Тема 20 Русская культура в XVII в.

ПЛАН

1. Особенности культурного развития России на пороге Нового времени.

2. Образование и книгопечатание.

2.1. Развитие образования: Начальное образование. – Специальные школы. Высшая школа. – Религиозный характер образования.

2.2. Развитие книгопечатания.

2.3. Уровень грамотности.

2.4. Культурная ориентация России. Западники и «грекофилы».

3. Накопление научных знаний и предпосылки становления российской науки.

3.1. Накопление практических знаний.

3.2. Эпоха великих русских географических открытий.

3.3. Распространение в России научных знаний других народов.

3.4. Первые опыты теоретического осмысления накопленных знаний.

3.5. Итоги периода.

4. Литература и общественно-политическая мысль.

4.1. Обмирщение культуры.

4.2. Прекращение летописания.

4.3. Первые автобиографии.

4.4. Эволюция исторической повести.

4.5. Новые литературные жанры: Драматургия и поэзия. – Демократическая сатира. – Бытовая повесть. – Первый русский библиографический труд. – «Полис» К. Истомина – первая русская энциклопедия.

4.6. Публицистика.

4.7. Переводная литература.

4.8. Устное народное творчество.

5. Архитектура.

5.1. Особенности архитектуры эпохи: Обмирщение. – Рост гражданского строительства. – Новые стили.

5.2. Каменное зодчество. – Шатровое строительство. – «Каменное узорочье». – «Московское барокко».

5.3. Деревянное зодчество.

6. Живопись.

6.1. Обмирщение.

6.2. Стили иконописания: Годуновский стиль. – Строгановская школа. – Синтез стилей. С. Ф. Ушаков.

6.3. Последний взлет фресковой живописи.

6.4. Зарождения портретного жанра. Парсуны.

7. Прикладное искусство.

8. Театр.

8.1. Первые попытки создания профессионального театра в России.

8.2. Школьный театр.

8.3. Бродячий театр.

9. Выводы.

Особенности культурного развития России на пороге нового времени

XVII век – переходный период русской истории от эпохи Средневековья к Новому времени, когда, по словам современников, «старина и новизна перемешались» . Русская культура этого периода еще сохраняла многие черты средневековой культуры, но уже определились новые элементы, новые тенденции, четко обозначившиеся во второй половине столетия.

Новое занимало такие позиции, что многие историки культуры считают, что Россия XVII в. уже не принадлежит Древней Руси.

1.1. XVII в. – сложный и противоречивый период в истории России. Это обусловило неравномерность развития культуры и ее неоднозначность.

1.2. Главной отличительной особенностью культуры переходного периода стал бурный процесс ее обмирщения. Средневековое мировоззрение постепенно начинало разрушаться.

1.3. Возрастало внимание к человеку, его месту в окружающем мире и роли в происходящих событиях. В творческой деятельности ярко проявлялось личностное начало, распространились авторские (подписные) произведения литературы и искусства.

1.4. Значительно расширились культурные связи России с Западной Европой, с родственными украинским и белорусским народами. Возросло число культурных заимствований.

1.5. Ломка традиционного мировоззрения, возросший интерес к окружающему миру, активизация международных связей, бурные социальные и экономические процессы способствовали интенсивному накоплению разнообразных знаний и появлению первых опытов их теоретического осмысления.

Образование и книгопечатание

2.1. Развитие торговли и ремесла, рост аппарата власти, активизация международных связей России, потребности обороны страны требовали увеличения числа образованных людей и улучшения качества образования. Это обусловило быстрое развитие системы образования.

• Расширялась система начального образования: открывались школы (училища) при монастырях, частные учебные заведения. Во второй половине столетия было создано несколько государственных школ. Широкое распространение среди знати получило домашнее образование.

• Специальные школы готовили служащих для центральных учреждений (Печатного двора, Аптекарского приказа и т. д.). В 1687 г. в Москве на основе училища при Богоявленском монастыре была открыта первая высшая школа – Славяно-греко-латинская академия, в которой наряду с классическими языками и богословием изучали и светские дисциплины, в том числе грамматику и физику. Академия готовила священников и чиновников, ее руководитель подчинялся лишь патриарху.

• Образование по-прежнему носило религиозный характер. Обязательным было заучивание наизусть церковных книг (часослов и псалтыри). Среди учебных курсов преобладали богословские дисциплины. Со второй половины века образование постепенно приближалось к практическим нуждам, более широкое распространение получили светские дисциплины.

2.2. Распространению грамотности способствовало развитие книгопечатания. Печатный станок дал возможность издавать массовыми тиражами единообразные пособия для обучения грамоте и арифметике. Не менее трети продукции Печатного двора составляла быстро раскупавшаяся учебная литература. Дважды издавалась Азбука Василия Бурцева; были напечатаны «Грамматика» Мелетия Смотрицкого и таблица умножения. Широким спросом пользовались дешевые буквари.

2.3. Уровень грамотности. Хотя крестьянское большинство страны оставалась неграмотным, количество грамотных людей в городе резко возросло по сравнению с предыдущим периодом. По подсчетам отечественных историков, в конце столетия в Москве среди монашества и дворянства грамотных было около 3/4, среди купечества – от 3/4 до 9/10, среди посадских – от четверти до половины, что соответствовало уровню Англии того времени.

2.4. Культурная ориентация России. Характерной особенностью этого периода стали оживленные споры среди высшего духовенства и знати по вопросам распространения грамотности и организации обучения. В середине века усилилась прозападническая тенденция в просвещении: для обучения царских детей, организации школьного дела, перевода и исправления богослужебных книг в Россию приглашались образованные люди из Украины и Белоруссии. Сторонникам западной ориентации противостояли ориентировавшиеся на приглашение в Москву образованных греков «грекофилы». Важно, что ни те, ни другие не выступали против развития образования.

Научные знания

3.1. В XVII в., как и ранее, шел процесс накопления практических знаний, особенно быстро в областях, связанных с решением конкретных задач организации производства, строительства и торговли: измерение площади, расстояния, массы сыпучих тел. Большие успехи были достигнуты в строительном деле, в области практической медицины, математических вычислений.

3.2. XVII век – эпоха великих русских географических открытий. Русские землепроходцы составляли карты, чертежи, обзоры, подробные описания. В 1648 г., за 80 лет до Витуса Беринга, экспедиция Семена Дежнева вышла к проливу между Азией и Северной Америкой. В 1649 г. Ерофей Хабаров составил карту Приамурья, где были основаны русские поселения (его имя носят город Хабаровск и поселок Ерофей Павлович). Андрей Булыгин обследовал побережье Охотского моря, а сибирский казак Владимир Атласов – Камчатку и Курильские острова.

3.3. Русские путешественники и послы не только собирали сведения о зарубежных странах, но и способствовали распространению в России научных знаний других народов. В середине столетия русский церковный деятель, дипломат и писатель Арсений Суханов привез в Россию по поручению патриарха Никона более 500 греческих рукописей, в том числе сочинения Гомера, Софокла, книги по медицине, истории, риторике.

3.4. К XVII в. относятся первые опыты теоретического осмысления и обобщения накопленных в процессе практической деятельности знаний. Составленный в 1621 г. Анисимом Михайловым «Устав ратных, пушечных и других дел» заключал в себе сведения по математике, механике, физике и химии. «Устав» формулировал понятия и взгляды, являвшиеся переходными к более сложным научным понятиям XVIII в.

3.5. Интенсивный процесс накопления знаний и первые попытки их теоретического осмысления создали благоприятные условия для становления российской науки в последующий период.

Литература и общественно-политическая мысль

4.1. Литература XVII в. характеризуется усилением светского начала (обмирщением), тесной связью с общественно-политической мыслью.

4.2. Изживала себя летописная традиция. В 30-е годы XVII в. было создано последнее летописное сочинение – «Новый летописец», в котором излагались события от смерти Ивана Грозного до окончания «смутного времени» и доказывались права династии Романовых на царский престол.

4.3. На основе развития жанра житийной литературы появились произведения с чертами автобиографии. Первым таким произведением в русской литературе можно назвать «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное».

4.4. Новые черты приобретала историческая повесть. Утрачивались церковные элементы, героями становились обычные люди, описывались реальные события (повести о завоевании Сибири Ермаком, об Азовском осадном сидении казаков и др.). Многие произведения рассказывали о событиях «смутного времени»: «Сказание» Авраамия Палицына, «Новая повесть о преславном Российском государстве» и др.

4.5. Появились новые литературные жанры: драматургия, поэзия, демократическая сатира, бытовая повесть.

• Родоначальником русской драматургии и поэзии считают белорусского ученого и просветителя Симеона Полоцкого (С. Е. Петровского-Ситниановича), написавшего первые оригинальные стихотворные пьесы на русском языке – «О Навуходоносоре царе» и «Притча о блудном сыне». С его же именем связано и распространение в русской литературе силлабического стихосложения. Полоцкий переложил на стихи Псалтырь, ему принадлежат два стихотворных сборника «Вертоград многоцветный» и «Рифмологион», воспевающих Российское государство и его правителей.

• В первой половине XVII в. широкое распространение получила демократическая сатира, в которой наиболее ярко проявили себя новые черты в русской литературе (появление вымышленного героя, использование простого народного языка). Сатирические повести отражали настроения народа. Знаменитые «Повесть о Ерше Ершовиче» и «Повесть о Шемякином суде» обличали социальную несправедливость, казнокрадство, волокиту, продажность судей. Объектом критики стали даже священники («Сказание о куре и лисице»).

• К демократической сатире близка бытовая повесть, отражавшая реальную жизнь представителей различных социальных слоев, изменения, которые происходили в их быте, мировоззрении. «Повесть о Савве Грудцыне», «Повесть о Горе и Злочастии» описывали купеческий быт, взаимоотношения отцов и детей. При этом повести XVII в. имели прежде всего нравоучительный характер, проповедуя ценности христианской морали.

• В XVII в. был составлен первый русский библиографический труд «Оглавление книг, кто их сложил», автором которого считают С. Медведева.

• Монах К. Истомин написал книгу энциклопедического содержания «Полис».

4.6. Дальнейшее развитие получила публицистика, отражавшая развитие общественно-политической мысли. Авраамий Палицын и Иван Тимофеев в своих сочинениях стремились обосновать законность власти Михаила Романова.

Под влиянием бурных социальных процессов «смутного времени» зарождается оппозиционная публицистика. Хорват по происхождению, Юрий Крижанич в своем основном сочинении «Думы политичны», написанном во время тобольской ссылки, исходя из идеи «общего блага» и экономической целесообразности, проповедует социальный мир и смягчение угнетения. Сходные идеи высказывает в своих сочинениях и С. Полоцкий, видевший цель самодержавного правления в установлении «равноправного суда» монарха над всеми подданными.

4.7. Все большую популярность приобретала переводная литература, проникавшая в Россию в основном из Польши и Чехии через Белоруссию, реже с Востока. Поучительные повести и рассказы издавались в сборниках «Великое зерцало» и «Римские деяния». Переводились также рыцарские романы, бытовые новеллы, авантюрно-приключенческие повести, юмористические рассказы и анекдоты, которые часто приобретали новые черты под влиянием русского фольклора. Наибольшую популярность получили «Повесть о Бове королевиче» (устная сказка, в основе которой лежит французский рыцарский роман), «Повесть об Оттоне цесаре Римском и о супруге его цесаревне Олунде» (переведена с польского), «Повесть о Еруслане Лазаревиче» (попала в Россию с Востока через казачью среду) и многие другие.

4.8. В устном народном творчестве по-прежнему преобладала героическая тематика – события Смуты и борьбы с интервентами. Большое распространение получили исторические песни о разбойниках («Разбойничий дуван») и о Степане Разине («Смерть Разина»). Особым направлением фольклора стало бытование в устной традиции пересказов отечественных и переводных литературных произведений.

Архитектура

5.1. В архитектуре XVII в. также отражался противоречивый переходный характер эпохи, традиционалистской, но уже содержавшей ростки нового.

• Происходило обмирщение зодчества. Отказ от строгих церковных канонов приводил к постепенному сближению культового и гражданского каменного зодчества. Церкви становились похожими на светские хоромы, а в строительстве гражданских зданий появились элементы храмовой архитектуры.

• Гражданское строительство приобретало невиданный ранее размах. Появилось большое количество общественных зданий. Каменные жилые дома строили для себя богатые дворяне и купцы. Особое развитие гражданское каменное строительство получило в Москве: были построены здания Печатного и Монетного дворов, палаты думного дьяка Аверкия Кириллова, дом боярина Троекурова, складские помещения и т. д.

• Архитектура характеризовалась переходом от строгости и простоты к декоративности, нарядной полихромии (многоцветности), тщательной проработке множества мелких деталей. Творческий поиск новых путей, сопровождавшийся в то же время заимствованием восточных, а позднее и западных форм, приводил к рождению новых стилей, обилию декоративных мотивов.

5.2. Активное каменное строительство началось в 20-е гг. после изгнания из страны польских и шведских захватчиков. Большую роль в его организации сыграл «Приказ каменных дел», который объединял лучших отечественных мастеров.

• В первое тридцатилетие XVII в. господствовало полюбившееся русским зодчим шатровое строительство. Нарядные шатровые храмы были построены в Рубцове и Медведкове под Москвой, в Троице-Сергиевой Лавре. В 1628 г. был воздвигнут шатер над Спасской башней Московского Кремля. Выдающимся памятником шатрового зодчества является многошатровая московская церковь Рождества Богородицы в Путинках. В 1652 г. патриарх Никон, пытаясь возродить строгие канонические традиции древнего зодчества, запретил воздвигать шатровые храмы. Образцом культового строительства был провозглашен храм Гроба Господня в Иерусалиме. Но шатер не исчез из русского зодчества. Его широко использовали при строительстве колоколен, шатровые храмы продолжали возводить вдали от столицы – в Ярославле, Костроме и других городах.

• Здания XVII в. отличались изобилием затейливых рельефных многоцветных украшений. Широкое распространение получили «солнечные плитки» – изразцы и украшения из резного камня и кирпича. Такое обилие украшений на стенах зданий называли « каменным узорочьем» ( или «дивным узорочьем»). Этот стиль распространил как на светское (Теремной дворец царя Алексея Михайловича, каменные палаты московских, псковских, костромских бояр), так и на культовое (церковь Троицы в Никитниках, посадские церкви Николы в Пыжах и Хамовниках, собор Вознесения в Устюге, церкви в Зарядье, Муроме, Ярославле) строительство.

• В 40—70-х гг. усилился творческий поиск, приведший в конце столетия к рождению нового стиля, получившего название «московское барокко» (по фамилии главных заказчиков этот стиль часто называют « нарышкинским барокко»). Характерные черты «московского барокко» – четкость и симметричность композиции, многоярусность, тщательная проработка деталей, декоративная резьба по белому камню, устремленность здания вверх, сочетание красного и белого цветов. К числу лучших сооружений этого стиля относится церковь Покрова в Филях – усадебный храм Л. К. Нарышкина.

Наличие в названии итальянского слова «барокко» иногда приводит к ошибочному утверждению, что «нарышкинский стиль» является одним из вариантов господствовавшего в Европе XVI – середине XVIII в. архитектурного стиля барокко.

Появление «московского барокко», имевшего общие черты с архитектурой Западной Европы, свидетельствует о развитии международных культурных связей России, но не является механическим заимствованием. «Нарышкинский стиль» – это оригинальное и самобытное направление русского зодчества.

5.3. В XVII в. переживало расцвет деревянное зодчество, уходившее своими корнями в языческую старину. Великолепным образцом деревянного зодчества стал дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском, названный современниками «восьмым чудом света». Построенный русскими мастерами под руководством холопа Семена Петрова и стрельца Ивана Михайлова, дворец представлял собой сложный комплекс соединенных переходами зданий. Яркая раскраска, золоченая резьба и причудливые формы придавали ансамблю вид сказочного города. В середине XVIII в. дворец был разобран из-за ветхости.

Живопись

6.1. Обмирщение искусства наиболее ярко проявилось в живописи. Процессы становления и развития реалистической направленности, возрастающего интереса к человеческой личности коснулись всех ее жанров.

6.2. В иконописи в первой половине века господствовали два художественных направления: годуновский стиль (большинство известных произведений этого направления выполнено по заказу царя Бориса и его родственников) и строгановское письмо (большинство произведений этого стиля связано с заказами купеческого рода Строгановых).

• Годуновский стиль характеризовался ориентацией на традиции рублевско-дионисиевской эпохи, строгое следование канону.

• Строгановская школа – это искусство иконной миниатюры. В строгановских иконах доминировало эстетическое начало. Основные черты этого направления: тщательное мелкое письмо, тонкий виртуозный рисунок, изысканность и богатство орнаментации, полихромный колорит, использование золота и серебра. Одним из наиболее знаменитых художников строгановской школы был Прокопий Чирин.

В середине века наметилось слияние строгановского и году-новского стилей. В живописи, в том числе и в иконописи, усилились черты своеобразного реализма. Новое направление получило развитие в творчестве царских изографов Оружейной палаты. Одним из главных живописцев Оружейной палаты был Симон Федорович Ушаков (1626–1686). Его произведения (фресковые росписи, иконы, парсуны, миниатюры) сочетают в себе традиционные приемы живописи и новаторские искания, а также заимствования, их отличают глубина перспективы, объемность. Наиболее известная работа Ушакова – икона «Троица» (хранится в Русском музее). Учениками Ушакова были Г. Зиновьев, И. Максимов, Т. Филатьев, К. Уланов.

6.3. После окончательного освобождения страны от интервентов понадобилось восстановить поврежденные или полностью разрушенные в годы Смуты фресковые росписи храмов. Это стало одной из причин, обусловивших последний взлет фресковой живописи в XVII в. Фрески этого периода необычайно декоративны. Они сплошным узором покрывали все свободные плоскости церкви. Декоративный стиль живописи получил наибольшее развитие в творчестве ярославских мастеров артели Гурия Никитина (наиболее известна роспись церкви Ильи Пророка) и артели Дмитрия Григорьева (роспись храма Иоанна Предтечи в Толчкове).

6.4. Уже в последней четверти XVI в. в России зародился жанр портретной живописи. Портреты реальных исторических лиц назывались парсунами (от лат. persona – личность). Вплоть до конца столетия техника художников была аналогична иконописной – не только по форме (писали на досках яичными красками), но и по содержанию (портретное сходство передавалось условно, образы сохраняли идеальность и каноничность, письмо оставалось плоскостным).

Наиболее ранние из известных парсун выполнены в иконописной манере {изображения царя Федора Ивановича и князя М. В. Скопина-Шуйского). Более поздние парсуны, также написанные по иконографическим канонам, характеризуются в то же время не только заметным стремлением к портретному сходству, но и пристальным вниманием к внутреннему миру человека, объемностью, естественными пропорциями человеческого тела (портреты царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича, дяди Петра I Л. К. Нарышкина, Г. П. Годунова и др.).

Прикладное искусство

В XVII в. продолжался начавшийся в предыдущем столетии расцвет прикладного искусства, главным центром которого являлись мастерские Московского Кремля (Оружейная, Золотая, Серебряная, Царицына и другие палаты). В них работали собранные со всей России талантливые оружейники, ювелиры, мастерицы плетения кружев, золотого шитья и т. д.

Прикладное искусство имело прочные традиции и являлось неотъемлемой частью повседневного быта самых широких слоев населения. Помимо московских мастеров широкую известность приобрели ярославские серебряники, усольские эмальеры, холмогорские и устюжские мастера художественной росписи и т. д.

Театр

8.1. В XVII в. были предприняты первые попытки создания профессионального театра в России. В 1672 г. в Москве был создан придворный театр. В нем играли немецкие актеры, все роли исполняли мужчины, в репертуаре были пьесы на библейские и легендарно-исторические сюжеты. Придворный театр просуществовал лишь четыре года и не оставил заметного следа в русской культуре, но способствовал расширению сферы духовной жизни русского общества.

8.2. При Славяно-греко-латинской академии сложился школьный театр. Пьесы писали преподаватели, используя как евангельские сюжеты, так и житийные предания. Роли исполняли учащиеся. Представления давали по праздникам.

8.3. Широкое распространение получил бродячий театр, продолжавший национальные традиции: народные обряды, колядование с участием ряженых, праздники (проводы Масленицы и др.), выступления скоморохов.

Выводы

1. Русская культура XVII в. находилась на переходном этапе от Средневековья к Новому времени. Преобразования XVIII в. имели глубокие корни в XVII веке.

2. Переходный период характеризовался острой борьбой новых идеологических и идейно-эстетических начал с устойчивыми средневековыми традициями. В то же время иногда новые тенденции мирно сосуществовали со старыми, светское начало переплеталось с традициями религиозного мировоззрения.

3. Переоценка ценностей, происходившая в этот период во всех сферах жизни, способствовала неслыханному ранее обмирщению культуры, которое проявилось в стремление к реализму, возрастании интереса к человеческой личности, возникновении новых жанров и направлений. Наблюдается тенденция постепенного перехода к рациональному объяснению мира.

4. Несмотря на внутреннее своеобразие, русская культура развивалась в рамках общеевропейской. В XVII в. воздействие Европы становилось все ощутимей, а заимствований – все больше. Рост международного авторитета России, активизация ее внешней политики, увеличение объема культурных контактов способствовали обогащению русской культуры мировыми достижениями. В свою очередь, многие памятники архитектуры, произведения литературы и искусства, созданные в ту эпоху русскими авторами, позже стали достоянием мировой культуры.

5. Основным содержанием историко-культурного процесса этого периода было формирование русской национальной культуры.

Вопросы и задания

1. Почему XVII век называют переходным от Средневековья к Новому времени? Покажите на примере изобразительного искусства (литературы, архитектуры), что в русской культуре этого периода «старина и новизна перемешались».

2. В чем выразился процесс обмирщения русской культуры XVII в.?

3. Какой характер носило западноевропейское влияние на русскую культуру в конце XVII в.? Докажите, что «московское барокко» является оригинальным и самобытным направлением русского зодчества.

4. В чем проявилось своеобразие культурного развития России в XVII в.?

5. Согласны ли вы с утверждением, что русская культура развивалась в рамках общеевропейской? Обоснуйте свое мнение.

Литература

Виппер Б. А. Архитектура русского барокко. М., 1970.

Водовозов Н. В. История древней русской литературы. М., 1972. История русской литературы X–XVII веков /Под ред. Д. С. Лихачева. М., 1980.

Панченко А. М. Русская культура в канун петровских реформ. Л., 1984

Пушкарев Л. Н. Общественно-политическая мысль России. Вторая половина XVII века. М., 1982.

Тема 21 Эпоха петровских преобразований

ПЛАН

1. Предпосылки реформ.

1.1. Необходимость реформ: Экономическое и военное отставание России. – Состояние служилого сословия. – «Бунташный» характер XVII в. и социальная нестабильность. – Изоляция России. – Духовный кризис общества.

1.2. Факторы, способствовавшие петровским преобразованиям: Социальные. – Экономические. – Политические. – Международные. – Духовные. Их недостаточная зрелость.

1.3. Опыт предшественника.

1.4. Личность Петра I.

2. Характер реформ.

2.1. По методам проведения.

2.2. По социальным последствиям.

2.3. По социально-политическому содержанию.

2.4. По цивилизационному содержанию.

3. Начало правления.

3.1. Правление Софьи.

3.2. Формирование личности царя-реформатора.

3.3. Начало самостоятельного правления Петра I: Борьба за власть. – Азовские походы. – «Великое посольство». – Результаты посольства.

3.4. Импульсы реформ: Идея служения государству. – Идея «общего блага». – Отношение Петра к насилию. – Отношение Петра к русским традициям и старине. – Патриотизм Петра I. – Международная обстановка и ситуация, сложившаяся в России.

3.5. Начало преобразований: «Реформа смеха». – Новые обычаи. – Рекрутская реформа. – Городское управление.

4. Экономическое развитие России.

4.1. Сельское хозяйство.

4.2. Промышленность: Крупная (тяжелая и легкая) промышленность. Мелкая промышленность. – Этапы государственной промышленной политики. – Характер труда.

4.3. Торговля: Внутренняя торговля. – Внешняя торговля.

5. Изменения в социальной сфере.

5.1. Политика государства в отношении дворянства: Указ 1714 г. о единонаследии. – Другие меры. – «Табель о рангах».

5.2. «Крестьянская» политика государства: Положение крестьянства. – Податная реформа. – Итоги реформы. – Ограничение произвола помещиков.

5.3. Народные волнения: Резкое ухудшение положения народа. – Восстание в Астрахани. – Восстание К. Булавина.

6. Реформа системы государственного управления.

6.1. Причины.

6.2. Реформа центральных органов управления: Создание Сената. – Коллегии. – Церковная реформа. – Органы надзора.

6.3. Реформа местного управления.

6.4. Завершение складывания абсолютистской монархии.

7. Выводы.

Предпосылки реформ

1.1. Насущная необходимость преобразований обуславливалась следующими факторами:

• Экономическое, а следовательно, и военное отставание России от европейских стран нарастало, что представляло серьезную угрозу национальному суверенитету.

• Служилое сословие ни по своему социально-политическому, ни по культурному развитию не соответствовало требованиям общественного развития страны и в массе своей оставалось патриархальной социальной общностью средневековой эпохи, имевшей смутное представление даже о своих сословных интересах.

• «Бунташный» характер XVII в. и социальная нестабильность порождали необходимость укрепления позиций правящего сословия, его мобилизации и обновления, а также совершенствования государственного аппарата управления и армии.

• Для преодоления отсталости, внешнеполитической и культурной изоляции необходимо было совершить прорыв к незамерзающим морям, что требовало мобилизации всех материальных и человеческих ресурсов страны.

• Духовный кризис общества, вызванный начавшимся обмирщением сознания и еще более углубившийся в связи с расколом церкви, порождал потребность преобразований в сфере культуры, призванных, с одной стороны, создать духовные предпосылки самостоятельного внутреннего развития России, укрепить власть новой рационалистической идеологией, идущей на смену религиозному обоснованию ее всемогущества, а с другой – вернуть страну в лоно европейской цивилизации.

• В целом в конце XVII в. Россия переживала структурный кризис, наиболее ярким проявлением которого было ее отставание в военной сфере.

1.2. Возможность петровских преобразований создавалась в результате изменений, происходивших в стране в течение XVII в.

• В социальной сфере – сближение поместного и вотчинного землевладения, отмена местничества, рост числа служилых людей, происходивший как за счет увеличения площадей пахотных земель, так и укрепления системы крепостничества.

• В экономической сфере – это развитие ремесел, появление первых мануфактур, развитие внутренней и внешней торговли и политика протекционизма.

• В политической сфере – проявление черт абсолютистской монархии.

• Во внешней политике – присоединение Левобережной Украины и преодоление дипломатической изоляции (вхождение России в Священную лигу).

• В духовной сфере – обмирщение культуры; первый опыт преобразований, притом в самой консервативной области жизни – религиозно-церковной; изменения в быту части верхов общества, связанные с его европеизацией.

Однако в целом происшедшие изменения создавали лишь минимум условий для назревших преобразований. Россия нуждалась в мощном рывке и волевых усилиях верховной власти.

1.3. Опыт предшественника. Свидетельством того, что изменения назрели, стали реформы предшественника Петра I – царя Федора Алексеевича (1676–1682), отменившего местничество, установившего новый принцип налогообложения и готовившего другие преобразования. Они не только подготавливали эпоху Петра I, но и представляли собой иной, более привычный для России вариант обновления, осуществляемого без насильственной ломки старых структур, а за счет их постепенного приспособления к новым условиям.

1.4. Личность Петра I. Одной из предпосылок реформ стала сама личность царя-преобразователя, сложившаяся в исторических условиях конца XVII в. и вобравшая в себя все их противоречия. Петр I осознал необходимость изменений, по-своему оценил цели реформ и вложил всю силу своего недюжинного ума и железной воли в обновление страны.

Характер реформ

2.1. Методы проведения. Насущная необходимость преобразований при недостаточной зрелости их предпосылок, традиционализме общества и его неготовности к качественным изменениям жизни определили насильственный характер реформ, что и дало некоторым исследователям основание назвать их «революцией сверху».

2.2. Социальные последствия. Внешне резкий разрыв с «Московской Русью» и православной традицией при весьма низком уровне средств и ресурсов, накопленных обществом в предшествующее время, привел к парадоксальным результатам: обновление и европеизация сочетались с укреплением сущностных основ российской цивилизации – самодержавия и крепостничества.

Это дало основание некоторым историкам квалифицировать преобразования Петра I как контрреформы (и даже как контрреволюцию); задержавшие развитие российского общества

2.3. Социально-политическое содержание. Реформы укрепили самодержавие, создали бюрократию и, преобразовав служилое сословие, превратили его в дворянство, ставшее опорой абсолютизма. Эти изменения происходили на базе усиления крепостничества, что дает основание характеризовать их как самодержавно-крепостнические, дворянско-бюрократические.

2.4. С цивилизационной точки зрения, реформы стали опытом модернизации, неоправданно радикальный характер которой не соответствовал внутреннему развитию страны и потребностям общества, а был обусловлен внешними обстоятельствами и личностью царя. Вот почему эта модернизация, принявшая в условиях начала XVIII в. форму европеизации (вестернизации), отличалась следующими чертами:

– поверхностным и выборочным заимствованием у европейских стран технических достижений для военных целей в обмен на сырье;

– ужесточением эксплуатации собственного народа традиционными методами;

– растущей централизацией и бюрократизацией управления, которые были направлены на укрепление самодержавного государства.

Начало правления

3.1. Правление Софьи. После смерти в 1682 г. Федора Алексеевича развернулась борьба различных группировок у трона за провозглашение царем 10-летнего Петра – сына Алексея Михайловича от второй жены – Н. К. Нарышкиной, либо 16-летнего болезненного Ивана – сына царя от первой жены – М. И. Милославской. Боярская дума поддержала Петра в надежде предотвратить наметившийся в предшествующее царствование курс преобразований и иностранных заимствований. Однако группировка Милославских во главе с энергичной и властолюбивой Софьей Алексеевной, воспользовавшись стихийно вспыхнувшим стрелецким бунтом, добилась утверждения на троне одновременно двух братьев (случай невиданный в истории Московского государства, свидетельствовавший о глубоком духовном и политическом кризисе общества) при фактическом регентстве Софьи. Ее правительством руководил фаворит царевны В. В. Голицын, европейски образованный человек, по некоторым сведениям, предполагавший превратить помещичьих крестьян в государственных. (Вероятно, расстановка политических сил, зыбкость его положения и определенная мягкость характера, не соответствовавшая духу времени, не позволили развернуться его реформаторскому потенциалу, хотя не исключено, что его планы могли стать альтернативой петровским реформам).

3.2. Формирование личности царя-реформатора. Петр и его окружение были удалены из Кремля и жили в с. Преображенском под Москвой.

• Предоставленный самому себе, мальчик тянулся к знаниям, живо увлекался ремеслами. И хотя эти занятия противоречили образу «православного царя», они помогли Петру воспринимать мир таким, какой он есть. Отсюда, вероятно, проистекали его рационализм и прагматизм, умение и желание осваивать новое. С детства страстью Петра были военные забавы, в которых принимали участие дети служилых людей и простолюдинов. Именно из них формировались «потешные полки» – Преображенский и Семеновский, – ставшие затем основой русской регулярной армии и первыми гвардейскими полками. В общении с простыми людьми формировались внешне демократические черты поведения царя, его умение разбираться в людях, ценить и выдвигать их за способности и заслуги, а не за знатность происхождения. Вместе с тем в нем проявлялось и такое качество, как пренебрежение к жизни и интересам отдельного человека ради того, что он считал государственным делом.

По словам В. О. Ключевского,

Наши рекомендации