Устный экзамен по отечественной истории

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

Учебно-методическое пособие для студентов всех специальностей заочной формы обучения ТвГТУ

Тверь 2016

Составители: профессор кафедры медиатехнологий и связей с общественностью, канд. истор. наук Иванов В.Г. , доцент кафедры Долгова Т.В.

Учебно-методическое пособие предназначено для использования в ходе практических занятий по курсу «Отечественная история» студентами всех специальностей и направлений ТГТУ.

Программа утверждена на заседании кафедры истории и политологии «27» августа 2016 года, протокол № 1.

©Тверской государственный технический университет, 2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебно-методическое пособие по отечественной истории адресовано студентам всех специальностей заочной формы обучения Тверского госу­дарственного технического университета.

Данное пособие включает в себя:

• Краткие сведения об учебной программе «Отечественная история».

• Основные экзаменационные вопросы с указанием необходимой ли­тературы,

• Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов.

• Требования к разработке и написанию рефератов (контрольных ра­бот).

• Перечень индивидуальных заданий.

Назначение программы помочь студентам сформировать целостное представление об основных этапах исторического пути России и судьбах нашей страны, осмыслить ее многовековой опыт самоопределения во все­человеческой цивилизации.

Цель курса «Отечественная история» - сформировать у студентов на­выки научно-теоретического освоения истории в контексте ведущих пара­дигм современной исторической науки, прежде всего цивилизационного подхода, что выступает необходимой предпосылкой для адекватной само­стоятельной интерпретации исторических фактов и другой информации, отражающих влияние прошлого на настоящее и будущее российского об­щества и мира в целом.

Предлагаемый курс основан на проблемно-логическом методе, когда приоритет отдается теоретическому упорядочению накопленной истори­ческой информации, определению ведущих факторов и тенденций соци­альных измерений, специфики их действия и проявления в отечественной и всемирной истории.

Освоение курса «Отечественная история» предполагает большой объем самостоятельной внеаудиторной работы студентов-заочников.

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ

• Иметь представление об истории как науке, ее месте в системе гуманитарного знания, владеть основами исторического мышления.

• Иметь представление об источниках исторического знания и приемах работы с ними.

• Иметь научное представление об основных эпохах в истории человечества и хронологии.

• Знать основные исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей.

• Уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому.

• Обладать способностью теоретической интерпретации историчес­кой информации для объяснения и понимания актуальных проблем и тенденций развития современной России и мирового сообщества.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКЗАМЕНА

Экзамен по отечественной истории в ТГТУ проводится в устной (со­беседование по экзаменационным билетам) и письменной (реферат на ис­торическую тему, выполнение тестовых заданий) форме.

УСТНЫЙ ЭКЗАМЕН ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ

В ходе устного ответа студент должен:

1) продемонстрировать умение рассматривать события и явления конкретно-исторически и в широком историческом контексте, с учетом исторической перспективы и ретроспективы; видеть противоречивость и вариантность общественного развития;

2) изложить основной фактический материал по вопросу; раскрыть
ведущие причинно-следственные связи; самостоятельно сделать обобщения и выводы из сказанного;

3) использовать и уметь объяснить необходимые понятия и термины;

4) освещать материал логично, последовательно, соблюдая принятые нормы устной речи.

В ходе ответа экзаменатор имеет право задавать студенту дополни­тельные вопросы по теме билета.

Результаты устного экзамена оцениваются по пятибалльной системе.

Тема 1.

Тема 2.

Тема 3.

Тема 4.

Тема 5.

Тема 6.

Тема 7.

Тема 8.

Тема 9.

ПОСТСОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА: «ПЕРЕСТРОЙКА» В СССР-

ОТ ПОПЫТОК «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ» СИСТЕМЫ

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ И ЛИТЕРАТУРА

1. История как наука. Функции исторического знания.

2. Формационный подход к объяснению исторического процесса.

3. Цивилизационный подход к объяснению исторического процесса. Понятие «цивилизация». Факторы формирования цивилизационного под­хода

4. Особенности становления древнерусской цивилизации: природно-климатический и геополитический факторы.

5. Религиозный фактор в становлении российской государственности.

6. Характерные черты классического феодализма. Особенности социально-экономических и политических отношений в Древней Руси.

7. Особенности общественного развития в период феодальной раздробленности на Руси.

8. Монголо-татарское иго: особенности взаимоотношений Руси и Золотой Орды, влияние на общественную жизнь России.

9. Основные причины и специфика образования централизованного Московского го­сударства на Руси.

10. Особенности самодержавной власти в России. Период правления Ива­на Грозного.

11. Причины, сущность и методы российской модернизации начала XVIII века.

12. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II: противоречивость эпохи.

13. Россия в эпоху «великих реформ» (60-70 гг. XIX века).

14. Особенности капиталистических отношений в России.

15. Причины нарастания революционной ситуации в России.

16. Особенности политической модернизации России начала XX века: расклад политических сил.

17. Проблемы войны и мира в XX веке: российское измерение.

18. Особенности становления социалистической модели в России. Формирование тоталитарной политической системы в СССР.

19. Причины и предпосылки модернизации России конца XX века. Распад СССР.

20. Специфика модернизационных процессов в современной России (к. ХХ – нач. ХХI вв.).

21. Геополитическое положение России в современном мире.

Литература:

1. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций: учебное пособие для вузов – Москва: Интерпракс 1994г.

2. История России в свете цивилизационного подхода: учебное пособие / Иванов В.Г., Токмина Т.А., Токмин С.Ю., Миронова О.Б., Ледин О.Б., Попова С.Ю., Бойкова О.Л., Долгова Т.В., Болокина Л.А., Лавриков С.В. – Тверь: ТГТУ, 1998г.

3. История России в 3-х частях: под общей редакцией Дмитриенко В.П. – Москва: издательство общество «Знание» России, 1994г.

4. История Отечества/Краткий очерк в 2-х выпусках – Москва: общество «Знание» Российской Федерации, 1992г.

5. Ключевский В.О. Краткое пособие по русской истории – Москва: 1994г.

6. Отечественная история: учебно-методическое пособие: под редакцией Зотовой М.В.: МГУП, 2008г.

7. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории – Москва: «Высшая школа», 1993г.

8. Заорская И.Ю., Зотова М.В. Становление и подъем Российской державы XV – XVIII века. (Позиции, комментарии, документы). Учебное пособие – Москва: МГАП «Мир книги», 1994 г.

9. История России. Учебное пособие для вузов.: в 2-х томах. Т. 1 / Горинов М.М., Горский А.А., Данилов А.А. и др. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997г.

10. История и культура Отечества. Под редакцией Гуляевой В.В. – Москва: Трикста, 2005г.

11. Пайпс Р. Россия при старом режиме. – Москва: «Независимая газета», 1993г.

12. Семн В.П. История России: учебник по дисциплине «Отечественная история» для вузов. – Москва: КноРус, 2011г.

13. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. Учебник. – Москва: «Проспект», 1997г.

14. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. – Москва: Издательская группа ИНФРА-НОРМА, 1997г.

15. Иванов В.Г., Долгова Т.В. Отечественная история. Введение в предмет. – Тверь: ГТГУ, 2012г.

16. Кузнецов И.Н. Отечественная история: учебник для вузов. – Москва: Дашков и К, 2010г.

17. Отечественная история: учебное пособие / под редакцией Радугина А.А. – Москва: Центр, 2003г.

18. История России: Учебник / под общей редакцией Казанцева Ю.И., Деева В.Г. – Москва: ИНФРА-М, Новосибирск: Сибирское соглашение, 2000г.

19. Некрасова М.Б. Отечественная история: учебное пособие для вузов по дисциплине «Отечественная история». – Москва: Юрайт, 2011г.

20. Непролетарские партии России в трех революциях. – Москва: 1989г.

21. Верт Н. История советского государства. 1900-1991. – Москва: 1992г.

22. Кузнецов И.Н. Отечественная история: учебник для вузов. – Москва: Дашков и К, 2009г.

23. Мамаева Т.П. Отечественная история (IX – XIX вв.): учебное пособие. Белгородский государственный университет. – Старый Оскол: ТНТ, 2009г.

24. Крючков В.Н. Отечественная история: краткий курс; учебное пособие для вузов. – Москва: Дашков и К, 2008г.

25. Война 1939-1945: Два подхода. Сборник статей. – Москва, 1995 г.

26. История и культурология: учебное пособие для студентов вузов по дисциплине «Отечественная история», под редакцией Шишовой Н.В. – Москва: Логос, 2004г.

27. Отечественная история: Вопросы. Ответы; учебное пособие для вузов, под редакцией Мунчаева Ш.М. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2002г.

ПРОВЕРОЧНЫЕ ТЕСТЫ

1. История - это наука:

а) о человеке;

б) о природе и обществе, его развитии;

в) наука о прошлом, о всей минувшей социальной действительности,события и свершения прошлой общественной жизни людей.

2. Историческое сознание это:

а) субъективное представление людей об объективном историческом процессе и месте человека в нем;

б) субъективное представление людей о субъективном историческом процессе;

в) объективное представление людей о субъективном историческом процессе, анализ и трактовка событий прошлого.

3. Функции исторического знания, удовлетворяющие потребность людей в понимании реальных перспектив общественного развития, называется:

а) смысловая;

б) трансляционная;

устный экзамен по отечественной истории - student2.ru в) социализаторская;

г) прогностическая.

4. Назовите основные типы цивилизаций в древности:

а) азиатский, европейский;

б) западный (прогрессивный), восточный (циклический), непрогрессив­ный;

в) прогрессивный, непрогрессивный

5. Согласно теории К. Маркса в основе развития общественно-экономической формации лежит:

а) технологический уровень;

б) отношения собственности;

в) изменения общественного сознания;

г) развитие культуры.

6. Изолированность и самостоятельность цивилизаций подчеркивал в своей теории:

а) Данилевский Н.;

б) Тойнби А.,

в) Шпенглер О.

7. Выберите верные суждения:

а) цивилизационный подход позволяет глубоко изучить историю конк­ретных обществ и народов во всем их многообразии;

б) цивилизационный подход ставит в цент исследования человеческийфактор.

8. Какие достоинства и недостатки формационного подхода к общественному развитию отмечают историки:

а) не придает значения роли духовного фактора в истории;

б) позволяет представить историю человечества в качестве единого процесса;

в) создает представление об историческом процессе как о линейном восхождении от одной формации к другой;

г) является первой объяснительной моделью социальных изменений общества.

9. Минувшая социальная реальность, события и свершения прошлой жизни представляют собой .

10. Функция исторического знания, удовлетворяющая потребность лю­дей в самосознании и принадлежности этнокультурной общности называется________________________________ .

11. В каком веке образовалось Древнерусское государство:

а) в IX;

б) в XI;

в) в XV.

12. Назовите важнейший торговый путь, проходивший через земли вос­точных славян:

а) восточный;

б) путь из варяг в греки;

в) византийский путь.

13. Изначально устойчивость общинных институтов на Руси сформировал прежде всего:

а) геокультурный фактор;

б) природно-климатический фактор;

в) историко-случайностный фактор.

14. Откуда пришло христианство на Русь:

а) из Италии;

б) из Франции;

в) из Византии.

15. Когда было принято христианство на Руси:

а) в XV веке;

б) в 988 г.;

в) в 980 г.

16 Незащищенность границ естественными преградами на Руси привело к:

а) общинному развитию;

б) информационной изоляции;

в) доминированию силовых ресурсов власти.

17. Выберите правильное суждение:

а) христианизация Руси привела к формированию демократической по­литической традиции;

б) христианизация Руси привела к созданию письменности;

в) христианизация Руси привела к расширению экономического

обмена.

18. Выберите правильное суждение

а) природно-климатический фактор на Руси привел к формированию экстенсивного типа экономического развития;

б) природно-климатический фактор сформировал принцип индивидуа­лизма как основу социальной организации общества;

в) религиозный фактор сформировал на Руси представлении о боже­ственном происхождении власти.

19. Увеличение объемов производство за счет вовлечения новых эконо­мических ресурсов (материальные, природные, трудовые, финансовые) называется типом развития.

20. Верховный коллективный орган восточных славян, решавший важнейшие жизненные вопросы называется:

а) сход;

устный экзамен по отечественной истории - student2.ru б) община;

в) вече.

21. Какова была форма политического устройства Киевской

Руси:

а) раннефеодальная монархия;

б) демократия (ранняя форма);

в) абсолютная монархия.

22. Каковы хронологические рамки существования государства Киевская
Русь:

а) IX - начало XII вв.;

б) V-Х вв.;

в) X - начало XIII вв.

23. Феодальные отношения в Киевской Руси можно обозначить

как:

а) правовой феодализм;

б) республиканский феодализм;

в) государственный феодализм.

24. Для экономики феодализма характерен:

а) аграрный характер;

б) рыночный характер;

в) товарно-денежный характер.

25. Какое время считают началом периода феодальной раздробленности на Руси:

а) X век;

б) XII век;

в) XV век.

26. Какой тип хозяйства, ориентированного на внутреннее потребление, был характерен для периода феодальной раздробленности:

а) товарно-денежный;

б) натуральный;

в) товарный.

27. Выбери правильное утверждение:

а) феодальные республики установились на Руси в Новгороде и Влади­мире;

б) феодальные республики установились в Киеве и Новгороде;

в) феодальные республики установились в Новгороде и Пскове;

г) феодальные республики установились в Киеве и Пскове.

28. Выбери правильное утверждение: Какую политику использовали мон­голо-татарские ханы при установлении господства над русскими княжествами:

а) политику стравливания русских князей между собой;

б) контролировали с помощью военных отрядов;

в) использовали дипломатические миссии.

29. Одним из последствий монголо-татарского ига стало изменение системы власти, которое стало носить _________________ характер.

30. Основной причиной феодальной раздробленности на Руси являлся __________ принцип наследования.

31. Какое русское княжество стало «собирательницей» русских земель в одно централизованное государство:

а) Тверское;

б) Московское;

в) Владимирское.

32. Как назывался высший совещательный орган при великом князе, а в последствие при царе:

а) Боярская Дума;

б) вече;

в) сенат.

33. Господствующей формой феодального землевладения на Руси в XIII — XV вв. являлась:

а) поместье;

б) усадьба;

в) вотчина;

г) надел.

34. Первый в истории России Земский Собор был созван по

инициативе:

а) Сергия Радонежского;

б) Ивана IV;

в) митрополита Макария.

35. Какой свод законов юридически оформил установление крепостного права в России:

а) «Соборное уложение»;

б) Судебник Ивана IV;

в) «Русская правда».

36. Как называется высшая форма зависимости крестьянина от

феодала:

а) личная зависимость;

б) экономическая зависимость;

в) крепостное право.

37. Выбери правильные суждения: Возвышению Москвы, как центра объединения русских земель в XV веке способствовало:

а) благоприятное географическое положение;

б) поддержка духовенства;

в) развитие капиталистических отношений.

38. Выбери правильное суждение:

а) Земский собор был самостоятельным законодательным органом вла­сти в России;

б) в Земский собор входило «Боярская Дума» ;

в) Земский собор избирался всенародным голосованием.

39. Ведущую роль в становлении русской государственности сыграл

__________________ фактор.

40. Система мер, направленная на борьбу с крамолой, опирающаяся на
террор и насилие при Иване IV, называлась ____________________.

41. Как называют форму правления, сложившуюся в русском государстве
после реформ Ивана IV:

а) сословно-представительная монархия;

б) абсолютная монархия;

в) парламентская монархия.

42. Как называется предприятие, основанное на ручной технике и разделении труда:

а) ремесленная мастерская;

б) мануфактура;

в) фабрика.

43. На фоне каких военных событий осуществлялись реформы Петра I
в России:

а) Ливонская война;

б) Ледовое побоище;

в) Северная война;

г) Карибский кризис.

44. Как называется форма правления, сложившаяся в ходе петровских пре­
образований:

а) монархия;

б) абсолютизм;

в) сословно-представительная монархия.

45. Политика протекционизма, которую вел Петр I, это:

а) поддержка собственного купечества и промышленности;

б) поддержка иностранного предпринимательства;

в) поддержка боярства.

46. Как назывался ежегодный денежный налог с населения России, установленный Петром I:

а) подворное обложение;

б) тягло;

в) подушная подать.

47. Петр I заменил приказы на:

а) коллегии;

б) министерства;

в) Верховный тайный совет.

48. Одной из частей бюрократической машины в 1721 году, подчинив­
шей церковную власть светской становится ______________________,

49. Какое сословие имело монопольное право владения землей и крестья-­
нами в ХУШ веке .

устный экзамен по отечественной истории - student2.ru 50. Форма правления, сложившаяся при Екатерине II называется:

а) конституционная монархия;

б) просвещенный абсолютизм;

в) республика.

51. Какая из царственных особ пыталась реализовать идеи Вольтера, Дидро на российской почве:

а) Екатерина I;

б) Анна Иоановна;

в) Екатерина II;

г) Елизавета Петровна.

52. Крестьянская война под предводительством Е.Пугачева (1773-1775 гг.) происходила в период правления:

а) Петра I;

б) Екатерины II;

в) Елизаветы Петровны.

53. Какой из перечисленных органов был учрежден Екатериной II:

а) Сенат;

б) «Уложенная комиссия»;

в) Монастырский приказ;

г) Земский собор.

54. Какие территории были присоединены в период правления Екатери­ны II:

а) Астраханское ханство;

б) Лифляндия;

в) Крым;

г) Аляска.

55. Какая отрасль являлась ведущей в экономике России XIX века:

а) сельское хозяйство;

б) промышленность;

в) торговля.

56. В какие годы в России начался промышленный переворот:

а) в 1830-40гг.;

б) в 1860-е гг.;

в) в 1800-20 гг.

57. Как называется вид экономических отношений, который приходит с
развитием капитализма:

а) натуральный;

б) товарно-денежный;

в) денежный.

58. Кто был назначен главнокомандующим русской армией 8 августа
1812 года:

а) Александр I;

б) М.И. Кутузов;

в) А.В, Суворов.

59. К какому сословию принадлежало большинство членов первых рево­люционных организаций в России:

а) к буржуазному;

б) к дворянскому;

в) к крестьянскому.

60. Какое место в мире занимала Россия к концу XIX века по общему
объему производства сельскохозяйственной продукции:

а) первое;

б) второе;

в) третье.

61. Какой социальный процесс доминировал в среде русского крестьянства во второй половине XIX века:

а) социальное расслоение;

б) рост социальной однородности;

в) никакой.

62. Выбери правильное утверждение:

а) основной причиной модернизации России середины XIX века являлись сформировавшиеся развитые капиталистические отношения;

б) промышленный переворот в России, начавшийся в 1830-40 гг. привел к необходимости формирования фабричной организации труда;

в) предпосылкой модернизации России середины XIX века являюсь по­ражение России в Крымской войне.

63. Выбери правильное суждение:

а) крестьянская реформа в Росси 1861 года привела к формированию частной собственности на землю в крестьянской среде;

б) после отмены крепостного права основой организации сельскохозяй­ственного производства являлась община;

в) нарастанию революционной ситуации в России в конце XIX века спо­собствовал демографический фактор.

64. Ведущее место в серии буржуазных реформ в России 1860-70 гг. занимала __________________________.

65. Процесс превращения промышленности в основную отрасль эконо­мики называется

66. Какая форма правления сохранялась в Российской империи к началу XX века: а)абсолютная монархия;

б) сословно-представительная монархия;

в) республика.

67. Кто был главным идеологом прогрессивной экономической полити­ки России в 1893-1903 гг.:

а) Столыпин П.А.;

б) Плеханов Г.В.;

в) Витте СЮ.

68. Как развивалась экономика России в начале XX века:

а) экстенсивно;

б) интенсивно.

69. Сколько Государственных дум было созвано до 1917 года:

а) две;

б) три;

в) четыре.

70. Что предусматривала аграрная программа кадетов в 1917 году:

а) сохранение частной собственности на землю;

б) отмену частной собственности на землю.

71. Что являлось основным направлением внешней политики Временно­го правительства:

а) выполнение союзнических обязательств и продолжение войны с Гер­манией;

б) разрыв международных договоренностей царского правительства и выход из первой мировой войны.

72. Выбери правильное суждение:

а) одной из причин нарастание революционной ситуации в России начала XX века являлось проникновение идеологии марксизма в рабочую среду;

б) крестьянский вопрос был разрешен в ходе первой русской

революции;

в) причиной Первой мировой войны являлось неравномерное развитие капиталистических отношений в мировом сообществе.

73. Выбери правильное утверждение:

а) Государственная дума была введена в России Манифестом Николая 11 от 17 октября 1906 года;

б) в Государственной думе всех созывов присутствовали только поли­тические фракции монархического и либерального направления;

в) суть столыпинской реформы в аграрной сфере заключалась в наделении крестьян землей в частную собственность.

74. Политический деятель, возглавлявший Кабинет министров России с 1906 по 1911 гг.

75. Император России, подписавший отречение от престола 3 марта
1917 года был .

76. устный экзамен по отечественной истории - student2.ru Какой первый Декрет был принят на Втором Всероссийском съезде Советов:

а) Декрет о мире;

б) Декрет о земле;

в) Декрет о хлебе.

77. Строительство социализма в период ведения гражданской войны в Со­ветской России 1918-1921 гг. называлось:

а) нэп;

б) военный коммунизм;

в) сталинская индустриализация.

78. Новая экономическая политика была направлена на:

а) расширение роли товарно-денежных отношений;

б) сужение роли товарно-денежных отношений.

19. В каком году были проведены самые массовые репрессии против чле­нов компартии и командного состава вооруженных сил СССР:

а) в 1937году;

б) в 1935 году;

в) в 1940 году.

80. Какую политическую систему закрепляла Конституция СССР

1936 года:

а) однопартийную;

б) двупартийиую;

в) многопартийную.

81. Какая тенденция являлась ведущей в экономике СССР в 40-е

годы:

а) развитие рыночных механизмов;

б) усиление государственных рычагов управления хозяйством;

в) приватизационные процессы.

82. Начало второй мировой войны:

а) 1 сентября 1939 года;

б) 22 июня 1941 года;

в) 1 сентября 1940 года.

83. Выберите правильное суждение:

а) политическая система СССР в период правления И. В. Сталина мож­но отнести к тоталитарному типу;

б) сталинская индустриализация была направлена на развитие социаль­ной сферы общественной жизни Советского Союза;

в) одним из основных ресурсов власти в период правления Сталина И. В. являлся идеологический.

84. Процесс превращения индивидуальных крестьянских хозяйств в общинные в период правления Сталина И.В. называется

________________________.

85. Перечислите важнейшие битвы Великой Отечественной войны 1941- 1945 гг._______________________________________.

86. Как назывался главный доклад XX съезда КПСС, сделанный Хрущевым Н.С.:

а) «О культе личности и его последствиях»;

б) «О всеобщей декларации прав человека»;

в) «О новом экономическом курсе».

87. Какой крупный международный кризис произошел в 1962 году:

а) Балканский кризис;

б) Ближневосточный кризис;

в) Карибский кризис.

88. Тип политической системы в период нахождения у власти Н.С. Хрущева можно охарактеризовать как:

а) монархический;

б) демократический;

в) тоталитарный.

89. Кто обладал военно-стратегическим преимуществом к началу 1970-х годов в мире:

а) Советский Союз;

б) США;

в) установилось военно-стратегическое равенство двух систем.

90. Выбери правильное суждение:

а) конец 1970-х начала 1980-х гг. в экономической сфере Советского Союза можно рассматривать как период стагнации;

б) в политической сфере в период правления Л.И. Брежнева проявлялись тенденции политического плюрализма;

в) экономика СССР носила командно-административный

характер,

91. Кто был избран Генеральным секретарем ЦК КПСС в марте 1985

года:

а) Ельцин Б.В.;

б) Горбачев М. С.;

в) Андропов Ю.В.

92. Что предполагала экономическая концепция перестройки:

а) создание рыночных отношений в рамках социалистической экономики;

б) создание капиталистического сектора экономики наряду с социали­стическим;

в) приватизация промышленности.

93. СССР прекратил свое существование:

а) в 1989 году;

б) в 1991 году;

в) в 1985 году.

94. Первым президентом Российской Федерации стал:

а) Б.Н. Ельцин;

б) М.С. Горбачев;

в) В. В. Путин.

95. Причины модернизационных процессов в России начала 90-х гг.
XX века лежали в:

а) политической сфере;

б) экономической сфере;

в) социальной сфере.

96. Как называется процесс превращения государственной собственнос­ти в частную:

а) приватизация;

б) агропромышленная интеграция;

в) экспроприация.

97.Конституция Российской Федерации 1993 года утвердила в

стране:

а) президентскую республику;

б) парламентскую республику;

в) конституционную монархию.

98. Выбери правильное суждение:

а) позитивным итогом приватизационных процессов в России стала разрушение государственной экономической монополии, создание многоукладной экономики;

б) негативным итогом приватизационных процессов является гиперт­рофированная ориентация на торгово-финансовый сектор экономики;

в) позитивным итогом приватизационных процессов в России является инвестиционный кризис.

99. Политический режим в Российской Федерации можно охарактеризовать как _______________________.

100. В основе политической жизни современной России лежит

принцип:

а) однопартийности;

б) политического плюрализма;

в) географического детерминизма.

КЛЮЧИ

1 В 21 А 41 А 61 А 81 Б
2 А 22А 42 Б 62 Б В 82 А
3 Г 23 В 43 В 63 Б В 83 А В
4 Б 24 А 44 Б 64 Крестьянская 84 Коллективизация
5 Б 25 Б 45 А 65 Индустриальная 85 Битва за Москву, Сталининградская битва, Курская битва
6 В 26 Б 46 В 66 А 86 А
7А Б 27 В 47 А 67 В 87 В
8 Достоинства Б Г Недостатки А В 28 А Б 48 Синод 68 А 88 В
9 Исторический процесс 29 Восточный 49 Дворяне 69 В 89 В
10 Смысло – образующая 30 Родовой 50 Б 70 А 90 А В
11 А 31 Б 51 В 71 А 91 Б
12 Б 32 А 52 Б 72 А В 92 А
13 Б 33 В 53 Б 73 А В 93 Б
14 В 34 Б 54 В 74 Столыпин П.А. 94 А
15 Б 35 А 55 А 75 Николай ІІ 95 Б
16 В 36 А 56 А 76 А 96 А
17 Б В 37 А Б 57 Б 77 Б 97 А
18 А В 38 Б 58 Б 78 А 98 А Б
19 Экстенсивный 39 Политический 59 Б 79 А 99 Демократический
20В 40 Опричнина 60 А 80 А 100 Б

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

Учебно-методическое пособие для студентов всех специальностей заочной формы обучения ТвГТУ

Тверь 2016

Составители: профессор кафедры медиатехнологий и связей с общественностью, канд. истор. наук Иванов В.Г. , доцент кафедры Долгова Т.В.

Учебно-методическое пособие предназначено для использования в ходе практических занятий по курсу «Отечественная история» студентами всех специальностей и направлений ТГТУ.

Программа утверждена на заседании кафедры истории и политологии «27» августа 2016 года, протокол № 1.

©Тверской государственный технический университет, 2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебно-методическое пособие по отечественной истории адресовано студентам всех специальностей заочной формы обучения Тверского госу­дарственного технического университета.

Данное пособие включает в себя:

• Краткие сведения об учебной программе «Отечественная история».

• Основные экзаменационные вопросы с указанием необходимой ли­тературы,

• Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов.

• Требования к разработке и написанию рефератов (контрольных ра­бот).

• Перечень индивидуальных заданий.

Назначение программы помочь студентам сформировать целостное представление об основных этапах исторического пути России и судьбах нашей страны, осмыслить ее многовековой опыт самоопределения во все­человеческой цивилизации.

Цель курса «Отечественная история» - сформировать у студентов на­выки научно-теоретического освоения истории в контексте ведущих пара­дигм современной исторической науки, прежде всего цивилизационного подхода, что выступает необходимой предпосылкой для адекватной само­стоятельной интерпретации исторических фактов и другой информации, отражающих влияние прошлого на настоящее и будущее российского об­щества и мира в целом.

Предлагаемый курс основан на проблемно-логическом методе, когда приоритет отдается теоретическому упорядочению накопленной истори­ческой информации, определению ведущих факторов и тенденций соци­альных измерений, специфики их действия и проявления в отечественной и всемирной истории.

Освоение курса «Отечественная история» предполагает большой объем самостоятельной внеаудиторной работы студентов-заочников.

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ

• Иметь представление об истории как науке, ее месте в системе гуманитарного знания, владеть основами исторического мышления.

• Иметь представление об источниках исторического знания и приемах работы с ними.

• Иметь научное представление об основных эпохах в истории человечества и хронологии.

• Знать основные исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей.

• Уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому.

• Обладать способностью теоретической интерпретации историчес­кой информации для объяснения и понимания актуальных проблем и тенденций развития современной России и мирового сообщества.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКЗАМЕНА

Экзамен по отечественной истории в ТГТУ проводится в устной (со­беседование по экзаменационным билетам) и письменной (реферат на ис­торическую тему, выполнение тестовых заданий) форме.

УСТНЫЙ ЭКЗАМЕН ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ

В ходе устного ответа студент должен:

1) продемонстрировать умение рассматривать события и явления конкретно-исторически и в широком историческом контексте, с учетом исторической перспективы и ретроспективы; видеть противоречивость и вариантность общественного развития;

2) изложить основной фактический материал по вопросу; раскрыть
ведущие причинно-следственные связи; самостоятельно сделать обобщения и выводы из сказанного;

3) использовать и уметь объяснить необходимые понятия и термины;

4) освещать материал логично, последовательно, соблюдая принятые нормы устной речи.

В ходе ответа экзаменатор имеет право задавать студенту дополни­тельные вопросы по теме билета.

Результаты устного экзамена оцениваются по пятибалльной системе.

Наши рекомендации