Основные положения протестантского вероучения
Протестантские вероучение, культ и организационное устройство формировались на основе требования устранения тех элементов, которые привнес католицизм в догматику и культ по конъюнктурным соображениям и которые в силу этого противоречия раннехристианским идеалам. Протестанты настаивали на личном отношении человека и Бога. Они боролись за право каждого христианина свободно читать Библию. В протестантизме Библия объявлена единственным источником вероучения, а Священное Предание либо отвергается, либо используется в той мере, в какой признается соответствующим Священному Писанию. Особое значение, поэтому приобрел перевод Библии на национальные языки. В тех странах, где протестантизм вытеснил католицизм, церкви были лишены земельных угодий и подчинены светским властям. Поскольку протестанты отвергали учение о церкви как посреднице между Богом и людьми, поскольку они отказались признавать примат Римского папы и приняли принцип всеобщего священства. Была введена выборность пасторов и пресвитеров, которые уже не обладали правом от имениБога отпускать людям их грехи.
Протестанты отвергли учение о чистилище - части забвенного мира, в которой, по католическому вероучению, душа умершего проходит очищение от грехов, прежде чемперейти в рай. Было отброшено и католическое представление о «запасе добрых дел», оставленных святыми, которыми церковь в лице папы распоряжается по своему усмотрению и даже может наделять ими тех, у кого нет добрых заслуг.
В основе учения протестантизма лежит представление о достижении небесного спасения посредством личной веры, а не посредством подчинения авторитету церкви. Вера не нечто такое, что может быть или отсутствовать у человека, она заложена в самой человеческой природе. Между человеком и Всевышним существует внутренняя связь, поэтому для утверждения человека в вере и его спасения не требуется выполнения регламентированных церковных церемоний и спасительных дел, предписываемых ею.
Согласно протестантскому вероучению, сам по себе человек из-за испорченности своей природы в результате первоначального греха лишен возможности творить добро, поэтому все доброе и нравственное в нем творит Святой Дух. Другими словами, человек может творить добро только благодаря божественной благодати, которую он получает даром, не имея никаких заслуг. Все иные высоко ценимые католицизмом способы добиться спасения соблюдение обрядов, материальные пожертвования в пользу церкви, суровое соблюдение постов и т.п. считаются второстепенными.
Основные принципы вероучения лютеранства изложены в составленном М. Лютером и его соратником Ф. Meланхтоном «Аугсбургском исповедании». Этот документ состоит из двух частей. Первая - «Вера идоктрина» - содержит 21 статью, в которых излагаются основные положения вероучения (Бог, Троица, богочеловек, таинства, добрые дела, свобода воли идр.). Вторая часть - «Злоупотребления» - состоит из 7статей и посвящена критике католицизма по вопросам церковной организации ипрактики, целибата, платы за отпущение грехов. Именно здесь нашли свое воплощение основные принципы протестантизма: достижение спасения не при посредничестве церкви, не молитвами монахов, незаслугами святых и даже не добрыми делами в пользу церкви, аличной верой, источник вероучения - только Библия; упразднение монашества и поклонения святым и их мощам и т.д.
Кальвинизм, или реформаторство, возник в XVI в. Его учение разработано теологом и проповедником Жаном Кальвином, который воплотил его на практике в городегосударстве Женеве, Кальвинизм воспринял основные лютеранские принципы вероучения, придал им гораздо большую жёсткость. Кальвин более решительно, чем Лютер, отверг христианское «предание», институт папства.
Из всех христианских таинств кальвинизм оставил лишь крещение и причащение, которые рассматриваются как символические обряды. В отличие от лютеранства кальвинизм отрицает представление о «присутствии» тела и крови Христа во время причащения. Кальвинизм радикально упростил культ, отвергнув священнические облачения, алтарь, свечи, иконы, крест.
Англиканство- третье основное направление в раннем протестантизме. В Англии королевская власть, более сильная, чем в континентальной Европе, стремилась ограничить вмешательство Рима в свои дела. В середине XIV в английскому церковному суду было запрещено апеллировать к иноземному, т.е. папскому, суду. С началом Реформации в Германии известия о деятельности Лютера и протестантские сочинения быстро достигли Англии и нашли там благоприятную почву. Парламентским актом 1534 г. король Генрих VIII был объявлен главой церкви. С этого времени начали закрываться монастыри, стала проводиться секуляризация церковных владений, прекратился культ святых и реликвий. Был издан обновленный и одобренный архиепископом Кентерберийским перевод Библии на английский язык («Большая Библия»). В 1571 г. был утвержден Символ веры, состоящий из 39 пунктов. Он придал англиканству облик «среднего пути» между католицизмом и лютеранством.
Квакеры- еще одно направление протестантизма. В XVII в. возникло «Христианское общество друзей внутреннего света». Его основал ремесленник Джон Фокс (16241691), провозгласивший, что истина веры продляется в акте озарения «внутренним светом». Последователи Фокса подчеркивали необходимость пребывать в постоянном трепете перед Богом, за что получили название квакеров (от англ. - трястись). Считая Священное Писание единственным источником вероучения, а«озарение» - высшим проявлением веры, квакеры отвергли духовенство и внешний культ, провозгласили равенство всех членов общины. Богослужение у них состоит во внутренней беседе с Богом и проповеди. Спасаясь от преследований, квакеры вынуждены были бежать в Америку, где основали несколько поселений. В этих поселениях была установлена религиозная терпимость, равноправие всех людей, включая индейцев. Квакеры способствовали отмене рабства в США. В настоящее время в мире насчитывается около 200 тыс. последователей этого движения. Общины квакеров существуют в США, Англии, Канаде и некоторых других странах, ими создан «Всемирный комитет друзей».
Протестантизм в России
Протестантизм в Россииодно из трех, наряду с католицизмом и православием, главных направлений христианства. Возникнув в первой четверти XVI в. в процессе широкого антикатолического движения Реформации в Германии и Швейцарии, протестантизм быстро распространился по многим странам Западной Европы. Он знаменовал собой новый поворот в развитии европейской (в основе своей христианской) цивилизации, выступая идеологическим обоснованием слома феодализма и формирования буржуазного общества. Россию, как страну православную, это антикатолическое движение, естественно, не затронуло, однако первые иностранцы-лютеране появились в Москве и Новгороде Великом еще при жизни М. Лютера.
Протестантизм проникал в Россию и укоренялся в ней различными путями. Первоначально это были купцы – преимущественно из северогерманских городов, а также из Швеции, Дании, немного позднее из Англии и Голландии. Ганзейские купцы издавна вели оживленные торговые сношения с Новгородом и имели там подворья. Позднее их торговые связи протянулись и в Москву. Среди них были и последователи Лютера. Еще больше купцов-лютеран стало прибывать в Россию из Швеции.
Самым многочисленным пополнением числа протестантов в России были жители присоединенных к ней территорий в результате войн с Ливонией и Швецией. Российское правительство с большой терпимостью относилось к верованиям этого населения. Сдавшимся в июле 1558 г. жителям города Дерпта Иван Грозный гарантировал сохранение их религии с церквами и школами.
В XIX в. появляется новый источник формирования той части населения России, которая исповедует протестантизм. Это протестантские объединения сектантского типа, тоже западного происхождения, такие как баптизм, евангельское христианство, адвентизм, позднее – пятидесятничество. Общины русских баптистов существуют в России с 60-х гг., евангельских христиан – с 70-х, адвентистов седьмого дня – с начала 80-х гг. XIX в., пятидесятников – с 10-20-х гг. XX в. В отличие от общин лютеран, реформатов и меннонитов, имевших отчетливую этническую окрашенность (немцы, скандинавы, прибалты и их потомки) эти течения протестантизма носили подчеркнуто вненациональный или наднациональный характер.
Протестантизм в России представлен различными направлениями, церквами и деноминациями. Лютеране и реформаты (кальвинисты) появились в России уже в первой половине – середине XVI века. При Иване Грозном в Москве, в Иноземной (Немецкой) слободе возникли первые две лютеранские и одна реформатская (голландская) общины. Сами лютеране ведут отсчет истории лютеранской церкви в России с 1559 г., когда благодаря появлению первого пастора из числа пленных ливонцев начались регулярные богослужения в общине.
Кальвинисты представлены Союзом евангелическо-реформатских церквей в России, объединяющим несколько общин, а также значительным числом пресвитерианских и методистских церквей, возникших, в основном, в 90-х гг. в результате деятельности американских и корейских миссионеров.
Ислам как мировая религия
Ислам возник в VII в. н. э. среди арабских племен Аравийского полуострова. Это самая молодая религия из числа мировых. Последователей ислама насчитывается более 1 млрд человек.
Основатель ислама Мухаммед — историческая личность. Он родился в 570 г. в г. Мекке, который был для того времени довольно крупным городом на пересечении торговых путей. В Мекке располагалась святыня, почитавшаяся большинством арабов-язычников, — Кааба. Мать Мухаммеда умерла, когда ему исполнилось шесть лет, его отец умер до рождения сына. Мухаммед воспитывался в семье деда, семье знатной, но обедневшей. В 25 лет он стал управляющим хозяйством у богатой вдовы Хадиджы и вскоре женился на ней. В 40 лет Мухаммед выступил как религиозный проповедник. Он заявил, что Бог (Аллах) избрал его своим пророком. Проповедь не понравилась правящей верхушке Мекки, и Мухаммеду пришлось к 622 г. перебраться к г. Ясриб, позднее переименованный в Медину. 622 год считается началом мусульманского летосчисления по лунному календарю, а Мекка — центром мусульманской религии.
Священная книга мусульманКоран представляет собой обработанные записи проповедей Мухаммеда. При жизни Мухаммеда его высказывания воспринимались как прямая речь Аллаха и передавались устно. Спустя несколько десятилетий после смерти Мухаммеда они были записаны и составит и Коран.
В вероучении мусульман большую роль играетСунна - сборник назидательных рассказов о жизни Мухаммеда иШариат —свод принципов и правил поведения, обязательных для мусульман. Наиболее тяжкими ipexa.Mii у мусульман считаются ростовщичество, пьянство, азартные игры и супружеская неверность.
Культовое помещение мусульман называется мечетью. Ислам запрещает изображать человека и живогных, полому мечети украшаются только орнаментом. В исламе нет четкого деления на духовенство и мирян. Муллой (священником) может стать любой мусульманин, хорошо знающий Коран, мусульманские законы и правила богослужения.
Большое значение в исламе придается обрядности. Можно не знать тонкостей веры, но следует строго исполнять главные обряды, так называемые пять столпов мусульманства:
§ произнесение формулы исповедания веры: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — пророк его»;
§ совершение ежедневной пятикратной молитвы (намаза);
§ соблюдение поста в месяц рамадан;
§ раздача милостыни бедным;
§ совершение паломничества в Мекку (хадж).
Коран и Сунна
Одним из источников шариата является Коран как слово Божье, полученное в Откровении. В некоторых его стихах содержатся вполне законченные предписания. Однако, хотя и сказано: «О вы, которые уверовали! Будьте верны в договорах» (5:1), – в этих словах, ставших краеугольным камнем договорного права, не определено, какие формальности необходимо соблюсти при заключении контракта или каковы материальные последствия его нарушения.
По мере расширения исламского государства и включения в его орбиту народов, знакомых с римской и иными правовыми системами, все более отчетливо выступала необходимость развития шариата и его приспособления к новым условиям. Важную роль сыграло обращение к хадисам – преданиям о поступках и словах Мухаммеда, его ближайших родственников, а также сподвижников. Собрание хадисов образует сунну – «закон», ориентир для каждого мусульманина. В исламском праве действует принцип, согласно которому сунна служит для разъяснения и детализации общих положений Корана, а Коран – для разъяснения сунны. При этом предполагается, что сунна не содержит установлений, принципиально противоречащих кораническим, и наоборот. Хотя традиционная мусульманская наука выработала сложную систему проверки хадисов на достоверность и их соответствующей классификации, в обширный их корпус могли попасть и подложные. Установлению таких хадисов западное востоковедение традиционно уделяло значительное внимание, причем его выводы часто не совпадают с тезисами исламского фикха.
Ислам в России
Ислам является второй по численности верующих религией в Российской Федерациипосле христианства.
По данным переписи населения 2002 г. численность традиционно мусульманских народов в России составило около 14,5 млн чел. — около 10 % населения страны. По утверждениям Духовного управления мусульман европейской части РФ, приверженцев ислама в России на тот момент насчитывалось до 20 миллионов. «Этнические мусульмане», согласно переписи 2002 г., составляют большинство населения в семи субъектах Российской Федерации: в Ингушетии (98 %), в Чечне (96 %), в Дагестане(94 %), в Кабардино-Балкарии (70 %), в Карачаево-Черкесии (63 %), в Башкортостане(54,5 %), в Татарстане (54 %). При этом следует иметь в виду, что при переписи вопрос о вероисповедании не задавался и что не все «этнические мусульмане» фактически исповедуют ислам. Данные социологических опросов и выборочных исследований этнического состава конфессиональных общин дают основания предположить, что в России от 10 до 15 % «этнических мусульман» придерживаются иных вероисповеданий, прежде всего православного христианства. В то же время известно много случаев обращения в ислам россиян, не являющихся «этническими мусульманами». Специалисты в вопросах религии считают, что число русскихмусульман составляет от 2 до 20 тысяч человек. Численность мусульман продолжает расти за счёт естественного прироста, особенно среди народов Северного Кавказа, а также мусульман становится больше за счет мигрантов, главным образом, из стран Средней Азии и Азербайджана. Вместе с сокращением населения России это приводит к значительным темпам увеличения доли мусульман в населении РФ.
В советский период сопротивляемость ислама насаждавшемуся государством атеизмубыла более энергична и глубока, чем у православия, которое традиционно исповедовало большинство населения России. Во многом это было связано с тем, что ислам в России является религией национальных меньшинств и поэтому представляет собой важнейший элемент их этнического самосознания и самоидентификации. В настоящее время происходит процесс духовного воссоединения российских мусульман с единоверцами за рубежом, осознание российскими мусульманами, что они часть исламского мира.
Нетрадиционные религии и культы(«религии Нового века», религиозные «культы», «новые религии», «тоталитарные секты» и т.п.) — общее и во многом условное обозначение религиозных новообразований, которые противопоставляют себя официальным и господствующим религиям. Современные Н.р. отражают характерный для 20 в. кризис устоев европейской цивилизации: крах либерально-прогрессистских концепций, рост антисциентистских и мистических доктрин. Говоря конкретнее, они свидетельствуют о неспособности сложившегося «религиозного истеблишмента» удовлетворять духовные потребности верующих (в первую очередь молодежи) в «обезбоженном мире» (М. Хайдеггер), когда в сознании многих привычный и милосердный «Бог умер». В прошлом диссидентские образования (ереси и секты) возникали внутри господствующих церквей вследствие несогласия с ортодоксальным толкованием одних и тех же священных книг. Что же касается современных Н.р., то они, как правило, отвергают традиционные религии в целом, противопоставляя им сочинения и проповеди собственных основателей. В зависимости от специфики культурных традиций и социально-политической обстановки религиозные новообразования принимают различные, нередко полярные формы. Тем самым понятие Н.р. приобретает крайне расплывчатый смысл: в него обычно включают последователей Ананды Марг и сатанистов, практикующих бесчеловечные ритуалы, респектабельный бехаизм и безобидных поклонников летающих тарелок, а также многочисленные версии нсоориентализма, неоязычество, теософию, антропософию, космизм, т.н. врачевательные культы, и т.д. Обостренный общественный интерес к Н.р. возник после самоликвидации Народного храма Д. Джонса (1978), когда погибло 914 американцев. Трагедия стала возможной, поскольку Джонс добился собственного почитания (культа) как «живого бога»; поэтому организации такого типа получили в США обличительное наименование «культы». Тогда же выяснилось, что начиная с 1960-х гг. в стране возникло около 2 тыс. религиозных и квазирелигиозных новообразований, которые также стали фигурировать как «культы», хотя большинство их составляли аморфные и неустойчивые группы поклонников спиритизма, парапсихологии, телекинеза, летающих тарелок, различных «групп здоровья». Все это точнее обозначать более широким термином, а именно «религии нового века», или Н.р. Наибольшую, часто скандальную известность в США приобрели Церковь объединения Сен Муна, Дети Бога Д. Берга и Церковь сайентологии Л. Хаббарда, а также неоориенталистские группы, использующие (обычно произвольно) богатый нравственно-психологический опыт религий Востока. Это, прежде всего, Общество сознания Хари Кришна, Миссия Божественного света, Организация здоровья, счастья и святости. В США «культы», нередко нарушавшие законодательство, сразу же столкнулись с активным противодействием властей, традиционных церквей и родителей, дети которых, вступив в организацию, порвали с ними все отношения. В результате некоторые из «культов» утратили свою агрессивность, др. были вынуждены перебазироваться в Европу и иные регионы, превратившись в своеобразные транснациональные корпорации, ведущие прибыльную финансовую деятельность. Среди всего многообразия Н.р. целесообразно выделить т.н. культы в особую группу, поскольку их деятельность постоянно порождает конфликтные ситуации. Во главе «культа» стоит харизматический лидер, который объявляет себя либо живым богом, либо божественным посланцем, призванным спасти мир, погрязший в грехе. Цельное, детально разработанное вероисповедание подменяется проповедями, произвольно комбинирующими и вульгаризирующими элементы теизма, восточных религий, языческих верований и примитивной магии. Акцент обычно делается на запугивании скорым концом света и Страшным судом. Все, кто не разделяет взглядов лидера (в т.ч. и родители), обличаются как ненавистные «слуги дьявола». «Культы» часто имеют свои общежития, где царят жесткий аскетизм и нещадная эксплуатация. От неофитов, как правило, требуют передачи имущества в пользу самозваного «мессии» или, по меньшей мере, выплаты значительной части средств. Широко практикуются изнурительные групповые мероприятия (многочасовые танцы, лекции, молитвенные собрания, зубрежка цитат), вводящие людей в полугипнотическое состояние, которое ставит их в полную зависимость от лидера и лишает возможности свободного выбора. О силе такого воздействия говорят все новые акты коллективного самоубийства и убийства: напр., калифорнийской группой «Небесные врата» (апрель 1998), Движением за восстановление десяти заповедей (Уганда, март 2000). Вместе с тем в некоторых Н.р. практикуются психотерапевтические процедуры, которые оказывают благоприятное лечебное воздействие на физическое состояние и самочувствие человека. №29
Российская Федерация – многонациональное государство. В России исповедуются все мировые религии, действуют многочисленные нетрадиционные церкви и объединения. Для современного российского общества очень важен характер отношений между гражданами с разным мировоззрением, которое может быть основано на религиозном учении или ориентировано на нерелигиозное восприятие жизни. Проблема контактов между религиозными организациями дополняется проблемой их взаимоотношений с государственными институтами.
Основой решения указанных проблем может послужить соблюдение принципа свободы совести. В самом общем виде принцип свободы совести означает свободу морально-этических воззрений человека, который имеет возможность самостоятельно определять, что считать добром, а что злом, какое поведение можно считать честным, а какое нет. Но проявления убеждений в действиях и поступках, не должны наносить ущерб другим людям и обществу в целом. Вопрос о свободе совести означает вопрос о духовной свободе человека, о возможности существования такой области духовной жизни, куда не вправе вторгаться ни власть, ни общественные организации.
В первой статье Конституции зафиксировано, что Россия представляет собой правовое государство. Особенностью правового государства является незыблемость и гарантированность прав и свобод личности. Неотъемлемой частью этих свобод является свобода совести. Реализация принципа свободы совести означает признание необходимости соблюдения в отношениях между личностью и властью принципа толерантности (терпимости). Принцип свободы совести можно трактовать как принцип свободы вероисповедания, кроме того, человек вправе не исповедовать никакой религии.
После установления советской власти был принят Декрет от 23 января 1918 года «Об отделении государства и школы от церкви», в котором впервые провозглашалось, что каждый гражданин имеет право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. В этом документе принцип свободы совести получил современную форму – он означал не только свободу выбора вероисповедания, но и возможность неприятия религиозного учения как такового.
Тем не менее, в СССР принцип свободы совести, провозглашенный всеми советскими конституциями, был лишь декларацией. На практике существовали значительные ограничения деятельности верующих. Для них практически была закрыта возможность карьеры в государственных учреждениях. Государство активно вмешивалось во внутренние дела религиозных организаций.
Переход России к построению правового государства означал, что взаимоотношения между властными институтами и гражданами должны осуществляться только на основе закона, в том числе и в вопросах религии.
Российское законодательство предоставило религиозным организациям большую свободу действия. Статья 28 Конституции РФ гарантирует каждому свободу совести , свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Это значит , что каждый волен свободно исповедовать свою веру, не боясь преследований со стороны государства, быть членом религиозных организаций, получать религиозное образование.
Таким образом, и свобода вероисповедания, и широкие возможности для деятельности религиозных организаций выступают как неотъемлемая часть прав и свобод человека.
Конституция РФ в ст. 28 устанавливает, что каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Свобода совести и вероисповедания принадлежит всем лицам, законно находящимся на территории РФ, и не зависит от гражданской принадлежности лица.
Не допускается установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от религиозных убеждений, за исключением случаев, установленных федеральными законами и только в том объеме, в каком это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности РФ.
Гражданам РФ гарантируется право на замену военной службы на альтернативную гражданскую службу, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы.
Свобода совести и вероисповедания включает в себя: 1) право лица не сообщать о своем отношении к религии, свободно участвовать в отправлении религиозных обрядов; 2) право свободно реализовывать свое право на свободу совести и вероисповедания, не допускается принуждение кого бы то ни было к исповеданию той или иной религии путем применения насилия, повреждения имущества либо угрозами подобных действий; 3) право на тайну исповеди. РФ – светское государство. Поэтому никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. В РФ не допускается дискриминация по признаку принадлежности к той или иной религии. Конституция РФ закрепляет принцип отделения государства от церкви, т. е. религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
В соответствии с этим принципом государство не вправе: 1) вмешиваться в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания; 2) возлагать на религиозные объединения обязанности органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления; 3) вмешиваться в деятельность религиозных объединений, если та деятельность не противоречит конституционному строю РФ; 4) вводить в качестве обязательного образования религиозное в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Религиозные объединения граждан, если их деятельность не нарушает конституционных основ РФ, выступают наравне с другими общественными объединениями в общественных отношениях, за исключением участия в: 1) осуществлении полномочий органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления; 2) выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления; 3) деятельности политических партий и политических движений, оказании им материальной и иной помощи.
№30