Задачи и направления деятельности прокуратуры.

Прокуратура Республики Беларусь – единая и централизованная система органов, осуществляющих от имени государства надзор за точным и единообразным исполнением нормативных правовых актов на территории Республики Беларусь, а также выполняющих иные функции, установленные законодательными актами (ст. 1 Закона Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь»).

На Генерального прокурора и подчиненных ему прокуроров возлагается надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных актов министерствами и другими подведомственными Совету Министров органами, местными представительными и исполнительными органами, организациями и учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами. Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов при расследовании преступлений, соответствием закону судебных решений по гражданским, хозяйственным, уголовным делам и делам об административных правонарушениях. В случаях, предусмотренных законом, прокуратура также проводит предварительное следствие, поддерживает государственное обвинение в судах при рассмотрении уголовных дел (ст. 125 Конституции Республики Беларусь).

Задачами прокуратуры являются обеспечение верховенства права, законности и правопорядка, защита прав и законных интересов граждан и организаций, а также общественных и государственных интересов (ст. 4 Закона Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь»).

Направления деятельности прокуратуры – это пути, по которым Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов, достигают цели, выполняют возложенные на них задачи.

Направления деятельности прокуратуры можно классифицировать на четыре вида:

1. Отрасли прокурорского надзора:

1) надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, местными представительными, исполнительными и распорядительными органами, общественными объединениями, религиозными организациями и другими организациями, должностными лицами и иными гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями (надзор за исполнением законодательства);

2) надзор за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности;

3) надзор за исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания;

4) надзор за соответствием закону судебных постановлений, а также за соблюдением законодательства при их исполнении;

5) надзор за соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера.

Координация правоохранительной деятельности государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, а также деятельность по борьбе с преступностью иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью, деятельность по профилактике правонарушений.

С этой целью образуется возглавляемое прокурором координационное совещание по борьбе с преступностью и коррупцией (координационное совещание), в состав которого входят руководители государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, и иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью, а также руководители субъектов профилактики правонарушений.

Законом Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» от 20 июля 2006 г., которым устанавливаются правовые основы государственной политики в сфере борьбы с коррупцией, Генеральная прокуратура Республики Беларусь определена государственным органом, ответственным за организацию борьбы с коррупцией.

В целях обеспечения организации борьбы с коррупцией органы прокуратуры Республики Беларусь наделяются специальными полномочиями, перечисленными в ст. 12 Закона Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь», ст. 7 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией», в основном по сбору и анализу информации о коррупционных проявлениях, координации деятельности органов, осуществляющих борьбу с коррупцией, подготовке предложений по совершенствованию законодательства.

Наши рекомендации