Взаимодействие в предупреждении, выявлении, пресечении и раскрытии преступлений.

заключение и реализация договоров о борьбе с преступлениями, представляющие международную опасность

оказание правовой помощи по уголовным делам, включая экстрадицию

разработка международных норм и стандартов, обеспечивающих защиту прав человека в сфере охраны порядка

регламентирование вопросов национальной и международной юрисдикции

признание и использование решений иностранных органов по административным и уголовным делам

взаимодействие в предупреждении, выявлении, пресечении и раскрытии преступлений.

Здесь речь всего идет о:

-насильственных преступлениях против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности

-террарестических актах

-коррупций и деятельности организованной преступности

-незаконном обороте оружия, боеприпасов…

Принципы М С:

-неприменение силы и угрозы силой

-мирное разрешение международных споров

-вмешательство во внутренние дела

-межгосударственное сотрудничество

-суверенное равенство государств

Спец принципы:

-невыдача политических эмигрантов

-неотвратимость наказания

-гуманность

-защита прав граждан за границей

Сказанное позволяет констатировать что в ходе м/ународ-го сотруд-ва в борьбе с преступ-ю госуд-ва и представл-я их правоохр-е органы обязаны учитывать в своей в своей деят-ти как общепринятые принципы так и принципы внутренней уголов-й политикизакрепл-е в констит-ом, уголовном, угол-исполн законод-ве госуд-в.

Статья 457. Исполнение в Российской Федерации запроса о правовой помощи

1. В соответствии со своими международными обязательствами Российская Федерация может исполнять запросы иностранных государств о правовой помощи. Основанием для исполнения таких запросов являются международный договор Российской Федерации, международное соглашение или письменное обязательство на основе принципа взаимности.

2. Направляемый в Российскую Федерацию запрос должен исходить от компетентного органа или должностного лица иностранного государства и быть надлежащим образом оформленным. При получении соответствующим органом, указанным в ч.3 ст.453 УПК, запроса об оказании содействия в производстве процессуальных действий, проведение которых входит в его компетенцию, определяется лицо (или орган), которое будет непосредственно исполнять содержащуюся в запросе просьбу.

3. Процессуальные действия, указанные в запросе иностранного государства, производятся в соответствии с нормами УПК РФ. Положение об использовании при исполнении запроса норм национального законодательства закреплено в международных договорах РФ, международных соглашениях (см. также коммент. к ст.455 УПК).

Статья 464. Отказ в выдаче лица
1. Выдача лица не допускается, если:
1) лицо, в отношении которого поступил запрос иностранного государства о выдаче, является гражданином Российской Федерации;

2) лицу, в отношении которого поступил запрос иностранного государства о выдаче, предоставлено убежище в Российской Федерации в связи с возможностью преследований в данном государстве по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или по политическим убеждениям;

3) в отношении указанного в запросе лица на территории Российской Федерации за то же самое деяние вынесен вступивший в законную силу приговор или прекращено производство по уголовному делу;

4) в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовное дело не может быть возбуждено или приговор не может быть приведен в исполнение вследствие истечения сроков давности или по иному законному основанию;

5) имеется вступившее в законную силу решение суда Российской Федерации о наличии препятствий для выдачи данного лица в соответствии с законодательством и международными договорами Российской Федерации;

6) деяние, послужившее основанием для запроса иностранного государства о выдаче, в соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации не является преступлением.

2. В выдаче лица может быть отказано, если:
1) утратил силу. - Федеральный закон от 17.12.2009 N 324-ФЗ;

2) деяние, в связи с которым направлен запрос о выдаче, совершено на территории Российской Федерации или против интересов Российской Федерации за пределами ее территории;

3) за то же самое деяние в Российской Федерации осуществляется уголовное преследование лица, в отношении которого направлен запрос о выдаче;

4) уголовное преследование лица, в отношении которого направлен запрос о выдаче, возбуждается в порядке частного обвинения.

3. Если выдача лица не производится, то Генеральная прокуратура Российской Федерации уведомляет об этом компетентные органы соответствующего иностранного государства с указанием оснований отказа.

ВОПРОС. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью в рамках ООН.

В условиях постоянного роста преступности международное сообщество вынуждено координировать вопросы борьбы с преступностью в рамках межправительственных и неправительственных организаций. На универсальном уровне этими вопросами призвано заниматься ООН.

Международный Суд ООН рассматривает конкретные дела. Например, а 1980 году рассмотрено дело о захвате американских заложников в Иране.

Работа по координации сотрудничества государств по борьбе с преступностью возложена на Экономический и социальный совет ООН (ЭКОСОС).В его система функционирует ряд специальных вспомогательных органов. К ним относятся Комиссия по правам человека, Комиссия по наркотическим средствам, по международному терроризму, Комитет по предупреждению преступности и борьбе с ней

Процедура передачи выдаваемого лица иностранному государству

Основанием передачи лица, осужденного судом Российской Федерации к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является, а равно для передачи гражданина Российской Федерации, осужденного судом иностранного государства к лишению свободы, для отбывания наказания в РФ считаются международный договор РФ с соответствующим иностранным государством либо письменное соглашение Генерального прокурора РФ с компетентными органами и должностными лицами иностранного государства на основе принципа взаимности.

Передача лица осужденного в Российской Федерации, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является, допускается до отбытия им наказания в виде лишения свободы по ходатайству осужденного либо его представителя, а также по просьбе компетентного органа соответствующего государства с согласия осужденного.

Передача лица может быть осуществлена только после вступления приговора в законную силу по решению Генерального прокурора РФ или его заместителя, который сообщает о состоявшейся передаче суду, вынесшему приговор. Порядок и форма обращения к государству с просьбой о передаче осужденного предусматривается в двусторонних международных договорах.

По общему правилу обращение составляется в письменной форме и к нему должны быть приложены:

-сведения о личности осужденного (фамилия, имя, отчество, время и место рождения);

-информация о гражданстве осужденного или его постоянном месте жительства.

Юрисдикция Международного уголовного суда

Юрисдикция - установленная законом (или иным нормативным актом) совокупность правомочий соответствующих государственных органов разрешать правовые споры и решать дела о правонарушениях, т.е. оценивать действия лица или иного субъекта права с точки зрения их правомерности, применять юридические санкции к правонарушителям. Юрисдикция определяется в зависимости от вида и характера разрешаемых дел, территориальной их принадлежности, от участвующих в деле лиц.

В международном праве различают территориальную и личную (национальную) юрисдикцию.

Под территориальной понимается такая юрисдикция государства, которая осуществляется в пределах определенной территории.

Личная (национальная) юрисдикция осуществляется государством в отношении своих граждан, находящихся за пределами его территории, например, в открытом море, в Антарктике.

Формы международного сотрудничества в борьбе с преступностью

Международное сотрудничество в борьбе с преступностью может осуществляться в следующих основных формах:

а) оказание взаимной правовой помощи по уголовным делам

б) выдача лиц, совершивших преступления, для привлечения к уголовной ответственности или исполнения приговора;

в) передача осужденных к, лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания в государства их гражданства или постоянного места жительства;

г) обмен оперативной, правовой и иной информацией;

д) выполнение поручений по международному розыску;

е) обеспечение прав и свобод граждан данного государства при осуществлении уголовного правосудия в другой стране;

ж) подготовка кадров, обмен опытом работы правоохранительных органов различных государств в борьбе с международной преступностью;

з) предоставление экспертных и консультативных услуг, специальных научно-технических средств и оказание иной материально-технической помощи;

и) совместное изучение проблем преступности и борьбы с ней, прогнозирование и программирование этой деятельности;

к) участие в официальных мероприятиях (конгрессах, совещаниях) и научно-практических конференциях (семинарах, симпозиумах), обсуждающих проблемы международного сотрудничества в предупреждении преступности, борьбе с ней и при обращении с правонарушителями.

Любая из форм международного сотрудничества в борьбе с преступность наполняется конкретным содержанием, дифференцируется и реализуется конкретным субъектом (международной организацией, государством или государственным органом), участвующим в таком сотрудничестве.

Наши рекомендации