Глобальные проблемы современности. Исходя из развитости современного общества в технико-технологическом отноше-

Исходя из развитости современного общества в технико-технологическом отноше-

нии, его зачастую называют технотронным, но высокий уровень развития техники имеет

как положительные, так и отрицательные стороны. Им обусловлены глобальные проблемы

современности. Глобальные (от лат. global – всеобщий) проблемы затрагивают интересы

всего человечества или значительной его части. Решение этих проблем возможно только

общими усилиями всего мирового сообщества.

К важнейшим глобальным проблемам относят:

– экологическую;

– демографическую;

– топливно-сырьевую;

– проблему третьей мировой войны;

– проблему «Севера и Юга» и некоторые другие.

Многие из них являются прямым следствием современного состояния техники и тех-

нологий производства. Однако решение этих проблем, как предполагают оптимистические

прогнозы, также возможно при помощи техники.

Глобальные проблемы современности прогнозировались еще на рубеже XIX–XX вв.

Представители «русского космизма» – философы Н. Федоров, К. Циолковский и В. Вернад-

ский – видели решение демографической и экологических проблем в освоении космического

пространства.

Глобальные проблемы остро заявили о себе в период после Второй мировой войны,

когда гонка вооружений, безудержное потребление природных ресурсов и прогрессирую-

щее загрязнение природной среды привели к возникновению особой области знания – тео-

рии глобальных проблем, или глобалистики, призванной выработать практические рекомен-

дации для решения глобальных проблем. Глобалистика учитывает множество социальных,

экономических и политических факторов и опирается на науки, связанные с изучением

жизни живых существ, а также земной поверхности: комплекс биологических дисциплин,

геология, геохимия, геофизика, почвоведение и др. Именно представители этих наук впер-

вые обратили внимание на отрицательные изменения, вызванные деятельностью человека.

Особое место в глобалистике занимает проблема исчерпаемости природных ресурсов.

Экономическая деятельность неуклонно ведет к тому, что все большее число природных

ресурсов переходит из категории возобновимых в категорию невозобновимых. Пределом их

истощения может быть либо полное исчерпание запасов, либо ограничение, связанное с эко-

логической безопасностью, либо невозможность для общества платить за данные ресурсы

слишком высокую цену.

Не менее важным элементом теории глобальных проблем явилось осознание не только

ограниченности природных ресурсов, но и возможной ограниченности бытия человечества.

Речь идет о реальной возможности самоуничтожения человечества, что стало очевидным

с августа 1945 г., когда на японские города Хиросиму и Нагасаки были сброшены первые

атомные бомбы. Накопленных на сегодня запасов ядерного оружия достаточно, чтобы уни-

чтожить планету не один раз, а многократно. Абсолютных гарантий того, что самоуничтоже-

ния человечества не произойдет ни при каких условиях, не может дать никто. Чтобы пред-

отвратить опасность, необходимо знать и не забывать о ее существовании. Ядерное оружие

выдвинуло на первый план задачу выживания человечества.

Современные исследователи считают, что этические проблемы на поверку опасней

проблем технических. Поэтому человечество сможет выжить и развиваться дальше только в

случае, если претерпят изменения отношения людей к друг к другу и к природе. Западному

И. И. Бабленкова, В. В. Акимов, Е. А. Сурова. «Обществознание: все темы для подготовки к ЕГЭ»

обществу будет поэтому полезно, а может быть, и необходимо воспринять элементы восточ-

ной философии с ее бережным отношением к природе.

Цивилизации Востока

Сторонники локально-исторического подхода к цивилизации нередко и современные

цивилизации делят на западные и восточные. Первые условно объединяются с их историче-

скими предшественницами под понятием Запад. Вторые – Восток.

Восточная цивилизация (Восток) имеет длительную историю развития, она древнее

западной, ведет начало от Древнего Востока (Египта, Месопотамии, Индии, Китая и др.).

Различия между западной и восточной цивилизациями и путями их развития наметились

еще в глубокой древности, окончательно сложились в Средние века и в Новое время, когда

страны Азии прилагали усилия к самоизоляции, пытаясь сохранить самобытность и непо-

вторимость. И это понятно, особенно в XVII–XVIII вв., ведь развитые страны Запада в эпоху

абсолютизма проводили имперскую, захватническую, колониальную политику. Но даже и в

это время западная и восточная цивилизации всегда испытывали взаимное влияние. Запад-

ная цивилизация выступала более агрессивной и нетерпимой. Тем не менее Восток сохранил

свои особые черты, обусловленные традиционными религией и философией. По религиоз-

ному принципу восточные цивилизации принято подразделять на арабо-исламские, китай-

ско-конфуцианские и индо-буддистские. Существует и другая классификация современных

восточных цивилизаций в зависимости от уровня развития и интеграции в мировое сообще-

ство. В этом случае выделяют:

– страны, в экономическом и политическом развитии сравнявшиеся с индустриаль-

ными западными странами (Япония, Южная Корея);

– страны, которые, подвергаясь влиянию Запада, сохраняют восточную самобытность

(Индия, Турция, Египет и др.);

– страны, замкнувшиеся в традиционной модели развития (большинство африканских

стран, Камбоджа, Бирма и др.).

Среди 6 миллиардов жителей планеты один миллиард – это граждане наиболее про-

мышленно развитых стран, таких как США, Япония, Великобритания, Франция, Италия,

Швейцария и др. Их в совокупности называют иногда «золотым миллиардом». Они поль-

зуются львиной долей природных богатств планеты. 60 % ресурсов находится в руках 6 %

землян, большинство которых живет в США. Это неравенство не обусловлено, как можно

видеть, прямо противостоянием Запада и Востока, однако если оно в дальнейшем будет

усугубляться, то протест возникнет именно в странах Востока, густонаселенных и испыты-

вающих давление социальных проблем. Этот протест может приобрести форму вооружен-

ного конфликта, что чревато обострением отношений между отдельными государствами и

целыми регионами планеты. Выход из создавшегося положения – в отказе от безудержной

гонки производства и потребления в богатых странах Запада и Востока в пользу справедли-

вого распределения ресурсов и продуктов производства между всеми странами и народами

мира под контролем международных организаций.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы основные и ныне применяемые философами, историками, социологами и

культурологами подходы к описанию исторических явлений и процессов?

2. В чем состоит суть цивилизационного подхода к истории? Назовите его основопо-

ложников.

3. Кем и когда разрабатывался формационный подход к историческому процессу?

Каковы особенности этого подхода?

4. Какие критерии кладутся сегодня в основу типологии (классификации) цивилиза-

ций?

5. Как вы понимаете суть выражения «Периодизация исторического процесса»? Как

связаны периодизация и основные подходы к описанию исторических процессов и явлений?

6. Что общего у цивилизаций Древнего мира с более поздними локальными цивилиза-

циями?

7. Перечислите основные различия античной и древневосточных цивилизаций.

8. Каковы отличительные особенности европейской Средневековой цивилизации?

9. В чем состоят отличительные особенности индустриальной цивилизации? Когда и

при каких обстоятельствах она начинает трансформироваться в информационную?

10. Перечислите основные глобальные проблемы современности.

Наши рекомендации