История в вопросах и ответах

И с т о р и я

История в вопросах и ответах - student2.ru

Омск 2013

ФИЛИАЛ НОУ ВПО СТОЛИЧНАЯ ФИНАНСОВО-ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ (ОМСК) ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ БУК «ОМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОБЛАСТНАЯ НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА ИМ. А.С. ПУШКИНА» И ФГБОУ ВПО «ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. П.А. СТОЛЫПИНА»

_________________________________________________________________________________

История в вопросах и ответах

ВВЕДЕНИЕ

Дисциплина «История» является фундаментальной дисциплиной, которая входит в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла. Дисциплина «История» изучается студентами всех факультетов на первом курсе. Основными формами промежуточной аттестации дисциплины выступают зачет (1 семестр) и экзамен (2 семестр). Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц.

Основная цель дисциплины заключается в формировании целостного видения процессов и явлений отечественной и мировой истории.

Задачами дисциплины являются: анализ важнейших событий мировой и отечественной истории; формирование комплексных знаний об основных этапах и характеристиках мировой истории, раскрытие взаимосвязей экономической, политической и социальной истории; выявление места истории России в мировом историческом процессе.

В соответствии с современной моделью высшего профессионального образования федерального государственного стандарта третьего поколения, преподавание дисциплины «История» нацелено на формирование таких компетенций общекультурного и профессионального характера как:

- владение культурой мышления;

-способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;

- умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь;

- способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире;

- способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем;

- способностью использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач.

В результате изучения дисциплины «История» студент должен:

- знать основные факты, события и явления отечественной и мировой истории.

- уметь применять оперировать основными понятиями, терминологией исторической науки, составлять развернутую характеристику исторических явлений, событий и процессов.

- владеть (быть в состоянии продемонстрировать) способностью понимать, критически анализировать и излагать историческую информацию, систематизировать и анализировать данные таблиц, графиков и карт, навыками аргументации.

Справочное пособие по дисциплине «История» предназначено для студентов 1 курса всех специальностей Омского государственного аграрного университета им. П.А. Столыпина. Пособие разработано на основе образовательного стандарта третьего поколения высшего профессионального образования и охватывает события мировой и отечественной истории с IX - XXI вв.

Материалы пособия выстроены по проблемно-хронологическому принципу. Пособие содержит минимум исторического материала, необходимого для получения на экзамене удовлетворительной оценки. В пособии сделан акцент на самостоятельной исследовательской деятельности студентов. Для получения на экзамене оценки «хорошо» и «отлично» в помощь студенту в конце каждого вопроса представлен список литературы необходимый для более глубокого освоения материала. Общий список литературы представлен в конце пособия.

В пособии представлено несколько типов вопросов, каждый из которых обладает своей спецификой.

Первый тип вопросов - это вопросы по отечественной истории. Они являются наиболее простыми для восприятия студентами, т.к. в определенной степени дублируют школьный курс отечественной истории. Вопросы этого типа раскрывают события, явления и процессы истории России, охватывая период с IX-XXI вв. Вопросы выстроены по хронологическому признаку и отличаются схематичной информативностью.

Второй тип вопросов - вопросы по зарубежной истории. Основная сложность в восприятии материала этих вопросов заключается в недостаточной подготовленности студентов по зарубежной истории. Ответы на вопросы этого типа содержат данные о событиях мировой истории с эпохи становления и развития первобытного общества до современности. Ответы на вопросы этого типа представляют собой алгоритм ответа студента на экзамене, в котором выделены основные этапы, явления, процессы мировой истории, представлены оценки, итоги и значение исторических событий.

Третий тип вопросов - вопросы смешанного характера. Спецификой этого типа вопросов является построение материала по проблемно-хронологическому принципу. В вопросах прослеживается динамика развития параллельных процессов, характерных для отечественной и мировой истории, определяются общие и специфические черты, выявляются факторы, оказывающие влияние на развитие отечественной и мировой истории, подводятся итоги.

Четвертый тип вопросов - вопросы теоретического характера. Эти вопросы, в основном касаются современного развития общества. Они отличаются наибольшей долей дискуссионности. В пособии по многим спорным вопросам представлены не только точка зрения авторов пособия, но и мнения, которые встречаются в других учебниках и пособиях. При изложении материала кратко приводятся аргументы и контраргументы.

Все вопросы представляют собой только краткий алгоритм ответа студента. Развернутые выводы студент может сформулировать, изучив тему, ознакомившись с дополнительной литературой.

Рекомендации по работе с пособием.

1. Начать необходимо с внимательного, вдумчивого, возможно, неоднократного прочтения ответа на вопрос.

2. При повторном прочтении нужно обратиться к дополнительному справочному материалу, для правильного понимания терминов, процессов и явлений, получить больше информации об исторических личностях.

3. Материал, содержащийся в пособии недостаточен для получения отличной оценки, но у Вас есть возможность расширить свои знания, обратитесь к литературе, указанной после каждой справки.

4. Завершив работу над темой, продумайте логику изложения материала. Для этого можно составить письменный план ответа. Указанный план можно расширить, превратив в план-конспект Вашего ответа, дополнив его необходимыми историческими датами и именами. При изложении ответа, обращайте внимание на дикцию и правильный литературный язык.

Подходы к изучению истории.

История - это общественная наука, изучающая прошлое человечества как исторический процесс. Первоначальное значение слова «история» восходит к древнегреческому термину, означавшему «расследование, узнавание, установление». История отождествлялась с установлением подлинности, истинности событий и фактов. В римской историографии (историография - отрасль исторической науки, изучающая её историю) это слово стало обозначать не способ узнавания, а рассказ о событиях прошлого. Вскоре «историей» стали называть вообще всякий рассказ о каком-либо случае, происшествии, действительном или вымышленном. В настоящее время слово «история» имеет два значения:1) рассказ о прошлом; 2)название науки, изучающей прошлое, быт и жизнь народов.

История, как предмет науки рассматривает процесс развития общества в целом, анализирует совокупность явлений общественной жизни, все её стороны (экономику, политику, культуру, быт и т.д.), их взаимосвязи и взаимообусловленности. История как наука оперирует точно установленными фактами. Как и в других науках, в истории идет накопление и открытие новых фактов. Эти факты извлекаются из исторических источников. Исторические источники - это все остатки прошлой жизни, все свидетельства о прошлом. В настоящее время выделяют четыре основные группы исторических источников: 1) вещественные; 2) письменные; 3) изобразительные (изобразительно-графические, изобразительно-художественные, изобразительно-натуральные); 4) фонические. Историки, изучая исторические источники, исследуют все факты без исключения.

Собранный фактический материал требует своего объяснения, выяснения причин развития общества. Так вырабатываются теоретические концепции. Таким образом, с одной стороны необходимо знание конкретных фактов, с другой - осмысление всех фактов с целью выявления причин, закономерностей развития общества. Так, например, в разное время историки по-разному объясняли причины и закономерности развития истории нашей страны. Летописцы со времен Нестора считали, что мир развивается по божественному провидению и божественной воле. С появлением рационалистического знания историки в качестве определяющей силы исторического процесса стали искать объективные факторы. Так, М. В. Ломоносов (1711-1765 гг.) и В. Н. Татищев (1686-1750 гг.), стоявшие у истоков русской исторической науки, считали, что знание, просвещение определяют ход исторического процесса. Главная мысль, пронизывающая труды Н. М. Карамзина (1766-1826 гг.) «История государства Российского», - необходимость для России мудрого самодержавия. Крупнейший русский историк XIX в. С. М. Соловьев (1820-1870 гг.) («История России с древнейших времен») видел ход истории в переходе от родовых отношений к семье и далее к государственности. Три важнейших фактора: природа страны, природа племени и ход внешних событий, как считал историк, объективно определяли ход русской истории. Ученик С. М. Соловьева В. О. Ключевский (1841-1911 гг.) («Курс русской истории»), развивая идеи своего учителя, считал, что необходимо выявить всю совокупность фактов и факторов (географический, этнический, экономический, социальный, политический и т. д.), характерных для каждого периода. Близко к нему по теоретическим взглядам был С. Ф. Платонов (1850-1933 гг.). Его «Лекции по русской истории», как и труды Н. М. Карамзина, С. М. Соловьева, В. О. Ключевского неоднократно переиздавались.

История выполняет несколько социально значимых функций. 1). Познавательная (когнитивная) функция исходит из познания исторического процесса как социальной отрасли научного знания, из теоретического обобщения исторических фактов, выявления главных тенденций общественного развития. Она способствует пониманию и объяснению исторических процессов и явлений. Познавательная функция является интеллектуально развивающей, так как она состоит в самом изучении исторического пути стран, народов и в объективно-истинном, с позиции историзма, отражении всех явлений и процессов, составляющих историю человечества. 2). Практически-политическая функция. Сущность её состоит в том, что история как наука помогает вырабатывать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений. Практически-политическая функция подразумевает использование уроков прошлого для улучшения жизни человеческих сообществ в настоящем и будущем. 3). Мировоззренческая функция. История создаёт документально точное повествование о выдающихся событиях прошлого, тем самым формируя общественное мировоззрение. Мировоззрение - взгляд на мир, общество, законы его развития, может быть научным, если опирается на объективную реальность. В общественном развитии объективная реальность - это исторические факты. История, как наука, реализуя мировоззренческую функцию, создаёт фундамент, на котором основывается получение объективной информации о прошлом. Чтобы выводы истории стали научными, необходимо изучать все факты, относящиеся к данному процессу в их целостности, только тогда можно получить объективную картину и обеспечить научность познания. 4). Воспитательная функция. История обладает огромным воспитательным воздействием. Знание истории своего народа и всемирной истории формирует гражданское качество - патриотизм; показывает роль народа и отдельных личностей в развитии общества; позволяет познать моральные и нравственные ценности человечества в их развитии, понять такие категории, как честь, долг перед обществом.

В настоящее время существует два основных подхода к изучению истории - формационный и цивилизационный.

Формационный подход был разработан К. Марксом и Ф. Энгельсом. Смысл его состоит в закономерной смене общественно-экономических формаций. Они исходили из того, что материальная деятельность людей всегда выступает в форме конкретного способа производства. Способ производства - это единство производительных сил и производственных отношений. Производительные силы включают в себя предметы труда, средства труда и человека. Следовательно, производительные силы - это содержание способа производства, а производственные отношения - форма. С изменением содержания меняется и форма. Это происходит через революцию. И соответственно сменяют друг друга различные социально - экономические формации. Согласно этим формациям выделяют следующие стадии развития общества: первобытнообщинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое. Недостатками формационного подхода можно считать то, что многие процессы культурной, духовной жизни рассматриваются порой упрощённо. Недостаточное внимание уделяется роли личности в истории, человеческому фактору, а так же то, что абсолютизируется переход от одной формации к другой через революцию (некоторые народы не проходили все формации и не всегда изменения происходят через революции).

Цивилизационный подход основным критерием подразумевает духовно-культурную сферу. Понятие цивилизация имеет много значений. Сколько авторов - столько и трактовок этого понятия. Первоначально слово «цивилизация» использовалось, имея три распространённых значения. Первое - синоним культуры, второе - ступень общественного развития, следующая за варварством, третье - уровень, ступень общественного развития материальной и духовной культуры. Существует более ста определений термина «цивилизация». Однако для цивилизационного подхода к историческому процессу огромное значение имеет понимание цивилизации, как целостной общественной системы, все составные части которой тесно взаимосвязаны и несут на себе печать своеобразия той или иной цивилизации имеет самостоятельный внутренний механизм функционирования. Слабой стороной цивилизационного подхода является то, что он не позволяет взглянуть на историю, как на целостный, закономерный процесс; применяя цивилизационный подход трудно изучать закономерности исторического развития.

Одной из важных проблем исторической науки является проблема периодизации развития человеческого общества. В целом, мировую историю принято делить на четыре основных периода: 1). Древний мир (период от выделения человека из животного мира около 2 млн. лет тому назад до падения Западной Римской империи в 476 г. н. э.). 2) .Средние века (период от падения Западной Римской империи до начала эпохи Возрождения ХVI в.). 3). Новое время (от эпохи Возрождения до 1918 г. - окончание Первой мировой войны). 4). Новейшее время (с 1919 г. до наших дней).

Сложился ряд вспомогательных исторических дисциплин, разрабатывающих общие вопросы методики и техники исторических исследований. Среди них: 1. Палеография исследует рукописные памятники и старинное письмо; 2. Нумизматика занимается изучением монет, медалей, орденов, денежных систем; 3. Сфрагистика изучает печати; 4. Топонимика занимается происхождением географических названий; 5. Краеведение изучает историю местности, региона, края; 6. Генеалогия исследует происхождение городов и фамилий; 7. Геральдика изучает гербы стран, городов, отдельных людей; 8. Эпиграфия исследует надписи на камне, глине, металле; 9. Источниковедение занимается изучением исторических источников; 10. Историография основным кругом своих вопросов считает описание и анализ взглядов, идей и концепций историков, изучение закономерностей в развитии исторической науки; и др.

Литература

1. Кириллов, В.В. История России / В.В. Кириллов. - М: Юрайт-Издат, 2005. - С. 9-15.

2. Орлов, А.С., Георгиев Н.Г., Сивохина Т.А. История России / А.С. Орлов, Н.Г. Георгиев, Т.А. Сивохина. - М: ТК Велби, 2003. С. 5.

3. Поляк, Г.Б., Маркова А.Н. Всемирная история / Г.Б. Поляк, А.Н. Маркова. - М: Культура и спорт, ЮНИТИ,2000. С. 4-5.

Первобытный мир и рождение цивилизаций (источники, периодизация истории первобытного общества, теории происхождения человека).

Первобытная история человечества реконструируется по целому комплексу источников, поскольку ни один источник в отдельности не в состоянии предоставить полной и достоверной картины данной эпохи.

Важнейшая группа источников - археологические источники, способствуют исследованию материальных основ человеческой жизнедеятельности. Предметы, изготовленные человеком, несут в себе информацию о нем самом, о его занятиях, обществе, в котором он жил. Этнографические источники делают возможным при помощи сравнительно-исторического метода реконструировать культуру, быт, общественные отношения людей прошлого. На основе антропологических источников изучаются костные останки первобытных людей, восстанавливаются их физический облик. Другой вид источников - лингвистический, позволяют учёным заниматься исследованием языка и выявлением в его рамках древнейших пластов, которые сформировались в далеком прошлом.

Периодизация - это условное деление истории человечества в соответствии с определенными критериями на временные этапы. Археологическая периодизация в качестве основного критерия использует последовательную смену орудий труда. Основные этапы:

1. Палеолит (древнекаменный век) - делится на нижний (самый ранний по времени), средний и верхний (поздний). Палеолит начался более 2 млн. лет назад, завершился около VIII тыс. до н.э.;

2. Мезолит (среднекаменный век) - VIII-VI тыс. до н.э.;

3. Неолит (новый каменный век) -V-III тыс. до н.э.;

4.Энеолит (меднокаменный век) - переходный этап между каменным и металлическим периодами (примерно IV-III тыс. до н.э.);

5. Бронзовый век - III-II тыс. до н.э.;

6. Железный век - начинается в I тыс. до н.э.

Существует несколько теорий происхождения человека. Эволюционная теория предполагает происхождение человека от высших приматов - человекообразных обезьян, путём постепенного видоизменения. Теория творения (креационизм) утверждает, что человек сотворён Богом. Теория внешнего вмешательства, так или иначе, связывает появление людей на земле с деятельностью инопланетных цивилизаций.

Археологические находки позволяют разным исследователям считать прародиной человечества Южную Африку или Южную Азию, область Средиземноморья, либо Центральную Азию (Монголию). Все предполагаемые области появления антропоидных предков человека находятся в тропической и субтропической зонах. Смена стадий антропогенеза (происхождения человека) была связана с наиболее значительными качественными преобразованиями в трудовой деятельности человека, его морфологии и сознании, структуре социальной организации. Первой фазе антропогенеза предшествовала интенсивная эволюция высших обезьян, живших 25-30 (по мнению некоторых ученых 40) миллионов лет назад и постепенно переходивших к передвижению на двух ногах и употреблению природных предметов в качестве орудий. К таким приматам, представляющим первую стадию антропогенеза, относятся австралопитеки. Двуногое передвижение, довольно крупный мозг, некоторые особенности внешнего облика и прежде всего - занятия австралопитеков (охота с применением орудий), - все это, позволяет современным ученым отнести австралопитеков к обезьянолюдям и датировать их появление около 4-5 млн. лет назад. Возможно, к австралопитекам был близок и так называемый «человек умелый», живший в Восточной Африке около 2,5 млн. -1 млн.750 тыс. лет назад.

Дальнейшее совершенствование человека и отделение его от мира животных происходит в эпоху раннего палеолита (2 млн. лет - около 100 тыс. лет до н.э.). Человек этого периода - питекантроп («обезьяночеловек»), синантроп («китайский человек») и другие - сохранял в своем облике много обезьяньих черт, был двуногим; изготовлял каменные орудия; обладал зачатками речи и умел пользоваться огнем (хотя и не умел его добывать). Древние люди (неандертальцы) сформировались к началу среднего палеолита (100 - 40 тыс. лет до н. э.). У них больше черт сходства с современным человеком: речь их была более четкой и совершенной, разделялась на отдельные слова; они жили оседло в пещерах; неандертальцы впервые стали хоронить умерших. Резкое похолодание в этот период приводит к появлению искусственных жилищ и одежды, усовершенствованию каменных орудий, развитию охоты, изобретению способов искусственного добывания огня. Необходимость объединения людей для борьбы за свое существование вела к укреплению социальных связей и появлению новой формы общественной организации - материнской родовой общины; а также к прогрессивным изменениям в сознании и мышлении неандертальца - появлению зачатков религиозных представлений. В этот период человек продолжил освоение тропиков и субтропиков, расселился по всей Африке и Евразии.

Период позднего палеолита (40-10 тыс. лет до н.э.) ознаменовался появлением человека современного типа - кроманьонца (от названия грота Кро-Маньон во Франции). Хозяйство оставалось присваивающим - главным источником существования продолжали быть охота и собирательство, к которым добавилось рыболовство. Происходило дальнейшее укрепление родовой общины; расширение обитаемого пространства (люди заселили Австралию и Америку). Не вызывает сомнения существование в позднем палеолите религии в форме магии и тотемизма; а также появление искусства, в котором человек закреплял результаты своего трудового опыта, тем самым обогащая свой духовный мир. Появляются зачатки искусства танца, песни и музыки, архитектуры, скульптуры, живописи.

В мезолите прогрессировала техника обработки камня, кости, рога; совершенствовались приемы и орудия охоты и рыболовства (появились лук и стрелы, бумеранг, лодка, сеть, крючок); появились зачатки скотоводства и земледелия; дальше развивались религиозные представления и искусство.

Неолит характеризуется усилившейся неравномерностью исторического развития отдельных территорий; более высокой техникой обработки камня, началом производства керамики и ткачества; переходом во многих районах к оседлому скотоводству и земледелию, первой обработкой человеком металла. В эпоху неолита произошло первое общественное разделение труда - земледелие и скотоводство выделились в отдельные виды деятельности. В результате второго общественного разделения труда ремесло стало отделяться от земледелия, что привело к отделению города от деревни.

Таким образом, переход от присвающего хозяйства к производящему сыграл особую роль в зарождении цивилизации, это событие, английский ученый Гордон Чайлд назвал «неолитической революцией». Среди основных последствий неолитической революции - не только дальнейший рост численности и плотности населения, но накопление и развитие культурных традиций (вследствие наличия большого количества свободного времени для занятия художественным творчеством), формирование нового образа жизни, появление возможности содержать лиц, не занятых непосредственно в процессе производства. Таким образом, «неолитическая революция» - кардинальный рубеж в истории человечества, выведший на авансцену истории общества земледельцев - скотоводов, явившиеся, в свою очередь, исходным пластом цивилизации. Иными словами, создались условия для возникновения нового типа человеческих общностей - цивилизаций. До этого признаками, отделявшими одни сообщества людей от других, служили биологический (расово-антропологический) и культурно-лингвистический (этнический).

В бронзовый век происходит дальнейшее совершенствование орудий труда, усиление роли мужчины в обществе (перехода к отцовской родовой общине). Мужчина - земледелец и воин стал главой семьи. Возникает патриархальная семья. Продукт постепенно перестаёт делиться среди членов общины, а имущество начинает переходить от отца к детям. Так закладываются основы частной собственности.

Железный век связан с широким развитием металлургии, становлением специализированного ремесла, развитием торговли. С развитием плужного земледелия земледельческий труд перешёл из женских рук в мужские. Появление металла сыграло существенную роль в развитии всех видов хозяйственной деятельности человека и сопровождалось крупными изменениями в технологии, в экономической и социальной жизни, в усилении торгового обмена и, вместе с тем, военных столкновений между племенами. В итоге раннеземледельческий мир стал постепенно переходить к цивилизации.

Таким образом, первобытный период человеческой истории был временем накапливания материальных и духовных ценностей, фундаментом всех мировых цивилизаций.

Литература

1. Всемирная история в датах и событиях. - М: Радуга, 2002.- С. 16-18.

2. Орлов, А.С., Георгиев Н.Г., Сивохина Т.А. История России / А.С. Орлов, Н.Г. Георгиев, Т.А. Сивохина. - М: ТК Велби, 2003.- С. 57-13.

3. Самыгин, П.С., Самыгин, С.И., Шевелёв, В.Н., Шевелёва Е.В. История для бакалавров / П.С. Самыгин, С.И. Самыгин, В.Н. Шевелёв, Е.В. Шевелёва. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2012. - С. 35-48.

Причины и последствия.

Под политической (феодальной) раздробленностью Руси понимают период XII-XV вв., когда на территории Древнерусского государства существовало до трех десятков княжеств и территорий со своим порядком управления и хозяйственным укладом; при этом указывают на закономерный характер развития социально-экономических и политических отношений, следующий за периодом существования раннефеодального государства. Политическая раздробленность - это закономерный процесс экономического усиления и, вместе с тем, политического обособления феодальных владений на Руси начавшийся в середине ХII-ХIII вв.

В период раздробленности складывается четкая система феодальной иерархии. На верхней ступени находились удельные князья - потомки и вассалы великих князей, которые в пределах своих владений обладали правами независимых государей. Им подчинялись служилые князья - потомки князей, которые не имели своих уделов, владели землей на условиях несения службы удельному князю. Бояре - собственники вотчин, члены совещательных советов при удельных князьях, получили в этот период права на независимые действия в своих владениях. Нуждаясь в послушной и надежной опоре в борьбе с самоуправством бояр, князья стали опираться на людей, которых в XII в. стали называть дворянством или «детьми боярскими». Это были дружинники, слуги, рядовичи, тиуны, выполнявшие хозяйственные и административно-судебные функции в княжестве и получавшие за службу княжескую «милость» - княжеские земли во временное пользование на условиях поместья.

Причинами политической раздробленности Руси стало поступательное и достаточно эффективное развитие натурального хозяйства, создававшее дополнительные возможности для удельных князей самим содержать собственную дружину и аппарат управления, вкладывать значительные средства в развитие удельных городов, становившихся новыми политическими центрами. Ощущавшаяся ими ранее потребность в центральной власти в этих условиях отпадала. Эти новые социально-экономические условия и растущие возможности удельных князей создавали предпосылки для усиления разногласий не только с властью киевского князя, но и друг с другом. К середине XII в. на территории Древней Руси сложилось три крупнейших политических центра: Владимиро-Суздальское княжество; Новгородская земля; Галицко-Волынское княжество.

Во Владимиро-Суздальском (Ростово-Суздальском) княжестве, расположенным в бассейне Оки и Верхней Волги, развивалось пашенное земледелие, появлялись монастырские и боярские вотчины. Удалённость от степных кочевников, обладание верховьями водных артерий, через которые шли богатые новгородские купеческие караваны, сеть городов (Ростов, Суздаль, Владимир-на-Клязьме, Переяславль-Залесский, Галич) - всё это делало княжество богатым и могущественным. Со становлением и развитием княжества связаны имена Владимира Мономаха и его сына Юрия Долгорукого (1090-1157 гг.), отличавшегося стремлением подчинить Киев. При внуке Владимира Мономаха - Андрее Боголюбском (1111-1174 гг.) новой столицей княжества вместо боярского Ростова становится Владимир-на-Клязьме. Его брат - Всеволод Большое гнездо ещё больше укрепил Владимиро-Суздальское княжество, ставшее сильнейшим на Руси и одним из крупнейших феодальных государств в Европе.

Галицко-Волынская земля - юго-западная окраина Руси с плодородными почвами и благоприятным климатом, что способствовало раннему возникновению пашенного земледелия, а затем частного землевладения. Если на Северо-востоке княжеская власть полностью подчинила себе боярство, а в Новгороде боярство практически стало самостоятельной силой, то в Галицко-Волынском княжестве соперничество богатого местного боярства и князя за власть продолжалось долго.

Владения Новгорода простирались от Финского залива до Урала и от Северного Ледовитого океана до верховьев Волги. Удобное местоположение превращало Новгород в крупнейший торговый центр с европейскими странами. Высшим органом власти было народное собрание - вече, которое выражало интересы боярской аристократии. Князя новгородцы приглашали. С ним заключался «ряд», ограничивающий круг полномочий князя служебными функциями - военными, полицейскими, судебными. При этом он не имел права вмешиваться во внутренние дела городского управления, приобретать земельную собственность, сменять должностных лиц, а в случае нарушения соглашения князь изгонялся из Новгорода.

Выделяют следующие предпосылки политической раздробленности на Руси:

1.Социальные:

а) Усложнилась социальная структура русского общества, более определенными стали его слои в отдельных землях и городах: крупное боярство, духовенство, купцы, ремесленники, низы города, включая холопов. Развивалась зависимость от землевладельцев сельских жителей. Вся эта новая Русь уже не нуждалась в прежней раннесредневековой централизации. Для новой структуры хозяйства нужны были иные, чем прежде, масштабы государства.

б) Переход к пашенному земледелию способствовал оседлому образу жизни сельского населения и усилил стремление дружинников к владению землей. Дружинники были заинтересованы в постоянном пребывании вблизи своих вотчин и стремились к политической самостоятельности. В связи с этим в XII-XIII вв. большое распространение получила система иммунитетов - система, освобождающая бояр-землевладельцев от княжеского управления и суда и дававшая им права на независимые действия в их владениях. То есть причиной раздробленности стал закономерный процесс возникновения частного землевладения и оседания дружины на землю.

2. Экономические: постепенно отдельные вотчины укрепляются и начинают производить все продукты только для собственного потребления, а не для рынка. Этот процесс называется натуральным хозяйством. Товарный обмен между отдельными хозяйственными единицами практически прекращается. Складывание системы натурального хозяйства способствует изоляции отдельных хозяйственных единиц.

3. Политические: основную роль в распаде государства сыграло местное боярство; местные князья не хотели делиться своими доходами с Великим Киевским князем, и в этом их активно поддерживало местное боярство, которому нужна была сильная княжеская власть на местах.

4. Внешнеполитические: ослабление Византии из-за нападений норманнов и сельджуков сократило торговлю на «пути из варяг в греки». Походы крестоносцев открыли более прямой путь сообщения между Азией и Европой через восточное побережье Средиземного моря. Торговые пути переместились в центральную Европу. Русь утратила статус мирового торгового посредника и фактор, объединявший славянские племена. Это довершило распад единого государства и способствовало перемещению политического центра с юго-запада на северо-восток во Владимиро-Суздальскую землю. Киев оказывается в стороне от основных торговых путей. Наиболее активно начинают вести торговлю: Новгород с Европой и немецкими городами; Галиция - с северо-итальянскими городами; Киев превращается в форпост борьбы с половцами. Население уходит в более безопасные места на северо-востоке и юго-западе страны (Владимиро-Суздальское княжество и Галицко-Волынское княжества).

Политическая раздробленность имела, как положительные, так и к отрицательные последствия:

Положительные последствия политической раздробленности выразились в следующем. Наряду с Киевом появились новые центры ремесла и торговли. Образовались крупные и сильные княжества: Владимиро-Суздальское княжество, Галицко-Волынское и Новгородская боярская республика, которые были политически независимыми, имели собственные войска, монету, судебные учреждения. В этих княжествах создавались прочные княжеские династии, складывалась традиция передачи власти от отца к сыну, происходил бурный рост городов, шло неуклонное развитие крестьянского хозяйства, осваивались новые пахотные земли и лесные угодья. Переживала период становления русская православная церковь. Наблюдался бурный рост городов, и расцветала русская культура XII - начала XIII вв. Из этого следует, что новая политическая форма содействовала прогрессивному развитию.

К отрицательным последствиям следует отнести то, что государство стало уязвимым, так как далеко не все образовавшиеся княжества были в хороших отношениях между собой, не было того единения, которое могло бы спасти страну в период начавшегося вскоре татаро-монгольского нашествия. Киев - былая столица Древнерусского государства - утратил могущество и стал причиной раздоров; постоянные кровавые междоусобицы ослабляли военную и экономическую мощь страны; многие князья стремились занять великокняжеский стол в Киеве.

Политическая раздробленность означала не распад Руси, а превращение ее в своеобразную федерацию княжеств и земель. Киевский князь остался главой только номинально. Отношения между князьями регулировались соглашениями и обычаями.

С точки зрения общеисторического развития политическое дробление Руси - закономерный этап на пути к будущей централизации страны и экономическому и политическому взлету. Об этом говорит и буйный рост городов и вотчинного хозяйства, и выход этих практически самостоятельных государств на внешнеполитическую арену: Новгород и Смоленск поддерживали контакты с Прибалтикой и немецкими городами, Галич с Польшей, Венгрией и Римом.

Литература

1. Ключевский, В.О. Русская история В 3 кн. / В.О. Ключевский.- М: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. - Кн. 1. - С. 253-267.

2. Орлов, А.С., Георгиев, Н.Г., Сивохина, Т.А. История России / А.С. Орлов, Н.Г. Григорьев, Т.А. Сивохина. - М: ТК Велби, 2003. - С. 35-41.

3. Платонов, С.Ф.Лекции по русской истории / С.Ф. Платонов. - М: Высшая школа, 1999. -С .139-155.

4. Самыгин, П.С., Самыгин, С.И., Шевелёв, В.Н., Шевелёва, Е.В. История для бакалавров / П.С. Самыгин, С.И. Самыгин, В.Н. Шевелёв, Е.В. Шевелёва. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2012. - С. 133-137.

Страны Европы в XVI в.

(реформация, контрреформация, абсолютизм)

Реформация в Западной и Центральной Европе представляла широкое общественное движение, носившее в основе своей антифеодальный характер. По форме это была борьба против католической церкви, являвшейся главной идеологической опорой феодального строя.

Церковная власть в Средние века была господствующей политической и духовной силой. Проповедуя смирение, бедность и воздержание, церковь богатела, наживаясь на барщине, десятине, индульгенциях. Иерархи церкви жили в роскоши, предаваясь разгулу. Эти процессы встречали осуждение и сопротивление среди рядовых верующих и некоторых священнослужителей.

Основными

Наши рекомендации