Политика как явление общественной жизни

Понятие “политика” - одно из древнейших в человеческом языке. В современный язык оно пришло из древнегреческого (politika) и традиционно означает государственные и общественные дела, сферу деятельности, связанную с отношениями между людьми, социальными группами, народами, нациями и государствами. Политика - это сознательная деятельность в политической сфере общества, которая направлена на достижение, удержание, и реализацию власти. Как самостоятельная сфера общественной жизни политика включает в себя отношения между ее субъектами (индивидами, социальными слоями (группами), классами, партиями, движениями и пр.), властно - управленческую и организаторскую деятельность и поведение людей, их социально - политические интересы, потребности, мотивы и традиции, функционирование (работу) политических институтов и организаций, политические идеи и взгляды.

Термин “политика” обычно употребляется в нескольких основных смыслах. Так, например, французский политолог Ж. - М. Данкэн выделяет три аспекта понимания и употребления этого слова:

1. Политика - управление. Понятие “политика” в данном случае обозначает деятельность государственной власти (правительства) по решению конкретной проблемы в той или иной сфере общественной жизни: так выделяются финансовая, промышленная, социальная, энергетическая и т.д. политика.

2. Политика - стратегия. В этом значении политика обозначает долгосрочные цели и задачи (курс), реализуемые государственной властью, политической партией, группой лиц, и т.п. Нередко нам приходится слышать выражения: политика такой - то партии, политика правительства, и т.д.

3. Политика - ценностное суждение, содержащее в себе конкретную оценку обществом и гражданами действий государственной власти и других субъектов политической системы: моральная или аморальная, “хорошая” или “плохая” политика.

Помимо вышеназванных, существуют отдельные комплексные определения политики, рассматривающие в связи с теми или иными основаниями:

1) Этические определения – рассматривают ее как сознательную деятельность людей, направленную на достижение общественного блага (таким образом понимали ее значение такие видные политические мыслители, как Аристотель, Ж. – Ж.Руссо, М.Робеспьер и др.). При этом смысл понятия «общественное благо» понимался ими различно: если Аристотель понимал под ним «максимально возможное счастье большинства людей», М.Робеспьер – следование требованиям разума и гражданским добродетелям, то католический – богослов, представитель неотомизма Ж.Маритэн – «добродетельную и правильную жизнь большинства людей»;

2) Стратификационные (т.е. связанные с отношениями определенных социальных слоев и групп и их влиянием на процесс осуществления власти). В рамках подобного подхода политика понимается либо как соперничество социально – экономических классов (эксплуататоров и эксплуатируемых) (марксизм), расовых, этнических, культурных и иных групп (Л.Гумплович), борьба аристократического или элитарного слоя с большинством народа (массами) (Н.Макиавелли, Г.Моска, В.Парето), соперничество управляющих и управляемых (Р.Дарендорф);

3) Правовые– связывающие собственно политику и деятельность государства с защитой неотъемлемых прав личности (на жизнь, свободу, собственность и др.) (Т.Гоббс, Дж.Локк, Б.Спиноза, Ж. – Ж.Руссо и др.).

Из числа современных исследователей сущность подобного подхода к определению политики наиболее полно и содержательно выразил французский политолог Ж.Френд (Фройнд): «Политика – это социальная деятельность, призванная обеспечить с помощью силы, обычно основанной на праве, внешнюю безопасность и внутреннее согласие в рамках борьбы, рождающееся из разнообразных и различных мнений и интересов»;

4) Властные определения исходят из политики либо как борьбы за завоевание и удержание власти (Н.Макиавелли), либо как «стремления к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти между государствами, внутри государства между отдельными группами людей» (М.Вебер). Иначе говоря, политика – это система взаимоотношений людей вокруг и поводу власти в масштабах государства и общества, а также в отношениях между народами;

5) Институциональные определения истолковывают ее как участие в делах государства, в деятельности политических институтов и учреждений –Ж. - Ж. Руссо, К.Маркс, В.И.Ленин и др.);

6) Антропологические определения рассматривают участие в политике как реализацию родовых свойств и природы человека. Так, например, Аристотель определял человека как «политическое животное», сама природа побуждает которое жить совместно с другими людьми и участвовать в делах государства (полиса): «Государство принадлежит к тому, что существует по природе ... и человек по своей природе есть животное политическое». Собственную версию политики как деятельности, вызванной свойствами человеческой природы, предложил известный немецкий философ – иррационалист Ф.Ницше: он рассматривал ее как воплощение базового человеческого (и животного) инстинкта – воли к власти;

7) Конфликтные определения рассматривают политику как конфликт между различными социальными группами и классами в борьбе за собственные интересы, те или иные социальные ресурсы (А.Токвиль, К.Маркс, Л.Гумплович, Г.Зиммель, Л.Козер, А.Бентли и др.) либо как деятельность по урегулированию конфликтов (Р.Дарендорф, Ж.Фаве, М.Брегер и др.);

8) Консенсусные определения политики рассматривают ее как механизм урегулирования общественных противоречий, средство консолидации граждан и мобилизации их усилий для решения общезначимых задач (экономических, политических, культурных и др.). Приверженцами такого подхода к пониманию политики традиционно выступают представители структурно – функционального подхода в социологии (Т.Парсонс, Д.Истон, Р.Мертон и др.); последние рассматривают общество как сложную систему, где каждый элемент и подсистема призваны выполнять определенную функцию согласованно с другими элементами и подсистемами. В соответствии с данной позицией Т.Парсонс определяет политику как «организацию элементов системы с целью эффективного действия для достижения общих целей»;

9) Политика как отношение «друзей – врагов». Собственное оригинальное и отличное от других исследователей определение природы политики предложил в свое время в работе «Понятие политического» (1925) видный немецкий правовед, политолог и один из классиков немецкой школы геополитики К.Шмитт. С его точки зрения, политика как явление не имеет самостоятельной природы и сущности, и заключает в себе элементы религиозной, экономической и культурной жизни. По Шмитту, политика и политическое сознание возникают в результате проявления и осознания людьми социальных (межгрупповых) противоречий и противоположных групповых и социально – групповых интересов - с того момента, когда человек начинает относить себя к определенной социальной группе, члены которой становятся для него «друзьями», а члены противоборствующих групп – «врагами». С момента разделения на «друзей» и «врагов»,собственно, и начинается политика: «Собственно политическое различие есть различие между другом и врагом. Оно придает человеческим действиям и мотивам политический смысл». Отмечая определенное преувеличение К.Шмиттом психологических и конфликтных (ведь политика - не только борьба, но и согласование интересов) составляющих политики, следует признать, что для человека как политического субъекта всегда очень важно чувство общности с «нашими», определенными политическими силами и лидерами. А для того, чтобы это чувство общности было, сильнее, необходим образ врага (реального или вымышленного).

Таким образом, мы видим, что политика представляет собой многообразный мир общественных отношений, человеческой деятельности, поведения, ориентаций, взглядов и разнообразных связей между людьми по поводу власти и по конкретным вопросам управления обществом. Основными факторами политики выступают интересы социальных (этнических) групп, которые соответственно выражают политические организации, институты, движения и лидеры. Мир политики - сложная, многоуровневая и отличающаяся многообразием форм система, охватывающая власть и властные отношения, государственную и политическую организацию общества и весь комплекс политических институтов. Он включает в себя множество сфер, таких, как международная, межнациональная, государственно-правовая, партийная, избирательная, а также механизмы принятия решений, политический процесс, политические отношения, политическую культуру, политическое сознание, политические коммуникации и др.

Для обозначения же границ мира политики, ее истоков и составных частей (компонентов) используется понятие “политическая сфера жизни общества”.

Политическая сфера - особая сфера деятельности общества, в которой лежат истоки политической деятельности людей во всем ее многообразии и развитии, реализуются политические интересы классов, других социальных слоев и групп, наций, народностей, отдельных людей в форме политических отношений, действий и поступков (поведения).

При изучении политики целесообразно исходить из представлений об обществе как о своеобразной всеохватывающей суперсистеме(сверхорганизме), состоящей из целого комплекса взаимосвязанных, но в значительной степени самостоятельных по отношению друг к другу подсистем: хозяйственно - экономической, социальной, политической и духовной (культура, идеология, разнообразные верования и убеждения людей). Каждая из подсистем имеет свои границы, свои характерные особенности и выполняет определенную функцию. Производственная или экономико-хозяйственная система своей деятельностью обеспечивает материальные потребности общества. Социальная система включает в себя всю совокупность разнообразных социальных общностей и отношений между ними, которые определяются влиянием классовых, цивилизационных и формационных факторов. Духовная сфера, ее жизнедеятельность включает в себя производство идей, знаний, художественных ценностей. Политическая сфера представляет собой совокупность самых разнообразных явлений, непосредственно связанных с государственной (политической) властью и ее осуществлением, таких, как институты, организации, отношения, нормы, идеи, интересы, мотивы, установки, и т.п. В целом же она призвана обеспечить жизнедеятельность государственно-политической организации и интересы всего сообщества.

Рассмотрим подробнее взаимоотношения политики с основными сферами и явлениями общественной жизни.

Политика и власть. Политические отношения, как мы уже определили, представляет собой систему разнообразных отношений «вокруг» и «по поводу» власти. Кроме того, сложная и противоречивая система политических отношений требует наличия государственной власти как арбитра и упорядочивающей силы. Поэтому вполне обоснованным выглядит заключение, сделанное американским политологом Р.Далем: «Политическая система – это система устойчивых человеческих отношений, которые требуют наличия власти, господства и авторитета».

Политика и государство. Политическим, по определению, становится всякое общественное влияние, оказывающее влияние на функционирование государственной власти, либо становящееся объектом его внимания и воздействия (социально - экономические, культурные, частноправовые и иные вопросы). Помимо этого, нужно помнить, что государство одновременно выполняет ряд важных политических функций: 1) Поддерживает общественного порядка; 2) Осуществляет представительство и согласование интересов различных социальных слоев и групп; 3) Обеспечивает оборону, национальную безопасность и представительство интересов страны за рубежом; 4) Осуществляет регулирование социально – экономических, межнациональных и иных конфликтов.

В то же время необходимо помнить о том, что политика не сводится к одной только лишь деятельности государства. Она также предполагает осуществление представительства разнообразных социальных интересов через негосударственные (т.е. неподконтрольные напрямую государству): партии, движения, группы давления, и др. Все они стремятся воздействовать на государственную власть и использовать ее в своих интересах.

Наши рекомендации