А власти соседних с Египтом стран принимают меры, чтобы не оказаться в похожей ситуации?

Превентивно снижают цены там, где они были повышены— на продукты питания, на бензин, на предметы первой необходимости. В Египте эти цены приравнивали к общемировым, что не устраивало бедноту. В Тунисе была другая ситуация – избыток образованного населения, которое не могло себе найти работу. Теперь там обещают найти рабочие места. Но вот если начнется гражданская война в Алжире, то это будет кровопролитнейшая война. А президент Йемена Али Абдулла Салех командует северной частью страны с 1978 года. И он сейчас пытается сбить накал выступлений, но там, как и в Тунисе, начались самосожжения – это та вещь, которая поднимает толпу на свержение власти. Кроме того, ситуация будет напряжена в Саудовской Аравии, в Султанате Оман и Объединенных Арабских Эмиратах. То есть пойдет нормальная цепная реакция, ведь Египет— ключевое звено исламского мира.

5— Будут ли вмешиваться в этот конфликт мировые лидеры, например, США?

— Вмешиваться в революцию в Египте— все равно что вскакивать на борт «Титаника», чтобы избежать встречи с айсбергом: можно потерять собственную страну. В Египте военным путем ничего сделать нельзя— США сейчас выводят войска из куда менее населенных стран— Ирака и Афганистана, где они ничего не смогли сделать. Так что Америка ничего делать не будет. Возможно, будет выступать Хиллари Клинтон, говоря о необходимости демократии. Но кто бы ни победил, США будут взаимодействовать с тем политиком, который возглавит страну.

Interview 5

«Постскриптум» с Алексеем Пушковым — одна из немногих по-настоящему аналитических программ, неизменно остающихся в телеэфире на протяжении 8 лет. Для молодого российского телевидения возраст весьма солидный. При этом программа не просто «держится на плаву», но еще и расширяет круг своих зрителей. О том, как достигаются такие результаты, рассказывает бессменный автор и ведущий Алексей Пушков.

1— Алексей Константинович, многие программы исчезают из эфира в течение 2—3 лет. За счет чего передача может сохранить свою востребованность?
— За счет разнообразия жизни. Ни для кого не секрет, что историческое, политическое, общественное развитие всегда дают новые темы для освещения. Однако не менее важно, чтобы автор, оставаясь узнаваемым, не обманул доверие и выбор зрителя. Зритель же все видит и ощущает неискренность, манипуляцию. Даже если программа насыщена спецэффектами. Но только ради этого передачи не смотрят. Для спецэффектов есть фильм «Армагеддон».

2— «Постскриптум» — серьезная программа, может быть, все-таки стоит ее несколько «облегчить», добавить, если хотите, «попсовости» и тем самым привлечь новых зрителей?
— В серьезных программах такие эксперименты неуместны. Хотя, некое «облегчение» возможно. Однажды мы сделали материал о том, что пришельцы скрываются не на космических станциях, а в глубинах океана. Например, в Марианской впадине. И все попытки туда проникнуть заканчивались неудачно. Но вдруг один обозреватель написал: «Неубедителен сюжет Пушкова о пришельцах!». А что — он должен быть убедительным? Ну это же розыгрыш. Но благодаря подобной «штудии» программу смотрит молодежная аудитория.

3— В последнее время активно обсуждаются пути развития мировой экономики. А как, на ваш взгляд, будет развиваться Россия?
— У нас есть два варианта. Первый. Сохранится эта современная стабильность. И страна будет постепенно набирать в развитии. Все революции приводят к таким потрясениям, что надо как минимум 15—20 лет, чтобы все опять наладилось. Второй вариант — клановая война. Есть такое мнение в обществе: Путин уйдет — все передерутся. Ведь у каждого клана свои цели и свои задачи. Поэтому ответственность Путина — предотвратить это. Многое сейчас просто связано с его именем. Правительство поддерживает меньше 40% населения, а Путина — 70%.


Interview 6

Полный текст эксклюзивного интервью Сергея Лаврова

Глава МИД России Сергей Лавров 9 апреля дал эксклюзивное интервью РИА Новости, радиостанции "Голос России" и телеканалу Russia Today. Сергей Лавров обозначил позицию страны по главным направлениям внешней политики и ответил на актуальные вопросы.

Russia Today:Мы приветствуем Сергея Викторовича Лаврова, министра иностранных дел Российской Федерации. Начинается наша прямая трансляция на телеканале RT (на английском языке), на телеканале Русия аль-Яум (на арабском языке).

«Голос России»: Эта программа будет на всех 35 языках, на которых вещает "Голос России".. Это все будет, естественно, на всех наших сайтах. На сайтах это тоже можно будет прочесть, увидеть и услышать.

РИА Новости: Ну а самое главное, что это первое интервью из серии периодических интервью, идею которых Сергей Викторович поддержал. А теперь первый вопрос.

1.

Термин "перезагрузка", наверное, по частоте цитируемости скоро сравнится с термином "перестройка", и думаю, что этот вопрос вам задают на каждой пресс-конференции - о том, как произошла "перезагрузка". Каких практических результатов, Сергей Викторович, вы ожидаете от "перезагрузки" российско-американских отношений, ждем ли мы иного качества отношений, иного их наполнения, и есть ли надежда на подписание новых документов по СНВ и возвращение в повестку дня договоренностей по ДОВСЕ.

Лавров: Конечно, "перезагрузка" - термин звучный, у всех на слуху. Я бы предпочел все-таки, чтобы термины и лозунги не подменяли существа отношений. Мы далеки от того, чтобы начинать все с нуля в российско-американском взаимодействии, в этих отношениях накоплено немало позитивного. Главная беда заключалась в том, что слово расходилось с делом, вернее, слова были правильные по большей части, когда встречались мы на двустороннем уровне в самых различных ситуациях, по разным поводам, но потом эти слова, даже оформленные в виде договоренностей, как правило, не выполнялись.

И подробно о том, чего мы ждем от нового начала российско-американских отношений, сказал президент Медведев в своей статье в "Вашингтон пост", которая была опубликована буквально накануне первого личного контакта президентов России и Соединенных Штатов в Лондоне 1 апреля. Эта встреча была весьма конструктивной, она однозначно позволяет говорить о возникновении новой атмосферы в российско-американских отношениях, о возникновении, если хотите, новой культуры диалога, культуры взаимоуважительной, культуры, которая предполагает, что стороны будут стараться не только слушать, но и слышать друг друга. И сконцентрированность на необходимости добиваться практических дел, по-моему, и является самым важным позитивным сигналом, который отличает нынешний этап российско-американских отношений от предыдущих лет и который, надеюсь, приведет к тому, что, произнося правильные слова, мы будем воплощать их в практические дела.

Президенты одобрили совместное заявление, в котором изложены основные направления предстоящей в ближайшие месяцы работы, поручено министрам иностранных дел, другим ведомствам подготовить конкретные предложения к очередному саммиту - а он состоится по договоренности президентов Медведева и Обамы в Москве в июле этого года - предложения по самому широкому кругу вопросов, которые определяли бы нашу повестку дня на предстоящие годы. Среди приоритетов – безусловно, упомянутый вами договор об СНВ. Этот договор истекает в декабре, и оба президента подтвердили необходимость сделать все, чтобы до конца этого года выработать новую договоренность на замену истекающего Договора о стратегических наступательных вооружениях. Более того, на эту тему было принято отдельное заявление, в котором сформулированы общие параметры, в рамках которых нужно искать согласие по новому договору.

Выделю, прежде всего, что оба президента согласились с необходимостью сокращать стратегические наступательные вооружения. Нас этот термин устраивает, поскольку предыдущая администрация готова была вести речь только о сокращении стратегических ядерных вооружений, оставляя за рамками стратегические вооружения в неядерном оснащении, над которыми в Америке ведется достаточно предметная и продвинутая работа, и это может привести к ситуации, когда ядерное оружие будет сокращаться, но сокращения его будут компенсированы не менее эффективными неядерными вооружениями. И мне приятно, что буквально на днях назначенная на пост заместителя государственного секретаря по разоруженческим вопросам Роза Гетемюлер, которая до недавнего времени возглавляла отделение Фонда Карнеги в Москве, публично сказала, что они понимают российскую озабоченность в том, что касается стратегических носителей в неядерном оснащении. Так что это уже позитивные сигналы.

Что касается Договора об обычных вооруженных силах в Европе, безусловно, российско-американский диалог по данной проблеме весьма важен. Мы заинтересованы в том, чтобы тупик, в котором ДОВСЕ оказался из-за отказа стран НАТО ратифицировать соглашение о его адаптации к новым реалиям, реалиям, которые отражали исчезновение Варшавского договора, чтобы этот тупик был преодолен. Но для этого требуются отнюдь не только двусторонние усилия, для этого необходимо наладить диалог с участием всех стран, которые входят в режим, предусмотренный этим договором. Мы к этому готовы, наше предложение уже более двух лет находится на переговорном столе, рассчитываем, что новая администрация и по этому вопросу проведет обзор американской политики и вместе с европейцами мы сможем искать развязки, которые будут учитывать интересы безопасности всех и не будут создавать ни для кого неоправданное одностороннее преимущество.

Мы приветствуем инициативу Германии, которая планирует в начале июня провести экспертную встречу как раз для обсуждения всех этих вопросов. Но говоря о российско-американских отношениях, не стал бы я их ограничивать только разоруженческой, стратегической проблематикой, хотя она, безусловно, очень важна. У нас есть позитивная повестка дня по целому ряду вопросов, прежде всего это задачи нераспространения оружия массового поражения, задачи, связанные с ужесточением режима, направленного на недопущение попадания ядерных материалов в руки негосударственных игроков, поскольку это действительно проблема, с которой многие государства сталкиваются. Им необходимо оказать помощь, чтобы имеющиеся у них радиоактивные материалы были должным образом защищены и их безопасность была бы обеспечена.

Есть и задачи по расширению глобальной коалиции по борьбе с актами ядерного терроризма, слава богу, таких актов пока еще не было, но меры предосторожности, повышение бдительности на национальном, региональном, на глобальном уровне необходимы. И такую работу мы совместно с американцами инициировали с целью практического осуществления принятой по инициативе России конвенции ООН по борьбе с актами ядерного терроризма. Есть и такое поле взаимодействия, как мирный атом, обеспечение для всех добросовестных членов Договора о нераспространении ядерного оружия доступа к мирной ядерной энергетике. И в этой сфере есть также соответствующие инициативы России, которая создает многосторонний центр обогащения урана, которым могут пользоваться все те, кто хочет развивать в соответствии с договором о нераспространении мирную ядерную энергетику. Аналогичные инициативы есть и у Соединенных Штатов. Это очень большая область сотрудничества, и ее приоритетность в мировой повестке дня будет повышаться. И важно, что президенты в совместном заявлении от 1 апреля в Лондоне подчеркнули свое твердое намерение активно разрабатывать всю эту проблематику.

Конфликты, которые беспокоят весь мир: и ближневосточное урегулирование, и Афганистан, ситуация вокруг иранской ядерной программы, ядерная проблема Корейского полуострова - это все те вопросы, по которым мы с американцами тесно взаимодействуем. Безусловно, в нашем диалоге присутствует и такая тема, как постсоветское пространство, тема, касающаяся необходимости вести дела на этом пространстве транспарентно, не иметь никаких скрытых повесток дня и, отстаивая свои интересы, учитывать законные интересы всех других, прежде всего интересы самих расположенных на этом пространстве государств. Недопустимо пытаться ставить их перед ложным выбором: "Либо вы с нами, либо вы против нас". Иначе это все приведет к той самой борьбе за сферы влияния, которую никто не хочет и которую иногда пытаются приписать российской внешней политике. Мы не занимается сферами влияния, мы занимаемся установлением равноправных взаимовыгодных отношений со всеми, кто к этому готов.

2.

Russia Today: Вот в связи с этим одной из главных озабоченностей России в последнее время в российско-американских отношениях были планы по размещению ПРО в Европе, и много об этом говорилось. То есть теперь Вашингтон намекнул и много из Вашингтона об этом писали, что вроде бы он готов отказаться от этих планов в обмен на поддержку России по Ирану, в том числе на усиление санкций. Как вы считаете, возможен такой обмен, размен?

Лавров: Знаете, в политике размены, наверное, имеют право на существование, мы не хотим всю нашу внешнюю политику строить на основе разменов, мы хотим другого. Мы хотим, чтобы все наши партнеры уважали наши интересы и учитывали эти интересы в своих действиях. В ответ мы открыты для того, чтобы точно так же относиться к интересам наших партнеров. Конечно, все это предполагает, что интересы должны быть легитимными, что они должны реализовываться транспарентными, открытыми, без военных стандартов методами. Что касается противоракетной обороны, я бы выделил как очень важное то положение первоапрельского заявления президентов Медведева и Обамы, где говорится, что оба правительства, российское и американское, будут рассматривать взаимосвязь между стратегическими наступательными и оборонительными вооружениями. Та самая связь, которая была всегда в основе договоренности между Москвой и Вашингтоном по стратегической стабильности, которая была разрушена, когда США вышли из Договора о противоракетной обороне. Вот понимание Соединенных Штатов, что эта взаимосвязь важна, что без разговора о том, как эта взаимосвязь должна учитываться, будет непросто двигаться по выработке новой договоренности на смену Договора о стратегических наступательных вооружениях – это, я считаю, очень позитивный сигнал.

Что касается Ирана, то Иран - это проблема самостоятельная, это проблема, прежде всего связанная с необходимостью убедиться в том, что режим нераспространения ядерного оружия не нарушается, и именно на это направлены те усилия, которые три европейских страны - Франция, Германия, Великобритания вместе с Россией, Китаем и США предпринимают для начала переговорного процесса с Ираном. Эта "шестерка" стран представила свои предложения - предложения развернутые - на рассмотрение иранской стороны. В этих предложениях содержится то, что я бы назвал позитивными стимулами, которые касаются и перспектив развития экономических связей с Ираном, и снятия тех санкций, которые отдельными государствами были введены в отношении этой страны, это касается и перспектив развития мирной ядерной энергетики в Иране, это касается, что очень важно и вовлечения Ирана на равноправной основе в рассмотрение всех региональных проблем наравне с другими странами этого региона.

Это касается и Ирака, и Афганистана и ближневосточного урегулирования, потому что влияние Ирана в этих вопросах трудно отрицать. Но все эти стимулы предложены как часть итогового пакета, который должен быть согласован по результатам переговоров. Переговоры такие мы хотим начать. И от Ирана требуется прежде всего убедить всех нас в исключительно мирном характере его ядерной программы. Нет никаких свидетельств того, что у этой программы есть военное измерение, но у ряда стран и у МАГАТЭ есть вопросы, которые Ирану необходимо прояснить. Вот на прояснение этих вопросов и на создание условий для выхода на окончательный пакет и нацелено наше предложение о переговорах.

Я хотел бы с удовлетворением сказать, что буквально вчера в Лондоне заместители министров иностранных дел шести указанных стран встречались и подтвердили эту позицию, причем важным новым моментом во всей этой ситуации явилась готовность Соединенных Штатов в развитие той политики, которую провозгласил президент Обама, полностью включиться в переговоры, как только они начнутся. Предыдущая администрация, хотя и принимала участие в разработке предложений для иранской стороны, старалась держаться в стороне от самого переговорного процесса, оставляя за собой право подключиться к переговорам на более позднем этапе. Тот факт, что администрация Обамы готова с самого первого дня садиться за стол и разговаривать по всем вопросам, которые я упомянул, - это очень позитивное движение. Надеюсь, что оно позволит нам всем более эффективно добиваться скорейшего политико-дипломатического урегулирования иранской ядерной проблемы.

3.

«Голос России»: Другая страна этого региона - Афганистан. Судя по всему, и в США, и в других странах НАТО испытывают большой страх по поводу событий, происходящих в Афганистане, и собираются увеличить контингент, более активно там действовать. Как к этому будет относиться Россия? Насколько она будет включена в этот процесс, как мы к этому относимся?

Лавров: По Афганистану у нас нет принципиальных расхождений с другими странами, которые придают значение этой проблеме. Мы поддержали решения Совета Безопасности ООН, которые санкционировали действия антитеррористической коалиции в Афганистане. Мы поддерживаем продолжающуюся работу в Афганистане международных сил содействия безопасности по мандату ООН. Мы предоставляем свою территорию для транзита грузов невоенного характера для тех стран, которые участвуют в этой операции под командованием НАТО. Более того, у нас с Францией, Германией и Испанией есть двусторонние соглашения о том, что эти государства могут через нашу территорию направлять военные грузы и военный персонал, который участвует в операциях международных сил в Афганистане по мандату Совета Безопасности ООН.

Мы всегда подчеркивали необходимость того, чтобы международная стратегия по Афганистану учитывала невозможность решить эту проблему только силовым путем. Да, в отношении тех, кто не отказывается от террористических методов, должна применяться адекватная, пропорциональная сила, но именно пропорциональная, потому что количество т.н.побочного ущерба, а говоря по-человечески, количество жертв среди мирного населения в результате неадекватных или ошибочных действий коалиции в Афганистане, оно огромно. И на это внимание обращал и президент Карзай неоднократно. Мы поддерживаем афганское руководство в этом вопросе и ставим эту задачу максимального снижения жертв среди мирного населения и в Совете Безопасности. Так что силу применять надо, но применять ее аккуратно и прицельно. Но одной силы недостаточно.

Очень важно, чтобы афганцы смогли сформировать свою устойчивую политическую систему, это не просто, потому что Афганистан никогда не был жестко централизованным государством, и функционирование страны, нормальное ее развитие, возможность сконцентрироваться на социально-экономических задачах во многом зависят от того, насколько будет найден баланс интересов между центральной властью и властями в провинциях, тем более с учетом многоэтнического состава афганского общества. И сейчас в Афганистане начинается президентская кампания, потом будут одновременно с президентскими выборы в провинциях и в будущем году планируются парламентские выборы. Мы считаем крайне важным, чтобы все процессы были подготовлены и организованы таким образом, чтобы ни одна этническая, политическая группа в Афганистане не чувствовала себя уязвленной и получила право быть представленной в той или иной ветви власти.

Это, кстати, была одна из рекомендаций, был один из выводов состоявшейся недавно в Москве конференции под эгидой ШОС по Афганистану, в которой приняли участие многие государства, включая членов и наблюдателей ШОС со стороны "восьмерки", Турция, Туркмения и многие международные организации, в том числе и НАТО, и Евросоюз, и ОДКБ, и СНГ, и ОБСЕ. И, наконец, еще один важный аспект, который тоже был акцентирован на Московской конференции по Афганистану - это необходимость существенно усилить роль регионального фактора в процессах урегулирования, имея в виду не только подключения соседей Афганистана к реализации той или иной политики, но их участие в выработке самой политики. Они живут бок о бок с этой страной, они знают ситуацию гораздо лучше, чем те, кто расположен дальше от Афганистана. И этот вывод был очень четко зафиксирован в решениях Московской конференции.

Весьма положительно, что повышение внимания к региональному фактору в афганском урегулировании является составной частью той стратегии, которую объявил президент Обама, и в пользу такого подхода высказалась не только Московская конференция, но и состоявшаяся вскоре после нее конференция по Афганистану в Гааге. Так что в наших общих интересах сделать так, чтобы с территории этой страны никогда больше не исходила ни террористическая угроза, ни наркоугроза (о ее сложности, о ее опасности можно много говорить, и об этом тоже принята конкретная рекомендация на конференции ШОС в Москве) и чтобы территория Афганистана была территорией мира, чтобы сами афганцы определяли, как им жить на этой территории и как развивать свое государство.

4.

«Голос России»: Дай бог, чтобы действительно так все получилось. Но есть другая новость, другая проблема, которая волнует всех, весь мир, почти что уже год - это финансовый кризис. Есть огромное количество спекуляций по поводу того, что выходом из таких кризисов является война или по поводу того, что от такого кризиса произойдет глобальное переустройство мира, что этот кризис отражает изменение фундаментальных мировых центров силы, иерархии мировой и т.д. Ваша точка зрения, повлечет ли этот мировой финансовый кризис за собой глобальное политическое, мирового класса изменение, какие-то вызовы, сложности международного, политического плана или это все будет локализовано в сугубо финансовой сфере? Как Вы полагаете?

Лавров: Я не вижу оснований для того, чтобы нынешний кризис привел к войне. Вспоминается сразу Великая депрессия, после которой тенденции к экономическому и финансовому общению между государствами поутихли, преобладали автаркические тенденции и процессы и все завершилось Второй Мировой войной. Вот эту, наверное, аналогию многие приводят. Я не вижу сейчас условий для того, чтобы повторился тот сценарий, но то, что кризис не оставит мировую систему без изменений - это безусловно. Прежде всего я имею в виду финансовую экономическую систему. Невозможно продолжать эту систему поддерживать на основе тех институтов, которые были созданы 60 с лишним лет назад, институтов, которые отражали баланс сил в мире на тот период и которые сегодня далеко не в полной мере, а, по сути дела, просто недостаточно учитывают новую ситуацию. А новая ситуация характеризуется появлением новых мощных центров экономического роста, новых мощных финансовых центров. И с экономической, финансовой мощью, конечно же, приходит и политическое влияние.

Поэтому т.н.новые центры, а их появление просто отражает объективно проходящий процесс формирования многополярного мира, конечно же, хотят, чтобы их новая роль в мире была отражена в структурах, которые призваны мировыми финансовыми и экономическими процессами управлять. И не зря на лондонском саммите "двадцатки" те предложения, которые внесла Российская Федерация и которые продвигал президент, включали в себя необходимость, помимо срочного решения текущих проблем, не упускать из виду задачи перспектив, ну и задачу реформы международной валютно-финансовой системы с тем, чтобы эта система была более транспарентной, чтобы она в большей степени отражала реальную расстановку сил в мировой экономике и в мировых финансах и чтобы решения в этой системе принимались более демократично. Я нисколько не сомневаюсь, что этот разговор только начинается. Конечно, он займет определенное время, но то, что этот процесс уже не остановить, у меня нет сомнений.

5.

Russia Today:Россия еще до войны в Ираке предупреждала о том, какие будут последствия у этой войны, теперь эти последствия наблюдает весь мир. Уже долгое время Россия списывает долги Ираку. Много раз говорилось, что это позволит, возможно, вернуться на энергетический рынок этой страны. Мы верим в то, что в Ираке вскоре будет порядок и что можно будет в том числе вернуться к тем контрактам, которые были подписаны еще при Хусейне.

Лавров: Да, мы предупреждали о последствиях, но мы далеки от того, чтобы злорадствовать по поводу того, что наши мрачные предсказания сбылись. То, что произошло, - это было ошибкой, мы своих оценок не меняем, но сейчас все мы имеем ситуацию, которая негативно влияет на состояние дел в регионе. И которую очень важно выправить. И для этого нужны совместные усилия. Тот вклад, который мы можем внести в эти усилия, мы вносим. Наши компании работают над восстановлением энергетической инфраструктуры в Ираке, работали, кстати, в самые неспокойные, тревожные периоды и продолжают это делать. Тем не менее, отмечу, что за последнее время в Ираке произошли некоторые перемены в направлении стабилизации обстановки.

И здесь очень полезную роль играет правительство премьер-министра Малики, который буквально сегодня 9 апреля прибывает в Российскую Федерацию с визитом. Он не только провозгласил политику, за которую мы последовательно выступали многие годы - политику национального примирения, но в отличие от своих предшественников он стремится на практике ее реализовывать. В Ираке, вы знаете, основные группы - это шииты, сунниты, курды. И после того как войска США и коалиции вошли в Ирак, сунниты оказались в абсолютно дискриминируемом положении. И только не так давно понимание этого пришло ко всем и сейчас предпринимаются усилия, чтобы все-таки наладить межнациональное согласие, примирение, обеспечить каждой этнической, религиозной, политической группе в Ираке достойное место в политической жизни страны.

Проблем немало. Есть и не до конца урегулированный спор вокруг Конституции, спор вокруг закона о нефти: как доходы от этого сырья будут распределяться между различными группами в Ираке. Но идет согласование подходов, и мы активно поддерживаем и желаем успеха иракским коллегам в урегулировании этих проблем. Мы не заинтересованы в том, чтобы в Ираке была нестабильность, мы не заинтересованы в том, чтобы кто-то пытался нарушать суверенитет и территориальную целостность Ирака. И считаю важным поддерживать все усилия, которые идут в направлении укрепления иракской государственности. В экономическом плане....я уже сказал о том, что целый ряд наших компаний никогда и не прекращал работать в Ираке.

Да, есть контракты, которые были подписаны в прошлые годы, контракты, судьба которых сейчас еще не определена. И мы не только будем, мы уже достаточно долгое время ведем разговор по этим вопросам с иракским правительством. Думаю, что в ходе переговоров в Москве с премьер-министром Малики будут найдены договоренности, которые позволят реализовать на практике нашу взаимную заинтересованность (а в Багдаде нам это подтверждают регулярно) в развитии и углублении торгово-экономического, инвестиционного сотрудничества.

6.

РИА Новости: Еще одна проблемная зона, еще один конфликт, в разрешении которого Россия активно и долго принимает участие, - это зона ближневосточного урегулирования. Два года назад было заявлено о необходимости проведения Московской конференции по ближневосточному урегулированию. На прошлой неделе Махмуд Аббас сказал, что такая конференция пройдет буквально завтра-послезавтра. Конечно, это небольшое преувеличение, но стоит ли ожидать созыва и проведения такой конференции до июля текущего года? Когда МИД сможет назвать реальную дату такой конференции? И каковы ожидания от нее?


Лавров: Начну с последнего вопроса. Здесь ожидание, конечно, присутствует, но самое главное, что здесь есть острая необходимость провести такой форум в условиях, когда переговорный процесс, начатый было после конференции в Анаполисе, в сентябре прошлого года прекратился и тому было немало причин, были и вспышки насилия, были обстрелы территории Израиля, были выборы в Израиле, потом долгий период формирования израильского правительства. И в итоге мы получили такой переговорный вакуум, и нельзя, чтобы он бесконечно продолжался. Мы за это. И это не только позиция России - это позиция всех членов квартета международных посредников, т.е. России, ООН, Евросоюза и США, за то, чтобы как можно скорее возобновить переговорный процесс между Израилем и палестинцами и сделать это не с чистого листа, а с учетом тех договоренностей и тех пониманий, которые были достигнуты к настоящему моменту.

Мы не хотим, чтобы те переговоры, которые продолжались несколько месяцев между Махмудом Аббасом и предыдущим премьером Израиля Эхудом Ольмертом, в ходе которых были нащупаны многие направления дальнейшей более конкретной работы, чтобы все это ушло в песок. Повторяю - это позиция квартета. По срокам... Московская конференция (а мы хотели бы, чтобы она именно и зафиксировала возобновление переговоров)... По срокам тут необходимо, конечно, было дождаться формирования правительства в Израиле. Сейчас оно сформировано. И сроки мы будем определять прежде всего в консультациях с палестинцами и с израильтянами, как с основными действующими лицами, но также в консультации с сирийцами и ливанцами, потому что все понимают необходимость подкрепить позицию мирового сообщества в ходе Московской конференции о том, что окончательное урегулирование может быть только всеобъемлющим и помимо палестинского трека есть сирийский и ливанский трек.

И это важно также зафиксировать. С израильтянами уже есть договоренность о проведении в ближайшее время контактов по вопросам подготовки Московской конференции. Я разговаривал с министром иностранных дел Либерманом, вслед за тем разговором, который состоялся у президента России Дмитрия Медведева с премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху. И мы ощутили готовность израильской стороны в предметном плане эти вопросы рассматривать. Так что надеюсь, новости вы узнаете достаточно скоро.

7. РИА Новости: Еще одна конфликтная зона, гораздо ближе к российским рубежам - ситуация в Молдове. Обострение отношений между Молдовой и Румынией. Вы вчера очень подробно на пресс-конференции высказали и свою озабоченность , и позицию МИДа России по этому вопросу. Правомерно ли считать, что на примере Молдовы мы увидели, как перестали срабатывать сценарии, традиционные в последнее время на постсоветском пространстве - сценарии цветных революций? Если да, то почему? Ваши прогнозы, ваши оценки.

Лавров: Это больше для политологов вопрос. Ясно, что сам жанр цветных революций не может быть поддержан как метод, который направлен на достижение политических целей через применение неправовых, нелигитимных средств. Не хочу никого называть по имени, но все случаи, когда происходили цветные революции, если просто взять и проанализировать каждую из этих ситуаций, приводили к тому, что спокойствие в соответствующем государстве не наступало. И проблемы стоят гораздо острее, чем в тех странах, которым удалось не допустить подобных сценариев на своей территории. Это мое личное мнение, не хочу никого обижать. То, что произошло в Молдове, отличается, по-моему, от цветных революций, когда использовались вердикты одной или двух международных организаций, оспаривающие итоги выборов. В Молдове никто не оспаривал итогов выборов и ОБСЕ, и Европарламент, и Парламентская Ассамблея СНГ, все другие наблюдатели всех международных организаций признали, что выборы были демократическими, прошли организованно и в соответствии с теми стандартами, которые общеприняты мировым сообществом.

Поэтому здесь не было традиционного внешнего, если хотите, провокатора. Тем не менее, произошло то что произошло. Я считаю это абсолютным безобразием, это вандализм, это полное пренебрежение и насилие по отношению к символам государственной власти любого государства, администрации президента, зданию парламента. Не знаю, почему парламентские структуры в Европе (по крайней мере, я не слышал) никак не выражают своего отношения к произошедшему. Есть еще один аспект проблемы, который мы многие годы затрагиваем. Старались не делать из этого какого-то публичного вопроса, но аспект связан с тем, что у Молдовы до сих пор нет договора о границе с Румынией. Это хорошо известная тема в Евросоюзе и, наверное, в интересах Евросоюза следовать тем правилам, которые в ЕС установлены, а они заключаются в необходимости убедиться, что у страны-члена отсутствует наличие каких-то проблем, в частности, проблем, которые решаются подписанием договора о границе.

И, безусловно, лозунги и флаги, которые вчера и позавчера развивались и провозглашались в Кишиневе, нас очень сильно встревожили. Они однозначно показывали, что эти демонстранты, но на самом деле погромщики, конечно, а не демонстранты, были одержимы идеей разрушения молдавской государственности. Мы привлекли к этому внимание Евросоюза. Нас заверили, что воспринимают ситуацию с полной серьезностью. И мы надеемся, что и Евросоюз, и, конечно же, румынское руководство, которое публично осудило насилие, предпримет действия к тому, чтобы румынские флаги, румынские лозунги не использовались как прикрытие для подрыва молдавской государственности.

8. РИА Новости: Изменит ли как-то произошедшее в Молдове ситуацию на переговорах между Кишиневом и Тирасполем?

ЛАВРОВ: Я думаю, что то, что произошло, однозначно направлено на ухудшение условий для достижения договоренностей, потому что приднестровцы давно и, по-моему, справедливо ставили вопрос, что они готовы жить в едином государстве Молдова, но, если это государство утратит свою идентичность, то приднестровцы сами будут решать, что им делать со своим будущим.

9.

Russia Today: Сергей Викторович, я уже упомянула вначале, что зрители на нашем сайте задавали Вам вопросы последнюю неделю. Из 49 стран пришли вопросы, они вот здесь в папочке, их там несколько сотен. Мы выбрали один, остальные передадим Вашим коллегам для ознакомления. До сих пор ли Вы думаете, что Соединенные Штаты так же сильны и мощны, какими они были 20 лет назад, или Вы (имеется в виду не только Вы, но и Россия) начали признавать Китай, Индию и/или Европейский Союз в качестве равноценно важного и равноценно мощного государства.

Лавров: Я думаю, что ответ на этот вопрос содержится в самом вопросе. У нас в соответствии с концепцией внешней политики России, в соответствии с теми документами, которые на ее основе разрабатываются, реализуется принцип многовекторности. Это означает, что мы хотим взаимодействовать на равноправной и взаимовыгодной основе со всеми государствами, которые к этому готовы и, конечно же, прежде всего, речь идет о наиболее крупных, наиболее перспективных партнерах и, разумеется, о наших соседях. Китай, Индия, Бразилия вместе с Россией называются группой БРИК. И в рамках этой группы реализуются не только внешнеполитические контакты, но и контакты по линии министерств финансов, по линии других экономических ведомств.

И здесь есть поле для того, чтобы реализовывать наш взаимный интерес. США, безусловно, наш очень важный партнер. Евросоюз - наш круп

Наши рекомендации