Политическая культура общества: понятие, особенности функционирования.

Политическая культура — часть общей культуры и наследования, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, влияющие на политическое поведение. Политическая культура является одним из основных понятий сравнительной политологии, позволяющих проводить сравнительный анализ политических систем мира.

Политическая культура — это, с одной стороны, созданный и накопленный человечеством в процессе общественно-исторической практики, политический опыт, зафиксированный в обычаях, традициях, идеях, представлениях, оценках, установках, а с другой стороны, — качественно определенный уровень деятельности по воспроизводству и производству политической жизни.

В научной литературе политическая культура чаще всего определяется как совокупность ориентации, ценностей, верований, установок. Первыми такое определение политической культуры дали американские социологи Г. Алмонд, С. Верба. Подобные определения дают и некоторые отечественные исследователи. К. С. Гаджиев: «Особенность политической культуры заключается в том, что она представляет собой не политику или политический процесс в их реальном воплощении, а комплекс представлений той или иной национальной или социально-политической общности о мире политики».

Г. Алмонд, выделил два уровня ее анализа:

· институциональный,характеризовавший институты и их функции, нормы и механизмы формирования государственной политики,

· ориентационный,выражающий особые формы ориентации населения на политические объекты. Эти ориентации содержали в себе «познавательные», «эмоциональные» (выражающие чувства людей к тем, кто обеспечивал функционирование властных институтов), а также «оценочные» аспекты.

Назначение и функции политической культуры

Политическая культура способна оказывать тройственное влияние на политические процессы и институты.

Во-первых, под ее воздействием могут воспроизводиться традиционные формы политической жизни.

Во-вторых, политическая культура способна порождать новые, нетрадиционные для общества формы социальной и политической жизни.

А в-третьих, она может комбинировать элементы прежнего и перспективного политического устройства.

Политической культуре свойственны определенные функции в политической жизни.

— идентификации,раскрывающей постоянную потребность человека в понимании своей групповой принадлежности и определении приемлемых для себя способов участия в выражении и отстаивании интересов данной общности;

— ориентации,характеризующей стремление человека к смысловому отображению политических явлений;

—адаптации,выражающей потребность человека в приспособлении к изменяющейся политической среде, условиям осуществления его прав и властных полномочий;

— социализации,характеризующей обретение человеком определенных навыков и свойств, позволяющих ему реализовывать свои гражданские права, политические функции и интересы;

— интеграции(дезинтеграции), обеспечивающей различным группам возможность сосуществования в рамках определенной политической системы;

— коммуникации,обеспечивающей взаимодействие всех субъектов и институтов власти.

В различных исторических условиях — чаще всего при нестабильных политических процессах — некоторые функции политической культуры могут затухать и даже прекращать свое действие. В частности, может весьма значительно снижаться коммуникативная способность политических норм и традиций государственной жизни, в результате чего будет неизбежно обостряться полемика между различными общественными группами и особенно теми из них, которые придерживаются противоположных позиций относительно правительственного курса. С другой стороны, в переходных процессах нередко возрастает способность политической культуры к дезинтеграции систем правления, основанных на непривычных для населения целях и ценностях.

Особенности политических культур западного и восточного типов

Коротко говоря, наиболее существенные различия этих ценностных ориентаций граждан в политической жизни общества проявляются в следующем:

Запад

— убежденность, что власть может покоиться на физическом, духовном или ином превосходстве человека над человеком;

— отношение к политике как к разновидности социальной деятельности, которая строится на принципах честной игры и равенства граждан перед законом;

— осознание самодостаточности личности для осуществления властных полномочий, отношение к политическим правам как к условию укрепления права собственности;

— признание индивида главным субъектом и источником политики, отношение к государству как к институту, зависимому от гражданского общества, гаранту прав и свобод личности;

— предпочтение личностью множественности форм политической жизни, плюрализма и демократии;

— рациональное отношение к исполнению правящими элитами и лидерами своих функций по управлению обществом;

— приоритет общегосударственных законов и установлений (кодифицированного права) над частными нормами и правилами поведения.

Восток

— уверенность в божественном происхождении власти, не связанном ни с какими человеческими достоинствами;

— отношение к политике как к недоступной всем деятельности, подчиненной принципам божественного правления;

— отрицание самодостаточности личности для осуществления властных полномочий; приоритет идеалов справедливости; политическая индифферентность личности;

— признание главенствующей роли в политике элит и государства, предпочтение патроната государства над личностью;

— предпочтение личностью исполнительских функций в политической жизни; тяготение к авторитарному типу правления;

— обожествление (сакрализация) правителей и их деятельности по управлению обществом, отсутствие убежденности в необходимости их контроля;

— приоритет местных правил и обычаев (местного права) над формальными установлениями государства.

8. Политические процессы: понятие, структура, классификация.

Политический процесс - это собой совокупность всех динамических изменений в поведении и отношениях субъектов, в исполнении ими ролей и функционировании институтов, а также во всех иных элементах политического пространства, осуществляющихся под влиянием внешних и внутренних факторов.

Р. Доуз отождествляет его с понятием политики в целом. Другие же, напротив, видят специфику политических процессов либо в результатах функционирования политической системы (Т. Парсонс), либо в динамике борьбы и соперничества групп за статусы и ресурсы власти (Р. Дарендорф), либо в поведенческих аспектах реализации субъектами своих интересов и целей (Ч. Мэрриам).

Применительно к обществу в целом политический процесс раскрывает взаимодействие социальных и политических структур и отношений, т.е. показывает, как общество формирует свою государственность, а государство, в свою очередь, «завоевывает» общество.

Структура и особенности политического процесса.
По значимости для общества тех или иных форм политического регулирования социальных отношений политические процессы можно подразделить на базовые и периферийные.

Первые из них характеризуют разнообразные способы включения широких социальных слоев в отношения с государством.

Периферийные же политические процессы раскрывают динамику формирования отдельных политических ассоциаций (партий, групп давления и т.д.), развитие местного самоуправления.
В то же время и базовые, и периферийные политические процессы различаются по времени и характеру осуществления, сориентированностью своих субъектов на нормы соперничества или сотрудничества, могут протекать явно или в скрытой форме.

Каждый из политических процессов обладает и собственным внутренним ритмом, т.е. цикличностью, повторяемостью основных стадий взаимодействия своих субъектов, структур, институтов.

В конечном счете, все частные политические процессы объединены одной и той же потребностью их субъектов повлиять на принимаемые государственной властью политические решения.

Наши рекомендации