Политические идеологии современности

1. Либерально – капиталистическая Исторически первой политической идеологией стала идеология либерализма, основателями которой были Дж. Локк, Т. Гоббс и А. Смит. Либерализм обосновал процесс обособления и становления самостоятельного индивида – представителя зарождавшейся буржуазии.

Либерально – капиталистическая идеология господствует в большинстве развитых европейских стран. Ее название обусловлено тем, что начинает она с лозунга свободы, еще наполненного гуманистическим содержанием эпохи Возрождения, затем переходит к пониманию свободы как свободы предпринимательства и формальных прав личности и собственности, а заканчивает проповедью потребительства. Либерализм основан на экономическом видении человеческого поведения, когда экономика понимается как приоритетная сфера по сравнению с политикой.

Помимо либерализма, в рамках либерально – капиталистической идеологии выделяют консерватизм. Основными ценностями консервативной идеологии являются: стабильность, порядок, традиционализм. Эти ценности – следствие социально – политической парадигмы, согласно которой общество и государство являются результатом естественной эволюции, а не договора и объединения граждан, как считают сторонники идеологии либерализма.

Принимая принципы частной собственности, рынка и свободного предпринимательства, консерваторы трактуют их как результат развития некоего естественного жизненного начала. Большая жизнестойкость либерально – капиталистической идеологии состоит в том, что она не берется открыто противопоставлять себя достижениям других отраслей культуры, прежде всего науке, а также искусству, философии, религии, как делают другие идеологии.

Социалистическая идеология – идеология равенства. Она возникла во времена Великой французской революции, но обоснована в полной мере Марксом в 19в. В рамках социалистической идеологии сформировался коммунизм, который базируется на марксизме. Марксизм возник в Европе в середине 19 века. Он представляет собой учение о построении справедливого общества, в котором будет, наконец, раз и навсегда покончено с эксплуатацией человека человеком. В нем будут преодолены все виды социального отчуждения человека от власти, собственности и результатов труда. Такое общество было названо коммунистическим.

Национализм рассматривает нацию как высшую внеисторическую форму общности людей. Имея конкретно – исторические, экономические и социальные корни, национализм выполняет определенную социальную роль в зависимости от исторического этапа развития общества.

Степень выражения национализма зависит от состояния противоборствующих сил и межнациональных отношений. Например, в период формирования наций, в Западной Европе и США национализм служил средством борьбы против феодализма и национального гнета. В тот период он имел определенное преходящее прогрессивное содержание. Затем национализм, особенно в условиях империализма, становится носителем идей колониального гнета и сближается с расизмом (фашизмом). В странах, борющихся за политическую и экономическую независимость, в национализме выражается также идея национального освобождения.

Фашизм – одна из разновидностей национализма. В отличие от либерализма, консерватизма и коммунизма, ориентирующихся на интересы конкретных социальных классов и групп, фашизм опирается на идею расового превосходства, национальной идентичности и обеспечивает интеграцию населения вокруг целей национального возрождения. В противоположность либерально – капиталистической идеологии фашизм, как писал Б. Муссолини, «подчеркивает права Государства как выразителя настоящей сущности индивида… Фашистская концепция государства всеобъемлюща; вне его не существует ни человеческих, ни духовных ценностей… таким образом фашизм тоталитарен…фашизм противоположен социализму, которому неизвестно единство внутри государства, сливающего классы в единую экономическую и этическую реальность… реальные потребности заняли.

Политическая культура

Политическая культура состоит из трех элементов: культура политического сознания, культура политического поведения, культура функционирования государственных и политических институтов.

Культура политического сознания состоит из идеологических (политические знания, ценности, убеждения, способы политического мышления) и психологических (политические чувства, эмоции, переживания, ориентации настроения) компонентов и раскрывает различные способы ценностной ориентации человека на мировоззренческом уровне, где он выстраивает представления о политике и свою индивидуальную картину мировосприятия.

Её характеризуют следующие основные черты: степень интереса субъекта к политике; отношение к существующей политической системе в целом, её отдельным политическим институтам, их символам и представляющим их лицам; отношение к другим участникам политического процесса; готовность принять участие в тех или иных политических акциях и связанные с этим ожидания; представления о «правилах политической игры», о границах дозволенного и недозволенного в политике; отношение к закону правовым и нравственным нормам;

В культуре политического поведения проявляется гражданский уровень ценностной ориентации человека. Её характеризуют следующие основные черты: формы и степень участия в политической жизни общества; формы и уровень взаимодействия с государственными институтами, с институтами гражданского общества, с другими субъектами политического процесса; тип электорального поведения.

Культура функционирования государственных и политических институтов раскрывает ценностные представления личности на политическом уровне, и формирует отношения к конкретным формам правления, степени совершенства политической системы общества, политическим союзникам и политическим оппонентам и т.д. На этом уровне её характеризуют: методы управления политической системой, принятия и осуществления политических решений, взаимодействия с другими политическими системами и институтами, регулирования социально-­политических конфликтов; тип электорального процесса; способы защиты государственных и иных интересов.

Важнейший компонент любой политической культуры - это ценности. Ценности - это мотивационный базис политической культуры, а их деградация или истощение оборачивается ее разрушением. Политическая культура в таком случае перестает быть авторитетной инстанцией, способной регулировать поведение людей, начинается интенсивный поиск иной системы ценностей и политических ориентаций. Важнейшую роль в определении характера политической культуры, господствующей в обществе играют две пары ценностей:

1. Порядок (ориентирует субъект на поддержание стабильности социальной системы, обеспечение сохранности условий ее функционирования) и развитие (направляет его усилия, прежде всего на обеспечение социальных изменений).

2. Равенство (когда наиболее важным качеством социальной системы признается ее способность предоставить каждому индивиду одинаковые условия или, в другом варианте, возможности для существования) и свобода (когда важнейшим назначением политики или общества в целом считается снятие внешних ограничений деятельности индивида).

Важными элементами политической культуры являются политические символы, способствующие сплочению больших масс людей, четкой ориентации их политического поведения. Политический символ - это условный образ важнейших политических идеалов, важнейшее средство их пропаганды, зримое выражение приверженности их носителя к определенной позиции в политике. Именно такую смысловую нагрузку несут на себе гербы государств, эмблемы политических партий, цвета национальных флагов, ордена и многое другое.

В процессе формирования политической культуры личности выделяют несколько этапов. Первый эта начинается в самом раннем возрасте, когда ребенок через средства массовой информации, семью, ближайшее окружение, приобретает первые сведения о политике. Второй этап связан со школой и юностью, в это время происходит накопление знаний о политике, вырабатывается отношение к ней. Третий этап продолжается в течение всей остальной жизни человека по мере вхождения его в те или иные социальные слои, классы, группы приобретения опыта в реальном потоке политических событий.

При этом основными субъектами формирования политической культуры являются: государство, общественно-политические организации, церковь, средства массовой информации, бизнес, наука, образовательные учреждения, семья, трудовой коллектив, клубы и организации по интересам.

Политическая культура выполняет социальные и политические функции:

1) ценностно-нормативную - создание общих «правил игры» в политической сфере;

2) идентификации и интеграции - понимание общей принадлежности к определенной социальной группе или обществу в целом;

3) нормативно-регулятивную - выработка определенных норм и стилей политического поведения, способы защиты гражданами своих интересов и осуществления контроля за властью;

4) мотивационную - способность выбора определенных мотивов своей политической активности (пассивности);

5) социализации - усвоение основных элементов политической культуры, приобретение социальных и политических качеств, дающих индивиду возможность свободно ориентироваться и функционировать в политической сфере;

6) коммуникативную - обеспечение взаимодействия всех субъектов и участников политического процесса на базе общих норм, ценностей, символов, образцов смыслового восприятия политических явлений. Таким образом, политическая культура играет в становлении личности одну из основополагающих ролей и представляет собой органическую составную национальной культуры каждой страны.

Наши рекомендации