История терроризма и его современные особенности

Первый зафиксированный факт совершения терроризма в русской истории связан с политическим убийством братьев – ростовского князя Бориса и Муромского князя Глеба их двоюродным братом – туровским князем Святополком, захватившим киевский трон после смерти князя Владимира I. Борис и Глеб стали первыми святыми русской православной церкви. Террористические, по своей сути, методы применял Иван Грозный, который ввел опричнину. Политические убийства продолжались и позже - были убиты императоры Петр III и Павел.

Рост и идеологическое обоснование идей терроризма приходится на XIX век [2.21]. Иные цели преследовали покушения на членов царской семьи и представителей органов власти, которые стали множиться в России, начиная с выстрела 4 апреля 1866 года студента Д.Каракозова в императора Александра П. Повторное покушение было предпринято 25 мая 1867 года А.Березовским в Булонском лесу во Франции. 24 января 1878 года В.Засулич стреляла в градоначальника Ф.Ф. Трепова и тяжело ранила его, но была оправдана судом присяжных. В России того времени существовали такие организации, как «Народная воля», которые использовали террористические методы в политической борьбе. В результате теракта, организованного «народной волей» 1 марта 1881 года, был убит император Александр И. Некоторые ученые считают, что используемая революционная периодизация (дворянская, разночинская, пролетарская) может применяться и для периодизации терроризма. Групповой вооруженный террор использовался и большевиками в политической борьбе, эсерами-максималистами, анархистами.

Новая волна террора в России поднялась после 1917 года. В 1930-е гг. с помощью террористических методов проводилась политическая чистка И.Сталиным. В период с 1950 г. и до конца 80-х годов терроризм как системное социально-политическое явление исчез из жизни государства и общества. В этот период имели место только отдельные факты. В 1978 году прогремели взрывы в Москве, организованные членами партии «Дашнакцутюн». В марте 1978 года Ю.Власенко проник в Посольство США и требовал предоставить самолет для вылета за рубеж, но был убит снайпером. Впервые самолет на территории СССР был угнан 15 октября 1970 года. Отец и сын Бразинкасы захватили самолет, совершавший рейс «Батуми-Сухуми», убили бортпроводницу Н. Курченко и посадили самолет в Турции. СССР преступники выданы не были. Имелись и факты индивидуального терроризма против представителей власти, но готовились они людьми с отклонениями в психике. Шизофреник В.Ильин пытался 22 января 1969 года стрелять в Л.И. Брежнева. Так, 7 ноября 1990 года на Красной площади пытался произвести из охотничьего ружья выстрел в М.С.Горбачева рабочий А. Шмонов, признанный позднее невменяемым.

Наша страна имеет богатый опыт противодействия терроризму. До октября 1917 г. в охране государственного и общественного строя и борьбе с терроризмом принимала участие вся система государственных и негосударственных органов России. Основную и непосредственную работу по предупреждению и пресечению террористической деятельности выполняли специальные службы царской России, которые зарекомендовали себя достаточно дееспособными органами.

В деятельности органов политического розыска царской России по борьбе с терроризмом можно выделить несколько основополагающих принципов. На первое место следует поставить конспиративный характер деятельности органов политического розыска. Конспиративность в борьбе с терроризмом определялась многими обстоятельствами. Во-первых, сами террористы действовали скрытно и конспиративно, а значит, открытые методы борьбы с ними были малоэффективны и почти невозможны, особенно на стадии выявления и разработки террористических организаций. Во-вторых, террористы были беспощадны в своих действиях не только по отношению к объектам политического террора, но и по отношению к сотрудникам спецслужб, стоявшим на пути их террористических устремлений. Поэтому конспирация необходима была и для обеспечения физической безопасности самих сотрудников органов политического розыска.

Принципиальным моментом в деятельности специальных служб являлась профилактическая направленность их работы. Руководящие документы, определявшие задачи органов политического розыска в борьбе с насильственными посягательствами на существовавший режим, предписывали, в первую очередь, решать задачи по предупреждению преступлений. Так, в "Положении об охранных отделениях", утвержденном 9 февраля 1907 г., говорилось, что «...начальники охранных отделений обязаны руководствоваться тем соображением, что главным мерилом успешности их деятельности будет всегда не количество произведенных ими ликвидации, а число предупрежденных преступлений и процентное отношение обысканных лиц к количеству тех из них, которые подверглись судебной каре».

Борьба с терроризмом носила межгосударственный наднациональный характер, что также можно рассматривать в качестве одного из принципов данной деятельности. Государственные органы России имели соглашения с правительствами европейских монархий по совместной борьбе с политическим террором.

Силы спецслужб формировались из официальных сотрудников и негласного аппарата. К официальным сотрудникам относились лица, состоявшие на воинской службе (офицеры, вахмистры и унтер-офицеры), и гражданские лица, имевшие классные чины и не имевшие классных чинов. В негласный аппарат входили агентура («секретные сотрудники», «вспомогательные агенты», «штучники», «откровенники») и филеры (наблюдательные агенты: старшие и младшие). Численность официальных сотрудников и негласного аппарата спецслужб применительно к масштабам России была сравнительно невелика. Всего по данным на 1895 г. в отдельном корпусе жандармов в конце XIX в. насчитывалось 693 офицера, 28 классных чинов, 8522 нижних чина (из них 6930 вахмистров и унтер-офицеров).

К сожалению, в период становления российской государственности в 1991-1994 гг. высшее военно-политическое руководство России не только не использовано зарубежный и имеющийся отечественный опыт борьбы с терроризмом, но и дометило прямое попустительство образованию на территории Чеченской Республики террористического режима.

В наши дни терроризм вошел в повседневную жизнь российского общества, представляя реальную угрозу национальной безопасности страны. Похищение людей, взятие заложников, угон самолетов, взрывы бомб на железных дорогах, в общественных местах, акты насилия в этноконфессиональных конфликтах, прямые угрозы и их реализация в ходе политической борьбы, физическое устранение политических соперников, покушения на представителей различных ветвей власти и т.д. стали уже привычным явлением.

Так, только в столице России в 1990-е годы были осуществлены следующие серьезные теракты: В декабре 1994 года произошел взрыв у южного входа на ВДНХ. Взрывное устройство сработало на задней площадке автобуса. В январе 1995 года - сразу несколько взрывов бомб: в Московском государственном педагогическом университете, физико-математической школе № 354, в гостинице "Метрополь" и на трансформаторной подстанции "Мосэнерго". 6 февраля 1995 года на улице Теплый стан в жилом доме сработало взрывное устройство, эквивалентное 200 граммам тротила. Жертв не было. 11 июня 1996 года на Серпуховской линии московского метро в вагоне поезда сработало безоболочное взрывное устройство с часовым механизмом, эквивалентное 500 граммам тротила. 4 человека погибли, 12 получили серьезные ранения.

11 июля 1996 года в троллейбусе 12-го маршрута на Пушкинской площади в результате террористического акта произошел взрыв. Водитель получил сильные ожоги, 5 пассажиров были легко ранены. 12 июля 1996 года взорван троллейбус на проспекте Мира. Пострадали 28 человек, 10 ноября 1996 года на Котляковском кладбище произошел взрыв. В результате теракта погибли 13 человек, 70 получили ранения. 1 января 1998 года на станции "Третьяковская" Московского метрополитена сработало самодельное взрывное устройство. Три человека госпитализированы с ранениями различной тяжести. 4 ноября 1998 года недалеко от Спасской башни Кремля в автомобиле "Москвич" сработало взрывное устройство мощностью 400 - 600 грамм тротилового эквивалента. Ранены два офицера охраны Кремля и один солдат Президентского полка.

4 апреля 1999 года у здания приемной Федеральной службы безопасности РФ на Кузнецком мосту сработало безоболочное взрывное устройство мощностью около 2 кг тротила. Пострадали сотрудник милиции и один из охранников ФСБ.). 26 апреля 1999 года в лифте гостиницы "Интурист" произошел мощный взрыв. Пострадали 11 человек. Мощность неустановленного взрывного устройства составила примерно килограмм тротила. Зданию причинен значительный ущерб. 22 июня 1999 года у здания МВД России на Житной улице было обнаружено взрывное устройство с часовым механизмом мощностью около 300 грамм тротилового эквивалента. Оно взорвалось до того, как его успели обезвредить. Взрывной волной были повреждены несколько автомашин и часть стекол в здании министерства. Жертв и пострадавших нет. 31 августа 1999 года в центре Москвы на Манежной площади в крупнейшем торговом комплексе "Охотный ряд" совершен террористический акт. На третьем ярусе комплекса в зале игровых автоматов сработало безоболочное взрывное устройство. По разным данным, его мощность составляла от 150 до 300 грамм тротилового эквивалента. Пострадал 41 человек, одна женщина скончалась. В ночь с 8 на 9 сентября 1999 года на улице Гурьянова в девятиэтажном шести подъездном жилом доме произошел сильнейший взрыв мощностью 300- 400 кг тротилового эквивалента. Полностью обрушились два подъезда. В результате теракта 94 человека погибли, 164 получили ранения. 13 сентября 1999 года в 5 часов утра в жилом доме № 6 по Каширскому шоссе произошел взрыв, сила которого составила около 300 кг тротилового эквивалента. Восьмиэтажный одноподъездный кирпичный дом был полностью разрушен. В результате теракта погибли 121 человек, 9 получили ранения.

8 августа 2000 года в 18.00 в подземном переходе на Пушкинской площади произошел взрыв, в результате которого погибли 8 человек, получили ранения около 100 человек.

Одним из самых жестоких и бесчеловечных актов стал захват 1 сентября 2004 года средней школы в г. Беслан. При освобождении заложников погибло 739 заложников, большинство из которых дети. Террористы, участвовавшие в захвате уничтожены, а единственный оставшийся в живых Нурпаши Кулаев задержан и предстал перед судом.

Статистика только одной из форм терроризма выглядит достаточно убедительно: в 1994 году в различные органы государственной власти и управления поступило более 200 сообщений об угрозах совершения террористического акта с применением взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность для жизни людей. Это в три раза превысило количество сообщений такого рода за 1991-1992 гг. После серии террористических актов в Москве и Волгодонске в начале осени 1999 г. число подобных звонков в органы охраны правопорядка многократно возросло.

По заявлению начальника Оперативно-розыскного управления ФСБ России, заместителя руководителя Департамента по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом ФСБ И. Миронова, только в 1999 - 2000 гг. сотрудники ФСБ предотвратили тринадцать мощных взрывов: шесть в Москве, пять в Пятигорске, по одному в Буйнакске и во Владикавказе. По сообщению первого заместителя министра внутренних дел России В. Козлова, сотрудниками МВД России в 2000-м году были предотвращены 95 террористических актов. Сотрудники милиции изъяли 2600 взрывных устройств. В то же время, преступникам удалось осуществить 64 террористических акта, в результате которых 200 человек погибли и 500 получили ранения. При этом 48 терактов и диверсий совершены в Чеченской Республике.

По данным МВД за восемь месяцев 2001 года на территории страны прогремело 813 криминальных взрывов, 423 из них в Чечне. Остальные — в Ставропольском крае, в республиках Северная Осетия — Алания, Дагестан, в Астраханской, Брянской областях и других регионах. За этот период зафиксировано 133 случая обнаружения и изъятия самодельных взрывных устройств и взрывчатых веществ. Пресечена деятельность четырех организованных групп террористической направленности: двух - в Омской области, по одной - в Оренбургской области и Кабардино-Балкарской Республике.

Опасным стал так называемый коммерческий терроризм. За 1993 г. было совершено около 100 заказных убийств (в 1992 г. - 32, в 1995 г. - 50) в отношении разного рода предпринимателей. За 1994 г. на территории Москвы было осуществлено 107 преступлений с применением взрывных устройств и взрывчатых веществ. За 1995 г. эта цифра возросла на 30%. В большинстве случаев имели место экономические и финансовые "разборки", в том числе, возникшие на почве конкурентной борьбы. В Москве произошло около 300 захватов заложников в целях получения за их освобождение выкупа. Однако на лидирующие позиции по масштабам и размаху своего проявления и общественному резонансу вышел терроризм, в основе которого лежит сепаратизм, действующий под флагом освободительной борьбы, национализма и религиозного экстремизма (события в Буденновске в июне 1995 г. и Дагестане в январе 1996 г.).

Особая ситуация в 1990-е годы сложилась в Чечне. Уже в середине 1990-х гг. исследователи проблемы борьбы с терроризмом в России отмечали такую тенденцию, как интеграция терроризма, организованной преступности и наркобизнеса, привлечение отдельными политиками уголовных группирований к борьбе за власть. Эта тенденция в последующие годы не только сохранилась, но и значительно усилилась. Именно благодаря такого рода интеграции решаются многие вопросы финансирования террористов, их прикрытия и перемещения. Не вызывает сомнения, что питательной средой для терроризма является среда криминальная. Именно отсюда чаще всего рекрутируются исполнители самых жестоких акций. К. тому же криминальная среда воспроизводит все в больших масштабах насилие как таковое. Если недавно на весь Советский Союз с его 250-миллионным населением регистрировалось в год до 700 тыс. преступлений, то в настоящее время только на Российскую Федерацию в год приходится более 3 млн. преступлений, а с учетом латентной преступности – от 10 до 15 млн. преступлений [2.69].

Важно учитывать, что вовлечение российских граждан в международную трудовую миграцию приводит к появлению весьма противоречивых последствий. Так, с одной стороны, оно расширяет их возможности улучшать свое благосостояние, а с другой стороны, способствует ухудшению демографической ситуации, «утечки умов» и «утечки капиталов» из страны. Основной проблемой в области миграции, создающей угрозу национальной безопасности, является существование в стране большою числа нелегальных мигрантов. Значительны потоки нелегальной иммиграции в Россию из государств с нестабильной общественно-политической, экономической и санитарно-эпидемиологической обстановкой. Нелегальные мигранты не только сами не могут пользоваться предоставленными правами, но и в то же время не могут быть привлечены к выполнению обязанностей, установленных государством. При этом связь незаконной миграции, терроризма и организованной преступности становится очевидной для всего мирового сообщества.

Активное включение России в международные миграционные потоки вызвало разнообразные и труднопредсказуемые последствия, к числу которых следует отнести и ее превращение в евразийский центр транзитной миграции, в основном – нелегальной. Переправка нелегалов через Россию в больших масштабах обусловлена: высокой прибыльностью данного вида бизнеса; особым географическим; положением страны, которое является удобным для формирования многочисленных явных и скрытых транзитных каналов для перемещения мигрантов из азиатских и африканских стран, которые направляются в государства ЕС; «прозрачностью» российских границ со странами СНГ; несовершенством российского законодательства; значительными размерами теневого рынка труда, позволяющими трудоустраиваться большому числу нелегалов.

Превращение России в крупный международный перевалочный пункт транзитных мигрантов имеет различные и весьма значительные негативные последствия, отрицательно сказывается на ее международном имидже и способствует криминализации различных сторон жизни российского общества, распространению наркомании, экстремизма, терроризма и других болезней. Наличие достаточно жесткого режима выезда из России и слабого контроля на границах со многими странами СНГ, прежде всего с Казахстаном (через границы с которым переправляется до 90% всех незаконных мигрантов) и Украиной, привело к тому, что в стране в настоящее время «застряли», только по статистике МВД, около 300 тыс. транзитных мигрантов из различных стран Азии и Африки. Кроме того, явно несвоевременное введение безвизового въезда в Россию граждан из Китая вызвало появление мощного потока мигрантов, часть которых рассматривают нашу страну в качестве транзитного места для достижения западноевропейских государств.

Действия правоохранительных органов России, направленные на пресечение деятельности организованных преступных группировок, специализирующихся на переправке нелегальных мигрантов, в настоящее время не дают должного эффекта, необходима реализация международных программ совместно с европейскими странами и соглашений в данной сфере, ориентированных на действенную борьбу с нелегальной миграцией. История терроризма и его современные особенности - student2.ru За 1992—2002 гг. валовая миграция с учетом российских граждан, выезжающих за рубеж, и граждан зарубежных стран, въезжающих в Россию, составила около 10 млн. человек. Миграционное сальдо в этот период являлось положительным и составило более 3,5 млн. человек. Наибольшее его значение было достигнуто в 1994 г. – свыше 810 тыс., а в дальнейшем оно стало существенно уменьшаться и в 2002 г. составило уже 78 тыс. человек и было в 10,4 раза меньше, чем в 1994 г. Формирование положительного сальдо миграционного потока обеспечивалось за счет выезда в Россию иммигрантов из стран бывшего СССР, их общее превышение над выезжавшими из нее в данные страны за 1992–2002 гг. составило 4,4 млн. человек; максимальное его значение возникло также в 1994 г. — 915 тыс. и к 2002 г. оно снизилось до 124 тыс. человек, или в 7,4 раза по сравнению с 1994 г. Иная ситуация возникла в международном обмене мигрантами России со странами дальнего зарубежья. Миграционное сальдо с данными странами было отрицательным. Мощная волна миграции, возникшая в России в 1990-е гг. и обусловленная сложными геополитическими, социально-экономическими и демографическими причинами, вывела ее в число ведущих центров мировой иммиграции. Так, в среднем за 1992—2002 гг. ежегодный поток прибывших в США из зарубежных стран иммигрантов составил 925 тыс. человек, в Германию – 865 тыс. человек, или 93,5% от уровня США, в Россию – 609 тыс. человек, или 65,8% от уровня США.

К незаконным мигрантам в России относятся лица, въехавшие на ее территорию из других стран и при этом нарушившие правила въезда либо правила пребывания в стране; важной формой нарушения правил пребывания в России является незаконная (нелегальная) занятость (табл. 2.1). Среди нелегальных иммигрантов можно выделить следующие группы: иностранные граждане, попадающие на территорию России нелегально, минуя паспортный и иммиграционный контроль, по недействительным документам; иностранцы из стран дальнего зарубежья, прибывающие в Россию легально, но с иной целью, нежели указанная при их оформлении (чаше всего с целью занятия челночным или иным бизнесом либо незаконной экономической деятельностью, включая криминальную); иностранные граждане из дальнего и ближнего зарубежья и лица без гражданства, прибывшие в Россию в поисках убежища и не получившие статус беженца; транзитные мигранты с просроченными визами, въехавшие в Россию легально с конкретной целью проследовать в другие страны; иностранные граждане, включая граждан стран СНГ, обучавшиеся ранее в учебных заведениях России и после завершения учебы не пожелавшие вернуться на родину в силу различных обстоятельств; иностранные граждане, включая граждан стран СНГ, не прошедшие на российской территории в установленные законодательством сроки регистрацию по месту жительства или пребывания; иностранные граждане, включая граждан стран СНГ, работающие с нарушением установленных российским законодательством правил занятости, в том числе работающие по межгосударственным соглашениям и контрактам, срок действия которых уже истек. Это люди, не имеющие возможности выехать из страны, или люди, не желающие этого делать [2.133, с. 78, 79].

Официальные оценки общей численности лиц незаконно пребывающих в России, часто варьируют в диапазоне от 0,5% до примерно 1% населения (табл. 2.2). При изучении процессов нелегальной миграции возникают существенные затруднения, поскольку нелегальные мигранты обычно стремятся избежать любых форм, связанных с учетом их пребывания, перемещением и хозяйственной деятельностью. При этом исследователи сходятся в том, что официальная статистика притока иностранных граждан в Россию лишь в незначительной степени отражает реальную картину из-за огромных масштабов нелегальной миграции, которая осуществляется в скрытой, нерегисгрируемой форме. Экспертные оценки общей численности нелегальных мигрантов варьируются от 1 до 10% обшей численности населения нашей страны. Десятикратная разница в оценках свидетельствует не просто о сложности количественного определения явления, которое по своей природе носит скрытый, подпольный характер, но также о том, что у служб, призванных заниматься борьбой снезаконной миграцией, отсутствует сколь-нибудь четкое представление о масштабах явления, что уже само по себе таит высокую вероятность неудачи этой борьбы. Представляется, что основной причиной такой неопределенности оценок является отсутствие скоординированности в работе разных ведомств, которые пользуются принципиально различными методами сбора данных, не обмениваются информацией, а иногда жертвуют точностью данных во имя ведомственных интересов. Наиболее вероятной представляется оценка общей численности нелегальных мигрантов в России в 4–5 млн человек. Подавляющее большинство из них, если не по форме, то по сути, являются трудовыми мигрантами, поскольку, какова бы ни была их цель прибытия в Россию (транзит в Западную Европу, вынужденная миграция, собственно нелегальная трудовая миграция), они в поисках средств к жизни ищут возможности трудоустройства, причем чаще всего в неформальном, теневом секторе экономики [133].

Таблица 2.1:

Структура незаконной миграции в России [133, с. 12]

Нелегальный въезд Минуя пункты пограничного контроля · Самостоятельно · С помощью местных жителей · С помощью сограждан, легально проживающих в стране · С помощью организованных преступных группировок Незаконная занятость
Через пункты пограничного контроля · С недействительными документами
Легальный въезд · Туризм · Служебные поездки · По частным приглашениям · На учебу · По трудовым контрактам · Для транзитного проезда · Обращение о предоставлении убежища Нелегальное пребывание · Несоответствие целей пребывания заявленным при въезде · Нарушение правил пребывания · Нарушение сроков пребывания Незаконный выезд в страны следования
Легальное пребывание · Продление визы · Изменение статуса · Фиктивный брак

Таблица 2.2.

Количественные характеристики незаконной миграции в России, тыс.чел. [116, c, 18]

  1998 г. 1999 г. 2000 г.
Лица, незаконно пребывающие в стране 750–1000 750–1000 1300–1500
Лица, не пропущенные через государственную границу (1996 г. – 35170; 1997 г. – 36772) 37,423 41,547 более 75,5
Лица, задержанные на границе 4,577 4,300 6,801
Лица, задержанные за незаконное пребывание в стране Нет данных 150,000

Нелегальная миграция в Россию в современных условиях создает значительные негативные последствия. Так, весьма сложные проблемы возникают в связи с формированием «иноземных» этнических анклавов в регионах страны, не испытывающих недостатка трудовых ресурсах. Из-за наплыва иммигрантов там усложняется ситуация на рынке труда (южные районы России – Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская область, Нижнее и Cpеднее Поволжье). Эти расширяющиеся анклавы носят все более закрытый характер, игнорируют российские законы и обычаи коренного населения, что все чаще приводит к межнациональным конфликтам

Важно учитывать и то обстоятельство, что в последние годы расширяются официальные и закрытые контакты части республик СНГ со странами блока НАТО [2.218]. В этих условиях бесконтрольная иммиграция создает определенную угрозу геополитической и военной безопасности страны. Наконец, тесные связи определенных кругов наших южных соседей с антироссийски настроенными единомышленниками из Пакистана, Турции и стран Ближней, Востока никак не способствуют ослаблению угрозы международного терроризма против России. Закавказские и среднеазиатские государства имеют соглашения о безвизовом обмене с Турцией, Ираном, Пакистаном, Китаем, и это в условиях прозрачности наших границ со странами Содружества. Формирование незаконного иммиграционного контингента из стран дальнего зарубежья имеет свою специфику. Помимо лиц, прибывающих в Россию для ведения коммерческой деятельности, в стране сложились достаточно крупные этнические группы иностранцев и лиц без гражданства из числа жителей и 46 стран (Афганистана, Ирака, Сомали, Шри-Ланки, Бангладеш и др.), рассчитывающих на получение статуса беженца; обучавшихся ранее в учебных заведениях СССР и не желающих возвращаться домой (в основном граждане Афганистана, Ирака, Кубы, Эфиопии); работавших в СССР по межгосударственным соглашениям, срок действия которых истек (граждане Вьетнама, КНР, КНДР и др.); транзитных беженцев (из Китая, Ирака, Афганистана Бангладеш, Сомали, Индии, Эфиопии, Шри-Ланки, Анголы, Нигерии), рассчитывающих использовать территорию России для выезда в европейские и другие страны. Значительная масса этого контингента в основном доставшаяся России по наследству от СССР, просто потерялась на ее просторах, воплотив негативный потенциал.

В настоящее время нелегальная миграция является причиной оттока из России огромного по своим масштабам объема финансовых ресурсов в связи уходом от уплаты налогов, покупкой иностранной валюты и переводом ее в зарубежные государства. Так, по данным Федеральной миграционной службы МВД России, в 2002 г. в России было официально зарегистрировано 300 тыс. трудовых мигрантов, хотя их в стране порядка 4,5 млн. Помощник Президента РФ В. Иванов отмечает, что государство получает от одного среднестатистического иммигранта всего около 20 руб. налоговых поступлений в год. Денежные суммы, вывозимые из России мигрантами из некоторых республик СНГ, превышают объемы годовых инвестиций в их национальные экономики. Примечательно, что до 76% иностранной рабочей силы (т.е. во много раз больше, чем отражается в официальной статистике) занято в сфере торговли и услуг. Именно в этом секторе наиболее высока оборачиваемость капитала и возможность ухода от уплаты налогов. Нелегальные мигранты активно участвуют в формировании теневого и криминального бизнеса в России. При этом весьма значительным является их вклад в финансирование теневых и криминальных структур. В России растут претензии нелегальных иммигрантов, включая их многочисленных родственников, на пользование дефицитными услугами социальной инфраструктуры нашей страны (здравоохранение, образование), что усиливает негативное отношение коренного населения к приезжим и утяжеляет нагрузку на местные бюджеты. К тому же иммигранты, как правило, обладают значительно большими финансовыми средствами для гласной и негласной оплаты таких услуг, таким образом, повышая на них тарифы и лишая россиян возможности пользоваться ими. То же относится и к потенциальным возможностям нелегальных (да и легальных) иммигрантов приобретать недвижимость, землю и т.п.

Особая проблема, имеющая тревожные перспективы обострения, – неконтролируемая масштабная лавина нелегальных иммигрантов Китая, в первую очередь в дальневосточные регионы, хотя многочисленные «чайна-тауны» возникли практически во всех крупных городах России. Соседство Китая с его более чем миллиардным» населением, бурно развивающейся экономикой и сравнительно ограниченными территориальными и природными ресурсами не может не настораживать Россию с ее малонаселенным Дальним Востоком. Пессимисты не без основания опасаются, что Россия, в конечном счете, потеряет Сибирь, причем не в результате действия 2,5-миллионной армии КНР, а из-за китайской иммиграции. При этом следует обратить внимание на тот факт, что в отличие от кавказских и среднеазиатских диаспор, опирающихся только на родственников или соплеменников, китайские землячества тесно связаны с «большой землей». Пока поддержка эмиграционной экспансии со стороны официального Пекина носит скрытый характер, но она постоянно растет. Не стоит забывать, как Китай в 1960-1970 гг. «мирно» расширял свое легальное присутствие в странах Юго-Восточной Азии (Малайзии, Таиланде, Индонезии) и к каким этническим социальным, экономическим и политическим конфликтам в этих странах привело такое развитие событий. Но с тех пор ситуация резко изменилась – если тогда китайская экспансия носила стихийный характер, то теперь власти страны понимают, что свои территориальные и ресурсные проблемы и проблемы расширения внешних рынков Китай может решить в первую очередь за счет своего большого, но политически и экономически очень ослабевшего северного соседа. Можно привести следующие данные, отражающие сравнительные уровни развития регионов Российского Дальнего Востока (Амурской области, Хабаровского и Приморского краев) и приграничных районов Китая. На территории указанных регионов России проживает 5,5 млн. человек, Китая – 102 млн., при плотности населения 1 и 120 человек на 1 км2 соответственно. Дефицит в рабочей силе на российской территории составляет 5 млн., безработица на китайской – 8 млн. человек.

Феномен терроризма особенно значим в изучении ощущения безопасности. В последние годы он стремительно вошел в повседневную жизнь каждого российского гражданина, резко обострив и актуализировав проблему защищенности от вооруженного насилия. Eго восприятие в то же время связано со стереотипными представлениями о факторах политических - угроз и опасностей как внутри страны, так и в международном плане. В настоящее время подавляющая часть россиян считают, что их безопасность резко уменьшалась после распада СССР.

Для России проблема терроризма в большей степени связана с продолжающейся нестабильностью в Чечне [2.151]. В 2004 г. 85% опрошенных признали связь, существующую между боевиками в республике и международными террористами. Почти треть обращает внимание на влияние аль-Кайды и других международных террористических организаций, возлагая на них вину за серию терактов, прокатившихся по России в 2004 г. Таким образом, значительная часть населения, казалось бы, разделяет точку (зрения власти, которая после 2001 г. включилась в глобальную антитеррористическую коалицию и попыталась умело изменить ракурс обсуждения чеченской проблемы с мировым сообществом. Однако россияне все же восприняли "военную риторику" не до конца. Только треть респондентов (35%) в январе 2005 г. отмечали, что России международным терроризмом объявлена война, в то время как большая часть (49%) были склонны видеть в событиях в Чечне локальный конфликт на южных рубежах страны. Не произошло и мобилизации общества, несмотря на настойчивые попытки политических структур после событий в Беслане привить обществу настроения "народной войны". Так, 61% респондентов в сентябре 2004 г. и 49% в январе 2005 г. считали, что население должно принимать активное участие в обеспечении своей безопасности; мнения, что обеспечение безопасности и борьба с терроризмом это дело, прежде всего власти, а не населения, придерживались соответственно 35 и 46%. Вместе с тем можно наблюдать усиливающееся отчуждение россиян от власти и возложение на нее вины за неспособность предотвратить террористические акты. На протяжении последних трех лет около 65-67% опрошенных отмечают, что российские власти не в состоянии защитить население от новых вылазок террористов. Примем, респонденты склонны прежде всего возлагать ответственность за происходящее на правоохранительные органы и спецслужбы (около 24% и 40% респондентов соответственно), в меньшей степени принимая обвинения is свой собственный адрес в недостаточной бдительности (8%).

Чувство тревоги и страха прочно укрепляется в массовом сознании в последние годы. Так, в ходе телефонного опроса москвичей в октябре 2004 г. задавался вопрос: «Испытываете ли вы страх, находясь в многолюдных местах?» Положительно ответили 57% опрошенных, и только 28% ответили, что не испытывают. Причем среди тех, кто испытывал страх, 44% составляли мужчины [2.69]. Как отмечает В.И. Добреньков, «страх за собственную жизнь и жизнь детей своих ввергает всех людей в состояние тревоги, постепенно, медленно и неуклонно парализует их волю. Поражает не просто терпение, о котором так много говорено как о некоей положительной черте характера, поражает рабская покорность, которая превращает великий и могучий русский народ в послушную, аморфную, разобщенную массу, которая мирится с реальным положением вещей, которая не способна оказывать сопротивление злу, которая боится и не хочет бороться с криминалом и бездействием властей, которая постоянно утрачивает веру в возможность торжества права на безопасную и спокойную жизнь. Молчание и покорность губят Россию. Если она не проснется, то ее бездействие приведет к великой катастрофе» [2.53, с. 8].

Реакция населения страны и экспертов на проблемы терроризма является неоднозначной, что проявляется в оценках событий, происходящих в Чечне (табл. 2.3.) Так, на первое место вышел ответ, согласно которому происходящее в Чечне – это ситуация конфликта, которая выгодна определенным силам в Москве. Ранги других ответов практически совпадают. Эти данные свидетельствуют о том, что общество и эксперты не разделяют официальную точку зрения. Они склонны думать о наличии в Москве латентных интересов и факторов, которые питают конфликты и широко не освещаются [2.99].

Таблица 2.3.

Оценки происходящего в Чечне в июне 2004 г., % от числа опрошенных [2.99].

Характеристики Респонденты Эксперты
Ситуация конфликта, которая выгодна определенным силам в Москве
Терроризм бандитов и насильников
Один из очагов деятельности международного терроризма
Вооруженный мятеж против центральной власти в Москве
Война чеченского народа за свободу и независимость
Другое

После трагических событий в Беслане терроризм впервые вышел во главу перечня наиболее серьезных проблем, стоящих перед страной. По данным ВЦИОМ, если весной 2004 г. его упоминали лишь 15%опрошенных, то осенью эта цифра возросла до 45%, обогнав по актуальности традиционный набор социально-экономических вопросов – преодоление роста цен, стабилизацию экономического положения, борьбу с бедностью и безработицей [2.98]. По итогам 2003 и 2004 гг. террористические акты выделили в качестве главных событий, привлекших наибольшее внимание, более 50 и 70% респондентов ВЦИОМ соответственно. Данные опросов общественного мнения свидетельствуют о его волнообразной динамике. В силу своей природы человеческая психика склонна амортизировать шок и спустя некоторое время "затенять" угрозу повседневными заботами - через полгода после "Норд-Оста" или Беслана панический синдром уходит. Формируется нек

Наши рекомендации