Вопрос 7. Гражданско-правовой режим «ноу-хау».

Субъекты права на «ноу-хау». Право на «ноу-хау» признается за любым физическим лицом независимо от того, является ли она предпринимателем, тогда как возможность фактической реализации некоторых из этих прав зависит от возможности использования «ноу-хау», то есть от статуса владельца права на «ноу-хау». Последний определяется двумя основными факторами — основанием возникновения права на «ноу-хау» и содержанием этого права. В зависимости от оснований возникновения права на «ноу-хау» различают первичных и производных его правообладателей.

Первичным правообладателем является творец, в роли которого всегда выступают физические лица, творческим интеллектуальным трудом которых создано «ноу-хау». Однако и лицо, которое благодаря самостоятельному добросовестному труду получило новое творческое решение определенной практической задачи, которое у другого лица охраняется как «ноу-хау», признается самостоятельным его правообладателем и имеет право использовать последнее по своему усмотрению без каких-либо ограничений и выплаты вознаграждения. В отношениях, возникающих в связи с созданием «ноу-хау», такое решение кажется единственно возможным. При этом нельзя не отметить определенной связи, которая наблюдается между «ноу-хау» и объектами в сфере промышленной собственности, где подобные отношения являются исключением и опосредуются институтом предварительного пользования. Возможность наличия нескольких владельцев права на «ноу-хау», а также отсутствие среди них фигуры автора является основной особенностью субъектного состава правоотношений, связанных с охраной, передачей и использованием «ноу-хау». Именно это и отличает данные отношения от таких отношений в сфере интеллектуальной собственности, как патентное и авторское право, в которых всегда присутствует первичный создатель — автор изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, произведений науки, литературы и искусства и тому подобное.

Если в творческом процессе по созданию интеллектуального продукта участвовали совместно несколько создателей, все они, независимо от степени творческого участия становятся совладельцами права на «ноу-хау».

По общему правилу первоначальное возникновение имущественных интеллектуальных прав одновременно у нескольких лиц возможно также в случаях создания интеллектуального продукта на заказ (ст. 430 ГК) или в связи с исполнением творцом обязанностей, которые возложены на него трудовым договором (ст. 429 ГК).

Согласно общих положений относительно права интеллектуальной собственности, имущественные права интеллектуальной собственности на объект, созданный в связи с выполнением трудового договора, принадлежат работнику, который создал этот объект, и юридическому или физическому лицу, где или у которого он работает, совместно, если иное не предусмотрено договором (ст. 429 ГК). В отношении заказчика действует аналогичное правило (ст. 430 ГК). Таким образом, и работодатель, и заказчик должны приобрести право на объект интеллектуальной собственности у его создателя.

В отношении «ноу-хау» данное правило не может быть применено. Только работодатель может принять решение о распространении на созданное техническое решение режима «ноу-хау», поэтому он и становится правообладателем созданного работником «ноу-хау» в момент принятия такого решения.

Что же до создания «ноу-хау» по заказу, то кажется, что ставить вопрос в таком ключе вообще нельзя. Создать можно охраноспособное решение — изобретение, блок информации по проблематике, которая интересует заказчика, и т. др. При этом созданный объект не вступает режима «ноу-хау» без соответствующих действий заинтересованных в этом лиц.

Производными владельцами права на «ноу-хау» являются лица, к которым права на этот объект переходят или на основе гражданско-правовых договоров, либо в порядке сингулярного правопреемства (наследования).

Вопрос 8. Особенности и содержание исключительного права на «ноу-хау».

Содержание права на «ноу-хау». В содержании права на «ноу-хау» можно выделить три базовые правомочия правообладателя: правомочие на совершение собственных фактических и юридически значимых действий; правомочие требования определенного поведения от обязанных лиц; правомочие на защиту субъективного права на «ноу-хау».

Правомочие на совершение собственных действий владельцем права на «ноу-хау» обеспечено возложением на неограниченный круг третьих лиц юридической обязанности по воздержанию от приобретения «ноу-хау» в незаконный способ. Данное правомочие включает возможность использования сведений, составляющих «ноу-хау» (правомочие использования), и возможность распоряжения сведениями, которые составляют «ноу-хау» (правомочие распоряжения). Правомочность использования права на «ноу-хау» принадлежит исключительно его правообладателю. Однако со временем количество лиц, правомерно владеющих сведениями, которые составляют содержание «ноу-хау», может вырасти, поэтому указанное правомочие может принадлежать одновременно нескольким лицам (например, первичному правообладателю и лицам, которым использование «ноу-хау» было предоставлено по договору, и т. др.).

При этом следует учитывать, что если лицо, которое использует «ноу-хау», является добросовестным, то есть она не знала и не должна была знать о неправомерности передачи ей «ноу-хау», правообладатель не имеет права требовать от нее прекращения использования «ноу-хау» или предъявить в суде к ней требование о запрете этого. Он может предъявить лишь требование о возмещении убытков лицом, неправомерно разгласил сведения, которые составляют содержание «ноу-хау». Таким образом, прекращение использования «ноу-хау» можно требовать только от лица, которое является недобросовестным пользователем.

В случае распоряжения правомочностью использования «ноу-хау» правообладатель должен четко определить круг возможностей по использованию «ноу-хау», что является гарантией безопасности сведений, которые его составляют.

Распоряжение правомочностью использования «ноу-хау» имеет две формы: отчуждение и предоставление правомочности использования с сохранением его в целом за владельцем права. Эти отношения регулируются договором о передаче «ноу-хау». Однако увеличение числа субъектов права на «ноу-хау» допустимо до тех пор, пока оно известное ограниченному кругу лиц, то есть пока сведения, составляющие «ноу-хау», остаются не общеизвестными.

Распоряжение правомочностью использования «ноу-хау» не ограничивается указанными возможностями. Так, согласно действующему законодательству владельцу права на «ноу-хау» предоставлена возможность участвовать этим правом в создании хозяйственного общества.

Правомочие требования определенного поведения от обязанных лиц реализуется в определенных (обязательных) правовых действиях. Содержание их заключается, прежде всего, в правомерности требовать от третьих лиц воздержания от совершения определенных действий (например, от разглашения «ноу-хау» без согласия его правообладателя, использование «ноу-хау» с нарушением установленного порядка и т. др.). Однако эта правомочность имеет определенную особенность, которая связана с тем, что владелец права на «ноу-хау» имеет только фактическую, а не юридическую монополию на использование «ноу-хау», поскольку не может противостоять получению третьими лицами таких сведений в законный способ.

Указанное правомочие может быть выражено в требовании третьего лица выполнить определенное действие (уплатить деньги, принять адекватные по объему мер по охране конфиденциальности информации). Это характерно для тех случаев, когда имеет место передача на отплатной основе права на «ноу-хау».

Правомочие на защиту субъективного права на «ноу-хау» представляет собой возможность применения в отношении правонарушителя мер принудительного воздействия (самозащита) или возможность управомоченного лица обратиться к компетентным органам с требованием принуждения обязанного лица к определенному поведению.

Наши рекомендации