Бессистемный этап развития
Международно-правовой факультет
Дневное отделение
Кафедра технологий внешнеторговых сделок
РЕФЕРАТ
По дисциплине: «Безопасность жизнедеятельности»
на тему: «Возникновение и развитие учения о безопасности жизнедеятельности»
Работу выполнил:
студент 3 группы 1 курса ФВМ ДО
В.В.Тишкин
Работа сдана на кафедру
22 Декабря 2015
Проверил:
кандидат педагогических наук
доцент К.Н.Ковыляев
Оценка работы
_________________
«___»_____________2015
Москва 2015
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................................... 3
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ УЧЕНИЯ О БЖД............................................................ 4
Два этапа................................................................................................................................... 4
Бессистемный этап развития.................................................................................................. 6
Системный этап развития....................................................................................................... 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................................................. 9
Источники............................................................................................................................... 10
ВВЕДЕНИЕ
Данный реферат расскрывает проблему возникновения и развития учения о безопасности жизнедеятельности, также затрагивает историю сопутствующих БЖД наук: эргономики и экологии.
Цель данной работы ознакомить студентов, которые изучают дисциплину БЖД, а также других людей, интересующихся этой дисциплиной, с историей возникновения учения о безопасности жизнедеятельности. Здесь они могут ознакомится с основными этапами развития данного учения и интересными фактами по этой теме.
Приятного чтения!
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ УЧЕНИЯ О БЖД
Проблема защиты человека от опасностей возникла вместе с появлением на Земле человечества. На протяжении всей истории цивилизации каждый отдельный человек заботился о собственной безопасности и безопасности своих близких, человечеству приходилось проявлять заботу о безопасности своего существования.
Первобытный человек был тесно связан с природой. Наши предки не просто поклонялись растениям, животным, птицам, солнцу, ветру, воде и т. п., а и использовали свои знания о них для жизни в единстве с природой, поскольку именно природные опасности представляли наибольшую угрозу.
Второй группой опасностей, которые представляли угрозу человеку со времён начала существования его на планете, были действия других людей. Войны, вооруженные конфликты, убийства, похищения, угрозы, террористические акты и другие насилия сопровождали и в наше время продолжают сопровождать развитие общества.
Третьей на Земле появилась группа опасностей, которые исходят от объектов, созданных людьми, так называемых антропогенных факторов;машин, механизмов, химических и взрывчатых веществ, источников разного рода излучений, макро- и микроорганизмов, и т.п. Эти опасности связаны со стремлением человека глубже познать себя и окружающий мир, создавать материальные блага и, как это ни парадоксально, с поиском большей опасности.
На протяжении всей своей истории человечество стремится сделать жизнь удобной. В человеческом стремлении к познанию очень часто средства вытесняют цель, человек становится придатком к созданному им же, а его творения представляют угрозу для него самого.
Эти причины способствовали появлению учения о безопасности жизнедеятельности. Сейчас мы окуемся в историю этого учения. Важно отметить что учение о безопасности жизнедеятельности в современном виде сформировалось недавно, поэтому в процессе выяснения проблемы возникновения и развития данного учения будут рассмотренны такие науки как эргономика и частично экология.
Два этапа
Развитие научного направления «Безопасность жизнедеятельности» можно подразделить на два основные этапы. I - бессистемный; 2 — системный.
Первый этап начался с древних времен и продолжался до конца XX столетия. Основные его черты - формирование методов и направлений (научных дисциплин), которые затрагивают вопросы, связанные с безопасностью жизнедеятельности.
Второй этап начался с конца XX столетия и связан с научной и общественной деятельностью профессоров Белова С.В. и Русака О.Н.. Эти два ученые сумевших объединить существующие научные дисциплины, связанные с безопасностью жизнедеятельности. В опубликованных ими научных работах были сформулированы законы, аксиомы и отдельные положения, которые объединили разные научные подходы в один - безопасность жизнедеятельности.
Бессистемный этап развития
Еще до нашей эры деятели древних времен рассматривали учловия труда. Превые понятия безопасности труда рассматривались в работах Гиппократа (460-377 гг. и Аристотеля (384-322 гг. до н.э.). Они писали о важности условий, в которых осуществляется трудовая деятельность.
Человечество развивалось, развивалась и его производственная деятельность, а именно горнорудное дело. В период эпохи Возрождения известный врач Парацельс (1493-1541) изучал риски и опасности жизни человека, занятого горнорудным делом. Он первым высказал принцип нормирования (принцип Парацельса) – «все есть яд, и все есть лекарство - все зависит от их дозы, нормы.» Этот принцип стал теперь основой производственной санитарии, нормирования действия предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ на человека. Немецкий врач и металлург Агрикола (1494-1555) изложил вопросы охраны труда в своей работе "Про горное дело". Итальянский врач Рамаццани (1633-1714) заложил основы производственной гигиены в работе "О болезнях ремесленников".до н. э.)
Необходимо упомянуть и М.В. Ломоносова (1711-1765), который написал основные работы по безопасности труда в горнорудном деле, где нашли свое отражение методы борьбы с профессиональными опасностями, в том числе с пылью. Также он разрабатывал дробильные машины для облегчения работы горняков и занимался вопросами крепления лавы и вентиляции рудников. Еще важно вспомнить о том, что Ломоносову принадлежит приоритет в разработке средств защиты зданий и сооружений от удара молний.
В XIX столетии в связи с интенсивным развитием промышленности появляется целый ряд ярких ученых, которые занимались проблемами безопасности при работе на производстве: В. Л. Кирпичёв (1845-1913) –русский учёный-механик - связал вопрос безопасности промышленного оборудования с теоретическими вопросами прикладной механики и сопротивления материалов, И. М. Сеченов - физиолог - научно обосновал допустимую продолжительность рабочего дня, показал роль нервной системы в трудовом процессе; Ф.Ф. Эрисман - профессор МГУ - разработал вопросы гигиены труда. Позже были разработаны основы системного анализа безопасности, позволяет выявлять нежелательные события, заложены основы учения о трудовой деятельности, которое является основой современной комплексной науки - эргономики.
Первым, на современном научном уровне об обеспечении безопасности человеку указал польский натуралист В. Ястшембовский. В 1857 он опубликовал работу "Черты эргономики", понимая под этим науку о безопасности труда, в которой приоритет отдавался машинам, не учитывая психику человека-работника, оператора. Он считал, что когда машины, механизмы, техника станут безопасными, то и человек, работник (оператор) будут в полной безопасности. Но кроме технической стороны нужно учитывать и психическое состояние человека - человеческий фактор, который может часто меняться в зависимости от ситуации на что указывал известный российский ученый В.М. Бехтерев. Он стал основателем Ергогологии - учение о психических аспектах безопасности человека в его различных сферах деятельности, прежде всего в производственной
Следует подчеркнуть, что примерно в этот же период развития общества - в 1865 году возникла наука экология. Она изучает проблемы взаимодействия живых и неживых объектов, человека и общества с природой, их взаимное друг на друга, проблемы безопасной жизнедеятельности человека, общества в природе. В то время с интенсивным развитием машинного производства в странах Западной Европы, в России и США пришли характерные проблемы, актуальные по сей день. Такие как несовершенство техники, технологий, следовательно - загрязнение природной среды отходами, увеличение уровня заболеваемости и смертности как общей, так и связанной с производственными условиями - смертельные травмы, производственные болезни, уменьшение продолжительности жизни людей, рождаемость, активные процессы деградации природы. Все это мы теперь обозначаем единым термином - глобальный экологический кризис. Это комплексное понятие, связанное с политическими, социально-экономическими условиями жизни и деятельности человека в различных сферах - естественный, которая предопределяет все другие - производственную, бытовую, социальную, политическую, экономическую, психическую. Итак, в настоящее время возникла необходимость анализировать, прогнозировать эти явления, от которых зависит безопасность человека, общества, всей цивилизации.
Но вернемся к эргономике. Существенного развития эргономика получила в трудах советских ученых в 20-30 х гг. ХХ в. В 1921 на первой Всероссийской конференции по научной организации труда и производства, которой руководил академик В.М. Бехтерев, была обоснована необходимость создания эргономики, как системы исследований трудовой деятельности человека для обеспечения его эффективности. Повторим что, В.М. Бехтерев стал основателем эргологии - современное учение о психических основах трудовой деятельности (психология труда). В дальнейшей истории развитии этой науки, тесно связанной с учением о БЖД отметим Барселонскую конференцию 1921 года по безопасности труда. Были утверждены два срока - профессиональный отбор и профессиональная ориентация. Также отметим советского физиолога М.А. Бернштейна, а в особенности его работу"Современная биомеханика и вопросы охраны труда" 1930 года. В работе подчеркнул важность эргономичного подхода к решению проблемы безопасности труда и отметил основнаю цель эргономики - от техники безопасности к безопасной технике.
После 1949 эргономика получила дальнейшее развитие как наука: было организованно Эргономическое исследовательское общество, была создана Международная эргономическая ассоциация, в1961 в Стокгольме состоялся первый Международный конгресс по проблемам этой науки, в ком приняли участие представители более 30 стран мира, а с 1957 в Великобритании издается журнал "Ergonomics". Теперь это официальный орган Международной эргономической ассоциации, с 1969 выдаются журналы "Applied Ergonomics", "Ergonomics Abstracts". В 1969 была создана Международная организация по теории машин и механизмов, которая занимается проблемами терминологии, стандартизации и разработками теории манипуляторов, роботов. Мы рассмотрели основные этапы развития науки эргономики.
Итак, безопасность жизнедеятельности формировалась как учение, включающая себя достижения наук, которые мы рассмотрели. А именно экология, эргономика, эргология, а также труды ученых о безопасности человека в горном деле. Эти предметыочень тесно связаны, поскольку имеют общие объекты исследования - человек, природа (биосфера), антропогенная сфера и результаты их взаимодействия. Но следует подчеркнуть, что для БЖД основным объектом изученным является человек и его безопасность в зависимости от различных факторов, и прежде всего которые она сама и создает: антропогенные, техногенные, социально-политические, искусственные, а также и природные.
Системный этап развития
Безопасность жизнедеятельности (БЖД) как новая научная и образовательная система в РФ возникла в конце 80-х начале 90-х годов XX века первоначально как результат сложения следующих образовательных систем: «Охраны труда», « Гражданской обороны» и «Охраны окружающей среды». В 1992 году. (с 16 по 19 июня) в Санкт-Петербурге был проведен первый съезд специалистов по БЖД, а точнее, ученых, работающих в смежных с этим направлением областях. На этом историческом съезде была принята программа "Защита жизни и здоровья людей", которая была опубликована в разных российских изданиях, а также был избран организационный комитет, ставший тем ядром, специалисты которого подготовили проведение второго съезда (16-17 сентября 1993 года) и создание Международной академии наук по экологии и безопасности жизнедеятельности (МАНЭБ). Возглавил Союз специалистов профессор, доктор технических наук Русак Олег Николаевич(Санкт-Петербургская научная школа». Помимо О.Н.Русака, существенный научный и организационный вклад в создание этой новой системы внес С.В.Белов (Московская научная школа).
Системный этап развития этого учения, как мы видим, достаточно молод, но это означает, что у этой полезной для общества науки еще все впереди.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы расскрыли проблему возникновения и развития учения о безопасности жизнедеятельности. Узнали об основных деятелях этой области и с их основными работами. Убедились, что данное учение по сей день актуально и находится в стадии системного этапа развития, который вряд ли будет когда-то завершен, потому что человечество по мере своего развития постоянно сталкивается с новыми проблемами, которые нужно будет упоминать в учении о безопасности жизнедеятельности.
Спасибо за прочтение!
Источники
1. http://30school.ru/shpargalki/shporgalki-bezopasnost-zhiznedeyatelnosti/istoria-vozniknoveniya-i-razvitiya-teorii-bezopasnosti-jizni-i-deyatelnosti-chelovei.html
2. http://studopedia.ru/1_98042_istoriya-razvitiya-i-etapi-formirovaniya-bzhd-kak-nauki.html
3. http://allrefs.net/c1/494k5/p4/
4. http://allrefs.net/c1/494k5/p3/
5. http://bgdstud.ru/bezopasnost-zhiznedeyatelnosti/594-sovremennye-koncepcii-bezopasnosti.html