Тема 22. современная политическая конфигурация. процессы социального структурирования в современной россии.
1. Корреляция внутриполитическими в соответствии с изменившимися геополитическими условиями.
2. Атрибуция «русской общности» в современном политическом дискурсе.
3. Глобальные социокультурные проекты в современной России.
Ключевые проблемы, вынесенные на обсуждение:
Выборы президента РФ в 2012 году. Основные кандидаты, их результаты. Абсолютная победа В.В. Путина и начало его третьего президентского срока. «Майские указы» 2012 года. Основные декларируемые направления во внутренней и внешней политики президента В.В. Путина.
Общественно-политическое развитие страны в 2012-2014 годах. Ориентация на традиционные ценности, консерватизм, формирования этнокультурного пространства на территории России и постсоветских государств, социокультурные интеграционные проекты, векторы социального развития страны. Формирование единого медийного пространства. Ограничение влияния внешних акторов на внутренние социальные, культурные, политические и экономические процессы в России. Закон об НКО.
Понятие «русской весны» и «русского мира». Влияние внешнеполитического прагматизма на внутреннюю политику страны. Причины роста поддержки президентских инициатив и политических решений. Традиционный патернализм и персонификация власти. Советский опыт формирования закрытых социо-политических систем, специфика использования, утилитарные и эмоциональные компоненты. Советская номенклатура и современная бюрократии; опыт компаративного анализа.
Практические задания к теме 22.
Задание 1. Выявите принципы консенсуса власти и общества в современной России. Уточните составляющие социального заказа современного российского общества и формы и методы его реализации элитарными группами.
Задание 2. Проанализируйте роль «фактора Олимпиады-2014» и «фактора ЧМ-2018» во внутриполитической жизни и международной конъюнктуре. Национальные спортивные и культурные успехи, их признание мировым сообществом как форма консолидации общества.
Задание 3.(в форме дискуссионного клуба») «Электоральные циклы и изменения в системе президентской, исполнительной и законодательной власти».
Проблемы для обсуждения:
1. Выборы в Государственную Думу V созыва. Причины успеха партии «Единая Россия»
2. Президентские выборы 2008 года. Победа Д.А. Медведева. Феномен «тандема».
3. Поправки в Конституцию. Изменение сроков полномочий депутатов Государственной Думы и Президента РФ, Особенности парламентских выборов в декабре 2011 года. Деятельность Государственной Думы VI созыва.
4. Президентские выборы 2012 года. Победа В.В. Путина, основные прогнозируемые векторы развития страны.
5. Эволюция аттрактивности электоральной системы в общественной ментальности. Особенности саморегулирования государственной системы в СССР/России. Трансформация электоральных систем в патерналистской социальной среде.
Рекомендованная литература к теме 22.
Шахрай С.М. Общество в период изменений: опыт конституционного строительства М., 2013.
Путин В.В. Строительство справедливости. Социальная политика для России // Комсомольская правда. 2012. 13 февраля.
Путин В. В. Быть сильными: гарантии национальной безопасности для России // Российская газета. 2012. 20 февраля. № 35(5708)
А.Г. Санина, А.А. Козлова, О.В. Триголосю Влияние Олимпийских игр в Сочи на формирование государственной идентичности молодых россиян: результаты эмпирического исследования // http://wciom.ru/fileadmin/file/monitoring/2014/121/2014_121_14_A.G.Sanina_A.A.Kozlova_O.V.Trigolos.pdf
История, спорт, наука: чем гордятся россияне? // ВЦИОМ : [веб-сайт]. Пресс- выпуск. 2013. № 2357. URL: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=114310.
Ридер к теме 22
Из Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике"
В целях повышения темпов и обеспечения устойчивости экономического роста, увеличения реальных доходов граждан Российской Федерации, достижения технологического лидерства российской экономики постановляю:
1. Правительству Российской Федерации принять меры, направленные на достижение следующих показателей:
а) создание и модернизация 25 млн высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году;
б) увеличение объема инвестиций не менее чем до 25 процентов внутреннего валового продукта к 2015 году и до 27 процентов - к 2018 году;
в) увеличение доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в валовом внутреннем продукте к 2018 году в 1,3 раза относительно уровня 2011 года;
г) увеличение производительности труда к 2018 году в 1,5 раза относительно уровня 2011 года;
д) повышение позиции Российской Федерации в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса со 120-й в 2011 году до 50-й - в 2015 году и до 20-й - в 2018 году.
Из Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки"
В целях дальнейшего совершенствования государственной политики в области образования и науки и подготовки квалифицированных специалистов с учетом требований инновационной экономики постановляю:
1. Правительству Российской Федерации:
а) обеспечить реализацию следующих мероприятий в области образования:
внесение в июле 2012 г. в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "Об образовании в Российской Федерации";
разработку и утверждение в декабре 2013 г. Концепции развития математического образования в Российской Федерации на основе аналитических данных о состоянии математического образования на различных уровнях образования;
проведение до конца декабря 2012 г. мониторинга деятельности государственных образовательных учреждений в целях оценки эффективности их работы, реорганизации неэффективных государственных образовательных учреждений, предусмотрев при реорганизации таких учреждений обеспечение права обучающихся на завершение обучения в других государственных образовательных учреждениях;
разработку и реализацию до конца декабря 2012 г. мер, направленных на повышение эффективности единого государственного экзамена;
повышение до конца июня 2012 г. размера стипендий до величины прожиточного минимума нуждающимся студентам первого и второго курсов, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста и имеющим оценки успеваемости "хорошо" и "отлично";
разработку к июню 2012 г. комплекса мер, направленных на выявление и поддержку одаренных детей и молодежи;
утверждение в июле 2012 г. федеральных государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования;
осуществление к июню 2013 г. перехода к нормативно-подушевому финансированию образовательных программ высшего профессионального образования, а также повышение нормативов финансирования ведущих университетов, осуществляющих подготовку специалистов по инженерным, медицинским и естественно-научным направлениям (специальностям), предусмотрев при этом, что расчет нормативов осуществляется с учетом особенностей реализации образовательных программ;
разработку и утверждение до конца октября 2012 г. плана мероприятий по развитию ведущих университетов, предусматривающих повышение их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров;
б) обеспечить реализацию следующих мероприятий в области науки:
увеличение объемов финансирования государственных научных фондов, а также исследований и разработок, осуществляемых на конкурсной основе ведущими университетами;
утверждение в декабре 2012 г. программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период;
в) обеспечить достижение следующих показателей в области образования:
достижение к 2016 году 100 процентов доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет;
вхождение к 2020 году не менее пяти российских университетов в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов;
увеличение к 2015 году доли занятого населения в возрасте от 25 до 65 лет, прошедшего повышение квалификации и (или) профессиональную подготовку, в общей численности занятого в области экономики населения этой возрастной группы до 37 процентов;
увеличение к 2020 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 70 - 75 процентов, предусмотрев, что 50 процентов из них должны обучаться за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета;
увеличение к 2020 году доли образовательных учреждений среднего профессионального образования и образовательных учреждений высшего профессионального образования, здания которых приспособлены для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, с 3 до 25 процентов;
г) обеспечить достижение следующих показателей в области науки:
увеличение к 2018 году общего объема финансирования государственных научных фондов до 25 млрд. рублей;
увеличение к 2015 году внутренних затрат на исследования и разработки до 1,77 процента внутреннего валового продукта с увеличением доли образовательных учреждений высшего профессионального образования в таких затратах до 11,4 процента;
увеличение к 2015 году доли публикаций российских исследователей в общем количестве публикаций в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных "Сеть науки" (WEB of Science), до 2,44 процента.
Из Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 602 "Об обеспечении межнационального согласия"
В целях гармонизации межнациональных отношений, укрепления единства многонационального народа Российской Федерации и обеспечения условий для его полноправного развития постановляю:
1. Администрации Президента Российской Федерации совместно с Правительством Российской Федерации:
а) до 1 июня 2012 г. - подготовить предложения об образовании при Президенте Российской Федерации совета по межнациональным отношениям;
б) до 1 декабря 2012 г. - разработать и утвердить Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации.
2. Правительству Российской Федерации совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечить:
а) до сентября 2012 г. - подготовку согласованных с Российской академией наук, заинтересованными общественными объединениями и религиозными организациями предложений по формированию перечня книг, в том числе по истории, литературе и культуре народов Российской Федерации, рекомендуемых школьникам для самостоятельного прочтения (перечень "100 книг");
б) до ноября 2012 г.:
разработку комплекса мер, направленных на совершенствование работы органов государственной власти Российской Федерации по предупреждению межнациональных конфликтов, включая создание эффективных механизмов их урегулирования и проведение системного мониторинга состояния межнациональных отношений, а также на активизацию работы по недопущению проявлений национального и религиозного экстремизма и пресечению деятельности организованных преступных групп, сформированных по этническому принципу;
введение обязательного экзамена по русскому языку, истории России, основам законодательства Российской Федерации для трудящихся-мигрантов, за исключением высококвалифицированных специалистов;
в) до декабря 2012 г. - подготовку и представление в установленном порядке проектов нормативных правовых актов, направленных на усиление административной и уголовной ответственности за нарушение требований миграционного законодательства Российской Федерации.
Указ Президента РФ «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации»
В целях защиты национальных интересов Российской Федерации и в соответствии с федеральными законами от 30 декабря 2006 г. № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах» и от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» постановляю:
Органам государственной власти Российской Федерации, федеральным государственным органам, органам местного самоуправления, юридическим лицам, образованным в соответствии с законодательством Российской Федерации, организациям и физическим лицам, находящимся под юрисдикцией Российской Федерации, в своей деятельности исходить из того, что в течение одного года со дня вступления в силу настоящего Указа запрещается либо ограничивается осуществление внешнеэкономических операций, предусматривающих ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению.
Правительству Российской Федерации:
а) определить перечень видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, названных в пункте 1 настоящего Указа,
предусмотрев возможность его корректировки с учетом положений подпункта «в» настоящего пункта;
б) установить перечень конкретных действий, необходимых для реализации настоящего Указа;
в) принять меры по обеспечению сбалансированности товарных рынков и недопущению ускоренного роста цен на сельскохозяйственную и продовольственную продукцию;
г) организовать совместно с высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации оперативный мониторинг товарных рынков и контроль за их состоянием;
д) обеспечить совместно с объединениями
товаропроизводителей, торговых сетей и организаций разработку и реализацию комплекса мероприятий, направленных на увеличение предложения отечественных товаров;
е) обеспечить в соответствии со своей компетенцией осуществление иных мер, необходимых для реализации настоящего Указа;
ж) при необходимости вносить предложения об изменении срока действия запрета, предусмотренного пунктом 1 настоящего Указа.