Сущность и основные субъекты международных отношений.

Международные отношен.-совокупн.экономич.,политич., правовых, идеологич, дипломатич, военных, и др, связей и взаимоотношений между субъектами, действующими на мировой арене.

Отлич. Особен.междунар.отношений явл.следующее:

1)полицентризм-отсутствие центра власти;

2) значительная степень стихийности междунар.отношен.;

3)большая значимость субъективного фактора опред.внешнеполитич.курса гос-ва.

Субъектами междунар.отношен.явл.:

1)государство;

2)сообщества государства;

3)религиозные, интернац.гос-ва;

4)организации идеологич.хар-ра;

5)военно-политич.блоки или союзы(НАТО и др.)

Действия участников междунар.отношен.зависят от многих объективных и субъект.факторов:

1)географ;

2)Религиозных;

3)научно-технич.;

4)идеологич.

5)культурно-цивилизац.;

6)обществен.мнение;

7)междунар.право.

45. Основные направления политической мысли в России в XIX – нач.XX века.

Сложились два течения русской общественно-политической мысли, столкнувшиеся между собой в непримиримом конфликте. Это были учения западников (П.В.Анненков, И.К.Бабст, И.В.Вернадский, Т.Н.Грановский). Они верили в единство человеческой цивилизации и считали, что во главе ее идет Западная Европа. Она указывает правильный путь всему остальному человечеству, поскольку здесь наиболее полно и успешно осуществляются принципы гуманности, свободы и прогресса. Они всячески пропагандировали конституционные политические учреждения и другие прогрессивные, в сравнении с Россией, образцы западноевропейской, социальной и духовно-культурной жизни. Славянофилы(К.С.Аксаков, И.В.Киреевский, Ю.Ф.Самарин, А.С.Хомяков) утверждали, что единой общечеловеческой цивилизации и, следовательно, единого пути развития для всех не существует. Каждый народ живет своей самостоятельной жизнью, в основе которой лежат глубокие идейные начала. Отвергали отсталость российского общества в духовно-культурном плане, признавая лишь отставание экономическое и техническое. Поздние славянофилы – Н.Я.Данилевский, К.Н.Леонтьев – были убеждены, что русский народ, для сохранения своей независимости должен избавиться от болезни бездумного подражательства западноевропейским, либеральным формам общественной жизни.

В ХХ в. Весьма плодотворная идея конвергенции, т.е. взаимосближения, взаимопроникновения и взаимодополняемости западных и восточных форм организации общественной жизни, оптимизации соотношения между ее индивидуалистским (Запад) и коллективистским (Восток) началами.

Революционно-демократическая идеология (В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов). Они считали, что главной движущей силой развития общества составляют народные массы. Считали, что в России можно избежать капиталистического пути развития и перейти к социализму через крестьянскую общину, в которой они видели прообраз будущего общества. Обеспечить это могла бы Республика, в которой власть принадлежит народу.

Вопрос о новом социально-политическом устройстве России становиться основным в произведениях идеологов народничества. Она соединяла в себе демократические политические идеи и идеи крестьянского социализма. Существуют две тенденции: революционная и либеральная, которые сходились в основных теоретических принципах и расходились в вопросах тактики. Революционное направление (М.А.Бакунин, П.Л.Лавров, П.Н.Ткачев), либеральное (Н.К.Михайловский, В.П.Воронцов, Н.Ф.Даниельсон).

В конце XIX в.в России появляется марксистское направление (Г.В.Плеханов, В.И.Ленин, С.Н.Булгаков, Н.А.Бердяев). Занимались критикой идей либерального народничества, в особенности положения о самобытном пути России к социализму. Они исходили из того, что движущей силой грядущей социалистической революции будет не крестьянство, а пролетариат. Вскоре его представители разделились на различные политические группы: Ленин возглавил большевиков, Плеханов стал лидером меньшевиков, Бердяев перешел на либерально-демократические позиции.

Ленинизмв теории в конечном счете исходил из идеи самобытного пути России к социализму, а в политическом действии он ориентировался на восстание, захват власти, диктатуру во имя спасения народа. Произошло незаметное соединение традиции революционного марксизма с традицией старой русской революционности, не желавшей допустить капиталистической стадии в развитии России.

В нач. ХХ в. перед страной открылась перспектива перехода к правовым, демократическим формам политической жизни, но этот шанс реализовать не удалось. Парламентарии атаковали друг друга и правительство отвергало какие бы то ни было формы политического сотрудничества. В стране отвергалось нестандартная, творческая мысль, а роль единственного генератора социально-политических идей присвоил себе Сталин. Он выдвинул ряд политических постулатов: обострение классовой борьбы, переход к коммунизму в отдельно взятой стране, сосредоточение власти в руках исполнительного аппарата государства, которые привели к массовым репрессиям, отчуждению народа от средств производства и власти.

В 1955 г. создается советская ассоциация политических наук, а с сер.70-ых годов в ряде вузов стали читать отдельные лекции по актуальным проблемам советской и зарубежной политологии.

Наши рекомендации