Тема 9. Политическая культура и политическое сознание.

1. Содержание и структура политической культуры.

2. Типы политических культур и функции.

3. Политическое сознание, его уровни и типы.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Воробьев К.А. Политология. - М.: Академический проект, 2003.– 432с.

2. Гаджиев К.С. Политология: учебник для высших учебных заведений. М.: Логос, 2003. – 488 с.

3. История политических и правовых учений. Краткий учебный курс. / под ред. В.С. Нерсесянца. - М., 2003. – 432 с.

4. Ирхин Ю.В. Политология: учебник. – М.: Экзамен, 2006. – 686 с.

5. Касьянов В.В. Основы политологии и социологии. - Ростов-на-Дону, 2003. –321с.

6. Кривогуз И.М. Политология. М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2001. – 288 с.

7. Муштук О.З. Политология: учебное пособие для студентов вузов. – М.: Маркет ДС Корпорейшн, 2006. – 551 с.

8. Политология. Учеб. пособие для техн. вузов /под ред. М.А.Василика и др./.Спб., 2002 г.

9. Политология. Учебник./А.Ю.Мельвиль и др./ М.: МГИМО МИД РФ, ТК Велби, Изд – во Проспект, 2004. – 624 с.

10. Политология: Учебник для вузов / С.В.Решетников, Н.П. Денисюк, М.Ф. Чудаков и др.; под ред. С.В. Решетникова. 4-е изд., стереотип. - Мн.: ТетраСистемс, 2004. – 448 с.

11. Сирота Н.М. Политология: Курс лекций. - Спб.: Паритет, 2006. – 352 с.

12. Сморгунов Л.В. Политология: Учебное пособие. – СПб., 1996. – 205 с.

1. Проблема политической культуры занимает одно из центральных мест в политологии, ибо ею во многом определяется стабильность и динамизм политической системы общества, степень её демократичности и цивилизованности.

Идея политической культуры, её происхождение восходит к глубокой древности, к трудам Платона ("Государство", "Законы") и Аристотеля ("Политика"). В средние века много внимания уделил ей средневековый мыслитель М.Макиавелли. Дальнейшее развитие она получила в трудах мыслителей Нового времени - Т.Гоббса, Дж. Локка, Т.Л.Монтескье и др. Они попытались установить связь между политическими представлениями людей и политическим устройством общества. Сам термин ввёл в научный оборот немецкий философ И.Г.Гердер (1774-1803).

Современные концепции политической культуры относятся к 50-60 гг. ХХ ст. Изучение политической культуры продолжается и сегодня.

Что такое политическая культура? Это система исторически сложившихся политических представлений, убеждений, ценностей, норм, способов и методов политического поведения всех субъектов исторического процесса. Это отношения между людьми в процессе их участия в политической жизни общества.

Политическая культура общества не может быть однородной, т.к. имеет социальную обусловленность. В политической культуре можно выделить мировоззренческие убеждения, установки, ориентации, обращённые на политическую культуру; эмоционально-чувственную сторону политических позиций; признанные в данном обществе образцы политического поведения.

В соответствии с этими основными элементами политической культуры можно выделить её основные уровни:

1) базовый, т.е. теоретическое отражение, закрепление и практическую реализацию конкретных политических интересов;

2) когнитивный (идеологический), т.е. совокупность политических знаний, взглядов, концепций;

3) эмоционально-психологический (ценностный), т.е. совокупность политических убеждений и ценностных ориентаций;

4) поведенческо-практический, т.е. определённые формы, способы участия в политическом процессе на основе усвоенных знаний о политике и объективных закономерностях развития общества;

5) нормативный, т.е. совокупность норм и правил политического поведения, традиций политической деятельности.

Следовательно, это способ осуществления политической деятельности, совокупность позиций, ценностей и образцов поведения, затрагивающих взаимоотношения граждан и власти.

Можно выделить различные субкультуры:политическую культуру общества, социальных групп и личности. Следует отметить, что политическая культура личности формируется под воздействием политической культуры социальной группы и общества в целом и представляет собой её преломление через индивидуальное сознание, собственный опыт, уровень политических знаний с учётом психологических особенностей данной личности.

Политическая культура общества формируется под воздействием ряда факторов. Среди них определяющее воздействие могут оказывать социальные революции, коренным образом изменяющие политическую систему общества; войны; характер внешних отношений страны (традиции завоевательной политики, агрессивность по отношению к другим странам). Длительный нейтралитет может способствовать формированию различных политических культур и отношений. Значительное влияние может оказывать политическая система в целом, её институты (партии, общественные организации), символы (флаг, герб, гимн). При определённых условиях церковь может играть значительную роль в формировании политической культуры общества, граждан, особенно в теократических государствах (ислам в Иране, католическая церковь в формировании политической системы Польши в 80-е гг. ХХ ст.). Огромны возможности воздействия СМИ на политическое сознание личности. Обычаи, традиции, нормы поведения, принятые в данном обществе, также влияют на политическое поведение граждан.

2. Политическая культура общества неоднородна. Американские политологи Г.Алмонд и С.Верба выделяют три чистых типа политической культуры, из них выводят смешанные:

- патриархальная (традиционная) политическая культура. Знания граждан о государстве, их представления о политической системе общества исключительно ограничены. Соответственно, и полное отсутствие у подданных интереса к политике (в современных условиях - это африканские племена, этнически замкнутые группы, где отсутствует политико-правовое регулирование);

- подданническая политическая культура (культура повиновения). Отличается определённым интересом социальных субъектов к функционированию политической системы, её отдельных институтов, к деятельности политических властей. Однако они сами не проявляют политической активности. Роль государства рассматривается как механизм доведения до населения директив, законов, которые надо выполнять и им подчиняться;

- активистская политическая культура (культура участия). Граждане не только убеждены в эффективности данной политической системы, но и стремятся играть в ней активную роль.

В чистом виде эти типы политической культуры существуют в истории довольно редко. Более широко распространены смешанные типы политической культуры: патриархально-подданническая, подданнически-активистская, патриархально-активистская. Идеалом (высшим типом политической культуры) провозглашается так называемая гражданская культура, которая наиболее широко обеспечивает органическое сочетание свободы члена общества и стабильности политической системы. Такая культура, по мнению вышеназванных политологов, распространена в США, Англии.

Встречаются и другие типологии политической культуры. Существует попытка классификации политических культур в зависимости от типа политического режима. Выделяют два типа: либерально-демократическая (буржуазно-демократическая) и авторитарно-тоталитарная. Их основные признаки соответствуют типу политического режима, дополняясь национальными особенностями. Развивая концепцию государства и рынка, некоторые исследователи выделяют следующих два типа политической культуры: этатистскую (бюрократическую), где вся политическая жизнь контролируется государством; рыночную, где свободный рынок регулирует не только экономические отношения, но и формирует тип личности и его поведение.

Политическая культура как важнейший элемент политической системы выполняет ряд функций:

1) Регулирующая, которая проявляется в прямом или косвенном воздействии на поведение людей и нацелена на обеспечение стабильности политической системы в целом.

2) Познавательная (коммуникативная) состоит в вооружении субъекта знаниями, необходимыми для политической деятельности, обеспечивая историческую преемственность.

3) Воспитательная функция способствует интеллектуальному развитию личности, усвоению ею сложившихся политических норм, ценностей, повышению социальной активности личности.

4) Информационная - ставит своей целью обеспечить широкую информированность всех граждан общества о текущих событиях, явлениях и процессах в политике. Объективность информации является показателем высокой политической культуры общества и определяет степень доверия граждан к средствам массовой информации и к органам власти.

Развитие политической культуры зависит от конкретно-исторических условий. Её уровень является важным показателем стабильности политической системы общества. Политическая культура находит выражение в политическом сознании.

3. Политическое сознание является высшим уровнем развития политической культуры. Политическое сознание - это система взглядов, идей, ценностей, принципов, норм, теорий, отражающих политическую жизнедеятельность общества. Оно носит конкретно-исторический характер, отражает определённую историческую эпоху, экономику, культуру, свойственные народам обычаи и традиции.

Политические идеи, представления, теории выражают интересы и потребности реально действующих субъектов политики - индивидов, больших и малых социальных групп, правящей политической элиты. Так, в античные времена господствуют одни политические идеи, представления и настроения, в Средние века и Новое время - уже другие.

Вместе с тем политические идеи и теории в каждую новую эпоху не создаются заново. Они разрабатываются на основе идейно-теоретического материала предыдущих поколений с учётом новых реалий. Политические идеи, взгляды и теории могут опережать ход общественного развития, вскрывая назревшие потребности общества, а могут и отставать от хода общественного бытия.

Содержание политического сознания составляют как научные знания, так и обыденные представления о политической действительности. Политические знания и представления включают законы и тенденции политической жизни общества, совокупность абстрактных и конкретных политических образов, реалистических и мифологических знаний о политических отношениях, институтах и действиях субъектов политики. Сюда могут входить оценочные и критические суждения индивидов о политической реальности, их эмоциональные состояния и психологическое восприятие. Таким образом, политическое сознание охватывает все представления людей, связанные с их участием в управлении делами государства и общества в целом.

На основе глубины и достоверности отражения политической реальности различают научно-теоретический, эмпирический и обыденный уровни политического сознания.

Научно-теоретический уровень политического сознания - это самая высокая ступень познания политической действительности. На этом уровне происходит глубокое проникновение в сущность политических явлений и процессов, выявление причин и их закономерностей. А результаты научного познания политической действительности закрепляются в логических понятиях, категориях и политических теориях. Научные политические знания отражают рациональные и логические элементы человеческого познания.

Эмпирический (по-гречески "опыт") уровень политического сознания - это политические знания, оценки и переживания, складывающиеся преимущественно на основе активного участия индивида в политической жизни общества. Данный уровень политического сознания отличает большая степень конкретности и прагматичности человеческих представлений о политических процессах и явлениях.

Обыденное, повседневное политическое сознание возникает из непосредственного восприятия индивидом повседневной политической практики. Оно может адекватно отражать природу и содержание отдельных политических явлений и процессов, однако не может дать индивиду системное и полное представление об окружающей его политической действительности. Этот уровень чаще всего содержит элементы стихийности, иллюзорности, нереалистичности.

Каждой общественно-политической системе соответствует особый, свойственный ей тип политического сознания, который проявляется в национально-специфических формах в зависимости от типа политического режима: тоталитарный, авторитарный, либерально-демократический типы политического сознания.

Наши рекомендации