самих правовых норм;
• в узком смысле — правовая форма, "резервуар", который содержит отдельные нормы права — нормативно-правовой акт.
2. В широком смысле среди источников выделяют:
• естественное право — происходит из самой естественной природы человека, принадлежит человеку от рождения
• писаное право - все то, что создано в результате нормотворчества человека, государственных органов. (нормативно-правовой акт )
• обычное право - сложившиеся обычай, традиция поступать определенным образом Законы Хаммурапи (Древний Вавилон) В Великобритании | велика роль конституционных обычаев. Они часто существуют в устной форме, закреплены в сознании людей в виде высказываний: "Премьер-министр — лидер партии, победившей на выборах", и т. д.;
• юридический прецедент — это решение административного или Судебного органа по конкретному делу, которое становится общеобязательным для судов при рассмотрении аналогичных дел.
• правовая доктрина — общепринятая в данном государстве концепция права, состоящая из трудов и исследований авторитетных ученых. Применение правовой доктрины было распространено в Древнем Риме. Суд, вынося приговор, мог ссылаться на труды известных юристов и обосновывать их мнением принимаемые судебные решения;
• религиозные нормы играют роль источника права в теократических государствах. Принимаемые законы не должны противоречить религиозным нормам. Например в Иране закон перед его принятием проходит обязательную экспертизу на соответствие нормам ислама;
• иные источники.
3. В узком смысле источник права — конкретный вид нормативно-правового акта, содержащего нормы права, "резервуар", в котором находятся конкретные правовые нормы.
В России основными источниками права являются:
• Конституция РФ (от 12.12.93, в ред. от 25.07.2003) - закон высшей юридической силы, принятый на всенародном референдуме, закрепляющий основополагающие права человека и основы территориального и государственного устройства.
• федеральные конституционные законы (ФКЗ) — базовые законы, прямо предусмотренные Конституцией, развивающие некоторые положения Конституции и регулирующие наиболее значимые общественные отношения (например режим военного, чрезвычайного положения; организацию судебной системы; порядок проведения референдума и др.).
• федеральные законы (до 1994 г. — законы РФ и РСФСР) — акты высшего законодательного (представительного) органа власти РФ — Федерального Собрания (парламента РФ), принятые с соблюдением особой процедуры, имеющие стабильный и общеобязательный характер и регулирующие наиболее важные общественные отношения
• подзаконные акты:
• указ Президента РФ — решение главы государства (РФ), принятое в рамках его компетенции по основным вопросам государственной жизни.
• постановление Правительства - нормативный акт, изданный Правительством в пределах его компетенции. Как правило, постановления Правительства издаются во исполнение принятых законов и указов Президента и устанавливают порядок реализации тех или иных решений указанных государственных органов, иных вопросов государственной жизни;
• иные подзаконные акты.
Помимо федеральных нормативно-правовых актов в РФ, на территории нормативные акты (законы и подзаконные акты) субъектов РФ, иные нормативно-правовые акты.