Разъяснения по поводу работы с тестовой системой курса и практическими задачами.
Тестирование с целью текущего контроля за приобретением знаний, необходимо проводить:
- по результатам изучения очередной темы или раздела курса;
- с целью контроля за динамикой усвоения знаний учащимися по сквозным темам, охватывающим века, периоды и т. д.;
- с целью выявления уровня знаний, приобретенных на лекции (осуществляется сразу после лекции);
На итоговом тестировании, дата которого должна быть известна заранее, каждый студент получает один тест, состоящий из определенного количества вопросов. Если студент ответил на все вопросы тестов, то получает оценку «5». Если ответил на 80% вопросов, то получает оценку «4», если на 50%, то оценку «3». Студент, ответивший менее чем на 50% вопросов, итоговое тестирование не проходит, и на усмотрение преподавателя ему может быть предложен дополнительный тест. На итоговое тестирование отводится от 20 до 30 мин.
Тесты могут быть использованы и для самопроверки знаний по истории самими студентами. Кроме того, можно использовать тесты и как домашнее задание с последующим разбором неправильных ответов.
Советы по подготовке к экзамену.
Как готовиться к экзамену
Изучение материала должно проходить в строгом соответствии с хронологической последовательностью. Не пытайтесь учить сначала легкие для вас темы, а затем более сложные. Это не позволит сформироваться целостному восприятию исторического процесса и внесет хаос в процесс подготовки.
Материал следует изучать крупными темами. Так будет легче сориентироваться на экзамене.
К каждому вопросу следует составить: во-первых - план, во-вторых – конспект ответа, это позволит объединить всю информацию, полученную из различных источников и закрепить материал.
При подготовке старайтесь задействовать все виды памяти: зрительную (чтение), механическую (составление конспектов ответов), речевую (пересказ вслух).
Используйте схемы, таблицы, так как они помогают запоминать, систематизировать, сравнивать материал и, в результате, способствуют лучшему его усвоению.
Умелое пользование картой является надежным подспорьем, как при подготовке, так и на экзамене. В атласах можно найти много дат, мест сражений, диаграмм экономического характера.
При подготовке не забывайте про термины. Любой исторический источник останется «немым», если не начать его изучение с основополагающей терминологии.
Терминология – это совокупность терминов, употребляемая в какой-либо области знания, искусства, общественной жизни.
Термин – слово, являющееся точным обозначением определенного понятия какой-либо специальной области науки, техники и тд.
Понятие – мысль о предметах и явлениях действительности, отображающая их общие и существенные признаки, связи и отношения.
Категория – понятие, отражающее наиболее общие свойства и связи явлений материального мира.
Работа с терминологией должна быть систематической. Составьте к каждому вопросу небольшой словарик из новых терминов. На экзамене вы должны продемонстрировать знание как общенаучной терминологии (культура, исторический прогресс, экономика, революция, государство и т.д.), так и исторические термины (поместье, вотчина, Боярская дума, феодальный строй и т.д.). При этом следует избегать таких ошибок как:
· Смешения близких либо сходных по внешнему звучанию, но далеких по смыслу терминов
· Житейско-бытового представления о терминах
· Содержание отдельных терминов, в зависимости от времени, исторической обстановки, места употребления, может несколько или даже основательно меняться
Важно знать исторических личностей (люди с ярко выраженной индивидуальностью, оставившие значительный след в истории). История развивается не сама по себе, ее творят люди. При изучении личности главное – всесторонняя оценка ее жизни и деятельности.
Также при подготовке следует обратить внимание на даты. Старайтесь запомнить основные крупные события изучаемого исторического отрезка. Сделайте хронологическую таблицу к каждой теме. Это поможет лучше запомнить даты и события и облегчит их проверку.
Как работать на экзамене
Выбрав билет, следует внимательно прочитать формулировку и найти вопросы в программе.
Ответ следует начинать с развернутого плана - это позволит грамотно изложить материал, сформулировать и выделить основные мысли, последовательно раскрыть содержание вопросов.
При ответе следует в первую очередь раскрыть закономерности и причинно-следственные связи исторических событий, продемонстрировать владение элементами исторического анализа, четко указывать время и место событий, при этом следует придерживаться хронологической последовательности, если конечно данный вопрос требует этого.
Студент должен продемонстрировать знание имен исторических деятелей. На экзамене необходимо правильно оперировать исторической терминологией, и продемонстрировать понимание используемых терминов, т.е. дать их определение.
Раскрывая содержание вопросов, студент должен уметь соотнести единичные исторические факты и общие явления, а также события отечественной истории с хронологически близкими к ним событиями мировой истории, то есть необходимо продемонстрировать понимание истории как процесса.
Итогом работы должен стать вывод. Выводы показывают, отвечающий умеет выделять особенности, давать оценку процессам, событиям и личностям, определять характер и перспективы дальнейшего развития общества, то есть обобщать материал.
Одним из ценных элементов экзаменационной работы могут стать таблицы, схемы и графики. При этом необходимо прокомментировать предложенную схему или график.